Проблема предромантизма и готический роман

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Предромантизм – это переходный период между Просвещением и Романтизмом; комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.
Впервые термин возник в июле 1909 г. В статье Д.Морне «Обзор литературной истории Франции», а потом – в 1912 г. в отдельной монографии «Романтизм во Франции XVIII столетия». Обозначал культурно-историческую эпоху, предшествующую и подготовившую Романтизм (с 1761 г. – выход «Новой Элоизы» Руссо до 1824 г. – год смерти Байрона).

Оглавление

Предромантизм
Представители предромантизма
Проблемы предромантизма
Готический роман
Гораций Уолпол - создатель готического романа
Роман «Замок Отранто»
Список литературы

Файлы: 1 файл

Предромантизм и готический роман.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Во  Франции традиция готической прозы была подхвачена Жаком Казотом (1719-1792), чья повесть «Влюбленный дьявол» блестяще соединила в себе черты готики и психологизма. Более позднее развитие готического романа отразилось в детективах и новеллах американца Эдгара Аллана По (1809-1849), признанного «короля ужасов».  

     5. Гораций Уолпол  – создатель готического  романа

     Гораций Уолпол (1717—1797) — английский писатель, основоположник готического романа, известного также как «черный роман» или «роман ужасов». Именно под пером Уолпола возник первый готический роман, «Замок Отранто», положивший начало «черной ветви» литературы и классическим фильмам ужасов.

       Гораций Уолпол был младшим  сыном известного английского  премьер-министра, главы партии вигов,  сэра Роберта Уолпола. Получил воспитание, соответствующее его общественному положению: он окончил аристократический колледж в Итоне, давший ему хорошее классическое образование. Учился в Кембриджском университете и совершил затем обязательное для молодого английского аристократа "большое путешествие" по Европе - через Швейцарию в Италию и Францию, спутником в котором был его школьный товарищ Томас Грей, будущий прославленный английский поэт сентиментального направления.

     Вернувшись  в Англию в 1741 г., Уолпол, благодаря  влиянию отца, был избран в парламент, но деятельного участия в политической жизни не принимал. Его деятельность на этом поприще продолжалась вплоть до отставки в 1768. В 1791 был возведен в звание графа Оксфордского.

     Литературную  деятельность начал в 1758 г. опубликованием «Каталога венценосных и благородных авторов» («A Catalogue of the Royal and Noble Authors of England»). За этим последовали «Анекдоты из истории живописи в Англии» («Anecdotes of Painting in England», 1762—1771) и, наконец, в 1764 г. анонимно был опубликован «Замок Отранто» («The Castle of Otranto», 1765), первый готический роман. Следующее произведение Уолпола - «Таинственная мать» («The Mysterious Mother», 1768) пыталось утвердить жанр ужасов и тайн в драме (пьеса на сцене, однако, поставлена не была). Помимо опубликованного в 1768 исторического произведения «Сомнения относительно характера жизни и царствования короля Ричарда III» («Historic Doubts on the life and Reign of King Richard the Third»), ничего больше при жизни Уолпола опубликовано не было. Политические и социальные проблемы периода 1750–1788 раскрываются в «Мемуарах» («Memoirs»; опубликованы в 1845 и 1846), его «Воспоминаниях» («Reminiscences», опубликованы в 1819 г.) и «Дневнике» («Journal», опубликован в 1859 г.). В памяти потомства осталась многотомная переписка Уолпола, которая охватывает полвека английской истории. После смерти Уолпола были изданы его весьма интересные и ценные в историко-культурном отношении мемуары («Last ten Years of the reign of George II», 1846).

     В 1748 Уолпол приобрел поместье Строберри-Хилл на берегу Темзы и приступил к перестройке этого дома. «Я собираюсь построить в Строберри Хилл маленький готический замок», - писал он своим друзьям. Строительство продолжалось со значительными перерывами до 1770 г. В 1757 г. Уолпол устроил там типографию для публикации редких книг. В 1774 г. он сделал подробное описание своего поместья. Эти описания и прежде всего сама постройка послужили образцом для возрождения готики в архитектуре XVIII в. не только в Англии, но по всей Европе. Этот «замок» и  подсказал Уолполу идею написать готический роман - «Замок Отранто», который восторженно приветствовался в конце 18 в. предшественниками романтизма.

     В своих основных литературных произведениях, «Замке Отранто» и «Таинственной матери», Уолпол выступает как один из предшественников романтизма, утверждающий средневековье и мистику. Он всюду в своих произведениях является апологетом дворянства, отрицательно относящимся к буржуазной действительности современной ему Англии. Роман «ужасов и тайн» Уолпола нашел своих продолжателей в лице А. Рэдклиф, У. Бэкфорда, Джона Мура, Г. Льюиса и др.

     Издательская деятельность Уолпола в Строберри-Хилл внесла большой вклад в развитие печатного дела в Англии. Умер Уолпол в Лондоне 2 марта 1797.  

     6. Готический роман  «Замок Отранто»

     «Замок  Отранто» (1764) Уолпола открывает  собою длинную серию популярных готических романов, «романов тайны и ужаса», но одновременно и романов исторических на средневековые темы, вершиной которых на новой, более высокой ступени развития являются средневековые романы Вальтера Скотта.

     Первое  издание произведения вышло в 1764 году, с анонимным авторством. Неожиданный успех книги позволил автору во втором издании 1765 г. назвать свое имя и объяснить свои художественные намерения. Он рассматривает свое произведение как попытку синтеза «двух типов романов - старинного и современного», фантастического и реального. В современном романе (подразумевается английский реалистический роман XVIII в.) «великие источники фантазии были закрыты благодаря слишком точному подражанию действительной жизни». Автор хотел «заставить героев мыслить, говорить и действовать так, как можно было бы предположить, что люди станут действовать в таких необыкновенных обстоятельствах».

     «Замок  Отранто» - это роман ,который поразил  воображение современников нагромождением страшного, загадочного и сверхъестественного. Действие романа происходит в средневековой Италии, на рубеже XII—XIII веков в эпоху первого крестового похода. События развиваются на фоне мрачного старинного замка, действие происходит по ночам, то при бледном свете луны, то в кромешной тьме. Злая воля проявляется в каждом поступке Манфреда, одержимого маниакальной страстью сохранить обладание замком.

     Сам же «Замок Отранто» Уолпола поражает, помимо ярко выраженного новаторства - соединения двух типов прозы: рыцарского романа и современной писателю прозы, еще и необыкновенно подробным описанием готического замка, когда объясняется назначение каждого зала и комнаты, перехода и галереи.

     Сюжет и содержание романа Уолполу подсказал  собственный дом, который писатель построил в готическом стиле. Если верить рассказу Горация, он однажды заснул, с головой, как всегда «переполненной готическими рассказами», и увидел во сне старинный замок, где на балюстраде высокой лестницы лежала гигантская рука в железной перчатке. Проснувшись, Уолпол в тот же вечер принялся писать роман, не имея никакого предварительного плана, проработал над ним целую ночь и затем закончил свое произведение меньше чем через два месяца.

     В этом романе нагромождены всевозможные ужасы: с неба падает шлем, убивающий  принца, статуя предка одного из героев неожиданно начинает кровоточить, ему же является видение исполинской руки и т. п. Погруженный в детали мрачных и таинственных описаний, автор проводит в этом произведении идею рокового возмездия, падающего на потомков за грехи и преступления их предков.

     Развертывание сюжета происходит в связи с продвижением героя в глубину сложно организованной системы пространств “готического топоса” - старинного строения, которое становится также организующим началом развертывания пространств внутреннего мира героя.

     Готический тип сюжетного развертывания, т.е. особый тип сюжетного развертывания, организующий художественный мир готического романа, определяется спецификой основных разрабатываемых в этом жанре аспектов человеческого бытия: ограничение свободы человека рамками фатума, физическое заключение, столкновение с иррациональным и дьявольским, психическое расстройство, физическое и психологическое насилие, преследование.

     Создание  готического пространства осуществляется автором в форме романтизированного, абсолютно внебытового готического хронотопа - “особой территории свершения романных событий”. Необходимо отметить, что данный феномен становится хронотопом по мере развертывания его специфических временных и мирообразующих характеристик.

     Готический  топос (территория свершения романных событий) в свою очередь задает особые “правила игры” в готическом романе. Здесь осуществляется принцип, который можно обозначить как шахматный: наличествует традиционное поле деятельности героев, задающее их роли, и соответственно - их особенности, характер поступков, реакций.

     Важно отметить, что подобная заданность, клишированность амплуа персонажей, часто рассматриваемая как одно из самых уязвимых мест готического романа, является характерным жанровым признаком, говорящим о необходимости особенно подробно исследовать основополагающие пространственно- временные формы сюжетного развертывания в готическом романе, которые и обусловливают функциональность готического персонажа.

     Пространственные  представления становятся фундаментом  для построения “самых общих социальных, политических, религиозных, нравственных моделей мира, при помощи которых человек осмысливает окружающую его жизнь”, т.е. в целом выполняют основополагающие функции. Следовательно, их рассмотрение может дать ключ к пониманию феномена как такового.

     Сюжетное  развертывание готического топоса начинается в экспозиции текста: герой  приближается к одиноко стоящему зданию - как цели путешествия, с  которого начинается повествование.

     Важную  роль в развертывании пространства играет дальнейшее движение героя вовнутрь готического топоса, дающее автору возможность развернуть усложненную внутреннюю архитектуру готического топоса - “углубляющуюся” структуру комнат и комнаток в них, подземелий-лабиринтов и тайных ходов. В “Замке Отранто” Уолпола Изабелла, спасаясь от необузданности князя Манфреда, минует потайной ход и попадает в подвальную часть замка со множеством низких сводчатых коридоров, до крайности запутанных.

Традиционное  использование недостаточности  освещения в узловых для сюжетного  развития сценах также позволяет автору придать пространству неопределенность, запутанность, вариативность, мнимость, неизмеримость, опасность, т.е. развернуть пространство в характерно готическое.

     Герой, попадая внутрь готической архитектурной  ловушки, оказывается замкнутым в его стенах. Таким образом автор развертывает цепь замкнутых пространств, раскрывая одну из основополагающих особенностей пространственного развертывания в готическом романе - замкнутость, развертывание пространства в глубину.

     Разработка  мотива замкнутости - одна из основополагающих особенностей пространственного развертывания в готическом романе. Это становится эпически наглядным проявлением одного из главных элементов готической поэтики: заключение героя в непреодолимые рамки обстоятельств - и шире - фатума, отсутствие какой бы то ни было свободы воли с его стороны.

     По  сути, через сюжетное развертывание  пространства в готическом романе автор  своеобразно реализует идею, одну из основных для жанра романа в  целом - отчуждение человека от мира. Своеобразие здесь заключается именно в том, что через архитектурное пространство готического топоса автор разрабатывает как данный посыл, так и основной философский мотив жанра - отсутствие у героя каких бы то ни было возможностей противостоять метафизической тюрьме, отделяющей его от сообщества - тюрьме его судьбы, его рока. Толчок сюжетному развитию дает страшная родовая тайна, павшая на героев Уолпола, непосредственно связанная с самим замком Отранто, в котором и разворачиваются события, непременно включающие в себя мотивы заточения, несвободы, преследования.

     Вместе  с тем, художественное развертывание  специфической готической замкнутости - с тайными ходами, неожиданно обнаруживающимися  помещениями и пр., по нашему мнению, позволяет говорить о своего рода “развертывании вовнутрь”, об интенсивном развертывании пространства в готическом романе. Пространство готического топоса интенсивно и авантюрно в его рамках, однако герой, попадая в него, теряет всякую связь как с самим внешним пространством, так и с его геометрическими законами. Автор превращает готический топос в цепь замкнутых пространств.

     Непредсказуемый и опасный топос становится для  автора тем инструментом, с помощью  которого он раскрывает “идеологию”  готики, тот особый тип мышления, который ставит под вопрос традиционное понимание добра и зла, добродетели и воздаяния, который стремится переосмыслить и проверить философские, религиозные и этические убеждения посредством создания в основе своей неустойчивого и непостижимого мира, т.е. мира, таящего в себе неведомые, фантастические и устрашающие феномены.

Информация о работе Проблема предромантизма и готический роман