Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:16, курс лекций
Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.
В
классицизме жанры
подразделяются на высокие
и низкие. К высоким
относятся те, что
повествуют о выдающихся
событиях и выдающихся
людях - трагедия, ода,
героическая песня.
Герои высоких жанров -
это видные деятели
искусства и политики,
монархи, исторические
персонажи. О них говорят
торжественным, величавым
языком высокого стиля.
Низкие жанры рассказывают
о частной жизни буржуа,
третьего сословия.
Это может быть комедия,
сатира, басня, написанная
в разговорном стиле.
Сумароков
Творческий диапазон
Александра Петровича
Сумарокова очень широк.
Он писал оды, сатиры,
басни, эклоги, песни,
но главное, чем он обогатил
жанровый состав русского
классицизма, — трагедия
и комедия.
Мировоззрение Сумарокова
сформировалось под
влиянием идей петровского
времени. Но в отличие
от Ломоносова он сосредоточил
внимание на роли и обязанностях
дворянства.
Лучшей формой государственного
устройства Сумароков
считал монархию. Но
высокое положение монарха
обязывает его быть
справедливым, великодушным,
уметь подавлять в себе
дурные страсти. В своих
трагедиях поэт изображал
пагубные последствия,
проистекающие от забвения
монархами их гражданского
долга.
Сумароков остро ощущал
и сугубо художественные
задачи, которые стояли
перед русской литературой,
Свои соображения по
этим вопросам он изложил
в двух эпистолах: «О
русском языке» и «О
стихотворстве». В дальнейшем
он объединил их в одном
произведении под названием
«Наставление хотящим
быти писателями» (1774).
Образцом для «Наставления»
послужил трактат Буало
«Искусство поэзии»,
но в сочинении Сумарокова
ощущается самостоятельная
позиция, продиктованная
насущными потребностями
русской литературы.
Основное место в «Наставлении»
отведено характеристике
новых для русской литературы
жанров: идиллии, оды,
поэмы, трагедии, комедии,
сатиры, басни. Большая
часть рекомендаций
связана с выбором стиля
для каждого из них.
Но отношение к отдельным
жанрам у Буало и Сумарокова
не всегда совпадает.
Буало очень высоко
отзывается о поэме.
Он ставит ее даже выше
трагедии. Сумароков
говорит о ней меньше,
довольствуясь лишь
характеристикой ее
стиля. За всю свою жизнь
он не написал ни одной
поэмы. Его талант раскрылся
в трагедии и комедии,
Буало вполне терпим
к малым жанрам — к балладе,
рондо, мадригалу. Сумароков
в эпистоле «О стихотворстве»
называет их «безделками»,
а в «Наставлении» обходит
полным молчанием.
Высокие жанры: эпопея, трагедия, ода.
Эпопея или героическая поэма.
События были эпохальными, влияющими на ход истории. Они все были дидактичными.
В классицистических произведениях не изображалась внешность героя, изображались только черты его характера (либо только отрицательные, либо только положительные).
1779 год – Херасков «Россиада». Она посвящена походу Ивана Грозного на Казань. В эпопее две линии: казанская (царица Сумбека) и русская (царь Иоанн). Царь выбирает долг, а не чувства.
Трагедия.
Она решала проблемы общечеловеческой значимости: каким должен быть монарх, гражданин и т. д.
В трагедии всегда есть конфликт между чувством и долгом.
Герои: монархи, полководцы, дворяне. Есть чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Герой трагедии классицизма – это носитель одной черты, находящийся всегда между чувством и долгом.
Правило трёх единств:
Трагедия обладала чёткой композиционной схемой:
Для написания трагедии использовался шестистопный ямб.
1747год – Сумароков «Хореф» первая русская трагедия.
1748 – Гамлет
1750 - синаф и трувор
1771 – Димитрий самозванец.
Ода.
Это похвальная песня, в которой сохранялся принцип дидактизма. В ней главное выразить пафос.
Структура оды.
В оде есть лирические отступления. Она первоначально писалась как ораторский жанр.
Оду характеризуют: взаимословие (прямая речь), античные образы и герои, инверсии, множество старославянизмов, олицетворения, метафоры, гиперболы и т. д.
Ода писалась одической строфой: 10 строчек: абаб, вв, гддг. Каждая сточка писалась четырёхстопным ямбом.
Высокие жанры: эпопея, трагедия, ода.
Эпопея или героическая поэма.
События были эпохальными, влияющими на ход истории. Они все были дидактичными.
В классицистических произведениях не изображалась внешность героя, изображались только черты его характера (либо только отрицательные, либо только положительные).
1779 год – Херасков «Россиада». Она посвящена походу Ивана Грозного на Казань. В эпопее две линии: казанская (царица Сумбека) и русская (царь Иоанн). Царь выбирает долг, а не чувства.
Трагедия.
Она решала проблемы общечеловеческой значимости: каким должен быть монарх, гражданин и т. д.
В трагедии всегда есть конфликт между чувством и долгом.
Герои: монархи, полководцы, дворяне. Есть чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Герой трагедии классицизма – это носитель одной черты, находящийся всегда между чувством и долгом.
Правило трёх единств:
Трагедия обладала чёткой композиционной схемой:
Для написания трагедии использовался шестистопный ямб.
1747год – Сумароков «Хореф» первая русская трагедия.
1748 – Гамлет
1750 - синаф и трувор
1771 – Димитрий самозванец.
Ода.
Это похвальная песня, в которой сохранялся принцип дидактизма. В ней главное выразить пафос.
Структура оды.
В оде есть лирические отступления. Она первоначально писалась как ораторский жанр.
Оду характеризуют: взаимословие (прямая речь), античные образы и герои, инверсии, множество старославянизмов, олицетворения, метафоры, гиперболы и т. д.
Ода
писалась одической
строфой: 10 строчек:
абаб, вв, гддг. Каждая
сточка писалась четырёхстопным
ямбом.
Трагедия решала проблемы общечеловеческой значимости: каким должен быть монарх, гражданин и т. д.
В трагедии всегда есть конфликт между чувством и долгом.
Герои: монархи, полководцы, дворяне. Есть чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Герой трагедии классицизма – это носитель одной черты, находящийся всегда между чувством и долгом.
Правило трёх единств:
Трагедия обладала чёткой композиционной схемой:
Для написания трагедии использовался шестистопный ямб.
1747год – Сумароков «Хореф» первая русская трагедия.
1748 – Гамлет
1750 - синаф и трувор
1771 – Димитрий самозванец.
Сумароков
Творческий диапазон
Александра Петровича
Сумарокова очень широк.
Он писал оды, сатиры,
басни, эклоги, песни,
но главное, чем он обогатил
жанровый состав русского
классицизма, — трагедия
и комедия.
Мировоззрение Сумарокова
сформировалось под
влиянием идей петровского
времени. Но в отличие
от Ломоносова он сосредоточил
внимание на роли и обязанностях
дворянства.
Лучшей формой государственного
устройства Сумароков
считал монархию. Но
высокое положение монарха
обязывает его быть
справедливым, великодушным,
уметь подавлять в себе
дурные страсти. В своих
трагедиях поэт изображал
пагубные последствия,
проистекающие от забвения
монархами их гражданского
долга.
Сумароков остро ощущал
и сугубо художественные
задачи, которые стояли
перед русской литературой,
Свои соображения по
этим вопросам он изложил
в двух эпистолах: «О
русском языке» и «О
стихотворстве». В дальнейшем
он объединил их в одном
произведении под названием
«Наставление хотящим
быти писателями» (1774).
Образцом для «Наставления»
послужил трактат Буало
«Искусство поэзии»,
но в сочинении Сумарокова
ощущается самостоятельная
позиция, продиктованная
насущными потребностями
русской литературы.
Основное место в «Наставлении»
отведено характеристике
новых для русской литературы
жанров: идиллии, оды,
поэмы, трагедии, комедии,
сатиры, басни. Большая
часть рекомендаций
связана с выбором стиля
для каждого из них.
Но отношение к отдельным
жанрам у Буало и Сумарокова
не всегда совпадает.
Буало очень высоко
отзывается о поэме.
Он ставит ее даже выше
трагедии. Сумароков
говорит о ней меньше,
довольствуясь лишь
характеристикой ее
стиля. За всю свою жизнь
он не написал ни одной
поэмы. Его талант раскрылся
в трагедии и комедии,
Буало вполне терпим
к малым жанрам — к балладе,
рондо, мадригалу. Сумароков
в эпистоле «О стихотворстве»
называет их «безделками»,
а в «Наставлении» обходит
полным молчанием.
Трагедии Сумарокова
Литературную славу
принесли Сумарокову
трагедии. Он первый
ввел этот жанр в русскую
литературу.
Все трагедии Сумарокова
носят резко выраженную
политическую окраску.
В основу большей части
трагедий Сумарокова
положена отечественная
тематика. При этом наблюдается
интересная закономерность.
Драматург обращался
к самым отдаленным
эпохам русской истории,
легендарного или полулегендарного
характера, что позволило
свободно варьировать
те или иные факты. Важным
для него было не воспроизведение
колорита эпохи, а политическая
дидактика, провести
которую в массы позволил
исторический сюжет.
Как убежденный монархист,
он мог тирании противопоставить
только просвещенный
абсолютизм.
Трагедии Сумарокова
представляют собой
своеобразную школу
гражданских добродетелей,
рассчитанную не только
на рядовых дворян, но
и на монархов. В этом
— одна из причин недоброжелательного
отношения к драматургу
Екатерины II. Не посягая
на политические устои
монархического государства,
Сумароков затрагивает
в своих пьесах его нравственные
ценности. Рождается
коллизия долга и страсти.
Долг повелевает героям
неукоснительно выполнять
их гражданские обязанности,
страсти — любовь, подозрительность,
ревность, деспотические
наклонности — препятствуют
их осуществлению.
В связи с этим в трагедиях
Сумарокова представлены
два типа героев.
Первые из них, вступая
в поединок с охватившей
их страстью, в конце
концов преодолевают
свои колебания и с честью
выполняют свой гражданский
долг. К ним относятся
Хорев (пьеса «Хорев»),
Гамлет (персонаж из
одноименной пьесы,
представляющей собой
вольную переделку трагедии
Шекспира), Трувор (трагедия
«Синав и Трувор») и
ряд других. Ко
второму типу
относятся персонажи,
у которых страсть одерживает
победу над государственным
долгом. Это прежде всего
лица, облеченные верховной
властью, — князья, монархи,
т. е. те, кто, по мысли
Сумарокова, должен
особенно ревностно
выполнять свои обязанности.
Но, к сожалению, власть
часто ослепляет правителей,
и они легче, чем их подданные,
оказываются рабами
своих чувств, что самым
печальным образом отражается
на судьбе зависимых
от них людей. Так, жертвами
подозрительности князя
Кия становятся его
брат и невеста брата
— Оснельда («Хорев»).
Ослепленный любовной
страстью новгородский
князь Синав доводит
до самоубийства Трувора
и его возлюбленную
Ильмену («Синав и Трувор»).
Наказанием неразумным
правителям чаще всего
становятся раскаяние,
муки совести, наступающие
после запоздалого прозрения.
Однако в некоторых
случаях Сумароков допускает
и более грозные формы
возмездия.
Заслуга Сумарокова
перед русской драматургией
состоит в том, что он
создал особый тип трагедий,
оказавшийся чрезвычайно
устойчивым на протяжении
всего XVIII в. Неизменный
герой сумароковских
трагедий — правитель,
поддавшийся какой-либо
пагубной страсти —
подозрительности, честолюбию,
ревности — и в силу
этого причиняющий страдания
своим подданным. Для
того чтобы тирания
монарха раскрывалась
в сюжете пьесы, в нее
вводятся двое влюбленных,
счастью которых препятствует
деспотическая воля
правителя. Поведение
влюбленных определяется
борьбой в их душе долга
и страсти. Однако в
пьесах, где деспотизм
монарха приобретает
разрушительные размеры,
борьба между долгом
и страстью влюбленных
уступает место борьбе
с правителем-тираном.