Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, реферат
Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.
1. Введение: 3
2. Жизнь и творчество А.С.Пушкина 4
2.1. Лицейский период (1813 - 1817) 4
2.2. Петербургский период (июнь 1817 - мая 1820) 5
2.3. Южная ссылка 6
2.4. Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826) 7
2.5. Творчество второй половины 1820-х годов(1826 - 1830) 8
2.6. Болдинская осень (1830) 9
2.7. Творчество 1830-х (31-36) 10
3. Пушкин о назначении поэта 11
4. Величайший сын России. Пушкин – наше все. 13
5. Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной… 17
6. Лирика дружбы и любви 20
7. Заключение 25
8. Список литературы: 26
Министерство образования
и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Национальный
исследовательский ядерный Димитровградский
инженерно - технологический институт
– филиал НИЯУ МИФИ |
Кафедра философии и общественных наук |
по
русскому языку и культуре речи Роль А.С.Пушкина в развитии современного русского языка. |
Выполнил: Студент группы ВТ-11
Юсупова Эльмира Талгатовна
Проверила:
К. п. н. доцент Пискунова Е. Н.
Димитровград
- 2011
Оглавление
1. Введение: 3
2. Жизнь и творчество А.С.Пушкина 4
2.1. Лицейский период (1813 - 1817) 4
2.2. Петербургский период (июнь 1817 - мая 1820) 5
2.3. Южная ссылка 6
2.4. Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826) 7
2.5. Творчество второй половины 1820-х годов(1826 - 1830) 8
2.6. Болдинская осень (1830) 9
2.7. Творчество 1830-х (31-36) 10
3. Пушкин о назначении поэта 11
4. Величайший сын России. Пушкин – наше все. 13
5. Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной… 17
6. Лирика дружбы и любви 20
7. Заключение 25
8. Список
литературы: 26
Первый русский
национальный поэт, родоначальник всей
последующей русской
Читая Пушкина, слышишь его голос. Он был первым поэтом разрушившим условность авторского образа: в "Руслане и Людмиле", "Евгении Онегине", Пушкин говорит с читателем "на равных", как принято между близкими людьми, схватывающими все с полуслова. Поэт предстает перед нашим современником уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, фактическим участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством, с основами феодально-абсолюстической идеологии.
Тайна безмерного обаяния
поэта, по мнению Д. С. Лихачева, в том,
что он и по сей день является
образцом доброты и таланта, смелости,
простоты, демократичности, жизнелюбия,
верности в дружбе, уважения к труду
и людям труда. Он "...в каждое
мгновение жизни в каждой ее песчинке
видел, ощущал, переживал огромный,
вечный вселенский смысл. И потому он
не просто любил жизнь во всех ее
проявлениях, жизнь была для него
величайшим таинством, величайшим действом.
И потому он был велик во всем:
и в своих надеждах, и в своих
заблуждениях, и в своих победах,
и в своей любви к людям,
к природе, в любви к Родине,
к ее истории, ее будущему". Объясняя
истоки неутолимого влечения к поэту
в наши дни, Д. С. Лихачев говорит
об открывшейся поэту ценности восприятия
жизни вокруг него и в каждом человеке
как величайшей тайны, требующей
серьезного, глубокого ощущения, полной
отдачи. Это залог ощущения счастья,
гармонии, полноты существования. И
если, в конечном счете, это идеал
каждого человека, то в Пушкине
он был воплощен в полной мере, поэтому
он и есть наш идеал, вечно живой...
Пушкин не имеет двух биографий - житейской и писательской, все его творчество являет пример единства человека и поэта.
Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.
Уже в лицейские годы он был рядом с писателями, которые боролись против омертвевших канонов классицизма, стремились модернизировать лит язык, сблизить русскую литературу с европейской. (Лит. общество “Арзамас”). Это стало важным моментом эстетического самоопределения.
В лицейских стихах много перекличек с русскими и французскими письмами. Звучат мотивы лирики Батюшкова (гармония стихов) и Жуковского (романтическая поэзия чувств). В немногих гражданских стихах предстает учеником Державина. Но Пушкин выбирал не учителей, а художественные системы.
Лицейская лирика не питалась какими-то устойчивыми настроениями. Пушкин многолик, переменчив. (Возвышенная патетика гражданской лирики уживались с легкомыслием стихов “на случай”)
Сквозь внешнюю
пестроту и несовершенство поэтических
форм лицейской лирики проступила главная
черта пушкинского отношения
к миру: он воспринимал его как
тайную, скрытую гармонию. Она открывалась
поэту во всем - в высоком и
низком, в мыслях и чувствах, в
жизни и искусстве.
Пушкина захватила полемика о литературе, активная борьба с архаистами. Она накладывалась на его размышления об общественном благе, о просвещении, тирании и свободе. Политические идеи становились источником вдохновения, основой поэтических образов. (“Вольность”, “Деревня”).
Здесь в вольнолюбивых стихотворениях для Пушкина свойственны контрасты стиля (архаическая ода и романтическая элегия, высокие гражданские стихи и грубоватые экспромты).
Поэзия петербургского
периода - решающий этап в формировании
оригинального поэтического стиля
Пушкина. Взаимодействие трех стилевых
стихий - архаической, субъективно-романтической
и «прозаически»-сниженной, бытовой
- уже не было следствие ученичества.
Они сталкивались, боролись, перебивали
друг друга. Однако Пушкин не удовлетворен
ни одной из существовавших поэтических
систем. Его выбор - движение к такому художественному
синтезу, который позволил бы выразить
богатство жизненных впечатлений, страстей,
мыслей и настроений (“Руслан и Людмила”
- покорилась крупная поэтическая форма
- он перестал быть только поэтом-лириком).
Это поворотный этап
в жизни Пушкина. Оставаясь чиновником,
он превратился в опального
Прежние символы
веры - гармоничная “звезда
Пушкин в этот период - яркий поэт-романтик. Ведущие жанры - элегия и послание, баллады (“Песнь...”). Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина. Настоящее казалось бесприютным, унылым, неопределенным, часто - образы подобных изгнанников-поэтов (“К Овидию”-21, “Наполеон”-21).
Испытав сильнейшее влияние личности и творчествава Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового активного, бунтарского течения в русском романтизме (Иное отношение к действительности). Не уход от реальности, а на первом плане - гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью.
Однако уже в
годы ссылки ему стало тесно в
новой в рамках жанровой и стилевой
системы романтизма.
Михайловское - это
настоящая, ничем не закамуфлированная
ссылка. Он был лишен свободы
Михайловский период стал для Пушкина временем смены эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась цельности и определенности, характерной для периода южной ссылки. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Именно в лирике сила романтической инерции была наибольшей.
Многие стихи теряют
жанровую определенность, поэт преодолевает
ограниченность словаря романтиков,
пытаясь точно фиксировать
Произведения, созданные
в Михайловском, ясно определили реалистическую
перспективу творческого
Первые месяцы - размышление над уроками декабристского восстания. Посылка в Сибирь. Размышления о перспективах нового царствования привели к теме Петра I.
Это время создания многих лирических шедевров – отмечена высоким уровнем творческого самосознания. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер (“Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”). Усилился интерес к философской проблематике (“Анчар”, “Брожу я вдоль улиц шумных...”). Лирика свободна от жанровых и стилевых ограничений.
Осуществлению многих
творческих замыслов мешала суетная
московская и петербургская жизнь.
Он разрывался между ними и писательством.
В неустроенной жизни поэта появился
новый мотив: поиск дома, семьи, общества
близких людей, - он жаждал того, чего
был лишен с детства.
Короткий, но самый плодотворный
в творчестве Пушкина. Количество написанного
им сопоставимо со всем предыдущим творчеством.
Это разноплановые произведения (последние
главы “Евгения Онегина”, “маленькие
трагедии”, “Сказка о попе и его работнике
Балде”, лирика – “Элегия”, “Бесы”).
Большинство – реализация давних замыслов,
и в тоже время – своеобразный пролог
к его творчеству. В “ Евгении Онегине
” наиболее полно отразилось стремление
Пушкина к поэзии “действительности”.
Философская линия творчества, мощно заявившая
о себе в лирических произведениях, написанных
в Болдине, продолжилась в 1830-е годы.
Общественные и
бытовые обстоятельства были крайне
неблагоприятными, он зачислен на государственную
службу – для работы над историей
Петра. В конце 1833- камер-юнкер –
оскорбительно. Пушкин был окован желанными
брачными узами, оковами царской
службы, путами общественного мнения,
долгами и материальными
Размышления о связи
трех сил – самодержавия, просвещенного
дворянства и народа – легли в
основу философско-исторической концепции
1830-х годов, вдохновлявшей Пушкина-историка
и Пушкина-художника. Характер исторических
трудов определялся поисками духовных
истоков современной
Информация о работе Роль А.С.Пушкина в развитии современного русского языка