Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:48, реферат
Предромантизм – это переходный период между Просвещением и Романтизмом; комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.
Впервые термин возник в июле 1909 г. В статье Д.Морне «Обзор литературной истории Франции», а потом – в 1912 г. в отдельной монографии «Романтизм во Франции XVIII столетия». Обозначал культурно-историческую эпоху, предшествующую и подготовившую Романтизм (с 1761 г. – выход «Новой Элоизы» Руссо до 1824 г. – год смерти Байрона).
Предромантизм
Представители предромантизма
Проблемы предромантизма
Готический роман
Гораций Уолпол - создатель готического романа
Роман «Замок Отранто»
Список литературы
Таким образом, в готическом романе происходит своеобразное сворачивание пространства от экспозиционного “открытого” пейзажа к замкнутому топосу, где оно развертывается в глубину. Сюжетно автор обусловливает это редуцирование либо откровенно загадочными, либо бытовыми, оборачивающимися, впрочем, позднее также необъяснимыми обстоятельствами в жизни героя.
Необходимо
отметить, что уже в пределах готической
замкнутости герой
Если
автор приводит героя в некую
конечную точку постепенного углубления
внутрь здания, “сворачивание” пространства,
его интенсивное развертывание
на этом не останавливается - процесс переходит
на другой уровень - автор разрабатывает
внутреннее пространство сознания персонажа.
Здесь мы, по сути, имеем дело с проявлением
особой - готической - психологии: герой
(героиня) попадает в плен собственного
сознания - он либо принужден размышлять
и рефлексировать, будучи ограничен в
пространстве, либо оказывается на уровне
разнообразных измененных состояний психики
(полубред, полусон, наркотическое опьянение,
сумасшествие и пр.), обусловленных всевозможными
обстоятельствами готического топоса.
Переход
на собственно психический уровень
дает возможность сколь угодно разнообразить
и усложнять сюжетное развитие посредством
использования продуктов
Таким образом, сюжетно обусловленная физическая замкнутость персонажа ставит его лицом к лицу с собственным внутренним миром, толкает его в этот внутренний мир; расширение сознания (самопроизвольное либо спровоцированное) помогает реализовать это путешествие, как и традиционная погруженность места действия в полумрак либо полное отсутствие освещения. Автор направляет героя из одного пространства в другое, все более глубокое, темное и опасное, в конечном итоге превращая пространство осязаемое в пространство психическое.
Таким образом, замкнутость героя на собственном сознании, “путешествие в себя” обусловлено, с одной стороны, его судьбой, невозможностью преодолеть фатальные обстоятельства, с другой - столь же непреодолимыми особенностями его внутреннего мира.
Как было отмечено выше, углубление во внутренний мир персонажа характерно для романа в целом, сюжетное развертывание фабулы как раз и происходит “путем углубления во внутреннюю жизнь”. Специфика же готического типа сюжетного развертывания состоит в том, что данное углубление получает осязаемую пространственную опору; именно разработка пространства готического топоса приводит автора к развертыванию внутреннего мира героя.
Бытовавшее в XVIII веке мнение, что “готической архитектуре чужды порядок, ясность, гармоническое равновесие”, вполне согласуется с “неупорядоченностью” неустойчивого и сумеречного психологического пространства готической литературы. Воплощение страстей и страхов персонажа, т.е. его личности в неодушевленных объектах вообще характерно для готики. Все разнообразие как литературных, так и психоаналитических интерпретаций готического топоса - человеческое тело, детские страхи, семейная тайна - так или иначе связано с личностью. И если символизация, раскрытие персонажа через окружающие его предметы характерна и для некоторых других литературных направлений, то в готическом романе подобная символизация является результатом именно двухэтапного сворачивания пространства: открытая местность - топос; топос - внутреннее пространство персонажа. Итак, развертывание готического пространства во внутренний мир персонажа происходит аналогично развертыванию в глубину, запутыванию пространственных перемещений в реально ограниченном готическом топосе. События внешние выступают как параллельные внутренним, а передаточным звеном становятся фантастические явления, в равной степени принадлежащие реальности и не реальности.
Удивительным
образом в сюжетном развертывании
готического пространства автор
повторяет путь, пройденный искусством
в эпоху перехода от античности к
средневековью - “путь из пространства
внешнего мира во внутренние пространства
человеческого сознания”. Путь перехода
от представлений о человеке как игрушке
в руках судьбы к пониманию относительной
самостоятельности, и отсюда ценности
и интересности индивида.
Список литературы:
Информация о работе Проблема предромантизма и готический роман