Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:48, реферат
Предромантизм – это переходный период между Просвещением и Романтизмом; комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.
Впервые термин возник в июле 1909 г. В статье Д.Морне «Обзор литературной истории Франции», а потом – в 1912 г. в отдельной монографии «Романтизм во Франции XVIII столетия». Обозначал культурно-историческую эпоху, предшествующую и подготовившую Романтизм (с 1761 г. – выход «Новой Элоизы» Руссо до 1824 г. – год смерти Байрона).
Предромантизм
Представители предромантизма
Проблемы предромантизма
Готический роман
Гораций Уолпол - создатель готического романа
Роман «Замок Отранто»
Список литературы
Как литературоведческий термин, «предромантизм» встречается в начале XX в. в работах французских литературоведов П.Азара, Д.Морне, А.Франсуа и др. для обозначения явлений и тенденций в развитии европейской литературы и искусства XVIII в., не соответствовавших принципам Классицизма и хронологически предшествовавших Романтизму.
Статус
научного термина предромантизм
получил благодаря
Американский исследователь Э.Бернбаум, в «Антологии» и «Путеводителе по романтическому движению» использует термин «предромантическое движение» для обозначения литературных тенденций XVIII в., похожих или повлиявших на литературные тенденции романтического движения. Он относит к предромантическим те произведения, которые хронологически предшествовали романтизму или те, которые так или иначе способствовали его приходу.
При
анализе общей картины
Наличие в период предромантизма нескольких литературных направлений и течений, которые не просто существуют параллельно, но и вступают в очень сложные взаимодействия даже в рамках творчества отдельного писателя, признает и отечественный исследователь И.В.Вершинин.
Д.Смит,
прослеживая историю
Таким
образом, для зарубежных исследователей
в целом характерно расширенное
толкование предромантизма, включающее
в понятие «предромантизм»
В
современном отечественном
4. Готический роман
Категория
«готическое», особенно широко использовавшаяся
в английской предромантической
критике, получает в середине 18 в. новую
трактовку и подразумевает
Одно из центральных мест в эстетике предромантизма занимала категория «ужасного», поскольку ужас, по мнению предромантиков, способен не только вызвать сильные чувства, но и доставлять истинное эстетическое наслаждение. В трактате «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», 1757г. Э.Берк, пересматривая основные положения эстетики Просвещения и решительно отвергая классическое определение объективных признаков красоты, не только дает новую трактовку сущности возвышенного, противопоставляя ей категорию прекрасного, но и развивает дальше новую категорию ужасного, детально рассматривает ее как источник возвышенного. Не случайно поэтому, выделяя также ведущие жанры предромантизма, такие, как «роман ужаса», «страшную балладу», «драму судьбы», М.Б.Ладыгин отмечает, что ужасное в них несет на себе не только определенную идейную нагрузку, но и является структурообразующим элементом, формирующим устойчивые признаки самих жанров.
Зародился «готический» роман в Англии в конце XVIII века в связи с кризисом романа просветительского. Это время научной революции и аграрно-промышленного переворота, когда излишняя рационалистичность и прагматизм мышления побуждали к поискам «противоядия». Так возникла мода на различные фантасмагории, фантазии, чудеса и ужасы. И, как это часто бывает, новое оказалось хорошо забытым старым — особенный интерес возбуждали кельтские и скандинавские древности, что явилось своего рода протестом против наскучившей классической мифологии.
В
литературоведении жанр «готического»
романа определяется как romance — вместо
привычного novel, что обозначает прежде
всего психологически-бытовой
Для деятелей предромантического искусства было характерно: тяготение к картинам разрушения, распада, смерти, любовь к прогулкам по кладбищам, к ночным лунным пейзажам, к «меланхолии» вообще. В литературе поэтической подобные увлечения рождают жанр кладбищенской элегии, унылых философствований на тему о преходящих земных благах, об одиночестве, о дикой природе; в прозе — способствуют становлению готического романа, где в поэтизированном или устрашающем виде представляются развалины средневековых твердынь, гулкие своды старинных монастырей, еще более тревожащие воображение, когда лунные лучи проникают внутрь их пустых помещений сквозь многоцветные стекла витражей, подземелья со склепами, где царствует смерть и безмолвие.
Готический роман был «ориентирован» на достаточно образованного читателя и, рассказывая о несовершенствах и варварстве давних времен, не вызывал ассоциаций с современностью и, следовательно, укреплял веру человека в самого себя, в возможность преодоления препятствий, развивал лучшие качества характера, провозглашал принципы чести и любви, выступал против насилия и убийства.
Жанр готического романа был несомненно новаторским не только по содержанию, но и по форме. Его смело можно считать родоначальником детективной литературы, авантюрного и сатирически-пародийных романов в их современной форме существования.
Открытость структуры и склонность к импровизации побуждали «готических» авторов к поискам новых форм, введению в сюжет новых героев, открытию новых необычных приемов построения интриги.
Н.А. Соловьева, специалист по английскому предромантизму, указывает, что именно в готическом романе осуществляется драматизация жанра романа следующими средствами: введение мотивов тайны, загадочного происхождения, странностей поведения, определяющих развитие сюжета; обрисовка руин старинных замков и монастырей, сама обстановка которых способствует нагнетанию страшных загадочных обстоятельств, наводящих читателя на след, а чаще всего уводящих от разгадки истинного смысла событий; проникновение в глубины разорванного сознания, воссоздание незнакомых, необычных национальных типов, позволяющих легче подтвердить или опровергнуть возможность интерпретации тех или иных обстоятельств; представление точки зрения отстраненного автора.
Для готического романа характерно построение сюжета на «страшных» темах — появлении сверхъестественных существ, которые круто меняют жизнь героев и решают их судьбы. Сверхъестественное стало получать естественное объяснение — привидения чаще всего существовали лишь в больном воображении героев, либо были результатом их суеверия.
Одной из излюбленных тем «готических» романов было изображение тайн и игра монашеских орденов. Да и живописные монастырские развалины или таинственные подземелья представляют собой прекрасные декорации для происходящих злодеяний. Также достижением мастеров «черного» романа многие историки литературы считают роль пейзажа как художественного приема, создающего атмосферу действа, возбуждающего чувства героев и побуждающих их к действиям. Именно в готическом романе пейзаж становится конкретным, а не просто красивым фоном.
Готический роман отличают следующие черты:
1. Сюжет
строится вокруг тайны –
2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.
3. Мрачная
и зловещая сцена действия
поддерживает общую атмосферу
таинственности и страха. Большинство
готических романов имеют
4. В
ранних готических романах
5. Сама
природа сюжета требует
Все эти черты были известны прозе и драматургии и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.
Готический роман существовал в трех формах — роман ужасов, сентиментальный и исторический. Хотя вряд ли можно говорить о «чистоте» жанра того или иного произведения.
Роман ужасов, из которого впоследствии развилась «черная ветвь» литературы (например, Брем Стокер) и классические фильмы ужасов XX века (прежде всего, Хичкок), связан, прежде всего с именем Горация Уолпола (1717 — 1797) «Замок Отранто», который является основателем готического романа, а также Клары Рив (1729- 1807) «Старый английский барон». Любимицей же поклонников готического романа поры его расцвета стала Анна Радклиф (1764–1822). Между 1789 и 1797 она написала пять готических романов, четвертый из них, «Тайны Удольфо» (1794), до сих пор остается самым совершенным воплощением жанра. «Монах» М.Г.Льюиса (1796) был, судя по всему, вдохновлен «Тайнами Удольфо», но картины порока и насилия в нем показались слишком яркими даже преданным поклонникам жанра. Он остается самым шокирующим и самым сильным образцом жанра.
В области сентиментальной готики несомненным «лидером» является Шарлотта Смит (1749 — 1806), романы которой, помимо многих других достоинств, отличаются и блестящими описаниями готических замков, а также поэтическими картинами природы.
Первый же исторический готический роман вышел в 1762 году — сочинение шотландского священника Томаса Лиланда «Длинная шпага, или Граф Солсбери». Роман этот никогда не переиздавался, и его единственный экземпляр хранится в библиотеке Британского музея.
Информация о работе Проблема предромантизма и готический роман