Роль А.С.Пушкина в развитии современного русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Оглавление

1. Введение: 3
2. Жизнь и творчество А.С.Пушкина 4
2.1. Лицейский период (1813 - 1817) 4
2.2. Петербургский период (июнь 1817 - мая 1820) 5
2.3. Южная ссылка 6
2.4. Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826) 7
2.5. Творчество второй половины 1820-х годов(1826 - 1830) 8
2.6. Болдинская осень (1830) 9
2.7. Творчество 1830-х (31-36) 10
3. Пушкин о назначении поэта 11
4. Величайший сын России. Пушкин – наше все. 13
5. Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной… 17
6. Лирика дружбы и любви 20
7. Заключение 25
8. Список литературы: 26

Файлы: 1 файл

Пушкин.docx

— 56.22 Кб (Скачать)
  1. Лирика  дружбы и любви

Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым, Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства. «Записки о Пушкине». И. И. Пущина проникнуты подлинным культом дружбы и такой глубокой любовью к великому поэту, которая захватывает своей сердечностью и сейчас. 
В свою очередь сколько теплоты и преданного дружеского чувства мы находим в стихах, посвященных Пушкиным своему первому другу! Надо непременно рассказать в классе о дружбе Пушкина и Пущина их собственными словами — отрывками из «Записок о Пушкине» и стихами поэта. 
Пущин вспоминает, как зарождалась и постепенно росла, дружба между ним и Пушкиным в стенах Лицея. 
«Чтобы полюбить его настоящим образом,—говорит Пущин о поэте,—нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами это как-то скоро и незаметно устроилось». 
Такое же глубокое чувство звучит и в стихах Пушкина,. посвященных Пущину. «Товарищ милый, друг прямой»,- называет его поэт в стихотворении «Пирующие студенты» (1814). В 1817 г., перед самым выпуском из Лицея, Пущкин написал в альбом своему другу: 
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, 
Исписанный когда-то мною,  
На время улети в лицейский уголок 
Всесильной, сладостной мечтою. 
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,  
Неволю мирную, шесть лет соединенья,  
Печали, радости, мечты души твоей.  
Размолвки дружества и сладость примиренья,—  
Что было и не будет вновь...  
И с тихими тоски слезами  
Ты вспомни первую любовь.  
Мой друг! Она прошла... но с первыми друзьями 
Не резвою мечтой союз твой заключен; 
Пред грозным временем, пред грозными судьбами, 
О милый, вечен он! 
После окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою; я как будто вдруг получил особенное значение в собственных глазах... Первая моя мысль была открыться Пушкину: он всегда согласно со мною мыслил о деле общем (res publica), по-своему проповедывал в нашем смысле — и устно и письменно стихами и прозой». 
Показываем учащимся портрет Пущина работы А. Д. Соболевского (1825) 1. Вглядимся в открытое, простое, доброе лицо—это именно «товарищ милый», «друг прямой», чистые помыслы которого привлекают к нему; в сдержанном движении слегка откинутой назад .головы чувствуется какие-то мягкое, но в то же время непреклонное волевое решение. 
Зимой 1825 г., когда Пушкин томился в одиночестве в селе Михайловском, Пущин посетил своего друга. 
Преподаватель вывешивает репродукцию картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», а затем читает отрывок из «Записок» Пущина, рисующий этот эпизод2. После чтения пояснений к картине не потребуется. По замечанию Пущина, Пушкин в это свидание показался ему очень похожим на портрет работы Кипренского. Таким он и изображен на картине Ге. Фитура Пущина часто разочаровывает учащихся своим несходством с рассмотренным ранее портретом работы Соболевского. 
После деятельного участия в событиях 14 декабря 1825 г. Пущин был арестован. В его «Записках» мы читаем: «Сцена переменилась. Я осужден: 1828 года, 5 января привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было: 
Мой верный друг, мой друг бесценный! 
И я судьбу благословил, 
Когда мой двор уединенный,  
Печальным снегом занесенный,  
Твои колокольчик огласил.  
Молю святое провиденье: 
Да голос мой душе твоей 
Дарует то же утешенье. 
Да озарит он заточенье 
Лучом лицейских ясных дней!                                     

(Псков. 13 декабря 1826 г.) 
 

 
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог, обнять его в изгнании». 
Но Пущин никогда уже не смог больше обнять своего великого друга: в январе 1837 г. он узнал о дуэли и смерти Пушкина. «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история,—пишет Пущин,- и если бы я был на месте К. Данзаса, то роковая пуля, встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить жизнь поэта-товарища, достояние России...  
В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех, умеющих отыскивать его живого в бессмертных его творениях...» 
Дружба Пущина и Пушкина раскрывает не только личность и жизненное дело Пущина, но как-то по-особенному освещает и многогранную душу Пушкина.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наряду с темой  дружбы большое место в лирике Пушкина принадлежит и теме любви. В программу VIII класса включено стихотворение  «Я помню чудное мгновенье...». Именно в VIII классе. Когда впервые чистая юношеская любовь зарождается в  душах учащихся, нужно дать им возможность  «пережить» чувство, выраженное в стихотворении  «Я помню чудное мгновенье…» с  необычной силой и глубиной. 
Работу над стихотворением можно начать со слушания романса М.II.Глинки. 
Показываем портрет Анны Петровны Керн Рассказываем кратко о ней, сообщаем, в частности, о том, что ею написаны замечательные воспоминания о Пушкине. 
Предлагаем учащимся прочитать стихотворение себя. 
Стихотворение—целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах. Первая встреча с А. П. Керн на балу в Петербурге в 1819 г. и кратковременное увлечение ею летом 1825 г. в селе Михайловском—вот реальная основа стихотворения. 
Обращаем внимание учащихся на композиционную стройность стихотворения—оно четко делится на три равные части, но две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения читателем и дает гармоническое единство в целом. 
Любопь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно возвышенное чувство: 
... явилась ты,  
Как мимолетное виденье,  
Как гений чистой красоты.

Необычно гармонично и музыкально стихотворение Пушкина  — в этом проявилось поэтическое  мастерство великого поэта. 
Обращаем внимание учащихся на выразительность музыки Глинки и ее соответствие стихотворному тексту: «Музыка —почти речь, она течет с ясностью, легкой человечески просто сказываемой»4. 
Попробуем проанализировать женский образ, нарисованный поэтом в стихотворении. Отметим черты, которыми характеризуется этот образ. Их очень немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты». Даны самые общие контуры пленительного женского облика. Дважды повторенные сравнения «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» также не придают женскому образу конкретного характера — наоборот они усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишенного живых, определяющих признаков. Мы не найдем в стихотворении черт реальной Анны Петровны Керн, кроме разве указания на «голос нежный»—Керн прекрасно пела. Значит, центральный образ стихотворения—это не образ конкретной женщины. А какой же? Это образ любви, как необычайно чистого возвышающего человека чувства, огромной радости: 
И сердце бьется в упоенье,  
II для него воскресли вновь  
И божество, и вдохновенье,  
И жизнь, и слезы, и любовь.

Этот образ охарактеризован  основной мелодией романса Глинки—чистой, пленительной, простой, задумчиво-радостной. 
Такая же чистота, сила, глубина чувства заключены в стихотворении «На холмах Грузии...», «Я вас любил…» . Эти стихотворения учитель читает в классе. 
Оба эти стихотворения тесно связаны между собою: «Основа первого—утверждение, что сердце поэта любит, ибо не может не любить. Во втором раскрывается природа, сущность большой, подлинной любви».5 Лучше, не подвергать эти (стихи ни биографическому комментированию, ни филологическому анализу—они ничего не выиграют от этого, свежесть и глубина восприятия учащимися текста может быть нарушена. Но учителю надо научиться хорошо читать эти стихи, т. е. читать их просто, выразительно, ритмично. (Это, конечно, труднее всего.) 
В. Г. Белинский писал о лирических стихах Пушкина «… Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение

Интересно и важно  сопоставить различные этапы  жизни образа Пушкина в культурной памяти. Это поможет понять, чем  были вызваны нападки на поэта  в последние годы его жизни, почему размежевались суждения о нем  после трагической гибели, отчего на разных витках истории культуры порой ставилось под сомнение само право Пушкина влиять на духовную жизнь потомков.  

В нынешнем подходе  к интерпретации образа поэта  учитывается весь опыт изучений и  толкований его личности и наследия. Причем опыт этот не ограничивается рамками  только нашей страны. Расширяются  исследования интернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых, биографов и читателей  поэта все больше привлекают особенности  пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм. При однозначности и  спорности ряда трактовок, предлагаемых западными исследователями и  комментаторами творчества, их влечет тайна пушкинского духа. Внимание к художественному наследию, к  отдельным произведениям сочетается со все более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальности гения западный мир  открывает особенности русского характера, пример творческого и  нравственного совершенства. 

"...за два столетия  Пушкин не сделался прошлым,  вчерашним поэтом, не превратился  в "литературное наследие" По  определению Ю. М. Лотмана (советский литературоведа, культуролога), Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим". 
 
 
 

  1. Список  литературы:
 
  1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. «Молодая Гвардия», 1989г.
  2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М. «Просвещение», 1980г.
  3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М. «Художественная литература», 1985г.
  4. Н.А. Демин. «Изучение А.С. Пушкина в 8 классе» М., «Просвещение». 1971
  5. Д.Д. Благой. Творческий путь А.С. Пушкина (1826-1830), стр. 414
  6. В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 339
  7. И.И. Пущин. Записки о Пушкине и письма. М., ГИХЛ. 1956

Информация о работе Роль А.С.Пушкина в развитии современного русского языка