Проблема предромантизма и готический роман

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Предромантизм – это переходный период между Просвещением и Романтизмом; комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.
Впервые термин возник в июле 1909 г. В статье Д.Морне «Обзор литературной истории Франции», а потом – в 1912 г. в отдельной монографии «Романтизм во Франции XVIII столетия». Обозначал культурно-историческую эпоху, предшествующую и подготовившую Романтизм (с 1761 г. – выход «Новой Элоизы» Руссо до 1824 г. – год смерти Байрона).

Оглавление

Предромантизм
Представители предромантизма
Проблемы предромантизма
Готический роман
Гораций Уолпол - создатель готического романа
Роман «Замок Отранто»
Список литературы

Файлы: 1 файл

Предромантизм и готический роман.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, в готическом романе происходит своеобразное сворачивание пространства от экспозиционного “открытого”  пейзажа к замкнутому топосу, где  оно развертывается в глубину. Сюжетно  автор обусловливает это редуцирование либо откровенно загадочными, либо бытовыми, оборачивающимися, впрочем, позднее также необъяснимыми обстоятельствами в жизни героя.

     Необходимо  отметить, что уже в пределах готической замкнутости герой действительно  пространственно перемещается, исследуя комнаты и ходы готического замка так, как Изабелла в “Замке Отранто”.

     Если  автор приводит героя в некую  конечную точку постепенного углубления внутрь здания, “сворачивание” пространства, его интенсивное развертывание  на этом не останавливается - процесс переходит на другой уровень - автор разрабатывает внутреннее пространство сознания персонажа. Здесь мы, по сути, имеем дело с проявлением особой - готической - психологии: герой (героиня) попадает в плен собственного сознания - он либо принужден размышлять и рефлексировать, будучи ограничен в пространстве, либо оказывается на уровне разнообразных измененных состояний психики (полубред, полусон, наркотическое опьянение, сумасшествие и пр.), обусловленных всевозможными обстоятельствами готического топоса. 

     Переход на собственно психический уровень  дает возможность сколь угодно разнообразить  и усложнять сюжетное развитие посредством  использования продуктов психической  жизни персонажа - снов, видений, мнимых событий. Готическое пространство разворачивается на этом уровне параллельно с “расширением сознания”, которого автор достигает посредством использования вышеупомянутых измененных состояний психики персонажей. Здесь весьма характерно пограничное состояние между сном и бодрствованием, в котором ни реальность, ни сон не могут рассеять друг друга и присутствуют в столкновении. “Ночное сознание”, изображаемое авторами готической школы, делает индивидуум более восприимчивым, податливым и менее аналитичным и отдающим себе отчет в происходящем. 

     Таким образом, сюжетно обусловленная физическая замкнутость персонажа ставит его лицом к лицу с собственным внутренним миром, толкает его в этот внутренний мир; расширение сознания (самопроизвольное либо спровоцированное) помогает реализовать это путешествие, как и традиционная погруженность места действия в полумрак либо полное отсутствие освещения. Автор направляет героя из одного пространства в другое, все более глубокое, темное и опасное, в конечном итоге превращая пространство осязаемое в пространство психическое.

     Таким образом, замкнутость героя на собственном  сознании, “путешествие в себя”  обусловлено, с одной стороны, его  судьбой, невозможностью преодолеть фатальные  обстоятельства, с другой - столь  же непреодолимыми особенностями его  внутреннего мира.

     Как было отмечено выше, углубление во внутренний мир персонажа характерно для романа в целом, сюжетное развертывание фабулы как раз и происходит “путем углубления во внутреннюю жизнь”. Специфика же готического типа сюжетного развертывания состоит в том, что данное углубление получает осязаемую пространственную опору; именно разработка пространства готического топоса приводит автора к развертыванию внутреннего мира героя.

     Бытовавшее  в XVIII веке мнение, что “готической  архитектуре чужды порядок, ясность, гармоническое равновесие”, вполне согласуется с “неупорядоченностью” неустойчивого и сумеречного психологического пространства готической литературы. Воплощение страстей и страхов персонажа, т.е. его личности в неодушевленных объектах вообще характерно для готики. Все разнообразие как литературных, так и психоаналитических интерпретаций готического топоса - человеческое тело, детские страхи, семейная тайна - так или иначе связано с личностью. И если символизация, раскрытие персонажа через окружающие его предметы характерна и для некоторых других литературных направлений, то в готическом романе подобная символизация является результатом именно двухэтапного сворачивания пространства: открытая местность - топос; топос - внутреннее пространство персонажа. Итак, развертывание готического пространства во внутренний мир персонажа происходит аналогично развертыванию в глубину, запутыванию пространственных перемещений в реально ограниченном готическом топосе. События внешние выступают как параллельные внутренним, а передаточным звеном становятся фантастические явления, в равной степени принадлежащие реальности и не реальности.

     Удивительным  образом в сюжетном развертывании  готического пространства автор  повторяет путь, пройденный искусством в эпоху перехода от античности к средневековью - “путь из пространства внешнего мира во внутренние пространства человеческого сознания”. Путь перехода от представлений о человеке как игрушке в руках судьбы к пониманию относительной самостоятельности, и отсюда ценности и интересности индивида.  
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988.
  2. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М ., 1978.
  3. Зеленко Т.В. О понятии "готический" в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии - № 7. - 1978.
  4. Вершинин И.В. к вопросу о своеобразии английского предромантизма. М., 1977.
  5. Вершинин И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии 18 века и «поэтизация» культуры. Самара, 2003.
  6. Жирмундский В.М. Английский преромантизм. Л.: Наука, 1981.

Информация о работе Проблема предромантизма и готический роман