Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:04, реферат
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просвещение в России по западному образцу. Личность гениального ученого и поэта была выдвинута самой общественной русской жизнью как бы для того, чтобы культурные нововведения обратить к нуждам России, приспособить их к национальной стихии. Колоссально много задач выпало на долю Ломоносова!
Жизнь и творчество Ломоносова. Биография.
Не токмо у
стола знатных господ или
владетелей шутом быть не хочу, но даже у самого
Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве не отнимет.
М.В. Ломоносов.
Из письма к И.И.
Шувалову
Он создал первый университет; он, лучше сказать,
сам был первым нашим университетом.
А.С. Пушкин
Творчество Михаила
Васильевича Ломоносова знаменует
расцвет русской поэзии первой половины
XVIII века. Культурным основанием этого
периода явились реформы Петра
I, насаждавшего образование и просвещение
в России по западному образцу. Личность
гениального ученого и поэта была выдвинута
самой общественной русской жизнью как
бы для того, чтобы культурные нововведения
обратить к нуждам России, приспособить
их к национальной стихии. Колоссально
много задач выпало на долю Ломоносова!
Он призван был оставить след почти во
всех областях существующих тогда знаний
и наук, продвинуть их вперед, одушевить
поэтическим пафосом служения Отчизне.
Рассуждая о судьбе
русского языка, А.С. Пушкин писал: "В
царствование Петра I начал он приметно
искажаться от необходимого введения
голландских, немецких и французских слов.
Сия мода распространяла свое влияние
и на писателей, в то время покровительствуемых
государями и вельможами; к счастью, явился
Ломоносов <…> Соединяя необыкновенную
силу воли с необыкновенною силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшею страстию
сей души, исполненной страстей. Историк,
ритор, механик, химик, минералог, художник
и стихотворец, он все испытал и все проник:
первый углубляется в историю отечества,
утверждает правила общественного языка
его, дает законы и образцы классического
красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает
открытия Франклина, учреждает фабрику,
сам сооружает махины, дарит художества
мозаическими произведениями и наконец
открывает нам истинные источники нашего
поэтического языка <…> Если мы станем
исследовать жизнь Ломоносова, то найдем,
что науки точные были всегда главным
и любимым его занятием, стихотворство
же иногда забавою, но чаще должностным
упражнением".
Согласимся ли с
великим поэтом? Только ли забавой
и должностными упражнениями были для
Ломоносова стихи? Чтобы ответить на
эти вопросы, проследим творческий
путь поэта и ученого и попробуем
определить его место в истории русской
поэзии. О Ломоносове написано, снято в
кино и на телевидении очень много. Иначе
и не могло быть. Впечатляют сами факты
незаурядной его биографии. Родился в
Северном Поморье, в том крае, которого
не коснулось порабощающее душу человека
крепостное право. Смелые и предприимчивые
северяне строили небольшие суда и ходили
морем к берегам Норвегии и Швеции, торговали
и обменивались товарами с западными соседями.
Энергичный и, видимо, обладавшим большими
способностями в кораблестроении, Василий
Дорофеевич Ломоносов, отец Михайлы, выстроил
на европейский манер крепкое и устойчивое
судно-галиот. Эта была та самая "Чайка",
на которой мальчик выходил с отцом в море,
приучался мгновенно принимать нужное
решение, когда шторм обрушивался на судно.
Мужество и непреклонное
упорство, сопутствующие всю дальнейшую
жизнь характеру и поведению
Ломоносова, рождались здесь, на штормящем
северном море. Это было время, когда
русская армия еще не отвоевала
устье Невы, не было завершено строительство
Петербурга и берега Финского залива не
принадлежали России. Архангельск, не
так далеко от которого, в деревне Денисовка
у города Холмогоры, прошли детство и юность
поэта, оказывался едва ли не единственным
портовым городом, соединяющим русских
людей с Западом.
Северные города и
села разбросаны, нередко отстоят
друг от друга на сотни километров.
Однако приметы большой жизни
с ее промышленностью, торговлей
и культурой отличали эти удаленные
от центра России уголки. В Холмогорах
располагались конторы
В Москве Ломоносову
пришлось назваться "дворянским сыном":
крестьян в высшие учебные заведения
тогда не принимали. Он поступил учиться
в Славяно-греко-латинскую
Выручали предприимчивость,
здравый смысл и сила характера.
Он даже сумел войти в состав большой
экспедиции, которую правительство
посылало на Урал с тем, чтобы на реке Ори
заложить городское поселение. Правда,
к основанию Оренбурга Ломоносов все-таки
непричастен: обнаружилось, что просящийся
на должность священника при экспедиции
Михайла Ломоносов вовсе не сын "церкви
Введения Пресвятые Богородицы попа Василия
Дорофеева", как он показал. По спискам
Славяно-греко-латинской академии числится
он "дворянским сыном". Как вышел
Ломоносов из этой трудной ситуации, доподлинно
неизвестно. Есть упоминание, что при разборе
дела остаться в академии способному и
толковому юноше помог Феофан Прокопович,
знаменитый единомышленник Петра I и "правая
рука" царя при жизни того.
Учили в академии основательно.
Античная культура и культура эпохи
Возрождения, философия, логика, пиитика,
риторика, латинский язык и т.д. Все
это подавалось, правда, в свете теологических
учений (по-гречески theos – бог). Однако
не столько богословская, сколько филологическая
подготовка оказалась важной для Ломоносова.
Он в совершенстве освоил старославянский
язык. Можно предположить, что уже тогда
задумывался об общности современного
ему русского языка и праязыка, то есть
языка славянского. И может быть, чистая
и колоритная речь родного Севера, язык
народных былин и песен сплетались в его
сознании с нормами церковнославянского
книжного языка. Не здесь ли истоки его
позднейших разногласий с другим мэтром
художественного слова, или, как тогда
выражались, "витийства", – Тредиаковским?
В статье "Слово о терпении и нетерпеливости"
(1743) Тредиаковский настаивал на том, что
церковнославянский язык не соприроден
русскому литературному, в том числе и
поэтическому, языку. Он утверждал: "Истинное
витийство может состоять одним нашим
общеупотребительным языком, не употребляя
мнимо высокого славянского сочинения".
Ломоносов же, составляя в том же 1743 году
"Краткое руководство к риторике",
предложит совершенно иной взгляд на поэтический
язык. По его мнению, следует не отвергать
то, что уже вошло в поэзию и существует,
а напротив, приспосабливать одно к другому:
"язык славенский" к "языку великороссийскому".
Не удивительно
ли, что принцип единения различных
начал, который Тредиаковскому помог
в создании новой системы стихосложения,
в области поэтического языка
им категорически отвергался! Но мы
уже выше говорили о противоречивости
научной логики Тредиаковского. Ломоносов
же последовательно шел к созданию своего
знаменитого учения. На основе объединения
различных языковых пластов он впервые
выстраивал логичную и стройную систему
жанровых, стилевых и языковых соответствий
в русской поэзии. Чувство меры не изменяло
ему при этом. Он напоминал, что "при
важности и великолепии своем слово должно
быть каждому понятно и вразумительно.
И для того надлежит убегать старых и неупотребительных
славянских речений, которых народ не
разумеет, но притом не оставлять оных,
которые хотя в простых разговорах неупотребительны,
однако знаменование их народу известно".
Но вернемся к ученическим
годам Ломоносова. Знаний, приобретаемых
в стенах академии, ему явно мало.
Он записан во всех московских библиотеках,
перечитал там все, что касается
литературы, истории, эстетики, философии.
Когда в 1734 году его отправили на год поучиться
в Киевской богословской академии, он
и в этом городе первым делом стал осваивать
фолианты библиотек, обнаружив кладези
сведений по русской истории. В 1736 году
в числе двенадцати лучших студентов Ломоносов
переведен на учебу в Петербург и в этом
же году посылается за границу. Теперь
их уже только трое: Рейзер, Виноградов
и Ломоносов, – талантливые молодые люди,
одержимые жаждой новых знаний. О таких
российских отроках мечтал Петр I, в них
видел будущую славу России. В Марбургском,
а затем и в других германских университетах,
пройдя общую научную подготовку, они
должны были вплотную заняться изучением
горного дела и металлургии. В России началось
активное освоение залежей горных пород
Урала, разработка природных богатств
Сибири – потребовались молодые отечественные
специалисты.
Ломоносов давно уже
не выглядел отроком. Отправляясь в
Германию, он был широко образованным
человеком, точно знающим, лекции каких
профессоров следует избрать и прослушать.
Курсы философии, физики и механики слушал
у знаменитого немецкого ученого Христиана
Вольфа, понимая, что прогрессивные мысли
профессора помогут сформулировать собственную
научную картину мира. Начнет Ломоносов
как деист, но постепенно, по ходу своих
естественнонаучных опытов и открытий,
будет приближаться к материализму. Деизм
(латинское deus означает бог), которого
придерживались большинство передовых
ученых XVII–XVIII веков, допускал существование
бога как первопричины Вселенной и не
соглашался признать бога как личность,
управляющую природой и людьми. Это была
половинчатая, достаточно противоречивая
теория. Однако по сравнению с теизмом
(греческое theos – бог), господствующим
религиозным учением, согласно которому
Бог создал мир и им управляет по своему
разуму и воле, деизм открывал широкие
перспективы для развития естественнонаучного
знания.
Ломоносов не только
усваивал существующие научные теории.
Первооткрыватель по складу своего гениального
мышления, он создавал новые. Природная
практическая сметливость подсказывала
ему, что в этих теориях приложимо к нуждам
страны. Энциклопедизм его мышления как
нельзя более вписывался в контекст XVIII
века, века Просвещения. В своих научных
изысканиях Ломоносов стремился свести
воедино природу, культуру, религию, социальные
и нравственные отношения человека и общества.
Отдельные научные сферы интересовали
его постольку, поскольку они складывались
в общую картину мира. Вот неполный перечень
программных направлений, по которым он
в правление Екатерины II намеревался написать
научные статьи, способствующие "исправлению
внутренней политики правительства":
"Исправление земледелия, ремесленных
дел и художеств", "Истребление праздности",
"Большое народа просвещение", "Сохранение
военного искусства во время долговременного
мира", "Лучшие пользы купечества",
"Государственная экономия" и т.д.
Видимо, это были смелые проекты. Одна
из статей (дошедшая до нас), поданная в
виде докладной записки министру, "О
размножении и сохранении российского
народа", была запрещена к опубликованию.
В последний год
пребывания в Германии Ломоносова уже
стесняли предписанные русским студентам
учебные рамки. Для завершения образования
студентов направили в город
Фрейберг. Он славился развитым горнозаводским
производством. К студентам приставили
"учителя по горному делу" Генкеля.
Научиться у него новому Ломоносов уже
не мог, время тратилось попусту. И тогда
молодой человек ("буян", по характеристике
Генкеля) без официальных открепительных
документов, без денежного пособия самовольно
уходит из Фрейберга. Германия тогда была
разбита на маленькие княжества. Ломоносов
переходит из одного в другое, его интересуют
рудники, заводы и фабрики, научные лаборатории.
Во время этих странствий, попав в Марбург,
он женится на Елизавете Цильх, девушке
из состоятельной семьи немецкого ремесленника.
Она приедет спустя несколько лет к мужу
в Россию и станет ему верной подругой
до последних дней его жизни.
Добирается Ломоносов
и до Голландии: ему нужен русский
посланник, чтобы получить деньги для
возвращения на родину. Но в просьбе ему
отказано. Переходя пешком из Голландии
в Пруссию, безденежный русский студент
присоединился на одном из постоялых дворов
к веселой подвыпившей компании. Прусский
офицер вербовал деревенских парней добровольцами
в армию. Точнее сказать, спаивал, чтобы
бесчувственными отвезти в ближайшую
к деревне военную крепость Везель. Там
они очнутся уже солдатами прусского короля.
Крепкий молодой человек высокого роста
очень понравился вербовщику. Ломоносов
отличался большой сообразительностью,
но голод, желание выпить и природная дерзость
оказались сильнее грозящей опасности.
Проснулся он ночью в Везеле обритым наголо.
Нужно было срочно спасаться бегством!
Крепость окружена была частоколами, высокими
земляными валами и заполненными водой
глубокими рвами. Все было рассчитано
именно так, чтобы очнувшиеся "добровольцы"
не мечтали о побеге. Какой нужно было
обладать выносливостью и недюжинной
силой, чтобы в короткое время, опередив
погоню, преодолеть все это!
И вот наконец-то Россия.
Летом 1741 года из Петербурга доставлены
и указание возвращаться, и деньги на дорогу.
Ломоносов зачислен в штат Петербургской
академии наук. Отныне его жизнь и деятельность
будут целиком связаны с нею. При кажущемся
внешнем однообразии, это была сложная
и напряженная жизнь, отмеченная многими
драматическими событиями. Вспыльчивый,
твердо верящий в правоту своего дела
Ломоносов испытывал душевные муки, видя,
как абсолютно равнодушные к нуждам русской
науки иноземные бюрократы управляют
Российской академией. Шумахер, правитель
академической канцелярии, высокомерно
заявлял: "Я великую прошибку в политике
своей сделал, что допустил Ломоносова
в профессоры". Получающие жалованье
от русского правительства немцы по своему
усмотрению распоряжались кадровой политикой
в русской науке. Доступ отечественных
ученых в Академию был крайне затруднен.
Зять Шумахера и его "правая рука"
Тауберт гневался: "Разве нам десять
Ломоносовых надобно? и один нам в тягость!"