Поэзия серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:49, доклад

Краткое описание

Цель:
отметить характерные черты времени рубежа веков;
дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех его творцов;
охарактеризовать литературные направления.

Файлы: 1 файл

Поэзия С.В. №1.ppt

— 159.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:

 

  • отметить характерные черты времени рубежа веков;
  • дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех его творцов;
  • охарактеризовать литературные направления.

 

 

 

 

В русской литературе рубежа веков отразились сложнейшие 

процессы общественной и духовной жизни эпохи исторического 

перелома.

С начала 90-х годов до 1917 года радикально изменились все 

стороны жизни России: экономические, культурные,

политические, искусствоведческие...

 

Характерные признаки времени:

  • открытия в области физики и математики

(развитие фундаментальных наук);

  • создана теория относительности;
  • расцвет русской философской мысли (Владимир Соловьев,

Лев Шестов, Николай Бердяев, Михаил Булгаков и др.;

  • расцвет русской религиозной мысли (появились концепции о

неоправославии (Д.Мережковский, В.Соловьев и др.)…

 

 

 

 

 

 

В литературе обозначилось два направления 

в её развитии:

 

  • реалистическое (с опорой на материализм);

 

2. антиреалистическое (модернистское).

 

 

 

 

Модернистская литература долгие годы после

революции именовалась декадентской.

Символистов старшего  поколения современные им критики 

называли то символистами, то декадентами.

НО!

ДЕКАДАНС («УПАДОК») -это не направление и не течение.

Это мироощущение, умонастроение, кризисный этап сознания,

который выражается в  чувстве отчаяния, бессилия, пессимизма 

и душевной усталости.

 

МОДЕРНИЗМ – от фр. «современный», «новый».

Модернизм – это литературное направление 

антиреалистического толка.

 

 

 

 

«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом: новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму… Появились новые души, были открыты новые источники новой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но все это проходило в довольно замкнутом кругу.» 

                                                       Н.Бердяев.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ 

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

 

  • Элитарность (избранность)

 

  • Интеллектуализм, отъединенность 

  интеллигенции от народных масс

 

 

 

 

ТРИ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

 

  • СИМВОЛИЗМ (греч.symbolon – знак, символ)

 

 

  • АКМЕИЗМ (греч.akme – высшая степень чего-либо,

                       цветущая сила)

 

  • ФУТУРИЗМ (лат.futurum – будущее)

 

 

 

 

Критерии для сопоставления

 

Символисты

 

Акмеисты

 

Футуристы

 

1. Цель творчества

 

Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество.

 

Возвращение поэзии ясности, вещности

 

Вызов традиции

 

2. Отношение к миру

 

Стремление создать картину идеального мира,существующе-го по законам вечной красоты

 

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков

 

Одержимость идеей разрушения старого мира

 

3. Отношение к слову

 

Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи

 

 

Стремление придать слову определенное, точное значение

 

Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов

 

4. Особенности формы

 

 

Господство намеков и иносказания, знаковое наполне-

ние обычных слов, изысканная образ-ность, музыкаль-

ность, легкость  слога

 

Конкретная образность, «прекрасная ясность»

 

Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа

 

 

 

 

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА?

  • все эти поэты — современники, их объединяет время, сама эпоха;
  • они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
  • всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
  • все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму;
  • все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;
  • они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;
  • их сближает и беззаветное поклонение искусству,  преданное служение ему...

 

 

 

 

 
Поэты Серебряного века творили не только стихи и баллады, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу. 
 
Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.


Информация о работе Поэзия серебряного века