Проблема предромантизма и готический роман

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Предромантизм – это переходный период между Просвещением и Романтизмом; комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв.
Впервые термин возник в июле 1909 г. В статье Д.Морне «Обзор литературной истории Франции», а потом – в 1912 г. в отдельной монографии «Романтизм во Франции XVIII столетия». Обозначал культурно-историческую эпоху, предшествующую и подготовившую Романтизм (с 1761 г. – выход «Новой Элоизы» Руссо до 1824 г. – год смерти Байрона).

Оглавление

Предромантизм
Представители предромантизма
Проблемы предромантизма
Готический роман
Гораций Уолпол - создатель готического романа
Роман «Замок Отранто»
Список литературы

Файлы: 1 файл

Предромантизм и готический роман.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Как литературоведческий термин, «предромантизм»  встречается в начале XX в. в работах  французских литературоведов П.Азара, Д.Морне, А.Франсуа и др. для обозначения явлений и тенденций в развитии европейской литературы и искусства XVIII в., не соответствовавших принципам Классицизма и хронологически предшествовавших Романтизму.

     Статус  научного термина предромантизм  получил благодаря исследованиям голландского исследователя Поля Ван Тигема. Под предромантизмом он понимал целую эпоху, переходный период между Классицизмом и Романтизмом, подразумевая определенный круг эстетических ценностей и представлений, сформировавшихся ко второй половине XVIII в., и их проявление в ряде литературных произведений, в которых эти художественные идеи получили свое воплощение.

     Американский  исследователь Э.Бернбаум, в «Антологии»  и «Путеводителе по романтическому движению» использует термин «предромантическое движение» для обозначения литературных тенденций XVIII в., похожих или повлиявших на литературные тенденции романтического движения. Он относит к предромантическим те произведения, которые хронологически предшествовали романтизму или те, которые так или иначе способствовали его приходу.

     При анализе общей картины возникновения  и эволюции европейского предромантизма, чешский ученый Карел Крейчи отмечает существование в эпоху предромантизма множества литературных направлений, подчеркивает влияние предромантизма на формирование национальных литературных направлений, стилей и жанров национальных культур.

     Наличие в период предромантизма нескольких литературных направлений и течений, которые не просто существуют параллельно, но и вступают в очень сложные  взаимодействия даже в рамках творчества отдельного писателя, признает и отечественный исследователь И.В.Вершинин.

     Д.Смит, прослеживая историю возникновения  и применения терминов «предромантизм»  и «сентиментализм», утверждает, что  «предромантизм и сентиментализм –  это просто различные названия одного и того литературного движения».

     Таким образом, для зарубежных исследователей в целом характерно расширенное  толкование предромантизма, включающее в понятие «предромантизм» сентиментализм, либо точка зрения, представители  которой игнорируют предромантизм и говорят о наличии в XVIII столетии только романтического движения.

     В современном отечественном литературоведении  общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой сентиментализм и предромантизм понимаются как  отличные друг от друга явления (И.В.Вершинин, М.Б.Ладыгин, А.Н.Макаров). Сентиментализм не включается исследователями в предромантизм, поскольку по своим социальным корням и идейному звучанию он (сентиментализм) был тесно связан с Просвещением. Писатели-сентименталисты не порывали с Просвещением: перенос акцента с культа Разума на культ Чувства не менял веры в возможности человека изменить к лучшему окружающую действительность. «Предромантизм же, - подчеркивают Ладыгин и Макаров, - разрушая культ Разума и культ Чувства, утверждая агностический взгляд на мир, подрывал основы этой (просветительской) идеологии». Вот почему характерной чертой произведений предромантиков становится непознаваемость мира, его загадочность, тщетность как разума, так и чувства проникнуть в тайны мироздания. 

     4. Готический роман

     Категория «готическое», особенно широко использовавшаяся в английской предромантической  критике, получает в середине 18 в. новую  трактовку и подразумевает исследование средневекового материала, начиная  с «готических» пейзажей и заканчивая средневековыми преданиями и суевериями. Как точно подметил М.Б.Ладыгин, «эпоха готики, может быть, тем и привлекает предромантиков, что в ней в образах странствующих рыцарей воплотилось вечное стремление человека к победе над Злом и бесконечность этой борьбы, несмотря на частные победы, не дающие конкретных результатов».

     Одно  из центральных мест в эстетике предромантизма занимала категория «ужасного», поскольку  ужас, по мнению предромантиков, способен не только вызвать сильные чувства, но и доставлять истинное эстетическое наслаждение. В трактате «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», 1757г. Э.Берк, пересматривая основные положения эстетики Просвещения и решительно отвергая классическое определение объективных признаков красоты, не только дает новую трактовку сущности возвышенного, противопоставляя ей категорию прекрасного, но и развивает дальше новую категорию ужасного, детально рассматривает ее как источник возвышенного. Не случайно поэтому, выделяя также ведущие жанры предромантизма, такие, как «роман ужаса», «страшную балладу», «драму судьбы», М.Б.Ладыгин отмечает, что ужасное в них несет на себе не только определенную идейную нагрузку, но и является структурообразующим элементом, формирующим устойчивые признаки самих жанров.

     Зародился «готический» роман в Англии в конце XVIII века в связи с кризисом романа просветительского. Это время научной революции и аграрно-промышленного переворота, когда излишняя рационалистичность и прагматизм мышления побуждали к поискам «противоядия». Так возникла мода на различные фантасмагории, фантазии, чудеса и ужасы. И, как это часто бывает, новое оказалось хорошо забытым старым — особенный интерес возбуждали кельтские и скандинавские древности, что явилось своего рода протестом против наскучившей классической мифологии.

     В литературоведении жанр «готического»  романа определяется как romance — вместо привычного novel, что обозначает прежде всего психологически-бытовой роман  — термин, восходящий к рыцарскому роману. Особенно заметно это в исторических романах, что были необыкновенно популярны в начале XIX века.

     Для деятелей предромантического искусства было характерно: тяготение к картинам разрушения, распада, смерти, любовь к прогулкам по кладбищам, к ночным лунным пейзажам, к «меланхолии» вообще. В литературе поэтической подобные увлечения рождают жанр кладбищенской элегии, унылых философствований на тему о преходящих земных благах, об одиночестве, о дикой природе; в прозе — способствуют становлению готического романа, где в поэтизированном или устрашающем виде представляются развалины средневековых твердынь, гулкие своды старинных монастырей, еще более тревожащие воображение, когда лунные лучи проникают внутрь их пустых помещений сквозь многоцветные стекла витражей, подземелья со склепами, где царствует смерть и безмолвие.

     Готический роман был «ориентирован» на достаточно образованного читателя и, рассказывая о несовершенствах и варварстве давних времен, не вызывал ассоциаций с современностью и, следовательно, укреплял веру человека в самого себя, в возможность преодоления препятствий, развивал лучшие качества характера, провозглашал принципы чести и любви, выступал против насилия и убийства.

     Жанр  готического романа был несомненно новаторским не только по содержанию, но и по форме. Его смело можно считать родоначальником детективной литературы, авантюрного и сатирически-пародийных романов в их современной форме существования.

     Открытость  структуры и склонность к импровизации побуждали «готических» авторов  к поискам новых форм, введению в сюжет новых героев, открытию новых необычных приемов построения интриги.

     Н.А. Соловьева, специалист по английскому  предромантизму, указывает, что именно в готическом романе осуществляется драматизация жанра романа следующими средствами: введение мотивов тайны, загадочного происхождения, странностей поведения, определяющих развитие сюжета; обрисовка руин старинных замков и монастырей, сама обстановка которых способствует нагнетанию страшных загадочных обстоятельств, наводящих читателя на след, а чаще всего уводящих от разгадки истинного смысла событий; проникновение в глубины разорванного сознания, воссоздание незнакомых, необычных национальных типов, позволяющих легче подтвердить или опровергнуть возможность интерпретации тех или иных обстоятельств; представление точки зрения отстраненного автора.

     Для готического романа характерно построение сюжета на «страшных» темах — появлении  сверхъестественных существ, которые  круто меняют жизнь героев и решают их судьбы. Сверхъестественное стало получать естественное объяснение — привидения чаще всего существовали лишь в больном воображении героев, либо были результатом их суеверия.

     Одной из излюбленных тем «готических» романов было изображение тайн и  игра монашеских орденов. Да и живописные монастырские развалины или таинственные подземелья представляют собой прекрасные декорации для происходящих злодеяний. Также достижением мастеров «черного» романа многие историки литературы считают роль пейзажа как художественного приема, создающего атмосферу действа, возбуждающего чувства героев и побуждающих их к действиям. Именно в готическом романе пейзаж становится конкретным, а не просто красивым фоном.

     Готический  роман отличают следующие черты:

1. Сюжет  строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного  происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется  не одна подобная тема, а комбинация  из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале.

2. Повествование  окутано атмосферой страха и  ужаса и разворачивается в  виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.

3. Мрачная  и зловещая сцена действия  поддерживает общую атмосферу  таинственности и страха. Большинство  готических романов имеют местом  действия древний, заброшенный,  полуразрушенный замок или монастырь,  с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.

4. В  ранних готических романах центральный  персонаж – девушка. Она красива,  мила, добродетельна, скромна и  в финале вознаграждается супружеским  счастьем, положением в обществе  и богатством. Но, наряду с общими  для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.

5. Сама  природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

Все эти  черты были известны прозе и драматургии  и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько  отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет  хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.

     Готический роман существовал в трех формах — роман ужасов, сентиментальный и исторический. Хотя вряд ли можно говорить о «чистоте» жанра того или иного произведения.

     Роман ужасов, из которого впоследствии развилась  «черная ветвь» литературы (например, Брем Стокер) и классические фильмы ужасов XX века (прежде всего, Хичкок), связан, прежде всего с именем Горация Уолпола (1717 — 1797) «Замок Отранто», который является основателем готического романа, а также Клары Рив (1729- 1807) «Старый английский барон».  Любимицей же поклонников готического романа поры его расцвета стала Анна Радклиф (1764–1822). Между 1789 и 1797 она написала пять готических романов, четвертый из них, «Тайны Удольфо» (1794), до сих пор остается самым совершенным воплощением жанра. «Монах» М.Г.Льюиса (1796) был, судя по всему, вдохновлен «Тайнами Удольфо», но картины порока и насилия в нем показались слишком яркими даже преданным поклонникам жанра. Он остается самым шокирующим и самым сильным образцом жанра.

     В области сентиментальной готики несомненным «лидером» является Шарлотта Смит (1749 — 1806), романы которой, помимо многих других достоинств, отличаются и блестящими описаниями готических замков, а также поэтическими картинами природы.

     Первый  же исторический готический роман вышел в 1762 году — сочинение шотландского священника Томаса Лиланда «Длинная шпага, или Граф Солсбери». Роман этот никогда не переиздавался, и его единственный экземпляр хранится в библиотеке Британского музея.

Информация о работе Проблема предромантизма и готический роман