Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:16, курс лекций
Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).
Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его быт.
Ода.
Это похвальная песня, в которой сохранялся принцип дидактизма. В ней главное выразить пафос.
Структура оды.
В оде есть лирические отступления. Она первоначально писалась как ораторский жанр.
Оду характеризуют: взаимословие (прямая речь), античные образы и герои, инверсии, множество старославянизмов, олицетворения, метафоры, гиперболы и т. д.
Ода писалась одической строфой: 10 строчек: абаб, вв, гддг. Каждая сточка писалась четырёхстопным ямбом.
Оды
Державина.
Поэтическое творчество
Державина обширно и
в основном представлено
одами, среди которых
можно выделить следующие
типы: гражданские, победно-патриотические,
философские и анакреонтические.
Особое место занимает
автобиографическая
поэзия.
Гражданские оды.
Эти произведения Державина
адресованы лицам, наделенным
большой политической
властью: монархам, вельможам.
Их пафос не только хвалебный,
но и обличительный,
вследствие чего некоторые
из них Белинский называет
сатирическими.
Ода «Фелица» написана
в конце XVIII в. Она отражает
новый этап просветительства
в России. Просветители
видят теперь в монархе
человека, которому
общество поручило заботу
о благе граждан. Поэтому
право быть монархом
налагает на правителя
многочисленные обязанности
по отношению к народу.
На первом месте среда
них стоит законодательство,
от которого, по мнению
просветителей, прежде
всего зависит судьба
подданных. И державинская
Фелица, выступает как
милостивая монархиня-законодательница.
Ломоносов
вошел в историю русской
литературы прежде всего
как поэт-одописец. Современники
называли его российским
Пиндаром. Ода — лирический
жанр. Она перешла в
европейскую литературу
из античной поэзии.
В русской литературе XVIII
в. известны следующие
разновидности оды:
победно-патриотическая,
похвальная, философская,
духовная и анакреонтическая.
В большинстве случаев
ода состоит из строф
с повторяющейся рифмовкой.
В русской поэзии чаще
всего имела место десятистишная
строфа, предложенная
Ломоносовым.
Ломоносов начал с победно-патриотической
«Оды на взятие Хотина».
Дл Ломоносова типичен
гиперболизованный
стиль с массой развёрнутых
сравнений, метафор
и олицетворений. В его
одах патетический тон
усиливается риторическими
вопросами, восклицаниями
автора. Ломоносов часто
обращатся к прошлому
России, исторические
параллели станут после
Ломоносова одной из
устойчивых черт одического
жанра.
Оды Ломоносова принадлежат
первому этапу русского
классицизма. На них
печать идеологии Петровской
эпохи, когда главной
задачей было укрепление
военной, экономической
и политической мощи
России.
Большая часть од Ломоносова
была написана в связи
с ежегодно отмечавшимся
днем восшествия на
престол того или иного
монарха. Ломоносов
писал оды, посвященные
Анне Иоанновне, Иоанну
Антоновичу, Елизавете
Петровне, Петру III и
Екатерине II. Оды заказывались
правительством, и их
чтение составляло часть
праздничного церемониала.
Однако содержание и
значение похвальных
од Ломоносова неизмеримо
шире и важнее их официально-придворной
роли. В каждой из них
поэт развивал свои
идеи и планы, связанные
с судьбами русского
государства.
Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. Ее комплиментарный стиль смягчал наставления, позволял преподносить их в приятном, не обидном для самолюбия правителей тоне.
Как
правило, Ломоносов
давал свои советы в
виде похвалы за дела,
которые монарх еще
не совершил, но которые
сам поэт считал важными
и полезными для государства.
Так желаемое выдавалось
за действительное,
похвала обязывала правителя
в будущем оказаться
достойным ее.
Художественное своеобразие
похвальных од Ломоносова
всецело определяется
их идейным содержанием.
Каждая ода представляет
собой вдохновенный
монолог поэта, облеченный
в стихотворную форму.
В авторскую речь обильно
вводятся типично ораторские
приемы — вопросы, восклицания,
которыми Ломоносов
в ряде случаев начинает
свои оды.
Ломоносов проявил себя
также в области
духовной оды.
Духовными одами в XVIII
в. назывались стихотворные
переложения библейских
текстов с лирическим
содержанием. На первом
месте среди них стояла
книга псалмов. Обращаясь
к Библии, поэты находили
в ней темы, близкие
к собственным мыслям
и настроениям. Вследствие
этого духовные оды
могли иметь самый разнообразный
характер — от сугубо
личного, интимного
до высокого, гражданского.
В последнем случае
непререкаемый авторитет
Библии помогал проводить
свои стихи сквозь цензурные
рогатки. В XVIII в. кроме
Ломоносова духовные
оды писали Тредиаковский,
Сумароков, Херасков,
Державин, а в XIX — поэты-декабристы.
В духовных одах Ломоносова
отчетливо прослеживаются
две темы: восхищение
гармонией, красотой
мироздания и гневное
обличение гонителей,
недоброжелателей поэта.
Обе темы имели свою
биографическую основу.
В сравнении с похвальными,
духовные оды Ломоносова
отличаются краткостью
и простотой изложения.
Некоторые из духовных
од Ломоносова стали
«кантами», т. е. народными
песнями, и пользовались
популярностью не только
в XVIII, но и в XIX в.
Герои низких жанров – это поместный провинциальный дворянин, представители третьего сословия.
Низкие жанры писались низким стилем (проза).
Герои-комическая поэма.
Она возрождается в 17 веке во Франции в школе Бурлес и имела 2 варианта.
Герои-комическая поэма – исторический жанр комической поэзии в европейских литературах 18 века, образцы которого характеризует контраст тематического и стилистического планов.
Басни.
Цель – утверждение общественных и моральных идеалов по средством смеха.
Басни – вымышленные повествования, имеющие в себе нравоучения.
Басня двучастна, в ней есть повествование и нравоучение. Она отличается простотой речей и низким стилем, в ней обязательно присутствует смех.
Комедия.
Присутствует частная проблематика, имеющая общественное значение. Она дидактична, у героев говорящие имена и фамилии. Герой низкий, это носитель одной черты (положительные и отрицательные герои количественно уравновешены). Положительный герой – резонёр, т. е. вещатель истин.
Комедии пишется низким стилем, допускаются проза и просторечные слова. Правило трёх единств обязательно для комедии.
Этапы развития комедии:
Ирои-комическая поэма В.И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх». Жанровое новаторство поэта.
Во французской литературе XVII в. различались два типа комических поэм: бурлескная, от итальянского слова burla — шутка и герое-комическая. Самим ярким, представителем бурлеска во Франции был автор «Комического романа» Поль Скаррон, написавший поэму «Вергилий наизнанку». Как ярый противник классицистической литературы, он решил высмеять «Энеиду» Вергилия. С этой целью он огрубляет язык и героев произведения. Поэма имела шумный успех и вызвала множество подражаний. Это вызвало возмущение у главы французского классицизма Буало, который в «Искусстве поэзии» осудил бурлеск как грубый, площадной жанр. Он написал герое-комическую поэму «Налой», где низкая материя излагалась высоким слогом. Драка двух церковников из-за места, где должен стоять налой, была описана высоким слогом и александрийскими стихами.
Появление в России бурлескных и герое-комических поэм не было признаком разрушения классицизма. Этот жанр был узаконен Сумароковым в «Эпистоле о стихотворстве». Сам Сумароков не написал ни одной комической поэмы, но это сделал его ученик — Василий Иванович Майков (1728-1778).
Майкову принадлежат две героикомические поэмы — «Игрок Ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). В первой из них комический эффект создается тем, что похождения карточного игрока описаны высоким, торжественным слогом. Сама игра сравнивается с Троянской битвой. В роли богов выступают карточные фигуры.
Неизмеримо большим успехом пользовался «Елисей». Своеобразие поэмы — прежде всего в выборе главного героя. Это не мифологический персонаж, не крупный исторический деятель, а простой русский крестьянин, ямщик Елисей. Его похождения подчеркнуто грубы и даже скандальны. Они начинаются в кабаке, где Елисей разгромил весь питейный дом. Затем продолжаются в работном доме для развратных женщин, в котором он заводит «роман» с начальницей этого заведения. Последним приключением Елисея стало участие в драке ямщиков с купцами, после чего он был арестован как беглый крестьянин и сдан в солдаты.
Поэма испытала сильное влияние фольклора. В бытовой сказке издавна был популярен образ находчивого ремесленника, торжествующего над богатыми и именитыми обидчиками и вступающего в любовную связь с их женами. Из народной сказки перенесена знаменитая шапка-невидимка, помогающая герою в трудную минуту. В описании драк «стенка на стенку» слышится былина о Василии Буслаеве, Автор даже использовал ее язык. Но Майков создавал не былину, не героический эпос, а смешную, забавную поэму. «Изнадорвать» «читателей кишки» — так сам поэт формулировал свою задачу.
В многочисленных комических ситуациях автор проявил поистине неистощимую изобретательность: пребывание героя в работном доме, который он сначала принял за женский монастырь, любовное соперничество со старым капралом, появление Елисея в шапкеневидимке в доме откупщика и многое другое. Комический эффект в описании драк и любовных героя усиливается использованием торжественного слога, почерпнутого из арсенала эпической поэмы. Смех вызывает несоответствие «низкого» содержания поэмы и «высокой» эпической формы, в которую облекается. Здесь Майков — достойный продолжатель Буало. Так, первая песня начинается с традиционного «пою» и краткого изложения объекта воспевания. Само повествование, в духе гомеровских поэм, неоднократно прерывалось напоминанием о смене дня и ночи. Кулачные бои с расплющенными носами, откушенными ушами, оторванными рукавами, лопнувшими портами уподобляются древним битвам, а их участники — античным героям Аяксу, Диомеду и т. п.
Своеобразие поэмы Майкова состоит в том, что он унаследовал приемы не только Буало, но и Скаррона, имя которого неоднократно упоминается в «Елисее». От поэмы Скаррона идет другой тип комического контраста: изысканные герои совершают грубые, смехотворные поступки (Плутон вместе со жрецами пирует на поминках, Венера распутничает с Марсом, Аполлон рубит топором дрова, выдерживая при этом ритм то ямба, то хорея).
Созданная
в эпоху классицизма,
поэма Майкова
воспринималась как
обогащение этого
направления еще одним
жанром. Герое-комическая
поэма расширила представление
о художественных возможностях
жанра поэмы и показала,
что она допускает ее
только историческое
высокое, но и современное,
даже комическое содержание.
Басни.
Цель – утверждение общественных и моральных идеалов по средством смеха.
Басни – вымышленные повествования, имеющие в себе нравоучения.
Басня двучастна, в ней есть повествование и нравоучение. Она отличается простотой речей и низким стилем, в ней обязательно присутствует смех.
Признаки ( В.К. Тредиаковский ):