Классицизм в поэзии и живописи Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы. Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико. К сожалению, изучение художественной литературы о героическом прошлом все еще не привлекло к себе должного внимания исследователей. Литературоведы обращались к ней чаще всего тогда, когда небо заволакивало черными тучами войны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
1. ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В ПОЭЗИИ М. В. ЛОМОНОСОВА
3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛОМОНОСОВЫМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НА ГЕРОИЧЕСКУЮ ТЕМУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

классицизм в поэзии и живописи Ломоносова.docx

— 38.61 Кб (Скачать)

ПЛАН 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

1. ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В ПОЭЗИИ М. В. ЛОМОНОСОВА

3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛОМОНОСОВЫМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НА ГЕРОИЧЕСКУЮ ТЕМУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение

Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы.

Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы. Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико. К сожалению, изучение художественной литературы о героическом прошлом все еще не привлекло к себе должного внимания исследователей. Литературоведы обращались к ней чаще всего тогда, когда небо заволакивало черными тучами войны. Это не могло не отразиться на характере их исследований. До сих пор нет книги, рассматривающей роль и значение героической темы в общем процессе развития русской литературы. А именно сейчас эта тема очень актуальна, тем более в преддверии 60-летия победы над фашизмом.

Известно, что война есть социальное, исторически преходящее явление, она  является насильственным, вооруженным  средством для достижения политической цели. В проповедниках войны никогда не было недостатка. «Только мечтатели и люди простодушные могут утверждать, что человечество создаст все лучшее, если разучится воевать... Я призываю Вас не к миру, а к победам», — писал один из них. Лучшие умы человечества в противоложность апостолам человекоистребления мечтали о том времени, когда люди будут жить в мире. «Человек создан природой для мира, а не для войны, рожден для радости и наслаждения всеми плодами и растениями», — писал великпй гуманист Ф. Рабле.

Великая историческая роль в пропаганде идей мирной жизни принадлежит передовой русской литературе. Война и мир — самые общие и самые важные ее темы. Не случайно в трагедии «Борис Годунов» летописец Пимен называет их первыми: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь: войну и мир...» Сам Пушкин показывает, к каким трагическим последствиям приводит война.

Страстно мечтая о мирной жизни, лучшие русские писатели в годины народных бедствий, когда земля наша подвергалась вражеским нашествиям, были вместе с народом. Своими произведениями они воспитывали любовь к отечеству, укрепляли ратный дух, вдохновляли на подвиг. Великие патриотические заветы передовых писателей прошлого восприняты и продолжены советскими литераторами.

Литература не сразу отразила, что  подлинным героем войн, решающих общенациональные задачи, являются простые люди, народ. Хотя поэты и писатели прошлого, быть может, подсознательно иногда и понимали, что в конечном итоге все зависит от народа, но из-за недозрелости общественных отношений, существующих канонов и традиций не отводили народу в своих произведениях должного места. Так, например, в произведениях эпохи классицизма носителями героического начала, как правило, оказывались цари, полководцы, вельможи, а народу отводилась второстепенная роль.

 

1.Национальная особенность русского классицизма

Господствующим направлением в  русской литературе к середине XVIII в. становится классицизм. «Классицизм как литературное направление, возникшее в определенную историческую эпоху, был явлением прогрессивным,— пишет современный исследователь.— Он помог созданию национального искусства, способствовал выработке идеалов гражданственности, создал героический характер, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную литературу опыт античности, показал способность искусства к аналитическому изображению душевного мира человека»[c.11] . Классицизм провозгласил культ разума и гражданских добродетелей, требуя от человека отказа от всех личных стремлений во имя высших государственных интересов. Идеологи его вдохновлялись борьбой за сильное национальное государство, за национальную культуру и просвещение. Главным орудием национального государства классицисты считали самодержавную власть. Классицисты полагали, что общественная жизнь страны, государственный уклад всецело зависели от желания и разума монарха-законодателя. Свои взгляды они основывали на теории «просвещенного абсолютизма», сущность которой заключалась в требовании преобразований на благо общества, осуществляемых властью монарха, в идее светского государства, в стремлении поставить выше всего централизованную власть.

Эпоха классицизма — это время  борьбы абсолютной власти монархии с  феодальной раздробленностью. В России классицизм

развивался в обстановке становления  национального государства. Войны и народные восстания сопровождали это художественное направление на протяжении всей его истории. Социально-политическая сущность «просвещенного абсолютизма» в России наиболее ярко проявилась при Екатерине II.

Известно, что русский классицизм имел свои национальные особенности, однако в развитии своем был связан с классицизмом европейским, имел с ним много общего. Все жанры в классицистической литературе делились на «высокие»— трагедия, эпопея, ода и «низкие» — комедия, сатира, эпиграмма, идиллия. В «высоких» произведениях изображалась жизнь монархов, «героев», знати, двора; в «низких»—город и деревня с их нравами и обычаями.

Строго нормативная поэтика  классицизма противопоставляла  сферу государственной, политической деятельности сфере частной жизни с ее повседневными материальными заботами и домашним бытом. Человек в произведениях классицизма — это человек вообще, лишенный индивидуальных качеств, слуга государства, ценность которого зависела от способности подчинить свои личные чувства, желания и интересы общим, государственным целям. Литературные герои классицизма наделялись римской доблестью и величием. «Поэт-классик не изображал конкретного, индивидуального человека, он изображал человека вообще, отвлеченного человека. Он представлял себе человеческую психику не в виде единого и сложного противоречивого потока переживаний, а в виде математической суммы несмешиваемых «способностей» или чувств, каждое из которых может быть рассмотрено в чистом виде»[с.15] . Лирические жанры не имели широкого распространения вследствие своего субъективного, непосредственно-эмоционального характера. Своего высшего развития искусство классицизма достигло в эпической поэме, трагедии, оде, комедии и басне.

В русской классицистической литературе тема войны ставилась не отвлеченно, а политически актуально. Поэты-классицисты чаще всего оценивали войну с точки зрения ее целей и результатов. Для М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, например, войны, которые вела Россия в XVIII в., были необходимы; в конечном счете они служили не честолюбивым замыслам царей и полководцев, а сохранению государственной целостности России, были «необходимой судьбой» в исторической жизни народов. Ломоносов неустанно говорил о прогрессивном характере петровских войн.

В русском классицизме наметились два течения: «сумароковское», утверждавшее идеи дворянской государственности, и «ломоносовское», ставившее перед искусством задачи общенационального значения.

 

2.Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова

Героическая тема нашла более глубокое выражение и совершенную художественную форму в торжественной и философской оде М. В. Ломоносова. Выдвинутые Тредиаковским положения сыграли большую роль в формировании теоретических воззрений Ломоносова и сказались на его поэтической практике. Под его пером русская одическая поэзия достигла классической ясности и философской глубины. Ломоносов был целиком поглощен идеей служения родине, которая воспринималась им как многонациональное государственное объединение. Нация, отечество — эти понятия для него означали весь народ независимо от его сословной принадлежности.

В 1739 г. произошло знаменитое Ставучанское сражение, в результате которого пала турецкая крепость Хотин. С помощью французских инженеров крепость была окружена мощными стенами (6 метров толщины и 10 метров высоты). Взятие крепости русскими войсками произвело сильное впечатление в Европе. Об этом писали многие иностранные газеты. Первое сообщение о взятии Хотина Ломоносов прочитал, вероятно, в газете и под свежим впечатлением написал оду. В то время Ломоносов жил в Марбурге, увлекался стихами немецкого поэта Гюнтера — автора популярной оды на заключение императором Карлом V Пассоровецкого мира в 1718 г. Вместе с «Письмом о правилах Российского стихотворства» ода была отправлена Ломоносовым в Петербург, в Академию наук. Событие это стало переломным в жизни великого поэта и ученого; Ломоносов осознал свое истинное призвание. Его поэзия приобрела новые черты; господствующими темами в ней стали большие и важные государственные проблемы.

В «Оде на взятие Хотина» Ломоносов  воспел победу, одержанную русскими войсками, растерянность и бегство врага. И здесь использованы присущие для этого жанра обращение к музе, риторические фигуры, абстрактные образы, патетика и гипербола; однако наряду с традиционными стилевыми приемами встречаются строфы, написанные языком с применением точных эпитетов, ярких сравнений, запоминающихся деталей. Вот как описано сражение:

Не медь ли в чреве Этны ржет,

И, с серою кипя, клокочет?

Не ад ля тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет?

То род отверженный рабы ,

В горах огнем наполнив рвы,

Металл и пламень в дол  бросает,

Где в труд избранный наш народ

Среди врагов, среди болот

Чрез быстрой ток на огнь дерзает.

Поэт предлагает Стамбулу (т. е. Турции) отвести свои войска за реку Тигр с ее быстрым течением:

Ода «На взятие Хотина» была первой, написанной не силлабическим стихом, при котором в строчках содержится одинаковое число слогов и нет периодического повторения ударных слогов, а стихом тоническим, где ударения периодически повторяются. Мысль о тоническом стихосложении выдвинул Тредиаковский, однако конкретное применение и дальнейшее развитие она нашла у Ломоносова.

Героический образ родины пройдет через многие произведения Ломоносова. В Оде на взятие Хотина», о которой Белинский сказал, что она положила начало новой русской литературе, Ломоносов сравнивал Россию с бегущим по морю кораблем, со львом, который гонит «стада волков». В последующих произведениях Ломоносов создает гигантский аллегорический образ России. В «Слове благодарственном па освящение Академии художеств» он писал о том, что изображение России «требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия». Иногда Ломоносов представлял Россию как страну сказочного изобилия и богатства. Мечтая о великом будущем своей родины, он неустанно подчеркивал значение России для судеб человечества. В оде 1748 г. он писал об утомленной войной Европе, которая в огне простирает к России руки и молит о миро; в одной из надписей по мотивам стихотворения Горация Ломоносов писал о России:

Ты войско, ты совет 

Даешь своим соседам,

Твоим дивится свет

Беспагубным победам

В «Слове» 1764 г. поэт напоминал о  том, что Россия — важнейший член европейской политической системы. В «Слове похвальном» 1749 г. и в оде 1757 г. Ломоносов писал о том, что России не нужны чужие земли. В это время началась Семилетняя война, и, верная союзническому долгу, Россия послала в Пруссию свою стотысячную армию. Ломоносов говорил о том, что нужно укреплять границы отечества, обращал внимание на необходимость обезопасить положение Петербурга и довести до конца победоносную Семилетнюю войну. Как все русские писатели XVIII в., большое значение Ломоносов придавал деятельности Петра I.

Еще в первой своей оригинальной «Оде на взятие Хотина» Ломоносов, проводя  мысль о неразрывной связи  Петра I с историческими судьбами русского народа, заставляет «взирать» с облаков на беспримерный героизм русских воинов Петра I (а также Ивана Грозного), тем самым связывая воедино узловые моменты исторического развития России:

Кругом его из облаков

Гремящие перуны блещут,

И, чувствуя приход Петров,

Дубравы и поля трепещут.

Кто с ним столь грозно зрит на юг,

Одеян страшным громом вдруг?

Никак Смиритель стран Казанских? и т. д.

«Как продолжение этих исторических этапов Ломоносов рассматривает и воспевает и современные ему события. Этот историзм характерен для одической поэзии Ломоносова. Этим объясняется действенность его патриотического пафоса. Это не простой поэтический «восторг», который внезапно «ум пленил», а радостное сознание плодотворности и успешности исторических усилий русского народа».

Несмотря на то что русская поэзия и до Ломоносова пыталась воспроизвести исторического героя, только у Ломоносова тема Петра наполнилась подлинным общественным звучанием и приобрела подлинную художественную выразительность. Ломоносов связал фигуру Петра I с его неустанным трудом, с его гигантской деятельностью, направленной на развитие страны, укреплению которой способствовали его военные победы.

Начиная с «Оды на взятие Хотина»  образ царя-просветителя, создателя  государства и армии присутствует во многих его произведениях. От одного стихотворения к другому поэт как бы открывает все новые и новые грани его облика, чтобы дать наиболее полный портрет в героической поэме «Петр Великий», над которой Ломоносов работал в последние годы жизни и где особенно чувствуется его стремление приблизиться к исторической правде и в то же время раскрыть в исторических образах героику важнейших событий прошлого России. В оде 1739 г. для характеристики фигуры царя использованы уже знакомые нам средства из арсенала классицизма: Петр I — мифический герой, поправший врагов России. В оде 1742 г. эта тема осложняется мотивами из «Петриды» А. Кантемира и оды Штелина: Ломоносов говорит о создании морского флота и строительстве Петербурга. Таким же предстает перед нами Петр I и в оде 1750 г.

Величие Петра, которое было для  Ломоносова символом величия его родины, должно было служить, по мысли поэта, вдохновенным примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны. В оде 1742 г., написанной по случаю прибытия императрицы Елизаветы в Петербург после торжественной коронации в Москве, Ломоносов «возглашает» и идеализирует Елизавету. Но поэт-гражданин был далек здесь от проявления придворной лести. Прославление императрицы имело своей целью дать четкий наказ, каким должен быть просвещенный монарх. Счастье России утверждено «Петровой кровью» и будет служить «будущим родам». «Примеры храбрости российской» долго будут служить грозным напоминанием для тех, кто приходит с мечом на Русскую землю. И в этой связи Ломоносов неоднократно упоминает победу под Полтавой — зенит военной славы Петра; русский народ он называет «Петровым племенем».

Информация о работе Классицизм в поэзии и живописи Ломоносова