РАЗВИТИЕ
ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ
НАЧАЛОСЬ С ПРИНЯТИЕМ В 10 В.
ХРИСТИАНСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ
ПИСЬМЕННОСТИ НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ
(ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ) ЯЗЫКЕ. ПАМЯТНИКИ,
СОЗДАННЫЕ В 11- 1-Й ПОЛОВИНЕ 13 ВВ.
В ПОЛОЦКЕ, ТУРОВЕ И ДР. КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕНТРАХ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ, БЫЛИ
НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ДРЕВНЕ-РУССКОЙ КНИЖНОСТИ:
ТУРОВСКОЕ ЕВАНГЛИЕ (11 В.0,ПОЛОЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
(12 В.), КРАСОЧНО ОФОРМЛЕННОЕ ОРШАНСКОЕ
ЕВАНГЕЛИЕ (КОНЕЦ 12- НАЧАЛО 13 ВВ), ПАТЕТИЧЕСКАЯ
ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО
(12 В.), ВЗВОЛНОВАННО-ЛИРИЧНОЕ "ЖИТИЕ
СВЯТОЙ ЕФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ" (КОНЕЦ 12-
НАЧАЛО 13 ВВ.; СОХРАНИЛОСЬ В СПИСКАХ 14 ВЕКА),
СОДЕРЖАЩЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МОНАСТЫРЕЙ И РАЗВИТИИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ВО ВТРОЙ ПОЛОВИНЕ 13-15 ВЕКОВ ЦЕНТРОМ БЕЛОРУССКОЙ
КНИЖНОСТИ БЫЛ ВИЛЬНО. СТАРОБЕЛОРУССКИЙ
ЯЗЫК ( РЕДАКЦИЯ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО)
СТАЛ ЯЗЫКОМ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, ЛЕТОПИСАНИЯ
( БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, 1446, И
ДР.), ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ. С ОКОНЧАНИЕМ 14
В. РОСЛО ВЛИЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ,
УСИЛИЛСЯ ПРОЦЕСС ПОЛОНИЗАЦИИ И РАСПРОСТРОНЕНИЯ
ЛАТЫНИ. ЛИТЕРАТУРА СТАЛА МНОГОЯЗЫЧНОЙ:
СОЗДАВАЛАСЬ НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ, ЛАТИНСКОМ
И ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКАХ. В КОНЦЕ 15-16 ВВ. НА ТЕРРИТОРИЮ
БЕЛОРУСИИПРОНИКЛИ ИДЕИ ЕВРОП. ВОЗРОЖДЕНИЯ
И РЕФОРМАЦИИ. ВПЕРВЫЕ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
ПОЯВИЛОСЬ КНИГОПЕЧАТАНИЕ: ФРАНЦИСК СКОРИНА
ПЕРЕВЕЛ НА СТАРОБЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И НАПЕЧАТАЛ
В ПРАГЕ 23 КНИГИ "ВЕТХОГО ЗАВЕТА С СОБСТВЕННЫМИ
ПРЕДИСЛОВИЯМИ-КОММЕНТАРИЯМИ (1517-19), ЗАТЕМ
В ВИЛЬНО- "АПОСТОЛ" И "МАЛУЮ ПОДОРОЖНУЮ
КНИЖИЦУ" (1522-25). ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНА ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМОЙ Н. ШУССОВСКОГО
"ПЕСНЯ О ЗУБРЕ" ( НАЧАЛО 16 В.), ВОСПЕВАЮЩЕЙ
ЛИТОВСКОГО КНЯЗЯ ВИТОВТА КАК ОБРАЗЦОВОГО
ПРАВИТЕЛЯ И ПАТРИОТА. ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПРОЗЫ И БАЛЛЕТРИСТИКИ ПРИСУТСТВУЮТ В
СОБРАНИИ ЛЕТОПИСЕЙ "ХРОНИКА БЫХОВЦА"
( СОСТАВЛЕНА В 16 А., ДОВЕДЕНА ДО 1506). ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 16 В. НА ФОНЕ УСИЛЕНИЯ
ПОЛОНИЗАЦИИ РОС ОТПОР КАТОЛИЦИЗМУ, ПРОЯВИВШИЙСЯ
В РЕФОРМАТОРСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ, САТИРЕ
И ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЕ. НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ,
ПОЛЬСКОМ И ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКАХ ПИСАЛ ПУБЛИЦИСТ
И ПЕРЕВОДЧИК С. БУДНЫЙ ( НАПЕЧАТАЛ С СОБСТВЕННЫМ
ПРЕДИСЛОВИЕМ НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКЕ
"КАТЕХИЗИС", 1562). НА ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ
НАПИСАН "ФРИНОС" ( "ПЛАЧ", 1610)
МЕЛЕТИЯ (СМОТРИЦКОГО), В КОТОРОМ ОПЛАКИВАЕТСЯ
ОТСТУПНИЧЕСТВО ОТ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРИНЯТИЯ
ЗНАТЬЮ КАТОЛИЧЕСТВА. ИДЕИ КОНТРРЕФОРМАЦИИ
НАШЛИ ВЫРАЖЕНИЯ В ЦЕРКОВНО-ПОЛЕМИЧЕСКОЙ
ПУБЛИЦИСТИКЕ. ПОСЛЕДНИМ ЯРКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ
СТАРОБЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ БЫЛ СИМЕОН
ПОЛОЦКИЙ, В ЧЬЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТРАЗИЛОСЬ
ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО.
В 1697 ПОЛЬСКИЙ СЕЙМ ЗАПРЕТИЛ ИЗДАНИЕ КНИГ
НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКЕ, И В 18 ВЕКЕ
ЛИТЕРАТУРА БЕЛОРУССИИ ПЕРЕЖИЛА ТЯЖЕЛОЕ
ВРЕМЯ. ОДНАКО В ЭТОТ ПЕРИОД СОЗДАВАЛИСЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА, В КОТОРЫХ
ПРЕДПРИНИМАЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ЖИВОЙ РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК ( "КОМЕДИЯ"
К. МАРАШЕВСКОГО, 1787). В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ
19 В. ПОД ВЛИЯНИЕМ РОМАНТИЗМА РОС ИНТЕРЕС
К ФОЛЬКЛОРУ, ИСТОРИИ И ОБЫЧАЯМ НАРОДА.
ЗАПИСЫВАЛАСЬ И РАЗДАВАЛАСЬ НАРОДНАЯ
ПОЭЗИЯ ( 6 СБОРНИКОВ "ДЕРЕВЕНСКИХ ПЕСЕНОК..."
Я. ЧЕЧОТА,1837-46). ИЗ НАРОДНОЙ СРЕДЫ ВЫДВИНУЛИСЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЭТЫ ( П. БАГРИМ). РАЗВИВАЛАСЬ
САТИРИЧЕСКАЯ ПАРОДИЙНАЯ ПОЭМА. В УСЛОВИЯХ
ЗАПРЕТА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЛОРУССКОГО
ЯЗЫКА СЛОЖИЛАСЬ ТАК НАЗЫВАЕМАЯ БЕЛОРУССКАЯ
ШКОЛА, АВТОРЫ КОТОРОЙ ПИСАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НА БЕЛОРУССКОМ МАТЕРИАЛЕ, ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЯ
МЕСТНЫЕ ДИАЛЕКТЫ. В.И. ДУНИН- МАРЦИНКЕВИЧ
ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫНАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО
РЕПЕРТУАРА В КОМЕДИИ НРАВОВ "ПИНСКАЯ
ШЛЯХТА" (1866)- ЕДКОЙ САТИРЕ НА ПРОДАЖНЫЙ
СУД.
В ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.ОТРАЗИЛСЯ
РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ( ПОЭЗИ
Я. ЛУЧИНЫ). Ф.К. БОГУШЕВИЧ В ПРЕДИСЛОВИИ
К ПОЭТИЧЕСКОМУ СБОРНИКУ "ДУДКА БЕЛОРУССКАЯ"
(1891) НАМЕТИЛ ПРОГРАММУ НАЦИОНАЛЬНОГО
ВОЗРОЖДЕНИЯ И ВЫДВИНУЛ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ
ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГОЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА. ОБРАЗ КРЕСТИАНИНА СТАЛ ЦЕНТРАЛЬНЫМ
В ТВОРЧЕСТВЕ ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ
НОВОЙ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫКОНЦА 19-
НАЧАЛА 20 ВВ. ( Ш. ЯДВИГИН, ТЕТКА, Я. КУПАЛА,
Я. КОЛАС, М.А. БОГДАНОВИЧ, А. ГАРУН, Т. ГАРТНЫЙ,
З. БЯДУЛЯ, Я. ЖУРБА, К. КАГАНЕЦ , В. ЛАСТОВСКИЙ,
К. БУЙЛО), НЕОДНОРОДНОГО В ОТНОШЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ ( СОЧЕТАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ, РОМАНТИЗМА, СЕНТИМЕНТАЛИЗМА,РЕАЛИЗМА,
НОВЫХ ТЕЧЕНИЙ НАЧАЛА 20 ВЕКА). ПОЭЗИЯ ОСВАИВАЛА
КЛАССИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ И ФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЛИРИКИ. ЗАРОЖДАЛАСЬ БЕЛООРУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ПРОЗА. ФОРМИРОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА.
ПРИДАНИЕ БЕЛОРУССКОМУ ЯЗЫКУ СТАТУСА
ГОСУДАРСТВЕННОГО, КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
БЕЛОРУССИЗАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ 1920-Х ГГ. СПОСОБСТВОВАЛАБУРНОМУ
РАЗВИТИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ОБНОВЛЕНИЮ ЕЕ ТЕМАТИКИ
И ОБРАЗНОГО СТРОЯ. ПОЯВИЛАСЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ
ПЕРИОДИКА. В ТВОРЧЕСТВЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
ПИСАТЕЛЕЙ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМАТИКА СОЧЕТАЛАСЬ
С РОМАНТИЧЕСКИМ ПАФОСОМ, РИТОРИЧЕСКОЙ
ДЕКЛАРАТИВНОСТЬЮ. В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОЯВЛЯЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ
К ВСЕСТОРОННЕМУ ВОССОЗДАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГОЖИЗНЕННОГО
УКЛАДА, К УГЛУБЛЕННОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ ВНЕТРЕННЕГО
МИРА ЛИЧНОСТИ. В ПОВЕСТИ И РОМАНЕ ОТОБРАЖАЛИСЬ
СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ, ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ
И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. ВЫШЛА
ПЕРВАЯ "ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
М. ГОРЕЦКОГО (1920). В 1930-Х ГГ. ПРЕОБЛАДАЛИ
ПРОЗАИЧНЫЕ ЖАНРЫ, СРЕДИ КОТОРЫХ ВСЕ БОЛЬШЕЕ
МЕСТО ЗАНИМАЛ РОМАН; ПОЯВИЛАСЬ СОЦИАЛЬНО0
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА.
ЯРКИМ ЯВЛЕНИЕМ СТАЛИ БАСНИ И ДРАМАТУРГИ
К. КРАПИВЫ ( КОМЕДИЯ "КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ",
1939). ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНО БЕЛОРУССИИ,РАЗВИВАВШАЯСЯ
В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИАССИМИЛЯЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕНА
В ОСНОВНОМ ПОЭЗИЕЙ ( В. ЖИЛКА, Л. ГЕНИЮШ,
М. ТАНК, Ф. ПЕСТРАК, В. ТАВЛАЙ). В ЛИТЕРАТУРЕ
ВОЕННЫХ ЛЕТ ПРЕОБЛАДАЛА ПРОНИКНУТАЯ
ГЕРОИЧЕСКИМ ПАФОСОМ ПУБЛИЦИСТИКА, МАЛЫЕ
ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ( ЛИРИКА Я. КОЛАСА, П.
БРОВКИ, М. ТАНКА, А. КУЛЕШОВА).
ТЕМА ВОЙНЫ СТАЛА ОСНОВНОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ
БЕЛОРУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
20-ГО ВЕКА. ВОЗРАСТАНИЕ ЭПИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ
В РОМАННОМ ЖАНРЕ ТЕТРАЛОГИЯ "НЕЗАБЫВАЕМЫЕ
ДНИ" М. ЛЫНЬКОВА (1948-58) И РОМАН "МИНСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ" И. МЕЛЕЖА (1949-52). В СЕРЕДИНЕ
1950-Х-1960-Е ГГ. ВЫДВИНУЛОСЬ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
ПИСАТЕЛЕЙ, С КОТОРЫМ СВЯЗАНО УГЛУБЛЕННОЕОСМЫСЛЕНИЕ
ТЕМ ПОДВИГА, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА, СПОСОБНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ. ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ
ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА: ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА,
ИЗОБРАЖЕНИЯ СОБЫТИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДЕТСКОГО
СОЗНАНИЯ ( АДАМОВИЧ). В 1970-2000-Е ГГ., НАРЯДУ
С РОМАНОМ,СТАВШИМ ОСНОВНЫМ ЖАНРОМ ЛИТЕРАТУРЫ
БЕЛОРУССИИ, РАЗВИВАЛАСЬ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОЗА, ЗАТРАГИВАЮЩАЯ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ОСОБЕННОЕ МЕСТО
ЗАНИМАЕТ ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ТЕМА. ПОЭЗИЯ ДОСТИГЛА
ЗНАЧИТЕЛЬНОГОЖАНРОВО СТИЛЕВОГО РАЗНООБРАЗИЯ,
ВЕДУТСЯ ИНТЕНСИВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ОБЛАСТИ
ФОРМЫ И ВЕРСИФИКАЦИИ. ПУБЛИКУЮТСЯ ПОЭТЫ
БЕЛОРУССКОЙ ЭИММИГРАЦИИ. |
выключить полный просмотр |
|
|