Проблема предромантизма и готический роман

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Предромантизм – это переходный период между Просвещением и Романтизмом; комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.
Впервые термин возник в июле 1909 г. В статье Д.Морне «Обзор литературной истории Франции», а потом – в 1912 г. в отдельной монографии «Романтизм во Франции XVIII столетия». Обозначал культурно-историческую эпоху, предшествующую и подготовившую Романтизм (с 1761 г. – выход «Новой Элоизы» Руссо до 1824 г. – год смерти Байрона).

Оглавление

Предромантизм
Представители предромантизма
Проблемы предромантизма
Готический роман
Гораций Уолпол - создатель готического романа
Роман «Замок Отранто»
Список литературы

Файлы: 1 файл

Предромантизм и готический роман.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Одесский  национальный университет им. И. И. Мечникова 

Факультет романо-германской филологии

Кафедра зарубежной литературы 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Проблема предромантизма

и готический роман» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          студентка группы 21н

                                                                                          Штекер Анастасия 

                                                                                          Преподаватель:

                                                                                          Тимченко Р.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса  – 2008

Содержание:

  1. Предромантизм
  2. Представители предромантизма
  3. Проблемы предромантизма
  4. Готический роман
  5. Гораций Уолпол - создатель готического романа
  6. Роман «Замок Отранто»
  7. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предромантизм

     Предромантизм – это переходный период между  Просвещением и Романтизмом; комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.

     Впервые термин возник в июле 1909 г. В статье Д.Морне «Обзор литературной истории Франции», а потом – в 1912 г. в отдельной монографии «Романтизм во Франции XVIII столетия». Обозначал культурно-историческую эпоху, предшествующую и подготовившую Романтизм (с 1761 г. – выход «Новой Элоизы» Руссо до 1824 г. – год смерти Байрона).

     Предвосхищая Романтизм, предромантизм сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы Сентиментализма (апелляция к «чувству», апология «естественного» существования, поэтизация «мирной» природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках Сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как предромантизм — начало его полного и бескомпромиссного отрицания. Связанный с выдвижением третьего сословия, предромантизм проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности.

     Предромантизм ранее всего заявляет о себе именно в английской литературе XVIII в. Здесь, в стране, уже пережившей в XVII в. буржуазную революцию, а во второй половине XVIII в. вступившей в полосу новой социальной ломки, связанной с аграрным и промышленным переворотом, ранее, чем в других государствах Европы, обнаружились противоречия буржуазного общества, поставившие под сомнение иллюзии Просвещения. Устои просветительского оптимизма расшатывались жизнью. Чувство неуверенности и смятения перед подспудными, еще не познанными силами истории подрывало доверие к универсальному Разуму просветителей и заставляло обращаться к прошлому, чтобы сопоставить с ним настоящее. Воображение уже не удовлетворяется пошлой прозой буржуазного существования, которое к тому же оказывается отнюдь не стабильным.

     Английская  предромантическая литература 60—90-х  годов XVIII в. неоднородна по своим социальным и идейным предпосылкам. Многообразно протекает в эту пору пересмотр просветительской эстетики. Возрождается интерес к давно забытым Спенсеру и Чосеру; у Шекспира и Мильтона выделяются как самое значительное их фантастические, грандиозные или меланхолические образы. Берк отстаивает в противоположность просветительской триаде Истины, Добра и Красоты эстетическую ценность Возвышенного: ужасные, таинственные, отталкивающие картины могут потрясать воображение, даже если в них нет ни Добра, ни Истины, ни Красоты. Если для Шефтсбери понятия «рыцарство» и «Средневековье» звучат как синонимы варварства и неразумия, то Херд объявляет рыцарское Средневековье драгоценным источником вдохновения для поэтов.

     Констатируя кризис просветительского сознания, английский предромантизм демонстративно реставрирует «старину» (мистификации Т.Чаттертона, Дж.Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т.Перси, А.Рамзей и др.), создаёт «готический роман» (Г.Уолпол, А.Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в неё, английский предромантизм переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к «варварскому» У.Шекспиру как образцу истинной поэзии («Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э.Юнга). Критика буржуазного прогресса выразилась в «кладбищенской поэзии» Юнга («Жалоба, или Ночные думы», 1742—45), в меланхолических «Элегиях» (1751) Т.Грея. Возрождается интерес к кельтской культуре в Англии (Шотландия, Уэльс). Для предромантизма характерно: шотландское (проблемы имитации, гения, вкуса, критики и языка) и кельтское возрождение (собирание фольклорных источников, народной поэзии); гимны темноте и культ могил (в Англии нач. XVIII в.); религиозно-мистическая проблематика в связи с пересмотром отношения к христианству; храм природы вместо привычного храма. Религия усиливала склонность к размышлению и одиночеству, а следовательно - к культу индивида (одиночество рисует отношения индивида с конечным и бесконечным). Функция религии – усмирение чувствительности. Сознание – самостоятельная сфера духовной деятельности, что дает возможность путешествовать по ландшафтам души и сердца.

     Предромантизм проявился также в литературах  США, Венгрии, Италии, Испании. 

     2. Представители предромантизма

     Особенно  большое значение для развития литературы имел изданный в 1765 г. Томасом Перси (1729—1811) свод «Памятники старинной английской поэзии». Сюда вошли разнообразные образцы английских народных баллад — баллады робингудовского цикла, исторические баллады, баллады любовного и фантастического содержания. Источниками этого собрания послужили старые первопечатные тексты, а также старинные рукописи. Перси довольно свободно обращался со своими источниками, обрабатывая их в духе сентиментальной и предромантической английской поэзии того времени. Несмотря на эти вольности, издание Перси сыграло огромную роль в пробуждении интереса к сокровищам народного творчества. Оно оказало воздействие и на Скотта (который, в отличие от Перси, стал записывать народные баллады и песни, сохранившиеся в живой устной традиции), и на поэтов «Озерной школы», и на Китса. Живейшие отклики вызвало это собрание в Германии в период «Бури и натиска». Гердер опирался на опыт Перси в своем собрании народных песен. Народными балладами вдохновляются и Бюргер, и молодой Гете.

     Возросший интерес к народному творчеству подавал повод к подражаниям, подделкам и мистификациям. Европейскую  славу снискали так называемые «Поэмы Оссиана», сочиненные шотландцем Джеймсом Макферсоном (1736—1796). Макферсон изучал гэльский фольклор горной Шотландии и воспользовался некоторыми его мотивами и собственными именами в написанных метрической прозой «эпических поэмах» из жизни древних гэльских племен. Автором этих поэм Макферсон объявил барда Оссиана, сына Фингала, себе же приписал лишь роль переводчика. Опубликованные в 1760—1765 гг. «Поэмы Оссиана» вызвали ожесточенную полемику; но, как ни оспаривалась уже в XVIII в. их подлинность, голоса скептиков не смогли помешать их успеху. Вместо античной мифологии, упорядоченной и гармонизированной классицистами, Макферсон ввел читателей в туманный и призрачный мир героических преданий Севера. Некоторые современники всерьез противопоставляли Оссиана Гомеру. Таинственность, смутность очертаний, меланхолическая резиньяция, составляющие основное настроение этих поэм, сближали их отчасти с сентиментальной поэзией Юнга, Грея и др. Оссиан воспевает минувшие битвы; образы его героев возникают из тумана и исчезают в нем, как тени. Лирическое начало преобладает в этих поэмах над действием. Сумрачный колорит «Поэм Оссиана», патетическая взволнованность повествования, зачастую недосказанного или прерывистого, гиперболичность и смелость образов — все это, казалось, освящало авторитетом «подлинной» поэзии древней Шотландии то направление, в котором шли поиски поэтов на рубеже между периодами сентиментализма и романтизма. В XVIII в. Гете (в «Вертере»), а в XIX в. Байрон и молодой Пушкин отдали дань «Поэмам Оссиана».

     Трагически  сложилась судьба другого мистификатора-«архаиста», Томаса Чаттертона (1752—1770). Служа писцом в адвокатской конторе, Чаттертон еще подростком посвящал весь свой досуг изучению старинных рукописей и попытался, воспроизводя их слог и написание, создать обширный цикл произведений от лица вымышленного средневекового автора — бристольского священника XV в. Томаса Роули. Среди этих произведений Чаттертона, в которых ощутимы традиции и народных баллад, и Чосера, и Шекспира, были трагедия «Элла» (из времен борьбы англосаксов с датчанами), фрагменты поэмы «Битва при Гастингсе» (якобы переведенной Роули с древнего англосаксонского подлинника) и др. Наивные в филологическом отношении «подделки» Чаттертона обнаруживали в авторе яркое поэтическое дарование, которому не суждено было развиться. Гораций Уолпол, которому, как богатому меценату и любителю старины, Чаттертон представил свои «находки», заинтересовался ими, но после того, как поэт Грей и другие знатоки языка опровергли их подлинность, отказал молодому автору в какой-либо поддержке. После тщетных попыток найти литературный заработок в Лондоне Чаттертон, дошедший до предела нищеты, на восемнадцатом году жизни покончил с собой. Слава пришла к нему после смерти. В поэзии английских романтиков его образ стал символом гордого и благородного поэтического таланта, отвергнутого и погубленного обществом. Памяти Чаттертона посвящены стихи Вордсворта, Кольриджа, Китса, Шелли. Во Франции его трагическую судьбу изобразил А. де Виньи в романе «Стелло» и в драме «Чаттертон».

     К представителям Предромантизма относят  также поэтов Роберта Бернса (1759-1796) и Уильяма Блейка (1757-1827). Творчество Р.Бернса отвечало задачам Просвещения, но он как сын своего народа опирался на фольклорные источники. У.Блейк является автором двух поэтических сборников: «Песни невинности», 1789 и «Песни опыта», 1794. 

     3. Проблемы предромантизма

     Эпоха Просвещения в истории европейской  духовной культуры представляет собой  одно из самых сложных и противоречивых явлений мировой культуры в целом. В этот период картина литературной жизни отличается большой пестротой и нередко предстает как переплетение различных, развивающихся параллельно и воздействующих друг на друга систем.

     Традиционное  понимание Классицизма как литературного явления, основанного только и исключительно на рационалистической философии, претерпело значительное уточнение, в результате чего выяснились новые эстетические представления и подходы, которые найдут воплощение и наиболее полно проявятся в последующих, нередко противопоставленных Классицизму литературных явлениях.

     Уже в журналах Аддисона и Стила можно  встретить размышления о балладе, гении, оригинальном творчестве, нерациональные мысли о вкусе, т.е. то, что в  значительной степени выходило за привычные классицистские представления о жестко детерминированном искусстве правил и свидетельствовало о появлении в английской литературе предромантических тенденций. Как отмечает И.В.Вершинин, рационализму Просвещения предромантизм противопоставляет иррациональную концепцию мира, человека и искусства.

     Хотя  проблемы предромантизма в зарубежном и отечественном литературоведении  привлекают внимание исследователей уже  на протяжении многих лет, вместе с  тем, остаются нерешенные вопросы в, казалось бы, давно известных и многократно цитируемых литературно-критических работах, в том числе в сочинениях Э.Берка и Э.Юнга. Для того чтобы выделить и охарактеризовать истоки предромантических идей в литературе Англии, следует определить, что включает в себя понятие «предромантизм» и на чём оно основано. Необходимо сразу отметить, что проблема предромантизма - одна из наиболее противоречивых как в истории отечественного, так и зарубежного литературоведения. До сих пор остается открытым вопрос о временных и концептуальных рамках данного явления.

     Такие исследователи как К.Крейчи и Д.С.Смит видят в предромантизме несамостоятельный литературный феномен и отождествляют его с сентиментализмом. П.Мюллер считает предромантизм выдумкой буржуазной науки, предлагая вместо него термин «ранний классицизм», не учитывая особенностей предромантической литературно-эстетической концепции и возвращая предромантизм на классицистские позиции, которые никоим образом не могут пониматься как признаки именно предромантического мировосприятия. По сути дела, исследователь подменяет тенденции, истоки появления предромантизма состоявшимся явлением «Веймарского классицизма», который даже самими его крупнейшими представителями (Гете и Шиллер) понимался как нечто противоположное их ранним, штюрмерским, в значительной степени предромантическим концепциям искусства и литературы. Другие критики выносят некоторые предромантические особенности за рамки как просветительской, так и романтической литературы, считая их «кризисными явлениями», не способными повлиять на становление новой романтической литературы (С.В.Тураев).

     Более убедительна точка зрения исследователей, которые рассматривают предромантизм  как особую художественную систему, сочетающую в себе как черты Просвещения, так и зарождавшегося Романтизма (А.А.Аникст, И.В.Вершинин, В.М.Жирмунский, М.Б.Ладыгин, В.А.Луков, А.Н.Макаров, Ю.А.Соловьева и др.).

Информация о работе Проблема предромантизма и готический роман