Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:04, реферат
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просвещение в России по западному образцу. Личность гениального ученого и поэта была выдвинута самой общественной русской жизнью как бы для того, чтобы культурные нововведения обратить к нуждам России, приспособить их к национальной стихии. Колоссально много задач выпало на долю Ломоносова!
Впрочем, дело было вовсе
не в том, что это немцы. Как помним,
жена Ломоносова и верный его друг была
немкой. Всю жизнь боготворил русский
ученый своего знаменитого наставника
Вольфа, дружил с выдающимся немецким
математиком Эйлером, а в Петербурге его
близким и надежным другом сделался профессор
Рихман. Не против немцев воевал он, а против
"неприятелей наук российских"! Главным
делом его жизни стало теперь поддержание
"чести российского народа" посредством
просвещения общества и развития отечественной
науки. "За то терплю, – с горечью признается
Ломоносов, – что стараюсь защитить труд
Петра Великого, чтобы выучились россияне,
чтобы показали свое довольство". И
утверждает: "Честь российского народа
требует, чтобы показать способность и
остроту его в науках и что наше Отечество
может пользоваться собственными своими
сынами не токмо в военной храбрости и
в других важных делах, но и в рассуждении
высоких знаний".
Еще в Германии, осваивая
точные науки и технические
Отвечая на эти вопросы,
не обойтись без экскурса в художественную
природу классицистического метода.
Термин классицизм произошел от латинского
слова classicus, что значит образцовый.
Нормы античного искусства
Однако русский классицизм отличался своими особенностями. На фоне западных литератур он был явлением поздним, поскольку оформился в художественную систему лишь к 1740-м годам. Во Франции к этому времени классицизм насчитывал уже второе столетие. Русская классическая литература и в целом явление позднее. Оттого и выпал ей на долю такой стремительный темп развития, оттого и классицистический этап она прошла всего за несколько десятилетий. Уже на рубеже XVIII– XIX столетий классицизм в русской литературе – это, по выражению Белинского, "мертвец, хватающий за ноги живых". Но сдерживать развитие поэзии он начнет позже, пока же, в творчестве Ломоносова, набирает свою художественную силу. Еще одна особенность русского классицизма – смелое обращение поэтов к национальной, а не только античной тематике. Целый ряд вольностей и отступлений от условной и строгой схемы классицизма (вспомним главного теоретика метода француза Буало) позволяли себе русские поэты и в форме и в содержании произведений.