Планирование как основная функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Предприятие как объект планирования………………….5
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием…….5
1.2. Планирование как наука. Ее объект, методы и предмет……….11
1.3. Предмет планирования………………………………………….15
ГЛАВА 2. Система планирования на предприятии..........................17
2.1. Формы планирования и виды планов. …………………………..17
2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования………….22
2.3. Организация внутрифирменного планирования………………..26
2.4. Структура плановых органов на предприятии………………...36
ГЛАВА 3. Типы планирования…………………………………………40
3.1. Стратегическое планирование……………………………………40
3.2. Планирование риска………………………………………………43
3.3. Тактическое планирование……………………………………….45
3.4. Планирование производственной программы………………….47
3.5. Планирование потребности в персонале………………………..49
3.6. Планирование издержек…………………………………………..51
3.7. Планирование финансов………………………………………….53
ГЛАВА 4. Составление бизнес-плана…………………………………55
Заключение..................................................................................................59
Перечень принятых сокращений …………………………………….59
Список литературы………………………………………………..……60

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

   Целью разработки  плана    по  труду и персоналу является определение рациональной (экономически  обоснованной)  потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом  периоде  времени.

   Основными  задачами, которые решаются в процессе  планирования  труда, являются  следующие:

   - создание здорового и работоспособного   трудового  коллектива, способного  выполнить намеченные тактическим  планом  цели;

   - формирование  оптимальной  половозрастной и квалификационной  структуры  трудового  коллектива  фирмы;

   - совершенствование  организации   труда;

   - стимулирование  труда;

   - ротация  персонала и др.

   Процесс планирования  персонала  чрезвычайно  сложный.  Потому как каждый  член трудового   коллектива фирмы  имеет свои  потенциальные  трудовые  возможности, черты  характера  и в этом  отношении он  неповторим.  Из этого  можно  делать вывод о том,  что   трудовой  коллектив  не  представляет собой  сумму  работников  фирмы,  а характеризуется синергетическим  эффектом, оценить который  очень  трудно.  

   3.6. Планирование  издержек. 

   Издержки – это совокупность затрат в денежной  форме на  производство и реализацию  продукции, на  торговые  и посреднические  операции, расходов по финансовым  операциям  и прочим видам  внепроизводственной  деятельности.  Издержки  отражают все  положительные  и отрицательные стороны  в работе  предприятия. Они  органически  взаимосвязаны с категориями, определяющими  результат  деятельности  организации а, следовательно, эффективность.¹

   Затраты предприятия на производство  и  реализацию  продукции  принимают  форму  себестоимости  продукции. Себестоимость характеризует  эффективность  использования  потребляемых  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов.  Она  отражает  качественные изменения в хозяйственной  деятельности  предприятия.  Любые  нововведения  в технике и технологии, организации труда и производства, в управлении  оказывают  влияние на  уровень затрат.

   Целью  планирования  издержек (себестоимости)  является  обеспечение высоких темпов  роста прибыли и повышения рентабельности  производства на  основе  рационального использования материальных, трудовых, природных и финансовых  ресурсов.

   

   ¹ Экономика  предприятия./ Под редакции В.П. Грузинова. М.: Банки и биржи 2002 г. 535 с.

   План  по  издержкам разрабатывается  как при  стратегическом, так и  тактическом  планировании на  основе  прогрессивных  норм  и нормативов.

   Процесс планирования  издержек  можно  изобразить  графически: 

  

   

                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Рис.9  Процесс планирования  издержек

   Показателями  плана  себестоимости является  сумма  затрат  на  производство, себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, себестоимость  сравнимой  товарной  продукции и ее  снижение,  себестоимость  единицы  продукции, сумма  затрат на  один  рубль товарной  продукции  и ее снижение.

   Вся  система  показателей  плана по  себестоимости  тесно связана  с другими разделами  плана  предприятия:  производственной программой, объемом  продаж, планом по труду  и персоналу и др.

   Разработке  плана  по  издержкам  предшествует  технико-экономический  анализ  хозяйственной  деятельности  предприятия и его  структурных  подразделений, главным  содержанием  которого  является  выявление  путей  совершенствования  организационно-технического  уровня  производства, ликвидация  потерь от  брака,  всех  непроизводственных  расходов и потерь.

   Так же при  оставлении плана  по  себестоимости  особое  внимание необходимо  обратить на  выявление  резервов  снижения  себестоимости, а также  величины  и  причин  возникновения  затрат, не обусловленных  нормальной организацией  производственного  процесса: аварий, брака, потерь от  простое  машин и оборудования, нарушением  технологической и  трудовой  дисциплины и т.д.  

3.7.  Планирование   финансов. 

     Финансовый  план  предприятия – это документ,  отражающий  объем  поступления  и расходования  денежных средств, фиксирующий баланс доходов и  направления  расходов предприятия,  включая  платежи  в бюджет  на  планируемый  период.¹

   В современной  рыночной  экономике  усилилась  стимулирующая роль  финансов в повышении эффективности  производственно-хозяйственной деятельности.   Финансовые  планы  перестали  носить  директивный  характер.

   В то же  время значительно  повысилась  ответственность  финансовых  работников  предприятия за  качество  принятых  плановых  решений.  Увеличился  риск  при  формировании  стратегии  развития  предприятия:  работать прибыльно  или стать  банкротом. 

   Рыночная  концепция  управления  предприятиями  вызвала подлинный  интерес  руководителей  и специалистов к зарубежным  моделям  финансового  планирования. Владение  этими  моделями,  средствами и методами  финансового  планирования вошло в число  основных  профессиональных  требований, предъявляемых к руководителям и специалистам  предприятий и объединений.

   Финансовое  планирование  на  предприятии  осуществляется  планово-экономическим  и финансовым  отделами.  

   Основная  цель  финансового планирования  состоит в том, чтобы сбалансировать  намеченные  расходы предприятия с финансовыми возможностями. 

    ¹   Ильин А.И. Управление  предприятием. Мн.: высшая  школа, 2003 г. , 275 с.  

    

   Финансовый  план составляется  в виде баланса  доходов   и расходов, а также  расчетных  форм для  определения  статей  баланса.

   Состав  показателей  такого  плана   может быть различной  степени   детализации.  Поэтому  форму финансового  плана  следует  согласовывать с вышестоящей  организацией, а также  органами, куда  он  может  представляться.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 4. Составление  бизнес - плана. 

   Бизнес-план  является  составной частью  стратегического плана. На  практике  часто бизнес-план  заменяет  собой стратегический   план.

   С помощью  бизнес – плана  может  быть  обосновано  каждое  мероприятие  стратегического  плана, требующее  инвестиционных  ресурсов  для  своей  реализации.¹

   Имеются также  четыре  мотива, которые  требуют  составление  бизнес-плана:

  1. Такой  план  способствует  предотвращению  ошибок и снижает  риск.
  2. Бизнес-план  является  официальным  документом, который  используется  для  кредитования  и финансирования  мероприятий  стратегического плана.
  3. На  основе  бизнес-плана  создается  эффективная  система  управления  предприятием.
  4. Законченный бизнес-план  является  важнейшим  средством  коммуникации  в контактах с банкирами, инвесторами,  клиентами, покупателями  и партнерами.

   Оценка  целесообразности  внедрения  того или иного  мероприятия тоже  делается  на  основе  бизнес-плана. Особенно  это  касается  инноваций, которые  требуют для  своей  реализации  крупных  инвестиций.

   В состав  бизнес  плана чаще  всего входят:

   - титульный  лист (указывают   название  инвестиционного  проекта,  предприятия-инициатора  проекта,  организации – разработчика и  др.)

   - содержание (указывают  названия  основных разделов и подразделов   бизнес-плана, его  приложений и др.)

   - текст  основных   разделов  бизнес-плана

   - приложения  

   Ориентировочный  объем  страниц  бизнес-плана  должен составлять (без  приложений):  около  40  страниц – при  стоимости  проекта мене     500 тыс. долларов США и до  80  страниц – при  стоимости  проекта свыше 500 тыс.  долларов США.

   Бизнес-план  обязательно  должен  давать  полное  представление  обо всех  аспектах  проекта и состоять  из таких  основных  разделов:

   

     ¹Бизнес – план: Методологические  материалы./Под редакцией Р.Г. Маниловского. М.: Ф и С, 2006 г.

     Ильин А.И. Планирование на  предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое  знание,2005 г.

  1. «Резюме»;
  2. «Характеристика  предприятия  и стратегия  его  развития»;
  3. «Описание  продукции (услуг)»;
  4. «Анализ  рынка  сбыта. Стратегия  маркетинга»;
  5. «Производственный  план»;
  6. «Организационный  план»;
  7. «План  реализации  проекта»;
  8. «Инвестиционный  план»;
  9. «Прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности»;
  10. «Показатели эффективности  проекта»;
  11. «Юридический  план»;
  12. «Информация о разработчике  бизнес-плана»;
  13. Приложения.

    Теперь  я кратко  охарактеризую   основные  разделы  бизнес-плана.

  1. «Резюме».

   Резюме  отражает  основную  идею  проекта  и обобщает  основные  выводы и  результаты  по  разделам этого  плана. Его  задача заключается в  том, чтобы в сжатой  и доступной  форме  изложить  суть  бизнес-плана. Обычный  объем  резюме (кроме таблиц) – 4-7 страниц.  Разрабатывается  в конце  написания  бизнес-плана, когда  имеется  ясность  по  всем  остальным  разделам.

  1. «Характеристика  предприятия и стратегия  его  развития».

   В данном  разделе  даются  описание  отрасли  и характеристика  предприятия, его  роль и место в  отраслевой  иерархии и народном  хозяйстве.

   3. «Описание  продукции  (услуг)».

   В данном  разделе  представляется  информация о продукции (услугах), которую будет  производить (оказывать)  предприятие (фирма).

   Может  также  приводится план  мероприятий  по  усовершенствованию  продукции (услуг) с целью  повышения  ее конкурентоспособности.

    4. «Анализ  рынков  сбыта. Стратегия  маркетинга».

   В данном  разделе  излагаются  ключевые  моменты  обоснования  объемом  продаж  продукции, основанные на  анализе  рынков сбыта  и выработке  стратегии  маркетинга.

   5. «Производственный   план». 

   Производственный  план разрабатывается  на срок  реализации  проекта (горизонт  расчета).  Данный    раздел должен  состоять из  следующих подразделов:

   - программа  производства и  реализации  продукции;

   - производственные  мощности;

   - материально-техническое  обеспечение;

   -стоимость  (издержки)  производства и  сбыта   продукции (предоставления услуг).

   6. «Организационный  план».

   В данном  разделе в соответствии  с основными  этапами  реализации  проекта  дается  комплексное  обоснование  организационных  мер  и мероприятий.  Центральное  место  отводится  обоснованию организационно-штатной  структуры  предприятия и выбору  рациональной  системы  управления  производством (фирмой).

Информация о работе Планирование как основная функция управления