Русская литература 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 288.00 Кб (Скачать)
  1. Жанровая  система русского классицизма. А. Сумароков  – теоретик русского классицизма.
 

В классицизме жанры  подразделяются на высокие  и низкие. К высоким  относятся те, что  повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.  
Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.

Сумароков 
 Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма, — трагедия и комедия.  
 Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства. 
Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга.  
Сумароков остро ощущал и сугубо художественные задачи, которые стояли перед русской литературой, Свои соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: «О русском языке» и «О стихотворстве». В дальнейшем он объединил их в одном произведении под названием «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Образцом для «Наставления» послужил трактат Буало «Искусство поэзии», но в сочинении Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными потребностями русской литературы. 
Основное место в «Наставлении» отведено характеристике новых для русской литературы жанров: идиллии, оды, поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни. Большая часть рекомендаций связана с выбором стиля для каждого из них. 
Но отношение к отдельным жанрам у Буало и Сумарокова не всегда совпадает. Буало очень высоко отзывается о поэме. Он ставит ее даже выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше, довольствуясь лишь характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ни одной поэмы. Его талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим к малым жанрам — к балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле «О стихотворстве» называет их «безделками», а в «Наставлении» обходит полным молчанием.

Высокие жанры: эпопея, трагедия, ода.

Эпопея или героическая поэма.

События были эпохальными, влияющими  на ход истории. Они  все были дидактичными.

В классицистических  произведениях не изображалась внешность  героя, изображались только черты его  характера (либо только отрицательные, либо только положительные).

1779 год – Херасков  «Россиада». Она посвящена  походу Ивана Грозного  на Казань. В эпопее  две линии: казанская  (царица Сумбека)  и русская (царь  Иоанн). Царь выбирает  долг, а не чувства.

Трагедия.

Она решала проблемы общечеловеческой значимости: каким должен быть монарх, гражданин и т. д.

В трагедии всегда есть конфликт между чувством и долгом.

Герои: монархи, полководцы, дворяне. Есть чёткое деление героев на положительных и  отрицательных. Герой  трагедии классицизма  – это носитель одной черты, находящийся всегда между чувством и долгом.

Правило трёх единств:

  • Единство времени (действие длится не более 24 часов);
  • Единство места;
  • Единство действия (одна сюжетная линия).

Трагедия  обладала чёткой композиционной схемой:

  • Завязка;
  • Развязка;
  • Кульминация;
  • Подготовка к развязке;
  • Развязка.

Для написания трагедии использовался шестистопный ямб.

1747год  – Сумароков «Хореф»  первая русская  трагедия.

1748 – Гамлет

1750 - синаф и трувор

1771 – Димитрий самозванец.

Ода.

Это похвальная песня, в  которой сохранялся принцип дидактизма. В ней главное выразить пафос.

  • Похвальные;
  • Героические;
  • Философские;
  • Анакреонтические;
  • Духовные (переложение псалмов Давида).

Структура оды.

  • Приступ (смелый или постепенный), обозначается тема или герой;
  • Доказательство;
  • Заключение.

В оде есть лирические отступления. Она первоначально писалась как ораторский жанр.

Оду характеризуют: взаимословие (прямая речь), античные образы и герои, инверсии, множество старославянизмов, олицетворения, метафоры, гиперболы и т. д.

Ода писалась одической  строфой: 10 строчек: абаб, вв, гддг. Каждая сточка писалась четырёхстопным ямбом.

  1. Высокие жанры русского классицизма. Эпическая поэма.
 

Высокие жанры: эпопея, трагедия, ода.

Эпопея  или героическая  поэма.

События были эпохальными, влияющими  на ход истории. Они  все были дидактичными.

В классицистических  произведениях не изображалась внешность  героя, изображались только черты его  характера (либо только отрицательные, либо только положительные).

1779 год – Херасков  «Россиада». Она посвящена  походу Ивана Грозного  на Казань. В эпопее две линии: казанская (царица Сумбека) и русская (царь Иоанн). Царь выбирает долг, а не чувства.

Трагедия.

Она решала проблемы общечеловеческой значимости: каким  должен быть монарх, гражданин и т. д.

В трагедии всегда есть конфликт между чувством и долгом.

Герои: монархи, полководцы, дворяне. Есть чёткое деление героев на положительных и  отрицательных. Герой  трагедии классицизма  – это носитель одной черты, находящийся  всегда между чувством и долгом.

Правило трёх единств:

  • Единство времени (действие длится не более 24 часов);
  • Единство места;
  • Единство действия (одна сюжетная линия).

Трагедия  обладала чёткой композиционной схемой:

  • Завязка;
  • Развязка;
  • Кульминация;
  • Подготовка к развязке;
  • Развязка.

Для написания трагедии использовался шестистопный ямб.

1747год  – Сумароков «Хореф»  первая русская  трагедия.

1748 – Гамлет

1750 - синаф и трувор

1771 – Димитрий самозванец.

Ода.

Это похвальная песня, в  которой сохранялся принцип дидактизма. В ней главное  выразить пафос.

  • Похвальные;
  • Героические;
  • Философские;
  • Анакреонтические;
  • Духовные (переложение псалмов Давида).

Структура оды.

  • Приступ (смелый или постепенный), обозначается тема или герой;
  • Доказательство;
  • Заключение.

В оде есть лирические отступления. Она  первоначально писалась как ораторский жанр.

Оду характеризуют: взаимословие (прямая речь), античные образы и герои, инверсии, множество старославянизмов, олицетворения, метафоры, гиперболы и т. д.

Ода писалась одической  строфой: 10 строчек: абаб, вв, гддг. Каждая сточка писалась четырёхстопным ямбом. 
 

  1. Жанр  трагедии в литературе русского классицизма. Трагедии А. Сумарокова.
 

Трагедия  решала проблемы общечеловеческой значимости: каким  должен быть монарх, гражданин и т. д.

В трагедии всегда есть конфликт между чувством и долгом.

Герои: монархи, полководцы, дворяне. Есть чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Герой трагедии классицизма – это носитель одной черты, находящийся всегда между чувством и долгом.

Правило трёх единств:

  • Единство времени (действие длится не более 24 часов);
  • Единство места;
  • Единство действия (одна сюжетная линия).

Трагедия  обладала чёткой композиционной схемой:

  • Завязка;
  • Развязка;
  • Кульминация;
  • Подготовка к развязке;
  • Развязка.

Для написания трагедии использовался шестистопный ямб.

1747год  – Сумароков «Хореф»  первая русская  трагедия.

1748 – Гамлет

1750 - синаф и трувор

1771 – Димитрий самозванец.

Сумароков 
 Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма, — трагедия и комедия.  
 Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства. 
Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга.  
Сумароков остро ощущал и сугубо художественные задачи, которые стояли перед русской литературой, Свои соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: «О русском языке» и «О стихотворстве». В дальнейшем он объединил их в одном произведении под названием «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Образцом для «Наставления» послужил трактат Буало «Искусство поэзии», но в сочинении Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными потребностями русской литературы. 
Основное место в «Наставлении» отведено характеристике новых для русской литературы жанров: идиллии, оды, поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни. Большая часть рекомендаций связана с выбором стиля для каждого из них. 
Но отношение к отдельным жанрам у Буало и Сумарокова не всегда совпадает. Буало очень высоко отзывается о поэме. Он ставит ее даже выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше, довольствуясь лишь характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ни одной поэмы. Его талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим к малым жанрам — к балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле «О стихотворстве» называет их «безделками», а в «Наставлении» обходит полным молчанием. 
Трагедии Сумарокова 
Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в русскую литературу. 
Все трагедии Сумарокова носят резко выраженную политическую окраску. В основу большей части трагедий Сумарокова положена отечественная тематика. При этом наблюдается интересная закономерность. Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного или полулегендарного характера, что позволило свободно варьировать те или иные факты. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет.     Как убежденный монархист, он мог тирании противопоставить только просвещенный абсолютизм.  
Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. 
В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены
два типа героев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в конце концов преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев (пьеса «Хорев»), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия «Синав и Трувор») и ряд других. Ко второму типу относятся персонажи, у которых страсть одерживает победу над государственным долгом. Это прежде всего лица, облеченные верховной властью, — князья, монархи, т. е. те, кто, по мысли Сумарокова, должен особенно ревностно выполнять свои обязанности. 
Но, к сожалению, власть часто ослепляет правителей, и они легче, чем их подданные, оказываются рабами своих чувств, что самым печальным образом отражается на судьбе зависимых от них людей. Так, жертвами подозрительности князя Кия становятся его брат и невеста брата — Оснельда («Хорев»). Ослепленный любовной страстью новгородский князь Синав доводит до самоубийства Трувора и его возлюбленную Ильмену («Синав и Трувор»). Наказанием неразумным правителям чаще всего становятся раскаяние, муки совести, наступающие после запоздалого прозрения. Однако в некоторых случаях Сумароков допускает и более грозные формы возмездия. 
Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего XVIII в. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти — подозрительности, честолюбию, ревности — и в силу этого причиняющий страдания своим подданным. Для того чтобы тирания монарха раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которых препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяется борьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монарха приобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленных уступает место борьбе с правителем-тираном.
 

Информация о работе Русская литература 18 века