Роль А.С.Пушкина в развитии современного русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Оглавление

1. Введение: 3
2. Жизнь и творчество А.С.Пушкина 4
2.1. Лицейский период (1813 - 1817) 4
2.2. Петербургский период (июнь 1817 - мая 1820) 5
2.3. Южная ссылка 6
2.4. Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826) 7
2.5. Творчество второй половины 1820-х годов(1826 - 1830) 8
2.6. Болдинская осень (1830) 9
2.7. Творчество 1830-х (31-36) 10
3. Пушкин о назначении поэта 11
4. Величайший сын России. Пушкин – наше все. 13
5. Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной… 17
6. Лирика дружбы и любви 20
7. Заключение 25
8. Список литературы: 26

Файлы: 1 файл

Пушкин.docx

— 56.22 Кб (Скачать)
     Министерство образования  и науки Российской Федерации

     ФГБОУ ВПО

     Национальный  исследовательский ядерный университет  « МИФИ »

     Димитровградский  инженерно - технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ 
 
 
 

     Кафедра философии и общественных наук
 
                 Реферат

     по  русскому языку и культуре речи 

     Роль  А.С.Пушкина в развитии современного русского языка.

 
 
 
 
 
 

     Выполнил: Студент группы ВТ-11

     Юсупова Эльмира Талгатовна

     Проверила: К. п. н. доцент Пискунова Е. Н. 
 
 
 

Димитровград - 2011 
 

Оглавление

1. Введение: 3

2. Жизнь и творчество А.С.Пушкина 4

2.1. Лицейский период (1813 - 1817) 4

2.2. Петербургский период (июнь 1817 - мая 1820) 5

2.3. Южная ссылка 6

2.4. Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826) 7

2.5. Творчество второй половины 1820-х годов(1826 - 1830) 8

2.6. Болдинская осень (1830) 9

2.7. Творчество 1830-х (31-36) 10

3. Пушкин о назначении поэта 11

4. Величайший сын России. Пушкин – наше все. 13

5. Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной… 17

6. Лирика дружбы и любви 20

7. Заключение 25

8. Список литературы: 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение:

Первый русский  национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо  и точно признанное место и  значение Александра Сергеевича Пушкина  в развитии отечественного искусства  слова. Пушкин также впервые - на достигнутом  им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень  просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Читая Пушкина, слышишь  его голос. Он был первым поэтом разрушившим  условность авторского образа: в "Руслане  и Людмиле", "Евгении Онегине", Пушкин говорит с читателем "на равных", как принято между  близкими людьми, схватывающими все  с полуслова. Поэт предстает перед  нашим современником уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, фактическим  участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством, с основами феодально-абсолюстической  идеологии.

Тайна безмерного обаяния  поэта, по мнению Д. С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, простоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду  и людям труда. Он "...в каждое мгновение жизни в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих  заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к ее истории, ее будущему". Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту  в наши дни, Д. С. Лихачев говорит  об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей  серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья, гармонии, полноты существования. И  если, в конечном счете, это идеал  каждого человека, то в Пушкине  он был воплощен в полной мере, поэтому  он и есть наш идеал, вечно живой... 
 
 

  1. Жизнь и творчество А.С.Пушкина
    1. Лицейский период (1813 - 1817)

Пушкин не имеет  двух биографий - житейской и писательской, все его творчество являет пример единства человека и поэта.

Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.

Уже в лицейские  годы он был рядом с писателями, которые боролись против омертвевших  канонов классицизма, стремились модернизировать  лит язык, сблизить русскую литературу с европейской. (Лит. общество “Арзамас”). Это стало важным моментом эстетического самоопределения.

В лицейских стихах много перекличек с русскими и  французскими письмами. Звучат мотивы лирики Батюшкова (гармония стихов) и Жуковского (романтическая поэзия чувств). В немногих гражданских стихах предстает учеником Державина. Но Пушкин выбирал не учителей, а художественные системы.

Лицейская лирика не питалась какими-то устойчивыми настроениями. Пушкин многолик, переменчив. (Возвышенная патетика гражданской лирики уживались с легкомыслием стихов “на случай”)

Сквозь внешнюю  пестроту и несовершенство поэтических  форм лицейской лирики проступила главная  черта пушкинского отношения  к миру: он воспринимал его как  тайную, скрытую гармонию. Она открывалась  поэту во всем - в высоком и  низком, в мыслях и чувствах, в  жизни и искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Петербургский период (июнь 1817 - мая 1820)

Пушкина захватила  полемика о литературе, активная борьба с архаистами. Она накладывалась  на его размышления об общественном благе, о просвещении, тирании и  свободе. Политические идеи становились  источником вдохновения, основой поэтических  образов. (“Вольность”, “Деревня”).

Здесь в вольнолюбивых  стихотворениях для Пушкина свойственны  контрасты стиля (архаическая ода  и романтическая элегия, высокие  гражданские стихи и грубоватые экспромты).

Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля  Пушкина. Взаимодействие трех стилевых стихий - архаической, субъективно-романтической  и «прозаически»-сниженной, бытовой - уже не было следствие ученичества. Они сталкивались, боролись, перебивали друг друга. Однако Пушкин не удовлетворен ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор - движение к такому художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений (“Руслан и Людмила” - покорилась крупная поэтическая форма - он перестал быть только поэтом-лириком). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Южная ссылка

Это поворотный этап в жизни Пушкина. Оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Ссылка легко могла  стать бессрочной.

Прежние символы  веры - гармоничная “звезда пленительного  счастья” и прекрасная заря “свободы просвещенной” - уже не привлекали Пушкина. Теперь он надеялся не на политическую мудрость царя, а на цареубийственный “карающий кинжал”. Страстное желание  действия, борьбы, выразилось в его  готовности “к кровавой чаше причастится”.

Пушкин в этот период - яркий поэт-романтик. Ведущие  жанры - элегия и послание, баллады (“Песнь...”). Романтическая образность стала  стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина. Настоящее казалось бесприютным, унылым, неопределенным, часто - образы подобных изгнанников-поэтов (“К Овидию”-21, “Наполеон”-21).

Испытав сильнейшее влияние личности и творчествава Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового  активного, бунтарского течения в русском романтизме (Иное отношение к действительности). Не уход от реальности, а на первом плане - гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью.

Однако уже в  годы ссылки ему стало тесно в  новой в рамках жанровой и стилевой системы романтизма. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Михайловское. (авг. 1824 - сент. 1826)

Михайловское - это  настоящая, ничем не закамуфлированная  ссылка. Он был лишен свободы передвижения.

Михайловский период стал для Пушкина временем смены  эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась цельности и  определенности, характерной для  периода южной ссылки. Осознав  исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Именно в лирике сила романтической инерции была наибольшей.

Многие стихи теряют жанровую определенность, поэт преодолевает ограниченность словаря романтиков, пытаясь точно фиксировать психологическую  уникальность его переживаний.

Произведения, созданные  в Михайловском, ясно определили реалистическую перспективу творческого развития Пушкина-художника. Он уже опережал литературу своего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Творчество  второй половины 1820-х  годов(1826 - 1830)

Первые месяцы - размышление  над уроками декабристского восстания. Посылка в Сибирь. Размышления о перспективах нового царствования привели к теме Петра I.

Это время создания многих лирических шедевров – отмечена высоким уровнем творческого  самосознания. Размышления о поэте  получили законченный, концептуальный характер (“Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”). Усилился интерес к философской  проблематике (“Анчар”, “Брожу я вдоль  улиц шумных...”). Лирика свободна от жанровых и стилевых ограничений.

Осуществлению многих творческих замыслов мешала суетная  московская и петербургская жизнь. Он разрывался между ними и писательством. В неустроенной жизни поэта появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Болдинская  осень (1830)

Короткий, но самый плодотворный в творчестве Пушкина. Количество написанного им сопоставимо со всем предыдущим творчеством. Это разноплановые произведения (последние главы “Евгения Онегина”, “маленькие трагедии”, “Сказка о попе и его работнике Балде”, лирика – “Элегия”, “Бесы”). Большинство – реализация давних замыслов, и в тоже время – своеобразный пролог к его творчеству. В “ Евгении Онегине ” наиболее полно отразилось стремление Пушкина к поэзии “действительности”. Философская линия творчества, мощно заявившая о себе в лирических произведениях, написанных в Болдине, продолжилась в 1830-е годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Творчество 1830-х (31-36)

Общественные и  бытовые обстоятельства были крайне неблагоприятными, он зачислен на государственную  службу – для работы над историей Петра. В конце 1833- камер-юнкер –  оскорбительно. Пушкин был окован желанными  брачными узами, оковами царской  службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами (“Элегия”: “Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море”). Падение  популярности было вызвано также  несвоевременностью реализма его стихов.

Размышления о связи  трех сил – самодержавия, просвещенного  дворянства и народа – легли в  основу философско-исторической концепции 1830-х годов, вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов определялся поисками духовных истоков современной действительности. Работа над “Историей Петра” привела, на первый взгляд странному, однако, с  точки зрения представлений Пушкина  об истории, ко вполне закономерному  смещению его интересов – к  последней трети XVIII века, времени  царствования Екатерины II (Урал и Поволжье).

Информация о работе Роль А.С.Пушкина в развитии современного русского языка