Русская литература 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

Второе направление в русской литературе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Денис Иванович Фонвизин (1744–1792) – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». По форме произведения Д. И. Фонвизина имеют еще очень много общего с литературой классицизма: соблюдается единство времени и места, пьесы состоят из пяти актов, героям даны «говорящие» фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и пр. В то же время трактовка персонажей менее условна: в образах госпожи Простаковой, Митрофанушки, Бригадирши читатели узнавали своих современников, их характеры выписаны более тонко и реалистично. Творчество Д. И. Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской культуры. В его комедиях сильна антикрепостническая направленность. Многие фразы из его произведений стали крылатыми («Не хочу учиться – хочу жениться»), имя Митрофанушки превратилось в нарицательное.

Третье направление – сентиментализм. Это направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие чувства. В русской литературе сентиментализм представлен творчеством Н. М. Карамзина, который был не только великим историком, но и популярным писателем. В его романе «Бедная Лиза» крестьянская девушка влюбляется в молодого дворянина офицера Эраста. Незнатная героиня оказывается более способна любить, чем дворянин. Финал истории трагичен: соблазненная и брошенная Лиза кончает жизнь самоубийством. 

  1. Развитие романа в русской литературе 18 века. Романы Ф. Эммина и М. Чулкова.
 

К середине 18 столетия начинают меняться навыки и вкусы, присущие классицистам.  Книга  становится более  доступной, теперь ее читают не только дворяне, но и мещане, купцы. Новые требования к литературе – требуется не воспитание воли и разума, а практической пользы или забавы. В литру вторгается проза, разрушается классицистическая эстетика. Писатели нового толка культивируют роман, повесть, новеллу, анекдот. Это тривиальная л-ра. А классицизм избегал тривиальности. Занимательный сюжет, примеры низового реализма.  Развлекательность, неприкрашенная обыденность конкретной жизни, изображение судьбы индивидуального человека.  Самый яркий романист Федор Александрович Эммин (1735-70). Авантюрист и делец. Промелькнул в л-ре с большим эффектом. Был непохож на других писателей того времени. Смотрел на л-ру как на выгодную отрасль. Писал невероятно много, издавал сразу 2 журнала (Адская почта и Смесь). Создал 25 книг, в том числе: 7 романов, 3 тома истории России (беллетризированной).  Авантюрные романы Э очень занимательны. Идеально добродетельный, мужественный герой странствует по свету – «Непостоянная фортуна или похождения Мирамонда». В романе прославляется добродетель и унижается порок. Несмотря на то, что Э не дает глубокого психологического анализа героя, он не гонится за чисто развлекательным сюжетом. Приключенческая струя сочетается с историей духовных исканий. В романе после серии приключений, в 3 части Мирамонд уходит в пустыню, становится отшельником – дух часть.  Но наиболее своеобразен четырехтомный роман «Письма Эрнеста и Дорарвы» (1766). Роману придана эпистолярная форма. первый в России сентиментальный роман, психологический. Создан по принципу романа Жака Руссо «Новая Элоиза». Это роман в письмах, вызов классицизму. Длинные послания героев Э давали простор для   анализа их психологии. Роман человеческих переживаний, своеобразное утверждение права личности на своеобразие, на чувство. Герои – совершенно обычные люди. Сюжет – Эрнест, бедный дворянин, полюбил Д, дочь знатного и богатого человека. Она отвечает взаимностью, но разница положения не позволяет надеяться на брак.  Это социальная подоплека романа. + к этому Эрнест женат, хотя  он думал, что жена его умерла. Д принуждена выйти замуж за другого, и она разлюбила Э. Он остается несчастлив. Это опыт в русской л-ре психологического романа, первая декларация реалистических принципов письма.  Необходимо сказать и о других писателях, внесших вклад в развитие русского романа. Михаил Чулков и его «Пригожая повариха» - образчик плутовского романа. Василий Левшин – сборник «Русские сказки». Пользовались большой популярностью. Также его перу принадлежат   сатирические бытовые сказки. Матвей Комаров – из среды крепостных. Толстой признавал его самым знаменитым русским писателем.  Его «Повесть о приключениях английского милорда Георга»  - примерно 30 изданий.

М. Д. Чулков (1743-1792)

Выходец из мещанского сословия, М. Д. Чулков прошел трудный  жизненный путь, прежде чем добился относительного благосостояния. Родился он, видимо, в Москве. Учился в разночинской гимназии при Московском университете. Был актером сначала университетского, а позже — придворного театра в Петербурге. С 1766 по 1768 г. вышли четыре части его сборника «Пересмешник, или Славенские сказки», последняя, пятая часть появилась в 1789 г.

Традиция  реально-бытового романа, первым образцом которого на русской почве  была «Пригожая повариха»  Чулкова, продолжается в романе неизвестного автора «Несчастный  Никанор, или Приключения  российского дворянина Г.» (выходил с 1775 по 1789 г.). Герой повести — бедный дворянин, живущий на правах приживальщика в богатых домах. Это дает возможность автору развернуть широкую картину быта и нравов помещиков и крепостных крестьян XVIII в.  
 

  1. «Душенька» И. Богдановича как явление рококо.
 

Ипполит Федорович Богданович (1743-1803) вошел в историю  русской литературы как автор «Душеньки» (1783), которая узаконила  еще один вариант  русской поэмы: волшебно-сказочный. Дальнейшее развитие этого жанра выражалось в замене античного содержания образами, почерпнутыми из национального русского фольклора. «Душенька» стоит на периферии русского классицизма, с которым она связана античным сюжетом к некоторой назидательностью повествования. Сюжет «Душеньки» восходит к древнегреческому мифу о любви Купидона и Психеи, от брака которых родилась богиня наслаждения. Эту легенду в качестве вставной новеллы включил в книгу «Золотой осел» римский писатель Апулей. В конце XVII в. произведение «Любовь Психеи и Купидона», написанное прозой со стихотворными вставками, опубликовал французский писатель Жан Лафонтен. В отличие от своих предшественников, Богданович создал свое стихотворное произведение, полностью отказавшись от прозаического текста.

Сюжет «Душеньки» — сказка, широко распространенная у многих народов, — супружество девушки с неким фантастическим существом. Муж ставит перед супругой строгое условие, которое она не должна нарушать. Жена не выдерживает испытания, после чего наступает длительная разлука супругов. Но в конце концов верность и любовь героини приводит к тому, что она снова соединяется с мужем. В русском фольклоре один из образцов такой сказки — «Аленький цветочек».

Богданович  дополнил сказочную  основу выбранного им сюжета образами русской  народной сказки. К  ним относятся Змей Горыныч, Кащей, Царь-Девица, в ней присутствует живая и мертвая вода, кисельные берега, сад с золотыми яблоками. Греческое имя героини — Психея — Богданович заменил русским словом Душенька. В отличие от героических поэм типа «Илиады», «Душенька», служила чисто развлекательным целям.

Шутливая  манера повествования  сохраняется по отношению  ко всем героям поэмы, начиная с богов  и кончая. смертными. Античные божества подвергаются в поэме легкому  травестированию, но оно лишено у Богдановича  грубости и непристойности майковского «Елисея». Каждый из богов наделен чисто человеческими слабостями: — высокомерием и мстительностью, Юпитер — чувственностью, Юнона — равнодушием к чужому горю. Не лишена известных недостатков и сама Душенька. Она доверчива, простодушна и любопытна. От античных и классицистических героических поэм «Душенька» отличается не только содержанием, но и метрикой. Первые писались гекзаметром, вторые — александрийским стихом. Богданович обратился к разностопному ямбу с вольной рифмовкой.

«Душенька»  написана в стиле  рококо, популярном в аристократическом  обществе XVIII в. Его  представители в  живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к античным мифологическим сюжетам, которым  они придавали  кокетливо-грациозный эротический характер. Постоянными персонажами искусства рококо были Венера, Амур, Зефир, Тритон и т. п. Во французской живописи XVIII в. наиболее известными представителями рококо А. Ватто и Ф. Буше. Белинский объяснял популярность «Душеньки» именно особенностями, ее стиха и языка. «Представьте себе, — писал он, — что вы оглушены громом, трескотнёю пышных слов и фраз... И вот в это-то время является человек со сказкою, написанною языком простым, естественным и шутливым... Вот причина необыкновенного успеха «Душеньки». Вместе с тем она расширила границы самого жанра поэмы. Богданович первый предложил образец сказочной поэмы. За «Душенькой» последуют «Илья Муромец» Карамзина, «Бова» Радищева, «Альоша Попович» Н. А. Радищева, «Светлана и Мстислав» Востокова и, наконец, «Руслан и Людмила» Пушкина.  

  1. Русские сатирические журналы 1769 – 1774 годов. Разнообразие жанров новиковской  сатиры.
 

Фонвизин  «Письма к Фалалею».

1769-1774 гг. – важный период  в развитии русской  журналистики, подъем, появление сатирических  журналов. Связан  со вступлением на престол Екатерины II. Сама императрица выпускала журнал - «Всякую всячину» (1769-1770). Другие издания: «И то и се» (1769), «Ни то ни се» (1769), «Полезное с приятным» (1769), «Поденьшина» (1769), «Смесь» (1769), «Трутень» (1769-1770), «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773), «Кошелек» (1774) и др.

Журналы Н.И. Новикова представляют собой особое явление  в российской журналистике. Они были среди  первых изданий, где  начали писать о политике и экономике, обсуждать  проблемы крепостного права, и другие острые вопросы. Журналы Новикова стали заметной вехой развития русской журналистики и способствовали продвижению отечественной литературы к реализму. Их можно разделить на две группы: 1) сатирические: «Трутень» (1769-1770); «Пустомеля» (1770); «Живописец» (1772); «Кошелек» (1774); 2) тематические: «Древняя российская вивлиофика» (1774); «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777); «Утренний свет» (1777); «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета» (1779); «Московское ежемесячное издание» (1781); «Вечерняя заря» (1782); «Городская и деревенская библиотека» (1782-1786); «Покоящийся трудолюбец» (1784).

Первым  сатирическим журналом Новикова был «Трутень», еженедельное издание, выпускавшееся с 1 мая 1769 г. по 27 апреля 1770 г. Новиков берет псевдоним «Правдолюбов». Сразу после выхода журнала между ним и «Всякой всячиной» Екатерины II разгорелась полемика. Первое столкновение происходит по поводу характера сатиры. Сатира в журнале императрицы носит характер дружеского увещевания, камерность ее форм; журнал – орган узкого кружка приближенных к самодержице лиц. Новиков же отстаивает совершенно противоположную позицию: цель сатиры – подвергнуть носителей порока открытому бичеванию. Сатира рассчитана на максимальное расширение читательской аудитории. Для журнала императрицы характерна сатира на пороки, для Новикова – на лица. Кроме этого, между двумя изданиями существовала и другая полемика – по поводу качества писателя. «Всякая всячина» похваляет тех писателей, «кои только угождать всем стараются». «Трутень» отстаивает свою независимость, смело обличает и выносит приговоры.

Периодические издания выходили в России еще с  петровского времени, но сатирические журналы  как одно из проявлений дальнейшего роста  общественного самосознания появились в конце 60-х годов XVIII в. Первый из них — «Всякую всячину» — с января 1769 г. начал издавать под непосредственным руководством Екатерины II ее кабинет-секретарь Г. В. Козицкий. Журнал имел четко выраженную правительственную ориентацию, хотя имена издателя и даже сотрудников в нем указаны не были.

«Всякая всячина» обратилась к писателям с  призывом поддержать ее начинание, называя  себя «прабабушкой»  будущих «внучат» и тем самым  разрешая выпуск других сатирических журналов. Однако в этой прозрачной аллегории содержался намек на руководящую роль «Всякой всячины» среди других сатирических изданий.

В мае 1769 г. начинает выходить журнал «Трутень», который  не только не поддержал  курс, предложенный «Всякой всячиной», но вступил с ней  в прямую полемику. Издателем «Трутня» был Николай Иванович Новиков (1744 —1818) — яркий публицист и просветитель XVIII в. Он родился в дворянской семье среднего достатка. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее «за леность и нехождение в классы». После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. В 1767 —1768 гг. состоял одним из секретарей Комиссии по составлению нового Уложения. Эпиграфом к своему журналу «Трутень» Новиков взял стих из притчи Сумарокова «Жуки и Пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

В названии журнала  было заключено два  значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило  своего рода прикрытием для второго. В  предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной «сему изданию». Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова — с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция «Трутня» раздражала издателей «Всякой всячины» и вызвала на страницах журнала острые споры.

Полемика  между «Всякой  всячиной» и «Трутнем»  велась по двум тесно  связанным между собой вопросам. В первом из них речь шла о предмете сатиры. Журнал Новикова утверждал, что сатира должна метить непосредственно в носителей зла. «Критика на лицо, — утверждал Новиков, — больше подействует, нежели как бы она писана на общий порок... Критика на лицо... производит в порочном раскаяние; он тогда увидит свой порок и, думая, что о том все уже известны, непременно будет терзаем стыдом и начнет исправляться».

«Всякая всячина», напротив, взяла за правило  осуждать только пороки, а не их конкретных представителей. А. Н. Афанасьев справедливо указывал, что стремление Екатерины II обойти конкретных виновников, «чувствующих на своем рыльце пушок», приводило к тому, что сатира превращалась в «пустословие об отвлеченных идеях добра и зла, без малейшего применения к действительности».

Второй  вопрос касался характера  сатиры, т. е. той позиции, которую займет сатирик  по отношению к  носителям зла. Особую остроту придавало  этому спору то обстоятельство, что  объектом сатиры фактически были дворяне и  весь бюрократический аппарат. Что касается крестьян, то они по своему зависимому и бесправному положению могли быть лишь объектом сочувствия и сострадания. Поэтому вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к дворянству и бюрократии. Екатерина II не собиралась подвергать помещиков и чиновников суровому осуждению. В своем издании она ориентировалась на весьма умеренный нравоописательный журнал английского писателя Аддисона «Зритель» (1711-1712). Резкие выпады «Трутня» против помещиков-крепостников и чиновников явно пришлись ей не по вкусу, и она решила преподать ему соответствующий урок.  
 

  1. Новаторство поэзии Г. Державина, основные её мотивы.
 

Гаврила Романович Державин - поэт 18 века. Верной характеристикой  данного столетия служат слова Радищева, что оно было “безумно и мудро”. В России шли в жизнь идеи, зародившиеся во Франции, возвышавшие человеческие личности, был рост национального подъема, промышленности, науки и просвещения.

Информация о работе Русская литература 18 века