Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:03, реферат
В России сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой проживает 39,2 млн. человек (27% от общей численности населения). Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены в 24 409 сельских администраций и 1 865 административных районов.
Введение
1.Методы оценки устойчивости развития сельских территорий
2. Состояние и тенденции развития села.
3. Цели и принципы государственной политики в устойчивого области развития сельских территорий.
4.Совершенствование нормативно-правовой базы
5.Управление развитием сельских территорий
6.Создание системы финансовых институтов, обеспечивающих доступ сельского населения и сельских товаропроизводителей к финансовым ресурсам
7.Снижение сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе, охрана и улучшение условий труда
8. Расселение сельских жителей
9. Повышение информированности сельского населения
10. Мониторинг развития сельских территорий
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОЛГОГРАДСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Кафедра: Менеджмент.
Дисциплина: Планирование и прогнозирование..
Реферат на тему: Повышение устойчивости развития сельских территорий..
Выполнила:
студентка группы Бух-31
Евтеева Юлия
Проверила
Литвинова Н. В.
Волгоград 2012
Содержание:
Введение
1.Методы оценки устойчивости развития сельских территорий
2. Состояние и тенденции развития села.
3. Цели и принципы
государственной политики в устойчивого
области развития сельских
4.Совершенствование
5.Управление развитием сельских территорий
6.Создание системы финансовых
институтов, обеспечивающих доступ
сельского населения и
7.Снижение сельской
8. Расселение сельских жителей
9. Повышение информированности сельского населения
10. Мониторинг развития сельских территорий
Введение: |
В России сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой проживает 39,2 млн. человек (27% от общей численности населения). Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены в 24 409 сельских администраций и 1 865 административных районов. В общепринятом понятии устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Переход к устойчивому развитию означает постепенное обеспечение целенаправленной самоорганизации общества в экономической, социальной и экологической сферах. В этом смысле устойчивое развитие характеризуется экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: (1) выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов; (2) расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; (3) поддержание экологического равновесия в биосфере. Обеспечение устойчивого
развития сельских территорий является
комплексной проблемой и - макроэкономической - обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве; - развития - достижения на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ; - улучшения доступа для
хозяйствующих субъектов, - формирования в сельской
местности институтов - осуществления программ
по улучшению экологической Актуальнейшей задачей является
преодоление ведомственной
Научные подходы к устойчивому
развитию сельских территорий
и имеющихся концепции устойчивого
развития определяют стратегические
задачи глобального, государственного
и региональных уровней не затрагивая
глубоко локальные уровни. При
этом проблемы устойчивого развития
сельских территорий в условиях
становления системы Применяемые инструменты
горизонтального и
Достижение устойчивого социльного-экономического развития сельских территорий требует в первую очередь решения задач разработки и внедрения стимулирующих механизмов, побуждающих территории прилагать усилия по наращиванию совокупной ресурсной базы, формированию и укреплению своего финансового потенциала. Решить эти задачи без объективной оценки социально-экономического состояния сельских территорий практически не возможно.
Социально-экономическая
трансформация, происходящая в последнее
десятилетие в России, негативно
отразилась на развитии агропромышленного
производства, уровне жизни и общей
социально-экономической Российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются: – ухудшение демографической
ситуации в сельской местности. Сокращение
численности сельского – сельская бедность и высокий уровень безработицы сельского населения. Несмотря на наметившийся в последние 3 года рост занятости и доходов сельских жителей, их уровень продолжается оставаться низким. Общая безработица на селе составила в 2001 г. 11,1%, регистрируемая 2,6 процента. Большинство сельских безработных (74,8%) не получают пособия и социально не защищены. В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 48% регионов, в 10 регионах уровень общей безработицы выше 20%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. сельчан (75,6%), по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1%). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельских жителей (22,4%) в 2 и более раз ниже прожиточного минимума. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2003 г. 1631. руб. или 35% к общероссийскому уровню. – снижение качества жизни
в сельской местности, сокращение сети
учреждений социальной инфраструктуры,
сужение доступа селян к Более 380 тысяч сельских семей
нуждаются в улучшении жилищных
условий. Уровень благоустройства
сельского жилищного фонда – разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения. По данным Госкомстата России, в период между переписями, населения 1989-2002 гг. обезлюдело около 17 тыс. сельских населенных пунктов. Это обусловило утрату социально-экономического контроля за многими исторически освоенными территориями, сокращение экономического потенциала сельских территорий за счет выбытия из сельскохозяйственного оборота около 40 млн. га земель, их одичание и потерю для нужд общества. Все это ведет к росту
социального иждивенчества Масштабы нынешнего
Вместе с тем в ряде регионов Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт в комплексном обустройстве сельской местности, развитии сельской социальной и инженерной инфраструктуры, жилищном строительстве, финансовой поддержке экономической активности сельского населения, расширении сферы его занятости (Белгородская область, Республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, Ленинградская область и другие регионы). Этот опыт достоин внимания
и обобщения с целью
Причины сельского кризиса кроются как в исторически накопившемся отставании деревни в социально-экономическом развитии, так и в несовершенстве современных аграрных отношений и форм сельской жизни. Практически на всем протяжении развития российской государственности деревня выступала донором для всей страны. В эпоху индустриализации, несмотря на высвобождение трудовых ресурсов из аграрного сектора, сельская местность оставалась внутренней сферой сельского хозяйства со слабо развитой промышленностью, сферой услуг и других несельскохозяйственных видов деятельности. Низкие доходы, неудовлетворительные условия труда и быта, узость сферы приложения труда, а также проводимая политика ликвидации «неперспективной деревни» стимулировали интенсивную миграцию населения в крупные промышленные центры. В результате в сельской местности постоянно шел процесс сокращения численности сельских поселений, при этом обществом утрачивался социальный контроль над значительными по масштабам и экономическому потенциалу территориями. Предпринятые в последние
4 года меры по развитию АПК, хотя и вызвали
стабилизацию и рост объемов производства
в сельском хозяйстве и, особенно,
в пищевой и перерабатывающей
промышленности, но не привели к
стабильному улучшению Вызывает тревогу Кроме того, на снижении уровня жизни в деревне сказались: – ведомственная разобщенность
в управлении сельской местностью на
федеральном, региональном и местном
уровнях. В настоящее время решение
отдельных задач сельской экономики
и инфраструктуры рассредоточено по
13 федеральным программам, а между
министерствами и ведомствами, ответственными
за их реализацию, отсутствует должная
координация. Принятая в 2002 году Федеральная
целевая программа «Социальное
развития села до 2010 года» безусловно,
является необходимым документом; однако
она затрагивает только развитие
социальной сферы, инженерной инфраструктуры
и информационно- – продолжающийся узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, при котором недооценивается насущная необходимость развития сельских не аграрных секторов занятости, отсутствие надежных источников финансовой поддержки малого предпринимательства, развития альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости населения; – исключение сельского
хозяйства из перечня национальных
приоритетов, что ведет к ослаблению
государственной поддержки – ограниченный доступ сельского населения к рынкам продукции, материально-технических и финансовых ресурсов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем развития в сельской местности рыночной и инженерной инфраструктуры; – слабость институтов гражданского
общества в сельских районах, и, прежде
всего, сельского самоуправления. В
большинстве субъектов – информационная изолированность деревни, слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах.
Государственная политика в
области устойчивого развития сельских
территорий включает систему правовых,
финансово-экономических и Целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 г. являются: -создание благоприятных
социально экономических - повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам; -замедление процесса
депопуляции, стабилизация численности
сельского населения и -сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения; - рационализация использования природнх ресурсов и сохранение природной среды; - сохранение и приумножение культурного потенциала села. Государственная политика в области устойчивого развития сельских территлорий осуществляется в соответствии со следующими принципами: - развитие сельской местности
как единого территориального
исторически сложившегося - обеспечение конструктивных
прав сельских граждан на труд
с достойной оплатой, а также
доступность качественного - демографическая функция,
которая направлена на увеличение
демографического потенциала -трудоресурсная функция,
которая направленная на обеспечение
годов мигрировавшей из села
рабочей силой, использование
в городских организациях - жилищная функция, которая
направлена на размещение на
сельских территориях жилых
домов граждан, имеющих доходное
занятие в городе, а также на
предоставление им в -пространственно- - социальный контроль
над сельской территорией,
который направленный на Выполнение сельскими
территориями указанных функций
является важнейшим условием для
успешного социально-
Для реализации
национальной стратегии координация: - между заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами; - между федеральными, региональными
и местными органами власти, между
общественными и коммерческими
организациями, между - создание межведомственных советов (комиссий) по развитию сельских территорий на разных уровнях управления; - оптимизация межбюджетных
отношений между федеральным
центром, субъектами осуществление в ряде регионов Российской Федерации экспериментальных проектов по сельскому развитию и распространение эффективного опыта; использование методов стратегического и интерактивного (с участием населения) планирования.
Основные мероприятия национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий: формирование эффективной
системы государственного регулирования
АПК на основе проведения целенаправленной
бюджетной, кредитной, налоговой и
социальной политики в интересах
сельского населения, сельхозтоваропроизводителей
и российской экономики в целом,
регулирования финансовое оздоровление
и формирование эффективных, рыночно
ориентированных стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая: - диверсификацию деятельности
сельскохозяйственных - развитие индивидуальной
предпринимательской - создание условий для получения сельскими жителями дохода от лесных и иных территориальных ресурсов; повышение товарности личных
и крестьянских (фермерских) хозяйств
за счет роста их производственного
потенциала, освоения новых технологий,
развития кооперации, совершенствования
взаимоотношений с реформа местного самоуправления в сельской местности; создание достойных условий жизнедеятельности, способствующих расширению престижности проживания в сельской местности; расширение доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований; расширение доступа сельского
населения к кредитно- развитие потребительской
кооперации как части АПК и
социально ориентированной развитие информационно-
Для правового обеспечения
эффективности курса активного
государственного регулирования процессом
развития сельских территорий, сохранения
рыночного характера сельского
развития, при одновременном выводе
сельского населения из состояния
апатии, искоренении массового принятие законов: - «О развитии сельского хозяйства»; - «О кредитной кооперации»; - «Об основах местного самоуправления в РФ» (новая редакция); принятие подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию законов: - «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (новая редакция); - «О личном подсобном хозяйстве»; - «Об обороте земель
сельскохозяйственного - «О третейских судах» (принят в июле 2002 года). содействие распространению третейских арбитражных судов, обеспечивающих возможность решения сельскими жителями экономических споров, возникающих в ходе их деятельности. разработка минимальных социальных стандартов в сфере услуг и социального обслуживания, учитывающих особенности сельского образа жизни и обеспечивающих равнодоступность социальных услуг для сельских жителей вне зависимости от места их проживания и сферы деятельности, а также механизма их применения
Для управления развитием сельских территорий необходимо создание: межведомственных советов
(комиссий), обеспечивающих координацию
на федеральном и региональных уровнях,
между заинтересованными отдельного структурного подразделения по развитию сельских территорий в Минсельхозе России, основными задачами которого будут управление развитием сельских территорий и реализация проектов развития сельских территорий; в структуре органов управления АПК субъектов Российской Федерации подразделения по сельскому развитию, ответственного за управление развитием сельских территорий региона и реализацию региональных проектов развития сельских территорий; сети консультационных центров, содействующих реализации сельских целевых программ путем активного взаимодействия с сельскими жителями и территориальным общественным самоуправлением.
6. Создание системы финансовых институтов, обеспечивающих доступ сельского населения и сельских товаропроизводителей к финансовым ресурсам предполагает: Учреждение федерального, региональных и местных фондов поддержки сельского развития. Для ликвидации исторически
сложившегося отставания в развитии
сельской социальной сферы необходимо
перераспределение в пользу села
бюджетных средств, направляемых на
обеспечение функционирования и
развитие социальной сферы; привлечение
для финансирования сельских социальных
программ средств городских Учреждение системы грантов для районных и сельских муниципальных образований путем мобилизации бюджетных и внебюджетных (спонсорских) средств, содействующих: - экономической активности
сельского населения и - развитию сельской социальной инфраструктуры; Развитие сельской ссудосберегательной и кредитной кооперации. Государственная финансовая поддержка передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий в муниципальную собственность. Расходы местных бюджетов по содержанию передаваемых в ведение местных органов самоуправления объектов социальной и инженерной инфраструктуры должны возмещаться за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном и региональных бюджетах и выделяться отдельной строкой для сельской местности. Сельскохозяйственные
7.Снижение сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе, охрана и улучшение условий труда предполагает: Принятие и реализацию региональных и муниципальных программ по поддержке занятости сельского населения. Организацию общественных работ в сельской местности. Обучение новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства. Предоставление льгот по налогообложению, льготных инвестиционных кредитов, компенсационных выплат и другой поддержки юридическим и физическим лицам, создающим новые рабочие места в сельской местности. Осуществление системы социально- Решение проблем закрепления на селе молодых специалистов и других квалифицированных работников, путем создания привлекательных условий труда и быта и обеспечения «карьерного роста». В целях снижения профессиональной
заболеваемости и инвалидизации
трудоспособного населения
8. Расселение сельских жителей Важнейшим условием эффективного
развития российского села является
совершенствование системы развитие всех сельских поселений, независимо от их типа и численности населения, создание в них благоприятной среды обитания; выделение в системе расселения опорных поселений, выполняющих функции центров обслуживания группы населенных мест; обеспечение взаимосвязи
сельских поселений между собой
и с городами, особенно районными
центрами и другими малыми городами,
преодоление изолированности поддержка малых городов. При этом планировка и застройка сельских поселений должна осуществляться на основе следующих принципов: учета специфики сельскохозяйственной деятельности, образа жизни и потребностей сельского населения; ориентации жилой застройки в основном на усадебные дома с надворными постройками для ведения личного подсобного хозяйства; размещения объектов инфраструктуры с учетом функционального зонирования территорий поселений, компактности их застройки, кооперирования учреждений; развития планировочной структуры поселений в увязке с общей трассировкой сетей дорог и размещением инженерной инфраструктуры, с учетом сложившихся народных традиций, повышения градоформирующей роли общественных центров, улучшение архитектурного облика поселений; организации системы социального и иного обслуживания с учетом формирования центров обслуживания разного уровня и приближения услуг к месту жительства путем сочетания стационарных объектом, передвижных форм и средств связи; повышения качества социальных услуг на селе; сохранения и восстановления историко-культурного наследия, памятников архитектуры и искусства, сельских ландшафтов. В целях обобщения и
распространения передового опыта
субъектов Российской Федерации
по комплексной застройке и
9. Повышение информированности сельского населения Преодоление информационного
вакуума на селе, обеспечение широкого
информирования сельского населения
о его социальных, экономических
и политических правах и проводимых
социально-экономических развития в сельской местности современных систем связи и телекоммуникаций; развития в сельской местности сети информационно-консультационных служб (ИКС) и расширения диапазона предоставляемых ими услуг; развития информационных
центров на базе сельских библиотек,
повышение доступности и вовлечения населения
и использования методов формирования системы непрерывного и дистанционного образования; совершенствования работы средств массовой информации.
10. Мониторинг развития сельских территорий Обеспечение мониторинга и статистического наблюдения за процессом развития сельских территорий путем: создания программного обеспечения и федерального банка данных в разрезе сельских муниципальных образований; применения более широкого государственного учета и статистики в территориальном разрезе по направлениям реализации национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий, выделения сельских территорий как специального объекта статистических наблюдений; проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
Список литературы:
|
Сельское население
Волгоградской области
Принятые на федеральном и региональном
уровне целевые программы «Социальное
развитие села» безусловно, являются необходимыми
документами, однако они затрагивают только
развитие социальной сферы, инженерной
инфраструктуры и информационно-консультационной
службы и не предусматривают механизма
увеличения доходов сельского населения,
создания новых рабочих мест, профессионального
и карьерного роста сельской молодежи,
формирования условий для повышения уровня
самообеспеченности бюджетов сельских
муниципальных образований, особенно
в дотационных регионах и районах. Другие
программы охватывают главным образом
сугубо отраслевые аспекты.
С целью решения комплексной проблемы
в сельской местности, предложена разработка
и реализация при участии Молодежного
парламента проекта «Устойчивое развитие
сельской территорий Волгоградской области».
В основе формирования проекта лежит следующий
управленческий алгоритм:
1 Этап. Разработка и подписание соответствующих
региональных нормативных актов (Главы
Администрации Волгоградской области
и Волгоградской областной Думы) «О Проекте
устойчивого развития сельской территории
Волгоградской области».
2 Этап. Создание в структуре Администрации
Волгоградской области подразделения
по сельскому развитию, ответственного
за управление развитием сельских территорий
региона и реализацию проекта.
3, 4, 5 Этапы охватывают формирование при
«Волгоградской государственной сельскохозяйственной
академии» учебно-исследовательского
Центра развития сельских территорий
Волгоградской области, который разработает
методику и средства автоматизации составления
проекта, а затем обучит ей сотрудников
администраций муниципальных образований.
6 Этап. Разработка проектов «Устойчивого
развития сельских территорий» администрациями
муниципальных образований и Центром
развития на десятилетний период.
Проекты должны включать:
– оценку текущего социально-экономического
положения в сельском районе и прогноз
перспектив его развития при сохранении
существующих тенденций;
– оценку внутренних ресурсов района;
– анализ законодательного обеспечения
реализации в сельском районе проекта;
– определение приоритетных направлений
развития экономики сельского района;
– инвентаризацию имеющихся инвестиционных
проектов, оценку их эффективности с учетом
перспективных направлений развития экономики
района;
– разработку новых инвестиционных проектов
по приоритетным направлениям развития
экономики сельского района: сельское
хозяйство, переработка, экотуризм и т.д.;
– разработку в рамках инвестиционных
бизнес-проектов направлений развития
сельской социальной и инженерной инфраструктуры,
жилищной сферы;
– расчет потребности в специалистах
для реализации инвестиционных бизнес-проектов;
– разработку программы закрепления на
селе молодых специалистов;
– разработку программы финансирования
и реализации проектов;
– оценку влияния проекта на социально-экономическое
положение района на 10-летний период.
7 Этап. Защита администрациями муниципальных
образований проектов и их корректировка.
8 Этап. Формирование консолидированного
проекта «Устойчивое развитие сельской
территории Волгоградской области».
9 Этап. Реализация проекта и контроль
его исполнения по методике оценки социально-экономической
эффективности.
Реализация проекта будет способствовать
достижению задач, поставленных в приоритетных
национальных проектах: «Развитие АПК»,
«Здоровье», «Образование», «Доступное
и комфортное жилье – гражданам России».
Таким образом, в Волгоградской области
и в России необходимы решительные меры
по изменению сложившейся ситуации в сельской
местности. В основе реализации предложенного
проекта заложен индивидуальный подход
развития социально-экономического потенциала
каждого сельского поселения. А вовлечение
в проект молодежи позволит ей увидеть
перспективы развития своего села, возможности
самореализации, почувствовать востребованность
на родной земле.
Информация о работе Повышение устойчивости развития сельских территорий