Русская литература 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 288.00 Кб (Скачать)
  • Аллегория
  • Двучастность
  • Дидактизм
  • Простота речи
  • Смех как способ передачи нравоучения
 

А.П.Сумароков поставил басню в ряд жанров классицизма.

Основа  – рассказ, вызывающий смех( шутливая, но благородная  форма)

Первые  басни писал А.Кантемир. 

Основу  русской басни  заложил А.П.Сумароков.

И.И.Дмитриев известен также как  баснописец. Всего  им было написано 80 басен. Сюжеты многих из них заимствованы у Лафонтена и Флориана. До Дмитриева самым плодовитым русским баснописцем был Сумароков, который как поэт-классицист считал басни низким жанром и поэтому писал их нарочито огрубленным языком. Подобно Карамзину, Дмитриев избегает низкого «штиля» и пишет свои басни легким, изящным слогом. 

  1. Основные  тенденции развития комедии в русской  литературе 18 века.
 

Комедия как жанр сформ  в др гр, как и  трагикомедия имеет  общий набор структурных  признаков. Является антонимом трагедии. В комедии герой итмеет противоречивый характер, распадающийся на простые составляющие. В центре сюжета как правило 2 героя: протагонист-воплощение добродетели и антогонист. порок и зло. Ком герой-протагонист, новатор, он связ с будущим и опережает своё время. Это обст. мотивировка победы, т.к. будущее непременно наступит. Источник  конфликта противостояние характеров. он проистекает из нравств и соц усл чел сущ., но носит более приземлённый характер. В решении конфл большую роль игр случай и   обретение. Комедия не имела большого успеха у Сумарокова. Исследователи выд 2 вода класс ком:-лёгкая, высокая(соц).

Сумароков писал лёгкие ком, на скорую руку. Предназначение издёвкой править  нрав. Ком не развлечение, она д.б. поучительна. насмешка над страстями. Персонажи имеют гов имена. Псих изъяны свойств людям во все времена, ком. внеисторична. Особ памфлетность. С явно указ на совр(Тред). Сумароков написал 12 комедий, он писал комедии на протяжении 30 лет, от 50-70гг жанровая модель комедии претерпевала изм: 50-тяготеют к памфлетности, 60 - разрабатывается категория интриги и  хар-ра. 70 гг-комедии обр жанровые признаки ком нравов. По отн к трагедии его комедия возникла как младший отр жанр. сумароков созд свои 1 комедии не для того, чтобы создать образец нов жанра, а чтобы осмеять противника.

«Тристосинус»-лёгкая комедия по образцу  Мольеровых.Не отображает русскую действ-ть.

Комедия.

Присутствует  частная проблематика, имеющая общественное значение. Она дидактична, у героев говорящие  имена и фамилии. Герой низкий, это носитель одной черты (положительные и отрицательные герои количественно уравновешены). Положительный герой – резонёр, т. е. вещатель истин.

Комедии пишется низким стилем, допускаются проза  и просторечные слова. Правило трёх единств  обязательно для комедии.

Этапы развития комедии:

  • Становление комедии (Сумароков), комедия положений 50е годы. «пустая ссора», «чудовище», «тресотиниус»;
  • 60-80е годы. Утверждение комедии как ведущего жанра классицизма, комедии характеров;
  • Утверждение комедии высокой общественной значимости.
 
  1. Комедия Д. Фонвизина «Недоросль». Новаторство драматургии  Фонвизина.
 

Фонвизин "Недоросль" 
Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма.    Но в отличие от комедий Сумарокова и Лукина, пьесы Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.  
От классицизма идет прежде всего принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга. В «Недоросле» — характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая — как отклонение от нее. Так оценивали современность и Ломоносов и Сумароков. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. В каждой пьесе два лагеря — злонравные и добродетельные герои. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные — только порочны.  
В «Недоросле» система образов продумана строго. 1781г.Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные, злонравные и  воспитатели Митрофана, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами.  
 В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. 
Как и все знаменитые сатирики, Фонвизин в своей критике исходит из определенных гражданских идеалов. Изображение этих идеалов в сатирических произведениях не обязательно, но в дидактической литературе XVIII в. сатира, как правило, дополнялась показом идеальных героев. Не обошел этой традиции и Фонвизин, резко противопоставив миру Простаковых и Скотининых — Стародума, Правдина, Милона и Софью. Тем самым злонравным противопоставлены в пьесе идеальные дворяне. Стародум и Правдин безоговорочно осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. Сразу же отметим, что речь идет не об осуждении самого института крепостничества, а о злоупотреблении им. 
Пьесы Фонвизина не только опирались на традиции русской сатиры и комедии второй трети XVIII в., но и свидетельствовали о новых достижениях русского классицизма. Если комедии Сумарокова еще слишком зависели от иностранных образцов — от комедии дель-арте, от французской драматургии XVII в., что выражалось в фарсовых сценах, в нерусских именах героев, то Фонвизин освобождает свои пьесы от примитивного фарсового комизма.  
В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.  
Комедии Фонвизина, в особенности «Недоросль», — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. 
Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Конечно, черты предшествующей традиции еще живут в его пьесах. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа.  
Но гораздо важнее другое — обращение писателя к живому разговорному языку, к просторечию, к вульгаризмам со всеми их отклонениями от «правильной» литературной речи.

81-82 – окончательный  текст пр-я. Ф работает над ней очень долго. Жанр – соц – полит ком. Идейно – композиционная структура – уравновешены два момента: комический гротеск и полит утопия.  Ф дает струю соц сатиру на российских  помещиков. В ком говорится и о дворе, о правительстве. Здесь Ф поручил представлять сворю точку зрения Стародуму. В разговорах с Правдиным, Милоном, Софьей Стародум обрушивается с негодованием на развращенный двор современного деспота, т е на правительство, руководимое не лучшими людьми, а любимцами, фаворитами, выскочками. Он требует от монарха, как и от дворянства, законности и свободы. Ф затрагивает вопросы крестьянства: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».  Простаковы и Скотинины не управляют крестьянами, а мучают и беззастенчиво грабят их, стремясь выжать из них побольше доходов. Существенным моментом идеологической направленности ком Ф было и ее заключение: Правдин берет под опеку поместье Простаковых. Вопрос об опеке над помещиками0тиранами. о контроле над их действиями, о возможности вмешательства правительства и закона в крепостнические отношения – Ф ставит этот вопрос со сцены.  Ком строится по принципу зеркальной симметрии. Отрицательные персонажи – Простакова, Митрофан (повторяющий мать), Тарас Скотинин, учителя – Адам Адамыч Вральман, недоученный семинарист Кутейкин. Им  противопоставлены – Стародум, Правдин (чиновник, представляющий наместничество), Софья, Милон, Цыфиркин. Любовная интрига помогает развернуться соц конфликту. Зооморфные сравнения несут философскую нагрузку. Стародум: «Невежда без души зверь». Скотинин подтверждает превосходство свиней над чел родом. Простакова применяет относительно чела существительные «харя» и «рыло». Четвертое действие – своеобразная кульминация. Это череда экзаменов. Показаны 4 экзаменационные ситуации. Они тоже показаны по принципу зеркальной симметрии. Экзамены принимает Стародум.  Софья сдает «экзамен» - читает семейный роман «Фенелон». Софья благонравна. Она готова к семейной жизни. Стародум в ней уверен. Милон экзаменуется с точки зрения офицерской чести. Экзамен Тараса Скотинина на предмет геральдики. Скотинин не силен в грамматике, и он не знает текста священного писания. Зато он уверен, что род его начался раньше Адамова. Но тогда получается, что Скотинин происходит от скота. Митрофанушка, грамматика. Митрофан непроизвольно остроумен, но разума у него нет. В финале проявляется его злонравие. Простакова лишается власти, имения, а Митрофан отторгает ее. Отриц персонаж Простаковой не лишен человеческих черт. Ф отходит от классицизма и среди масок-карикатур проявляются настоящие живые люди со сложными характерами.  П невежественна, корыстолюбива, цинична, но все же она человек. Ф наделяет е материнским чувством, и это не себялюбивое чувство.  Ее безобразие начинает пониматься не как случайный порок. Она могла быть лучше, ведь в ней есть корень добродетели. В том, что она изверг виновато воспитание, среда, уклад жизни, виновато и правительство, и указ «о вольности дворянства». Виновато крепостничество. Бесконтрольное рабовладение развращает рабовладельца, способствует его моральной гибели, превращает в раба своих страстей.  Ф рассматривает задачу воспитания как государственную, но важно и внутренне побуждение, обусловленное честью. Ф реально и ярко изображает быт, его герои живут на сцене. Он выводит Простаковых и Скотининых во всей их непригядности, чтобы картина потрясла зрителей своей правдой. Его ком беспощадна, резка. Ф демонстрирует и образцы гражданских и семейных добродетелей – Софья, Милон, Стародум.  
 

  1. Идеи  просвещения и  русская литература 18 века.
 

Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской художественной литературы. Историческим рубежом между старой и новой Россией были реформы Петра I, затронувшие самые разнообразные области политики русского государства, в том числе и идеологическую сферу. Рождалась культура, резко отличавшаяся от предшествующей. Основные черты:

  Обмирщение  литературы;

  Обновление  жанровой системы  литературы;

  Изменение литературного языка;

  Реформа стихосложения;

  Освоение  литературного опыта  Запада.

Периодизация:

  1. 1700-1730 гг. (предклассицистический). Произведения отличаются большой жанровой и стилистической пестротой, во многом связаны с предшествующим периодом. Еще не выработаны ни общий творческий метод, ни стройная жанровая система, но уже вызревают основные идеологические предпосылки классицизма: защита государственных интересов, прославление Петра как просвещенного монарха. Усиливается интерес к античности.

  2. 1730-1750 гг. (становление классицизма). Радикальные преобразования литературы, создание новых классицистических жанров, реформа литературного языка и стихосложения, появление теоретических трактатов, обосновывающих эти нововведения. Представители: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.

  3. 1750-1790 гг. (расцвет классицизма). Большую роль начинает играть просветительская идеология, под ее влиянием русский классицизм поднимается на новую ступень своего художественного и идейного развития. Начало трансформации классицизма, появление сентиментализма. Представители: Фонвизин, Державин, Княжнин, Капнист.

Характеристика литературы эпохи Просвещения.

Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. -философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, - жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.

Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы - «орудия просвещения» - по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, -«Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро.

Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, как «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам.

Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его страдания. Разоблачая произвол господствующих сословий, они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения. Однако интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля.

Просветители использовали лучшие черты классицистического искусства - героическую патетику, чувства гражданственности, поставив их на службу революционным идеям.

Они прославили силу человеческого разума, призвали на суд разума идеологию и государственные учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение.

Литература II половины XVIII в. представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Зародился он еще во II четверти XVIII в. и проявился в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, расцвета достиг в произведениях М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина и Г. Р. Державина. Наиболее полно принципы классицизма проявились в творчестве Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) – создателя первых национальных русских образцов драматургии классицизма – трагедий и комедий. Основой трагического конфликта в пьесах А. П. Сумарокова, в соответствии с канонами классицизма, является противоречие между гражданским долгом и любовью, выбор между которыми предстоит сделать главному герою. Характерной чертой драматургии русского классицизма является также то, что часто в качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Храбрый» Я. Б. Княжнина и др. Большое значение для литературы классицизма имела ода. Ода стала основным жанром поэзии М. В. Ломоносова. Выдающееся значение имели оды Г. Р. Державина («Фелица»).

Информация о работе Русская литература 18 века