Развитие литературы на территории Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 01:17, лекция

Краткое описание

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ НАЧАЛОСЬ С ПРИНЯТИЕМ В 10 В. ХРИСТИАНСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ПИСЬМЕННОСТИ НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ (ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ) ЯЗЫКЕ. ПАМЯТНИКИ, СОЗДАННЫЕ В 11- 1-Й ПОЛОВИНЕ 13 ВВ.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ НАЧАЛОСЬ С ПРИНЯТИЕМ В 10 В.doc

— 37.50 Кб (Скачать)
 РАЗВИТИЕ  ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ  НАЧАЛОСЬ С ПРИНЯТИЕМ В 10 В.  ХРИСТИАНСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ  ПИСЬМЕННОСТИ НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ  (ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ) ЯЗЫКЕ. ПАМЯТНИКИ,  СОЗДАННЫЕ В 11- 1-Й ПОЛОВИНЕ 13 ВВ. В ПОЛОЦКЕ, ТУРОВЕ И ДР. КУЛЬТУРНЫХ  ЦЕНТРАХ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ, БЫЛИ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ДРЕВНЕ-РУССКОЙ КНИЖНОСТИ: ТУРОВСКОЕ ЕВАНГЛИЕ (11 В.0,ПОЛОЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (12 В.), КРАСОЧНО ОФОРМЛЕННОЕ ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (КОНЕЦ 12- НАЧАЛО 13 ВВ), ПАТЕТИЧЕСКАЯ ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО (12 В.), ВЗВОЛНОВАННО-ЛИРИЧНОЕ "ЖИТИЕ СВЯТОЙ ЕФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ" (КОНЕЦ 12- НАЧАЛО 13 ВВ.; СОХРАНИЛОСЬ В СПИСКАХ 14 ВЕКА), СОДЕРЖАЩЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОНАСТЫРЕЙ И РАЗВИТИИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ. ВО ВТРОЙ ПОЛОВИНЕ 13-15 ВЕКОВ ЦЕНТРОМ БЕЛОРУССКОЙ КНИЖНОСТИ БЫЛ ВИЛЬНО. СТАРОБЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК ( РЕДАКЦИЯ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО) СТАЛ ЯЗЫКОМ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, ЛЕТОПИСАНИЯ ( БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, 1446, И ДР.), ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ. С ОКОНЧАНИЕМ 14 В. РОСЛО ВЛИЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, УСИЛИЛСЯ ПРОЦЕСС ПОЛОНИЗАЦИИ И РАСПРОСТРОНЕНИЯ ЛАТЫНИ. ЛИТЕРАТУРА СТАЛА МНОГОЯЗЫЧНОЙ: СОЗДАВАЛАСЬ НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ, ЛАТИНСКОМ И ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКАХ. В КОНЦЕ 15-16 ВВ. НА ТЕРРИТОРИЮ БЕЛОРУСИИПРОНИКЛИ ИДЕИ ЕВРОП. ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. ВПЕРВЫЕ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОЯВИЛОСЬ КНИГОПЕЧАТАНИЕ: ФРАНЦИСК СКОРИНА ПЕРЕВЕЛ НА СТАРОБЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И НАПЕЧАТАЛ В ПРАГЕ 23 КНИГИ "ВЕТХОГО ЗАВЕТА С СОБСТВЕННЫМИ ПРЕДИСЛОВИЯМИ-КОММЕНТАРИЯМИ (1517-19), ЗАТЕМ В ВИЛЬНО- "АПОСТОЛ" И "МАЛУЮ ПОДОРОЖНУЮ КНИЖИЦУ" (1522-25). ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРЕДСТАВЛЕНА ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМОЙ Н. ШУССОВСКОГО "ПЕСНЯ О ЗУБРЕ" ( НАЧАЛО 16 В.), ВОСПЕВАЮЩЕЙ ЛИТОВСКОГО КНЯЗЯ ВИТОВТА КАК ОБРАЗЦОВОГО ПРАВИТЕЛЯ И ПАТРИОТА. ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ И БАЛЛЕТРИСТИКИ ПРИСУТСТВУЮТ В СОБРАНИИ ЛЕТОПИСЕЙ "ХРОНИКА БЫХОВЦА" ( СОСТАВЛЕНА В 16 А., ДОВЕДЕНА ДО 1506). ВО ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЕ 16 В. НА ФОНЕ УСИЛЕНИЯ ПОЛОНИЗАЦИИ РОС ОТПОР КАТОЛИЦИЗМУ, ПРОЯВИВШИЙСЯ В РЕФОРМАТОРСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ, САТИРЕ И ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЕ. НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ, ПОЛЬСКОМ И ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКАХ ПИСАЛ ПУБЛИЦИСТ И ПЕРЕВОДЧИК С. БУДНЫЙ ( НАПЕЧАТАЛ С СОБСТВЕННЫМ ПРЕДИСЛОВИЕМ НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКЕ "КАТЕХИЗИС", 1562). НА ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ НАПИСАН "ФРИНОС" ( "ПЛАЧ", 1610) МЕЛЕТИЯ (СМОТРИЦКОГО), В КОТОРОМ ОПЛАКИВАЕТСЯ ОТСТУПНИЧЕСТВО ОТ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРИНЯТИЯ ЗНАТЬЮ КАТОЛИЧЕСТВА. ИДЕИ КОНТРРЕФОРМАЦИИ НАШЛИ ВЫРАЖЕНИЯ В ЦЕРКОВНО-ПОЛЕМИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ. ПОСЛЕДНИМ ЯРКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ СТАРОБЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ БЫЛ СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, В ЧЬЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТРАЗИЛОСЬ ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО. 
            В 1697 ПОЛЬСКИЙ СЕЙМ ЗАПРЕТИЛ ИЗДАНИЕ КНИГ НА СТАРОБЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКЕ, И В 18 ВЕКЕ ЛИТЕРАТУРА БЕЛОРУССИИ ПЕРЕЖИЛА ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ. ОДНАКО В ЭТОТ ПЕРИОД СОЗДАВАЛИСЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА, В КОТОРЫХ ПРЕДПРИНИМАЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЖИВОЙ РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК ( "КОМЕДИЯ" К. МАРАШЕВСКОГО, 1787). В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. ПОД ВЛИЯНИЕМ РОМАНТИЗМА РОС ИНТЕРЕС К ФОЛЬКЛОРУ, ИСТОРИИ И ОБЫЧАЯМ НАРОДА. ЗАПИСЫВАЛАСЬ И РАЗДАВАЛАСЬ НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ ( 6 СБОРНИКОВ "ДЕРЕВЕНСКИХ ПЕСЕНОК..." Я. ЧЕЧОТА,1837-46). ИЗ НАРОДНОЙ СРЕДЫ ВЫДВИНУЛИСЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЭТЫ ( П. БАГРИМ). РАЗВИВАЛАСЬ САТИРИЧЕСКАЯ ПАРОДИЙНАЯ ПОЭМА. В УСЛОВИЯХ ЗАПРЕТА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКА СЛОЖИЛАСЬ ТАК НАЗЫВАЕМАЯ БЕЛОРУССКАЯ ШКОЛА,  АВТОРЫ КОТОРОЙ ПИСАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БЕЛОРУССКОМ МАТЕРИАЛЕ, ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЯ МЕСТНЫЕ ДИАЛЕКТЫ. В.И. ДУНИН- МАРЦИНКЕВИЧ ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫНАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В КОМЕДИИ НРАВОВ "ПИНСКАЯ ШЛЯХТА" (1866)- ЕДКОЙ САТИРЕ НА ПРОДАЖНЫЙ СУД. 
            В ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.ОТРАЗИЛСЯ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ( ПОЭЗИ Я. ЛУЧИНЫ). Ф.К. БОГУШЕВИЧ В ПРЕДИСЛОВИИ К ПОЭТИЧЕСКОМУ СБОРНИКУ "ДУДКА БЕЛОРУССКАЯ" (1891) НАМЕТИЛ ПРОГРАММУ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ВЫДВИНУЛ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГОЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ОБРАЗ КРЕСТИАНИНА СТАЛ ЦЕНТРАЛЬНЫМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ НОВОЙ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫКОНЦА 19- НАЧАЛА 20 ВВ. ( Ш. ЯДВИГИН, ТЕТКА, Я. КУПАЛА, Я. КОЛАС, М.А. БОГДАНОВИЧ, А. ГАРУН, Т. ГАРТНЫЙ, З. БЯДУЛЯ, Я. ЖУРБА, К. КАГАНЕЦ , В. ЛАСТОВСКИЙ, К. БУЙЛО), НЕОДНОРОДНОГО В ОТНОШЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ( СОЧЕТАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, РОМАНТИЗМА, СЕНТИМЕНТАЛИЗМА,РЕАЛИЗМА, НОВЫХ ТЕЧЕНИЙ НАЧАЛА 20 ВЕКА). ПОЭЗИЯ ОСВАИВАЛА КЛАССИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ И ФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИРИКИ. ЗАРОЖДАЛАСЬ БЕЛООРУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА. ФОРМИРОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. 
            ПРИДАНИЕ БЕЛОРУССКОМУ ЯЗЫКУ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО, КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИЗАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ 1920-Х ГГ. СПОСОБСТВОВАЛАБУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ОБНОВЛЕНИЮ ЕЕ ТЕМАТИКИ И ОБРАЗНОГО СТРОЯ. ПОЯВИЛАСЬ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕРИОДИКА. В ТВОРЧЕСТВЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМАТИКА СОЧЕТАЛАСЬ С РОМАНТИЧЕСКИМ ПАФОСОМ, РИТОРИЧЕСКОЙ ДЕКЛАРАТИВНОСТЬЮ. В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОЯВЛЯЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ К ВСЕСТОРОННЕМУ ВОССОЗДАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГОЖИЗНЕННОГО УКЛАДА, К УГЛУБЛЕННОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ ВНЕТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ. В ПОВЕСТИ И РОМАНЕ ОТОБРАЖАЛИСЬ СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ, ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. ВЫШЛА ПЕРВАЯ "ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" М. ГОРЕЦКОГО (1920).  В 1930-Х ГГ. ПРЕОБЛАДАЛИ ПРОЗАИЧНЫЕ ЖАНРЫ, СРЕДИ КОТОРЫХ ВСЕ БОЛЬШЕЕ МЕСТО ЗАНИМАЛ РОМАН; ПОЯВИЛАСЬ СОЦИАЛЬНО0 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА. ЯРКИМ ЯВЛЕНИЕМ СТАЛИ БАСНИ И ДРАМАТУРГИ К. КРАПИВЫ ( КОМЕДИЯ "КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ", 1939). ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНО БЕЛОРУССИИ,РАЗВИВАВШАЯСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИАССИМИЛЯЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕНА В ОСНОВНОМ ПОЭЗИЕЙ ( В. ЖИЛКА, Л. ГЕНИЮШ, М. ТАНК, Ф. ПЕСТРАК, В. ТАВЛАЙ). В ЛИТЕРАТУРЕ ВОЕННЫХ ЛЕТ ПРЕОБЛАДАЛА ПРОНИКНУТАЯ ГЕРОИЧЕСКИМ ПАФОСОМ ПУБЛИЦИСТИКА,  МАЛЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ( ЛИРИКА Я. КОЛАСА, П. БРОВКИ, М. ТАНКА, А. КУЛЕШОВА). 
             ТЕМА ВОЙНЫ СТАЛА ОСНОВНОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20-ГО ВЕКА. ВОЗРАСТАНИЕ ЭПИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В РОМАННОМ ЖАНРЕ ТЕТРАЛОГИЯ "НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ДНИ" М. ЛЫНЬКОВА (1948-58) И РОМАН "МИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ" И. МЕЛЕЖА (1949-52). В СЕРЕДИНЕ 1950-Х-1960-Е ГГ. ВЫДВИНУЛОСЬ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ, С КОТОРЫМ СВЯЗАНО УГЛУБЛЕННОЕОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМ ПОДВИГА, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА, СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ. ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА, ИЗОБРАЖЕНИЯ СОБЫТИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДЕТСКОГО СОЗНАНИЯ ( АДАМОВИЧ). В 1970-2000-Е ГГ., НАРЯДУ С РОМАНОМ,СТАВШИМ ОСНОВНЫМ ЖАНРОМ ЛИТЕРАТУРЫ БЕЛОРУССИИ, РАЗВИВАЛАСЬ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА, ЗАТРАГИВАЮЩАЯ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ОСОБЕННОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ТЕМА. ПОЭЗИЯ ДОСТИГЛА ЗНАЧИТЕЛЬНОГОЖАНРОВО СТИЛЕВОГО РАЗНООБРАЗИЯ, ВЕДУТСЯ ИНТЕНСИВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ФОРМЫ И ВЕРСИФИКАЦИИ. ПУБЛИКУЮТСЯ ПОЭТЫ БЕЛОРУССКОЙ ЭИММИГРАЦИИ.
 
 
выключить полный просмотр
 
 
 
 

Информация о работе Развитие литературы на территории Белоруссии