Планирование как основная функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования………………….5
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием…….5
1.2. Планирование как наука. Ее объект, методы и предмет……….11
1.3. Предмет планирования………………………………………….15
ГЛАВА 2. Система планирования на предприятии..........................17
2.1. Формы планирования и виды планов. …………………………..17
2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования………….22
2.3. Организация внутрифирменного планирования………………..26
2.4. Структура плановых органов на предприятии………………...36
ГЛАВА 3. Типы планирования…………………………………………40
3.1. Стратегическое планирование……………………………………40
3.2. Планирование риска………………………………………………43
3.3. Тактическое планирование……………………………………….45
3.4. Планирование производственной программы………………….47
3.5. Планирование потребности в персонале………………………..49
3.6. Планирование издержек…………………………………………..51
3.7. Планирование финансов………………………………………….53
ГЛАВА 4. Составление бизнес-плана…………………………………55
Заключение..................................................................................................59
Перечень принятых сокращений …………………………………….59
Список литературы………………………………………………..……60

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

   

   ¹ Ильин А.И. Планирование на  предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое  знание,2005 г.

     Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного  менеджмента, 2001 г. 
 
 

   Потери,  связанные с риском,  могут быть:

    • Материальные
    • Трудовые
    • Финансовые
    • Временные
    • Прочие

   Полностью  избежать  риска в хозяйственной  деятельности  невозможно, но, зная,  где и при каких  обстоятельствах  он  может  возникнуть, менеджерский  персонал может его предотвратить, снизить угрозу  потерь, уменьшая  действие  неблагоприятных  факторов. Поэтому  очень  важно  знать, где и при каких  условиях  могут возникнуть  те или иные потери.

   Предприятию так же очень  важно  при  формировании стратегии уметь  анализировать  риск.

   Анализ  риска  позволяет выявить зоны риска для  данной  стратегии и определить вероятность его наступления и последствия для успеха  стратегии.  

3.3. Тактическое   планирование.

   Тактическое  планирование  занимает  промежуточное  положение между  долгосрочным  стратегическим и  краткосрочным (оперативно-календарным).  Стратегическое  планирование  рассчитано на длительный  период (10-15 лет). Однако на  многих  предприятиях стратегия  основана на среднесрочном  планировании. Поэтому стратегический  план, как правило,  охватывает период не более 5 лет, тактический – 1-2 года,  оперативный – менее 1 года.  Составить тактический  план на период более двух  лет не  представляется  возможным, поскольку  происходят частые  изменения  во внешней и внутренней  среде  предприятия.

   Тактическое планирование является  средством  реализации стратегических  планов. Если  основная  цель  стратегического  плана  заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться  предприятие в перспективе, то тактическое  планирование должно  ответить на  вопрос, как предприятие  может достичь такого  состояния.  Эти виды  планирования  различаются целями и средствами их  достижения.

   Решения,  принимаемые  при  тактическом  планировании,  отличаются меньшей   субъективностью.  Они более конкретны, адресны, всегда  привязаны  к  показателям  работы  структурных  подразделений  предприятия.

   Реализация  тактического  плана  сопряжена  с меньшим  риском, поскольку его решения более детальны, касаются  внутренних  проблем предприятия и имеют  меньший  разрыв  во  времени.  Помимо этого тактические решения  легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный  вариант. В связи с тем, что тактический  план  представлен  системой конкретных  количественных   показателей, при его  разработке  могут широко  применяться  различные  методы  оптимизации. 

   Тактический  план  представляет  собой  развернутую  программу всей  производственной, хозяйственной  и социальной  деятельности коллектива  предприятия, направленную на выполнение заданий  стратегического  плана при наиболее полном  рациональном использовании ресурсов.  Особое  внимание   в таком  плане должно уделяться  показателям эффективности и качества  работы: росту  производительности труда; снижению  себестоимости  продукции;  экономии материальных  ресурсов и др.

   Тактический  план так же  должен предусматривать  перспективу по каждому  объекту  планирования.  Должны  быть учтены  все  факторы: состояние  экономики предприятия;  кредитно-финансовая  ситуация: налогово-бюджетная  политика и.т.п.

   Важно  отметить Ито, что тактический  план  имеет многофункциональное  назначение. В целом он  выполняет три  основные  функции: прогнозирование, координация  и контроль.

   Отличительной  чертой  тактического плана  является и то, что он заставляет  руководителей  и специалистов всех  уровней  предприятия направлять  свои   усилия  на  поиск целей  и  задач, реализующих  установки  стратегического  плана.  При  его составлении необходимо  четко определить  цели  в конкретной  форме, а так же средства и методы их  достижения.  Кроме того, в составлении планов  участвуют те, кто потом должен  будет их  исполнять.   Поэтому с расширением объектов  планирования становится более активным участие  работников  предприятия в планировании.

   Состав  разделов  и показателей  тактического  плана зависит от специфики  и  отраслевой  принадлежности предприятия, сложившихся на  нем  методов  управления, традиций, управленческой   культуры, состояния  экономики, рыночной  конъюнктуры и т.д.

   Разработка  тактического плана обычно проходит  в нескольких  вариантах, с тем, чтобы  выбрать из них  наилучший, то есть  наиболее соответствующий  условиям  реализации в зависимости  от  складывающейся во  внешней  среде  ситуации.  Там, где  это   возможно, вариантные  расчеты проводятся  с применением  экономическо-математических  методов и ЭВМ.  
 

3.4. Планирование  производственной  программы. 

   Важнейшим разделом  тактического  плана  предприятия  является производственная  программа.

   Производственная  программа  определяет  необходимый  объем  производства  продукции  в плановом  периоде, соответствующий  по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана  продаж.  Программа  обусловливает  задания по вводу  в действие  новых  производственных  мощностей, потребность в материально – сырьевых  ресурсах, численности  персонала, транспорте.¹ 

   Промышленные  предприятия формируют  производственную программу  на  основе государственного  заказа; заказов потребителей; выявленного  в процессе  изучения  рынка  потребительского  спроса.

     Показатели производственной программы:

-  темп  роста производства  товарной (валовой)  продукции

- производство  важнейших видов продукции в  натуральном выражении (с указанием «в том   числе  продукции для  экспорта»)

-   показатель  качества продукции

   Основой  для определения  в плане  объема  продукции стоимостном выражении  служит  план производства  продукции  в натуральном  выражении.

   Задания  по  производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих  особенности потребления отдельных  видов  изделий.  Такими единицами  могут  быть  тонны, метры, киловатт – час, штуки, комплекты и т.д.   Во всех случаях единица  измерения  должна  отражать  специфику  производства наиболее эффективных   материальных,   трудовых   и  финансовых  ресурсов.

   Установленные в плане единицы измерения  продукции обязательны для  всех  звеньев  планирования  и управления  производством. 

   Это необходимо  для  того, чтобы обеспечить  выполнение  производственной  программы  в предусмотренном  ассортименте, выполнение  плана кооперированных  поставок и плана  поставок  по  договорам, а также  для  увязки  производственной  программы с  показателями  качества продукции.  

   

   ¹ Черныш Е.А. прогнозирование и планирование. М., 2003 г. 

   Неотъемлемой  частью плана производства продукции  в натуральном  выражении является  задание  по  дальнейшему повышению качества  продукции.  Качество важнейших видов продукции должно  отвечать  по  своим  технико-экономическим  показателям  высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на  всех  стадиях  проектирования  и изготовления  продукции. Соответственно с  этими  требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей  продукции или модернизации устаревших изделий, улучшение  основных технических характеристик  выпускаемой продукции, соблюдение  требований  стандартов,  технических условий и другой  технической  документации.

   В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются  задания  по  снятию  с производства устаревших видов изделий, т.е.  продукции не  соответствующей современным требованиям национальной  экономики и населения страны, морально  устаревшей.  Указываются конкретные   сроки  замены устаревших  изделий, а также  новые  виды  изделий (типы, модели), их  заменяющие.

   Стоимостными  показателями  производственной  программы являются:

- объем   реализации

- товарная  продукция

- валовая   продукция

   По  объему реализуемой  продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность  отраслей, объединений и предприятий.  Объем реализуемой продукции в плане определяется  как стоимость предназначенных к поставке  и подлежащих оплате  в плановом  периоде:

а) готовых  изделий

б) полуфабрикатов  собственного  производства

в) реализация  продукции 

г) выполнение  работ  для своего  капитального  строительства  и других  непромышленных  хозяйств, находящихся на  балансе  предприятия.

   Важными  показателями плана, позволяющими определить  общий  объем продукции, ее структуру, темпы роста производительности  труда, фондоотдачу и другие  экономические  показатели, служат  товарная и валовая продукция.

   Объем  товарной  продукции  в плане включает  стоимость:

- готовых   изделий, предназначенных для  реализации на  сторону

- полуфабрикатов  своей выработки и продукции  вспомогательных и подсобных  производств, предназначенных к  отпуску  на  сторону и др.

   Объем реализуемой продукции так же, как и товарной, определяется:

1. В плане – в действующих оптовых ценах предприятий;      

2. В отчете:

а) в  сопоставимых оптовых ценах  предприятий  на  определенную  дату  (так  называемых неизменных  ценах), необходимых  для  определения динамики производства

б) в  оптовых  ценах предприятий, действующих в отчетном  периоде (для  использования в расчетах  себестоимости)

   В целях элиминирования  прошлого  труда и выявления  результатов  производственной  деятельности, динамики производства продукции и зависящих  от  предприятий  показателей  производства ряд производств осуществляют планирование  и оценку деятельности  по чистой продукции вместо  объема  реализованной продукции.

   Объем  чистой  продукции  определяется  вычитанием  из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий)  материальных затрат в тех же  ценах (т.е. в ценах,  принятых при  разработке  плана), а также суммы амортизации основных  фондов.  Применение  показателя чистой  продукции позволяет исключить  повторный  счет  продукции, более точно определить  усилия коллективов  предприятий  по  выполнению ряда  качественных важнейших  показателей  производительности  труда, фондоотдачи и др.

   Для  обоснования  производственной  программы  предприятию необходимо  иметь расчеты его  производственной  мощности, а так же  уметь согласовывать большое  количество факторов.  
 

3.5. Планирование  потребности в персонале. 
 

     Планирование  потребности фирмы   в персонале, необходимо для   выполнения  плана производства  и реализации  продукции, осуществляется оно в плане по труду и персоналу.

   Наглядно  структуру  плана  по  труду и персоналу  можно  изобразить  следующим   образом:  
 
 
 
 

    

   

                      Рис.8  Структура плана  по  труду  и персоналу.

   Значение  и роль плана по труду   и  персоналу  фирмы  определяются  такими  моментами как:

  • Затраты  на содержание  персонала составляют  значительную часть издержек  предприятия, определяют  цену  реализации  продукции  и ее  конкурентоспособность.
  • Персонал  фирмы является  важнейшим  фактором  производства. Именно от него зависит,  насколько    эффективно используются на  предприятии  средства и предметы  труда, насколько  успешно работает  предприятие  в  целом.
  • В настоящее время  возрастает  коллективный  инвестиционный  характер  труда.  Это выражается  в разработке  и реализации на  предприятии значительного числа  различных  инновационных  проектов, в которых  задействовано  большое  количество  работников.  Эффективность  этих проектов  во многом  зависит от того, насколько  скоординированы  усилия исполнителей, что может  быть  обеспечено только  на планомерной  основе.

Информация о работе Планирование как основная функция управления