Повышение устойчивости развития сельских территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

В России сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой проживает 39,2 млн. человек (27% от общей численности населения). Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены в 24 409 сельских администраций и 1 865 административных районов.

Оглавление

Введение
1.Методы оценки устойчивости развития сельских территорий
2. Состояние и тенденции развития села.
3. Цели и принципы государственной политики в устойчивого области развития сельских территорий.
4.Совершенствование нормативно-правовой базы

5.Управление развитием сельских территорий

6.Создание системы финансовых институтов, обеспечивающих доступ сельского населения и сельских товаропроизводителей к финансовым ресурсам

7.Снижение сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе, охрана и улучшение условий труда

8. Расселение сельских жителей

9. Повышение информированности сельского населения

10. Мониторинг развития сельских территорий

Файлы: 1 файл

Реферат планирование.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

Кафедра:  Менеджмент.

Дисциплина: Планирование и прогнозирование..

 

Реферат на тему: Повышение устойчивости развития  сельских территорий..

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Бух-31

Евтеева Юлия

 

Проверила

Литвинова Н. В.

 

 

 

 

Волгоград 2012

 

 

Содержание:

Введение

1.Методы оценки  устойчивости  развития  сельских территорий

2. Состояние и тенденции развития села.

3. Цели  и принципы  государственной политики  в устойчивого  области развития сельских территорий.

4.Совершенствование нормативно-правовой  базы

 

5.Управление развитием  сельских территорий

 

6.Создание системы финансовых  институтов, обеспечивающих доступ  сельского населения и сельских  товаропроизводителей к финансовым  ресурсам 

 

7.Снижение сельской безработицы  и закрепление квалифицированных  работников на селе, охрана и  улучшение условий труда

 

8. Расселение сельских жителей

 

9. Повышение информированности сельского населения

 

10. Мониторинг развития сельских территорий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

В России сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой  проживает 39,2 млн. человек (27% от общей численности населения). Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены в 24 409 сельских администраций и 1 865 административных районов.

В общепринятом понятии устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое  развитие, не разрушающее своей природной  основы и обеспечивающее непрерывный  прогресс общества. Переход к устойчивому  развитию означает постепенное обеспечение  целенаправленной самоорганизации  общества в экономической, социальной и экологической сферах. В этом смысле устойчивое развитие характеризуется  экономической эффективностью, экологической  безопасностью и социальной справедливостью.

Под устойчивым развитием  сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: (1) выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и  услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни  и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически  освоенных ландшафтов; (2) расширенное  воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; (3) поддержание экологического равновесия в биосфере.

Обеспечение устойчивого  развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии:

- макроэкономической стабильности  и увеличения валового внутреннего  продукта;

- обеспечения экономического  роста в сельском хозяйстве;

- развития несельскохозяйственной  занятости в сельской местности;

- достижения на селе  социально равных с городом  условий получения доходов и  общественных благ;

- улучшения доступа для  хозяйствующих субъектов, ведущих  предпринимательскую деятельность  на селе, к рынкам материально-технических,  кредитных, информационных, других  ресурсов;

- формирования в сельской  местности институтов гражданского  общества, обеспечивающих защиту  экономических и социальных интересов  различных групп сельского населения;

- осуществления программ  по улучшению экологической ситуации  в сельской местности.

Актуальнейшей задачей является преодоление ведомственной разобщенности  в управлении сельской местностью и  усиление координации в обеспечении сельского развития между: (1) федеральными министерствами и ведомствами; (2) федеральными, региональными и местными органами власти; (3) органами государственной и муниципальной власти, общественными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы оценки  устойчивости развития  сельских территорий.

 

 

Научные подходы  к устойчивому  развитию  сельских  территорий  и имеющихся концепции  устойчивого  развития определяют стратегические  задачи глобального,  государственного и региональных  уровней не затрагивая глубоко локальные   уровни. При  этом проблемы устойчивого развития  сельских территорий в условиях  становления системы самоуправления, которая являетс, по сути дела, основным социально-экономическим  институтом, осуществляющим жизнеобеспечения населения  на районном уровне, до сих пор  остаются слабо исследованными и нерешенными.

Применяемые  инструменты  горизонтального и вертикального  выравнивания развития территорий ориентированы  прежде всего на обеспечение макроуправляемости  региональной  системы,  что в  определенной  мере привело  к  ресурсной системы  зависимости  от вышестоящего уровня,  усилению  социальной несправедливости , снижению интереса  у органов власти  субъекта  Федерации  и местного  самоуправления  к формированию  эффективной региональной  и местной  политики  для развития  сельских территорий.

 

Достижение устойчивого  социльного-экономического развития  сельских  территорий требует в  первую очередь  решения задач  разработки и внедрения  стимулирующих  механизмов,  побуждающих  территории прилагать усилия  по наращиванию совокупной ресурсной базы, формированию и укреплению  своего  финансового потенциала. Решить эти задачи без объективной оценки  социально-экономического состояния сельских территорий практически не возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Состояние и тенденции развития села.
 

 

Социально-экономическая  трансформация, происходящая в последнее  десятилетие в России, негативно  отразилась на развитии агропромышленного  производства, уровне жизни и общей  социально-экономической ситуации на селе.

Российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются:

– ухудшение демографической  ситуации в сельской местности. Сокращение численности сельского населения  наблюдается в 75 регионах Российской Федерации, что обусловлено как  ростом естественной убыли, так и  миграционными потерями. Миграционный прирост сельского населения, начавшийся в начале 90-х годов, к 2001 г. сменился оттоком. При этом интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня. При незначительном повышении в 2001 г. по сравнению с 1999 г. уровень рождаемости (на 0,3 промилле) смертность сельского населения продолжает расти во всех группах, особенно у мужчин в возрасте 30-39 лет. Ожидаемая продолжительность жизни на селе (64,2 года) ниже, чем в городе, на 1,5 года;

– сельская бедность и высокий  уровень безработицы сельского  населения. Несмотря на наметившийся в  последние 3 года рост занятости и  доходов сельских жителей, их уровень продолжается оставаться низким. Общая безработица на селе составила в 2001 г. 11,1%, регистрируемая 2,6 процента. Большинство сельских безработных (74,8%) не получают пособия и социально не защищены. В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 48% регионов, в 10 регионах уровень общей безработицы выше 20%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. сельчан (75,6%), по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1%). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельских жителей (22,4%) в 2 и более раз ниже прожиточного минимума. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2003 г. 1631. руб. или 35% к общероссийскому уровню.

– снижение качества жизни  в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным социальным услугам - образованию и  здравоохранению. За период с 1996 по 2001 год число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось  с 31,5 тыс. шт. до 22,0 тыс. шт. (на 30,2%), общеобразовательных  школ - с 47,2 тыс. шт.  до 44,8 тыс. шт. (5,1%), учреждений культурно-досугового типа - с 52,6 тыс. единиц до 48,0 тыс. единиц (8,7%), общедоступных библиотек - с 40,1 тыс. шт.  до 38,9 тыс. шт. (3,0%), киноустановок - с 30,0 тыс. до 14,6 тыс. шт. (51,3%), участковых больниц - с 4409 единиц до 3261 единиц (26,0%), доставочных участков почтовой связи - с 85,4 тыс. шт. до 81,6 тыс. шт. (4,4%).

Более 380 тысяч сельских семей  нуждаются в улучшении жилищных условий. Уровень благоустройства  сельского жилищного фонда  остается низким: только 40% жилой площади оборудованы водопроводом, 31% - канализацией, 40% - центральным отоплением, 74% - газом, 19% - горячим водоснабжением. На начало 2002 г. на селе не имели телефонной связи 35,6% сельских населенных пунктов. Удельный вес сельских поселений, лишенных связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, составил 34 процента.

– разрушение эволюционно  сложившейся системы сельского  расселения.

По данным Госкомстата  России, в период между переписями, населения 1989-2002 гг. обезлюдело около 17 тыс. сельских населенных пунктов. Это  обусловило утрату социально-экономического контроля за многими исторически  освоенными территориями, сокращение экономического потенциала сельских территорий за счет выбытия из сельскохозяйственного оборота около 40 млн. га земель, их одичание и потерю для нужд общества.

Все это ведет к росту  социального иждивенчества сельского  населения и спаду трудовой активности, отторжению рыночных реформ и неприятию  нарождающегося нового общественного  строя, что подтверждается их устойчивой поддержкой в выборных кампаниях  оппозиционных сил.

Масштабы нынешнего социального  неблагополучия российского села таковы, что ставят под угрозу дальнейшее существование российской государственности  и делают невозможным обеспечение  устойчивого развития российского  общества. 

 

Вместе с тем в ряде регионов Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт в  комплексном обустройстве сельской местности, развитии сельской социальной и инженерной инфраструктуры, жилищном строительстве, финансовой поддержке  экономической активности сельского  населения, расширении сферы его  занятости (Белгородская область, Республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, Ленинградская область и другие регионы).

Этот опыт достоин внимания и обобщения с целью использования  в других субъектах Российской Федерации, а также на федеральном уровне при разработке программ развития российского  села. 

 

  Причины сельского кризиса кроются как в исторически накопившемся отставании деревни в социально-экономическом развитии, так и в несовершенстве современных аграрных отношений и форм сельской жизни.

    Практически на всем протяжении развития российской государственности деревня выступала донором для всей страны. В эпоху индустриализации, несмотря на высвобождение трудовых ресурсов из аграрного сектора, сельская местность оставалась внутренней сферой сельского хозяйства со слабо развитой промышленностью, сферой услуг и других несельскохозяйственных видов деятельности. Низкие доходы, неудовлетворительные условия труда и быта, узость сферы приложения труда, а также проводимая политика ликвидации «неперспективной деревни» стимулировали интенсивную миграцию населения в крупные промышленные центры. В результате в сельской местности постоянно шел процесс сокращения численности сельских поселений, при этом обществом утрачивался социальный контроль над значительными по масштабам и экономическому потенциалу территориями.

Предпринятые в последние 4 года меры по развитию АПК, хотя и вызвали  стабилизацию и рост объемов производства в сельском хозяйстве и, особенно, в пищевой и перерабатывающей промышленности, но не привели к  стабильному улучшению экономической  ситуации в агропродовольственном  секторе. Сельскохозяйственные товаропроизводители  испытывают острый недостаток финансовых ресурсов для текущей и, особенно, инвестиционной деятельности (в том  числе в области социального  обустройства села). Инвесторы, пришедшие  в АПК в последние 2-3 года из других отраслей экономики, создают интегрированные  агропромышленные компании с участием предприятий сельского хозяйства, практически не вкладывая средства в комплексное развитии сельских территорий.

Вызывает тревогу увеличивающееся  техническое и технологическое  отставание российского сельского  хозяйства от развитых стран мира, что крайне опасно в условиях вступления России в ВТО. Растет импорт ряда основных видов продовольствия, в то время  как отечественные сельхозтоваропроизводители испытывают значительные трудности  со сбытом произведенной ими продукции.

  Кроме того, на снижении уровня жизни в деревне сказались:

– ведомственная разобщенность  в управлении сельской местностью на федеральном, региональном и местном  уровнях. В настоящее время решение  отдельных задач сельской экономики  и инфраструктуры рассредоточено по 13 федеральным программам, а между  министерствами и ведомствами, ответственными за их реализацию, отсутствует должная  координация. Принятая в 2002 году Федеральная  целевая программа «Социальное  развития села до 2010 года» безусловно, является необходимым документом; однако она затрагивает только развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности, но не касается проблем сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения, особенно для дотационных регионов;

– продолжающийся узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики  села, при котором недооценивается  насущная необходимость развития сельских не аграрных секторов занятости, отсутствие надежных источников финансовой поддержки  малого предпринимательства, развития альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости населения;

– исключение сельского  хозяйства из перечня национальных приоритетов, что ведет к ослаблению государственной поддержки отрасли  и низкому уровню защиты интересов  отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

– ограниченный доступ сельского  населения к рынкам продукции, материально-технических  и финансовых ресурсов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем развития в сельской местности рыночной и  инженерной инфраструктуры;

– слабость институтов гражданского общества в сельских районах, и, прежде всего, сельского самоуправления. В  большинстве субъектов Российской Федерации муниципалитеты сформированы на уровне административных районов, а  не сельских поселений или их групп, что лишает локальные сельские сообщества институциональных возможностей реализации собственных интересов;

– информационная изолированность  деревни, слабое представление сельских жителей о своих социальных и  экономических правах.

 

 

  1. Цели  и принципы  государственной политики  в устойчивого области развития сельских территорий.

Государственная политика в  области  устойчивого развития сельских территорий  включает систему правовых, финансово-экономических и организационных  мер, определяющих деятельность  федеральных  органов государственной власти, их территориальных  органов государственной  власти субьектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности  сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а  также  рациональное  использование  и воспроизводство  природно-ресурстного  потенциала  сельских  территорий.

Целями  государственной  политики в области  устойчивого  сельского развития на период до 2020 г.  являются:

-создание благоприятных  социально экономических условий  для выполнения селом его   производственной  и других общенациональных  функций и задач  территориального  развития; 
- устойчивый рост  сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояния российских граждан;

- повышение занятости,  уровня и качества жизни   сельского населения, а также  приближение села к городским   жизненным стандартам;

-замедление процесса  депопуляции, стабилизация  численности  сельского населения  и увеличение  ожидаемой продолжительности жизни;

-сокращение  межрегиональной   и внутрирегиональной  дифференциации  в уровне и качестве жизни   сельского населения;

- рационализация  использования  природнх ресурсов  и сохранение  природной среды;

- сохранение и приумножение  культурного  потенциала села.

Государственная политика  в области  устойчивого  развития сельских территлорий  осуществляется в  соответствии  со следующими принципами:

- развитие сельской местности  как единого  территориального  исторически сложившегося комплекса,  выпосляющего  производственно экономическую,  социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекрационную  и другие общенациональные функции;

- обеспечение конструктивных  прав сельских граждан на труд  с достойной оплатой, а также  доступность  качественного образования,  медицинской помощи и других  социальных услуг;

- демографическая  функция,  которая направлена  на увеличение  демографического потенциала страны;

-трудоресурсная функция,  которая  направленная  на обеспечение   годов  мигрировавшей из  села  рабочей силой, использование  в городских организациях трудоспособного  населения, проживающего в пригородах, а также  на привлечение   трудоспособного сельского населения  для работы в организациях , размещаемых,  размещаемых  в сельской местности  городскими хозяйствующими  субъектами;

- жилищная функция, которая  направлена на  размещение  на  сельских  территориях  жилых  домов граждан,  имеющих доходное  занятие в городе, а также на  предоставление им в пользование  объектов  сельской социальной  и инженерной инфраструктуры;

-пространственно-коммуникационная  функция, которая направлена на  размещение и обслуживание дорог,  линий электропередачи,  водопроводов  и других инженерных коммуникаций,  а также создание условий для  обеспечения жителей сельских  поселений к услугами связи;

- социальный контроль  над  сельской территорией,  который направленный на содействие  органам государственной власти  и местного  в обеспечение   общественного порядка и безопастности  на малолюдных  территориях   и в сельских поселениях, а  также  в охране пограничных  зон.

Выполнение сельскими  территориями  указанных функций  является важнейшим  условием для  успешного социально-экономического развития страны.

 

 

 Для реализации  национальной стратегии устойчивого  развития сельских территорий  необходимы:

координация:

- между заинтересованными  федеральными министерствами и  ведомствами;

- между федеральными, региональными  и местными органами власти, между  общественными и коммерческими  организациями, между представителями  власти, бизнеса и населения на  местах;

- создание межведомственных  советов (комиссий) по развитию  сельских территорий на разных уровнях управления;

- оптимизация межбюджетных  отношений между федеральным  центром, субъектами Российской  Федерации, муниципальными образованиями  в целях синхронизации их полномочий, ответственности и бюджетных  возможностей;

осуществление в ряде регионов Российской Федерации экспериментальных  проектов по сельскому развитию и  распространение эффективного опыта;

использование методов стратегического  и интерактивного (с участием населения) планирования. 

 

  Основные мероприятия национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий:

формирование эффективной  системы государственного регулирования  АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и  социальной политики в интересах  сельского населения, сельхозтоваропроизводителей  и российской экономики в целом, регулирования агропродовольственных  рынков (включая квотирование импорта и стимулирование экспорта продовольствия), развития рыночной инфраструктуры;

финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно  ориентированных сельскохозяйственных организаций;

стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту  занятости и повышению доходов  сельских жителей, включая:

- диверсификацию деятельности  сельскохозяйственных организаций;

- развитие индивидуальной  предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса  в несельскохозяйственной сфере  (сфера услуг, торговля, сельский  туризм и др.);

- создание условий для  получения сельскими жителями  дохода от лесных и иных  территориальных ресурсов;

повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного  потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования  взаимоотношений с коллективными  предприятиями путем принятия разработанной  Минсельхозом России федеральной целевой  программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и малого предпринимательства  до 2010 года».

реформа местного самоуправления в сельской местности;

создание достойных условий  жизнедеятельности, способствующих расширению престижности проживания в сельской местности;

расширение доступа сельского  населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка  сельскохозяйственной потребительской  кооперации и иных кооперативных  формирований;

расширение доступа сельского  населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микро кредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;

развитие потребительской  кооперации как части АПК и  социально ориентированной экономической  системы путем распространения  на потребительскую кооперацию льгот, предусмотренных для сельхозтоваропроизводителей;

развитие информационно-консультационной службы на селе. 

 

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы

Для правового обеспечения  эффективности курса активного  государственного регулирования процессом  развития сельских территорий, сохранения рыночного характера сельского  развития, при одновременном выводе сельского населения из состояния  апатии, искоренении массового социального  иждивенчества и решения задач  усиления мотиваций  к эффективному труду, (без чего немыслимо достижение социального прогресса сельских территорий), а также для обеспечения реального доступа сельского населения к ресурсным рынкам, социальной защиты всего сельского населения, включая сельских жителей, занятых личным подсобным хозяйством, необходимо:

принятие законов:

- «О развитии сельского  хозяйства»;

- «О кредитной кооперации»;

- «Об основах местного  самоуправления в РФ» (новая  редакция);

принятие подзаконных  нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию законов:

- «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (новая редакция);

- «О личном подсобном  хозяйстве»;

- «Об обороте земель  сельскохозяйственного назначения»  (принят и вступил в силу  с января 2003 года);

- «О третейских судах» (принят в июле 2002 года).

содействие распространению  третейских арбитражных судов, обеспечивающих возможность решения сельскими  жителями экономических споров, возникающих  в ходе их деятельности.

разработка минимальных  социальных стандартов в сфере услуг  и социального обслуживания, учитывающих  особенности сельского образа жизни  и обеспечивающих равнодоступность социальных услуг для сельских жителей  вне зависимости от места их проживания и сферы деятельности, а также  механизма их применения 

 

  1.  Управление развитием сельских территорий

Для управления развитием  сельских территорий необходимо создание:

межведомственных советов (комиссий), обеспечивающих координацию  на федеральном и региональных уровнях, между заинтересованными сельхозорганами, федеральными министерствами и ведомствами и их органами на местах;

отдельного структурного подразделения по развитию сельских территорий в Минсельхозе России, основными задачами которого будут  управление развитием сельских территорий и реализация проектов развития сельских территорий;

в структуре органов управления АПК субъектов Российской Федерации  подразделения по сельскому развитию, ответственного за управление развитием  сельских территорий региона и реализацию региональных проектов развития сельских территорий;

сети консультационных центров, содействующих реализации сельских целевых программ путем активного  взаимодействия с сельскими жителями и территориальным общественным самоуправлением. 

 

6. Создание системы финансовых институтов, обеспечивающих доступ сельского населения и сельских товаропроизводителей к финансовым ресурсам

предполагает:

Учреждение федерального, региональных и местных фондов поддержки  сельского развития.

Для ликвидации исторически  сложившегося отставания в развитии сельской социальной сферы необходимо перераспределение в пользу села бюджетных средств, направляемых на обеспечение функционирования и  развитие социальной сферы; привлечение  для финансирования сельских социальных программ средств городских хозяйствующих субъектов и горожан, использующих сельский природный и инфраструктурный потенциал; выпуск органами местного самоуправления коммунальных облигаций (займов) и др.

Учреждение системы грантов  для районных и сельских муниципальных  образований путем мобилизации  бюджетных и внебюджетных (спонсорских) средств, содействующих:

- экономической активности  сельского населения и сельских  сообществ;

- развитию сельской социальной  инфраструктуры;

Развитие сельской ссудосберегательной  и кредитной кооперации.

Государственная финансовая поддержка передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий в муниципальную  собственность.

Расходы местных бюджетов по содержанию передаваемых в ведение  местных органов самоуправления объектов социальной и инженерной инфраструктуры должны возмещаться за счет средств, предусматриваемых на эти цели в  федеральном и региональных бюджетах и выделяться отдельной строкой  для сельской местности.

Сельскохозяйственные организации, сохранившие на своем балансе  объекты социальной и инженерной инфраструктуры, должны получать из государственного и местного бюджета компенсации  на их содержание в объеме нормативных затрат. 

 

7.Снижение сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе, охрана и улучшение условий труда

предполагает:

Принятие и реализацию региональных и муниципальных программ по поддержке занятости сельского  населения.

Организацию общественных работ  в сельской местности.

Обучение новым профессиям и основам малого предпринимательства  лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного  производства.

Предоставление льгот  по налогообложению, льготных инвестиционных кредитов, компенсационных выплат и  другой поддержки юридическим и  физическим лицам, создающим новые  рабочие места в сельской местности.

Осуществление системы социально-экономических  мер, направленных на снижение миграции сельской молодежи в города и формирование у нее установок на постоянное сельское местожительство.

Решение проблем закрепления  на селе молодых специалистов и других квалифицированных работников, путем  создания привлекательных условий  труда и быта и обеспечения  «карьерного роста».

В целях снижения профессиональной заболеваемости и инвалидизации  трудоспособного населения обеспечить полное восстановление на селе системы  охраны труда, законодательно инициировать и стимулировать программы облегчения условий наиболее тяжелых и опасных  видов в агропромышленном комплексе  труда. 

 

8. Расселение сельских жителей

Важнейшим условием эффективного развития российского села является совершенствование системы расселения сельских жителей, которое предусматривает:

развитие всех сельских поселений, независимо от их типа и численности  населения, создание в них благоприятной  среды обитания;

выделение в системе расселения опорных поселений, выполняющих  функции центров обслуживания группы населенных мест;

обеспечение взаимосвязи  сельских поселений между собой  и с городами, особенно районными  центрами и другими малыми городами, преодоление изолированности сельских поселений;

поддержка малых городов.

При этом планировка и застройка  сельских поселений должна осуществляться на основе следующих принципов:

учета специфики сельскохозяйственной деятельности, образа жизни и потребностей сельского населения;

ориентации жилой застройки  в основном на усадебные дома с  надворными постройками для ведения  личного подсобного хозяйства;

размещения объектов инфраструктуры с учетом функционального зонирования  территорий поселений, компактности их застройки, кооперирования учреждений;

развития планировочной  структуры поселений в увязке с общей трассировкой сетей дорог  и размещением инженерной инфраструктуры, с учетом сложившихся народных традиций, повышения градоформирующей роли общественных центров, улучшение архитектурного облика поселений;

организации системы социального  и иного обслуживания с учетом формирования центров обслуживания разного уровня и приближения  услуг к месту жительства путем  сочетания стационарных объектом, передвижных  форм и средств связи;

повышения качества социальных услуг на селе;

сохранения и восстановления историко-культурного наследия, памятников архитектуры и искусства, сельских ландшафтов.

В целях обобщения и  распространения передового опыта  субъектов Российской Федерации  по комплексной застройке и благоустройству  сельских поселений осуществлять проведение аналогичного по названию Всероссийского конкурса. 

 

9. Повышение информированности сельского населения

Преодоление информационного  вакуума на селе, обеспечение широкого информирования сельского населения  о его социальных, экономических  и политических правах и проводимых социально-экономических преобразованиях  в государстве и сельской местности  предполагается осуществлять путем:

развития в сельской местности  современных систем связи и телекоммуникаций;

развития в сельской местности  сети информационно-консультационных служб (ИКС) и расширения диапазона  предоставляемых ими услуг;

развития информационных центров на базе сельских библиотек, повышение доступности и качества библиотечного обслуживания;

вовлечения населения  и использования методов интерактивного планирования при разработке и реализации местных программ сельского развития;

формирования системы  непрерывного и дистанционного образования;

совершенствования работы средств  массовой информации. 

 

10. Мониторинг развития сельских территорий

Обеспечение мониторинга  и статистического наблюдения за процессом развития сельских территорий путем:

создания программного обеспечения  и федерального банка данных в  разрезе сельских муниципальных  образований;

применения более широкого государственного учета и статистики в территориальном разрезе по направлениям реализации национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий, выделения сельских территорий как специального объекта статистических наблюдений;

проведения Всероссийской  сельскохозяйственной переписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Журнал «Экономика  сельского хозяйства России» №2    2011 г.
  2. Журнал «Региональная экономика: теория, практика» №25 2010 г. И №4 2011 г.
  3. «социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса Р. Ф» Россельхозакадемия» 2011 год.
  4. «Планирование и прогнозирование экономики»,  Борисевич В. И. 2001 год.
  5. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В, 2008 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское население  Волгоградской области насчитывает 662,9 тыс. человек, или 24,8 % общей его  численности.  
Принятые на федеральном и региональном уровне целевые программы «Социальное развитие села» безусловно, являются необходимыми документами, однако они затрагивают только развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы и не предусматривают механизма увеличения доходов сельского населения, создания новых рабочих мест, профессионального и карьерного роста сельской молодежи, формирования условий для повышения уровня самообеспеченности бюджетов сельских муниципальных образований, особенно в дотационных регионах и районах. Другие программы охватывают главным образом сугубо отраслевые аспекты.  
С целью решения комплексной проблемы в сельской местности, предложена разработка и реализация при участии Молодежного парламента проекта «Устойчивое развитие сельской территорий Волгоградской области».  
В основе формирования проекта лежит следующий управленческий алгоритм: 
1 Этап. Разработка и подписание соответствующих региональных нормативных актов (Главы Администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думы) «О Проекте устойчивого развития сельской территории Волгоградской области». 
2 Этап. Создание в структуре Администрации Волгоградской области подразделения по сельскому развитию, ответственного за управление развитием сельских территорий региона и реализацию проекта.   
3, 4, 5 Этапы охватывают формирование при «Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии» учебно-исследовательского Центра развития сельских территорий Волгоградской области, который разработает методику и средства автоматизации составления проекта, а затем обучит ей сотрудников администраций муниципальных образований. 
6 Этап. Разработка проектов «Устойчивого развития сельских территорий» администрациями муниципальных образований и Центром развития на десятилетний период.  
Проекты должны включать: 
– оценку текущего социально-экономического положения в сельском районе и прогноз перспектив его развития при сохранении существующих тенденций; 
– оценку внутренних ресурсов района; 
– анализ законодательного обеспечения реализации в сельском районе проекта; 
– определение приоритетных направлений развития экономики сельского района; 
– инвентаризацию имеющихся инвестиционных проектов, оценку их эффективности с учетом перспективных направлений развития экономики района; 
– разработку новых инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития экономики сельского района: сельское хозяйство, переработка, экотуризм и т.д.; 
– разработку в рамках инвестиционных бизнес-проектов направлений развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры, жилищной сферы; 
– расчет потребности в специалистах для реализации инвестиционных бизнес-проектов; 
– разработку программы закрепления на селе молодых специалистов; 
– разработку программы финансирования и реализации проектов; 
– оценку влияния проекта на социально-экономическое положение района на 10-летний период.   
7 Этап. Защита администрациями муниципальных образований проектов и их корректировка. 
8 Этап. Формирование консолидированного проекта «Устойчивое развитие сельской территории Волгоградской области». 
9 Этап. Реализация проекта и контроль его исполнения по методике оценки социально-экономической эффективности. 
Реализация проекта будет способствовать достижению задач, поставленных в приоритетных национальных проектах: «Развитие АПК», «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». 
Таким образом, в Волгоградской области и в России необходимы решительные меры по изменению сложившейся ситуации в сельской местности. В основе реализации предложенного проекта заложен индивидуальный подход развития социально-экономического потенциала каждого сельского поселения. А вовлечение в проект молодежи позволит ей увидеть перспективы развития своего села, возможности самореализации, почувствовать востребованность на родной земле.

 

 


Информация о работе Повышение устойчивости развития сельских территорий