Работа А.С. Пушкина над «Станционным смотрителем»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:31, дипломная работа

Краткое описание

Данная квалификационная работа посвящена вопросам созданию повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Предметом нашего анализа является движение писателя от черновых редакций к окончательному тексту.
Мы рассматриваем, какие изменения произошли в ходе работы Пушкина над произведением, как сформировался окончательный замысел, обращаемся к исследованиям текстологов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I Особенности рукописей А. С.Пушкина: от черновика к окончательному тексту»………………………………………………………………………………… 7

§1.История изучения черновиков А.С.Пушкина…………………………………………………………………………….7

§2. Характерные черты рукописей А.С. Пушкина и методология их изучения….8

§3. О двух набросках повести «Станционного смотрителя»…………………………………….14

§4«Пиковая дама» и «Медный всадник»…………………………………………..29

Глава II Формирование замысла повести «Пиковая дама»…………………………32
§1 Загадка «Пиковой дамы»……………………………………………………………32

§2 Версии возникновения «Пиковой дамы» и прототипы в повести ………………33

§3 Исторический аспект возникновения «Пиковой дамы» (Н.Эйдельман)……………………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………………….51

Список использованной литературы………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Богдановой Наталии, 4 курс. Работа А.С.Пушкина над Пиковой дамой..docx

— 99.83 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра литературы

 

 

 

 

 

Работа А.С. Пушкина над  «Станционным смотрителем».

 

Выпускная квалификационная работа по литературе

 

 

 

Направление 540300 «Филологическое образование»

Профиль «Литература и литературное редактирование»

 

 

 

студентки IV курса

очной формы обучения

филологического факультета

Ахмановой Татьяны

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент

Цветкова Нина Викторовна

 

 

 

 

 

 

г. Псков

2015

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава I Особенности рукописей   А. С.Пушкина: от черновика к окончательному тексту»………………………………………………………………………………… 7

 

 §1.История  изучения черновиков А.С.Пушкина…………………………………………………………………………….7

 

§2. Характерные  черты  рукописей  А.С. Пушкина и методология их изучения….8

 

§3. О двух набросках повести «Станционного смотрителя»…………………………………….14

 

§4«Пиковая  дама»  и  «Медный  всадник»…………………………………………..29

 

Глава II Формирование  замысла повести «Пиковая дама»…………………………32

§1 Загадка «Пиковой дамы»……………………………………………………………32

 

§2  Версии возникновения «Пиковой дамы» и прототипы в повести ………………33

 

§3 Исторический аспект возникновения «Пиковой дамы» (Н.Эйдельман)……………………………………………………………………………40

 

Заключение……………………………………………………………………………….51

 

Список использованной литературы………………………………………………….53

 

 

 

 

 

Введение

   Данная квалификационная работа посвящена  вопросам созданию повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Предметом нашего анализа является движение писателя от черновых редакций к окончательному тексту.

Мы  рассматриваем, какие  изменения  произошли   в  ходе  работы  Пушкина  над  произведением, как  сформировался  окончательный  замысел, обращаемся  к  исследованиям  текстологов.

До настоящего времени серьезно привлекают повести Белкина . Так например, исследователей интересовал Белкин, который, как будто , собрал все эти повести и записал их от разных рассказчиков .

 О них, также в отношении древнерусских текстов писал  Д.С. Лихачев  в  своей  книге  «Текстология»1. «Задачи  изучения  текста  ограничивались  чисто  практическими  потребностями. Критика  текста  была  подсобной  дисциплиной, необходимой  для  издания  документов  и  литературных  памятников»2,- говорил  Д.С. Лихачев. Исследование  текста  заменялось  его  «исправлением». Текстолог  восстанавливал  только  первоначальный, «подлинный»  вариант  произведения,  а  все  остальное  оставалось  без  внимания. Таким  образом,  возникла  проблема  истории  текста.  Эта  проблема  относится  и  к  литературе  XIX века.  Для  нас  конкретно  к  тексту  А.С. Пушкина  «Пиковая  дама».

 Наиболее известные исследователи черновых редакций произведений Пушкина С.М. Бонди и Н.Н. Петрунина. Бонди писал о черновиках Пушкина в ряде своих книг: «О  Пушкине»3, «Черновики Пушкина»4, «О чтении рукописей Пушкина»5. Исследования  Петруниной  зафиксированы  в книгах  «Поэтика философской повести «Пиковая дама»»6, «Две петербургские  повести  Пушкина»7. 

С.М. Бонди считает  эффективным   понимание черновика как конкретного и единого целого, как такого построения работы, когда рукопись читается не по отдельным словам, а, наоборот, отдельные слова читаются на основании понимания всего целого, расшифровываются в данном конкретном контексте и с помощью этого контекста.  При  таком  подходе  к  изучению  рукописей   Пушкина исследователь  получает   возможность читать и разбирать в черновиках такие места, которые до этого  считались недоступными прочтению, он  начинает  понимать в рукописях Пушкина многое из того, что казалось раньше странным и непонятным. В таком случае методология Бонди позволяет и отдельные отрывки текста в черновых редакциях тоже рассматривать с учетом общего замысла для понимания  движения писателя  к окончательной редакции, что  очень  важно  в  исследовании  окончательного  текста  повести  «Пиковая  дама» в нашей работе.

Чтобы  понять,  как  работал  А.С.Пушкин над повестью, мы  обращаемся к черновым редакциям текста. В результате мы прослеживаем,  как  создается  произведение, какие  правки  вносит  автор, чему  уделяет  особое  внимание,  как  замысел    воплощается в окончательный текст.  Целью данной  квалификационной  работы является  анализ  истории  замысла  повести  «Пиковая  дама» с учетом ранних редакций.

Вопросы  возникновения  замысла  повести  «Пиковая  дама», ее поэтики и проблематики рассматривали  многие  исследователи. Разработкой   разных  тем, связанных с этой повестью Пушкина,  занимались: С.Г.Бочаров, В.В.Виноградов, Н.Н.Петрунина, Ю.М.Лотман, Г.П.Макогоненко  и другие  ученые-литературоведы, в  связи с чем наша работа имеет реферативный характер.

Однако ученые в большей степени интересовались    поэтикой  повести  и  ее  содержанием, чем  фактами, связанными  с   работой Пушкина над ее текстом. Такой  вывод можно сделать,  обратившись к   названиям  статей или книг, посвященных   изучению  повести. Например: «Поэтика Пушкина» (Бочаров С.Г.), «Стиль «Пиковой дамы»» (Виноградов  В.В.), «Поэтика философской повести «Пиковая дама»»  (Петрунина  Н.Н.), «О поэтике «Пиковой дамы» А.С.Пушкина»  (Тамарченко Н.Д.), «Литературный фон «Пиковой дамы»» ( Якубович Д. П.) и т.д.

 Лишь работа Эйдельмана  Н.Я. «Творческая  история  Пиковой  дамы» близка проблематике нашей  темы.  В статье Эйдельмана  и названых исследованиях авторы  историю  возникновения  повести  тесно связывают с  ее  поэтикой, однако  вопрос о движении Пушкина  к окончательному тексту «Пиковой  дамы» оказывается не  разрешенным  в  полной  мере до настоящего  времени, чем и определяются новизна и актуальность данной работы. 

Творчество  А.С.Пушкина  активно  исследуется:  изучаются  черновые  наброски, проверяются  факты, с  которыми  связано  написание  произведений, для  наиболее  успешной  работы  сопоставляются  письма, свидетельства  современников – все  это  помогает  ученым  раскрыть  историю  написания  многих  произведений, понять  их  замысел, объяснить, какие  цели  преследовал  А.С.Пушкин, создавая  тот  или  иной  текст. Однако, в  отличие  от  других  произведений, имеющих  обширный  материал, позволяющий  изучить историю  их  создания, повесть «Пиковая дама» не  располагает  большим  количеством  заметок  и  фактов, относящихся  к  формированию  ее  замысла и окончательного текста. В  ее творческой  истории   есть еще  нерешенные  вопросы, к которым  мы  обращаемся.

          Исходя из вышесказанного, определяются  следующие задачи работы:

•  изучить  научную литературу, связанную  с  историей  создания  «Пиковой дамы»;

  • проанализировать два  черновых  наброска  повести, сделать  собственные  выводы  о  роли  их  в  окончательном  тексте  повести;

• осмыслить  выводы  ученых  по вопросу  истории  создания повести «Пиковая дама»;

• сделать собственные выводы, опираясь на  исследования  современных ученых по  данной теме.

     Задачи исследования  определили следующую структуру  работы: введение, две главы и  заключение. Введение посвящено  постановке темы, определению актуальности, задач, объекта  и  предмета  исследования.  Кроме  того, введение  содержит  объяснение практической значимости  данной  квалификационной  работы.    Первая глава: «Особенности рукописей   А. С.Пушкина: от черновика к окончательному тексту» - рассмотрение   и  анализ процесса  создания  рукописи,  осмысление  особенностей    пушкинских черновиков. Эта глава носит реферативный характер.

 Вторая глава «Формирование  замысла  повести  «Пиковая  дама»»  посвящена изучению  черновых набросков, писем, касающихся  некоторых творческих задач Пушкина, например, прототипов  героев, содержит собственные наблюдения. В заключении  сделаны выводы  по  проделанной  работе.

Методологию нашей квалификационной работы определили исследования С.М. Бонди,  а  также работы современных ученых: Н.Н.Петруниной, С.Г. Бочарова, Д.П. Якубовича и  др. посвященные  истории  создания  повести  «Пиковая  дама».

Основой  стали статьи  С.Г.Бочарова, Н.Н.Петруниной, Н.Я.Эйдельмана, Д.П.Якубовича и др.

Объектом исследования являются черновые редакции повести и  движение Пушкина к окончательному тексту  «Пиковой  дамы».

Предметом исследования   является осмысление замысла «Пиковой дамы», отраженное в научных работах ученых.

 Практическая значимость  заключается в том, что материалы  ее могут быть использованы  как в вузе, так и в школе  при  изучении  творчества  А.С.Пушкина. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I   Глава.   Особенности рукописей   А. С.Пушкина: от черновика к окончательному тексту» 

 

§1.История  изучения  черновиков А.С.Пушкина

 

Творчество  А.С. Пушкина    имеет   особое   значение   в отечественной  культуре и литературе.  Поэтому  из  всех  рукописей  русских  классиков  рукописи  Пушкина  издавна  привлекали  текстологов. Пушкинские  черновики  интересны  не   только   людям, профессионально изучающим    его творчество, но  и  людям, далеким  от  науки. Среди   работ   дилетантов   встречаются   достаточно  талантливые  исследования. Так  С. М. Бонди  в  книге  «Черновики  Пушкина»  упоминает    исследование   В. Е. Якушкина, который, «не будучи специалистом ни по литературе, ни по библиографии», по его собственному признанию, составил научное описание рукописей Пушкина,  до сих пор сохраняющее свое значение.  Бонди   пытается  объяснить,  чем  вызван   живой интерес к  этим  черновикам,  распространенный далеко за пределами круга профессиональных текстологов.  Стоит  отметить, что  ни гоголевские,  ни  лермонтовские, ни  толстовские  рукописи  такого  интереса  никогда  не  вызывали. Кроме  большого  культурного  значения, мы  можем  выделить такую  особенность  пушкинских  рукописей,  как  разнообразие  текстологического  материала.  В  черновиках  присутствуют   проза, стихи, художественные произведения, публицистика, планы, письма  и  другие  тексты.

Бонди совершенно справедливо  отмечает  еще  одну  из  отличительных   черт  рукописей  классика: «Пушкин, как известно, сочинял свои вещи большею частью прямо на бумаге, во время писания их, и почти весь процесс создания им вещи получал точное отражение в рукописи, что делает его рукописи в высшей степени богатыми, содержательными и выразительными»8.

На  первый  взгляд,  кажется, что  в  черновиках  писателя  нет  упорядоченности, однако  при  дальнейшем  рассмотрении  мы  сможем  понять  логику  создания  пушкинских  текстов. Мы  разделяем  мнение  Бонди,  относительно   классического  характера   рукописей  Пушкина, и  будем  рассматривать  черновики  не  как  статический  документ, показывающий  результат  работы, а  как  отражение  самого  процесса  работы  над  произведением. 

  За 80 лет работы над рукописями Пушкина (начиная с работ П. В. Анненкова) сменилось несколько точек зрения на эти рукописи и несколько разных приемов их использования.

Бонди упоминает  о  том, что довольно   долгое время к  черновикам  относились   лишь как к подсобному материалу. Из них извлекались куски текста, выбирались варианты. Самостоятельного  изучения  черновых  записей  не  было.

 Даже, когда  через  несколько  лет  ученые   заинтересовались  черновиками, «такую  работу  нельзя  было  назвать  полноценным  исследованием: черновые  записи  печатали целиком, в виде транскрипций, совершенно непонятных для читателя (а большей частью непонятых до конца для их составителей), с  обилием не разобранных мест, но с тщательной, «суеверной передачей» всех зачеркнутых букв и т. д.»9.  Только  в семидесятые годы двадцатого века ученые  стали  серьезно  изучать  черновые  записи  классика, искать  и вырабатывать  методы  наиболее успешного чтения рукописей Пушкина  для  более  полного их понимания.

В  нашей  работе  мы  будем  рассматривать  работу  над  повестью  с  точки  зрения  ее  содержательного  наполнения  и  попробуем  понять, как  исправления  и  дополнения, внесенные  автором,  повлияли  на  окончательный  текст  повести.

 

§2. Характерные  черты  рукописей  А.С. Пушкина и методология их изучения

 

В связи  с  изучением  пушкинских  черновиков  Бонди  предлагает  решительный отказ от внешнего, «протокольного» подхода к рукописи, от стремления «передать буква в букву все внешние особенности ее, не осмысляя этих особенностей»10. С  таким  подходом  стоит  согласиться, ведь, как  уже  было  сказано,  мы  будем  рассматривать  черновик  как  отражение  процесса  работы  над  произведением.

Бонди  стремится  максимально  точно  понять материал, содержащийся  в рукописи, осмыслить ее форму, разобраться во внутренних причинах всех ее внешних особенностей.  Исследователь  считает  эффективным   понимание черновика как конкретного и единого целого, когда рукопись читается не по отдельным словам, а, наоборот, отдельные слова читаются на основании понимания всего целого, расшифровываются в данном конкретном контексте и с помощью этого контекста. Такой  подход  близок  нашей  работе. Именно  таким  образом  мы  будем  рассматривать  черновые  наброски  повести.

Информация о работе Работа А.С. Пушкина над «Станционным смотрителем»