Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:32, курсовая работа
Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования………………….5
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием…….5
1.2. Планирование как наука. Ее объект, методы и предмет……….11
1.3. Предмет планирования………………………………………….15
ГЛАВА 2. Система планирования на предприятии..........................17
2.1. Формы планирования и виды планов. …………………………..17
2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования………….22
2.3. Организация внутрифирменного планирования………………..26
2.4. Структура плановых органов на предприятии………………...36
ГЛАВА 3. Типы планирования…………………………………………40
3.1. Стратегическое планирование……………………………………40
3.2. Планирование риска………………………………………………43
3.3. Тактическое планирование……………………………………….45
3.4. Планирование производственной программы………………….47
3.5. Планирование потребности в персонале………………………..49
3.6. Планирование издержек…………………………………………..51
3.7. Планирование финансов………………………………………….53
ГЛАВА 4. Составление бизнес-плана…………………………………55
Заключение..................................................................................................59
Перечень принятых сокращений …………………………………….59
Список литературы………………………………………………..……60
Каждый из секторов, в свою очередь, состоит из нескольких групп.
Основные функции отдела производственного планирования и контроля могут изменяться в зависимости от масштабов и характера производства.
Теперешняя структура плановых служб принципиально отличается от структуры, распространенной на предприятиях бывшего СССР. Отличие заключается в том, что в современной практике все эти функции выполняются в различных функциональных отделах, например, в отделе труда и заработной платы, планово-экономическом отделе и др.
Вообще отечественное планирование
носит децентрализованный характер
и рассредоточено практически
по всем функциональным отделам
предприятиям.
ГЛАВА 3. Типы планирования.
3.1
Стратегическое планирование.
Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы XX века. Это явилось началом этапа развития теории управления и планирования.
Стратегическое планирование, пришедшее
на смену долгосрочному
В стратегическом планировании
важное место отводится
Так же стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать организацию к внешней среде.
Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.
Планирование стратегии устанавливает
общие направления,
¹
Ильин А.И. Планирование
на предприятии.
В 2ч. Ч.1. Стратегическое
планирование. Мн.: Новое
знание, 2002 г. 296 с.
Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.¹
Графически процесс стратегического планирования выглядит следующим образом:
Рис.7 Этапы процесса стратегического планирования.
Стратегическое планирование имеет так же свою технологию. Процесс такого планирования включает в себя следующие этапы¹:
- определение миссии предприятия (Процесс установления смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике)
- формулирование целей и задач функционирования предприятия (Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на фирме)
- анализ и оценка внешней среды (При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для
деятельности организации, а с другой стороны, открывать дополнительные возможности для нее)
- анализ и оценка внутренней структуры предприятия (анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей)
¹ Зайцев В.И. Стратегия развития фирмы. М.: ЮНИТИ, 2006 г. 322 с.
- разработку и анализ стратегических альтернатив (Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку именно здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности пре6кратить, какие продолжать, в какой бизнес перейти?)
- выбор стратегии.
Этот пункт мне хотелось бы разобрать подробнее.
Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
Выбор стратегии и ее
При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы.
К таким стратегиям относятся:
Относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли (стратегия развития продукта, усиления позиции на рынке, развития рынка).
Реализуется путем ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом.
Виды:
-
стратегия обратной
- стратегия предшествующей вертикальной интеграции (приобретение, создание или установление контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции)
Реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.
Оправдана в тех случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада.
Виды стратегий:
- стратегия ликвидации;
- быстрого успеха;
- сокращения расходов.
Необходимо отметить то, что предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно. Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.
Применение стратегий соответственно влечет за собой и составление стратегических планов.
В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций.
Так же на основе стратегического
плана разрабатываются
В завершении определяются предпосылки
для формирования новых плановых
программ, исходя их того, чего
организации удалось добиться
при реализации планов, и чего –
нет.
3.2. Планирование
риска.
Реализация стратегии предприятия всегда связана с определенным риском. Это может касаться как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности предприятия, так и ее сокращения.
Нередко риск в стратегическом планировании называют хозяйственным или предпринимательским.
Следует так же учесть, что планирование и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, которая появляется в результате изменчивости внешней среды предприятия. Поэтому в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого результата, и, конечно, присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь.
Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана.
Планирования в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане и др.
В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений.¹
Неопределенность в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска становится просто невозможно. Но не следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Необходимо просто научится предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.
Необходимо отметить то, что в современно экономике методы планирования и оценки риска проработаны явно недостаточно. Отсутствуют практические рекомендации по его оценке и предотвращению при решении различных плановых задач.
Но все - таки разрабатываются некоторые системы мер, направленные на уменьшение риска до минимально возможного уровня. Наиболее часто применяются следующие группы методов:
- технические (противопожарный контроль, охранная сигнализация и т.п.)
-правовые (страхование, залог, неустойка (пени, штраф), поручительство (гарантия), задаток)
-
организационно –
Риск еще можно рассматривать, как вероятность ошибки или успеха при выборе той или иной стратегической альтернативы, как образ действий в неопределенной обстановке, а также как один из критериев предпочтений при формировании плановых решений.
Планирование
риска представляет собой прогнозную
оценку возможных потерь ресурсов
при наступлении неблагоприятных
обстоятельств и отклонений от
намеченной стратегии, а также упущенной
выгоды при осуществлении хозяйственных
операций. При этом необходимо
количественно оценить прогнозные
величины потерь.
Информация о работе Планирование как основная функция управления