Эстетика классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить эстетику классицизма.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
1. История классицизма ………………………………………………………5
2. Эстетика классицизма…………………………………………………….…7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….14

Файлы: 1 файл

Эстетика классицизма.docx

— 28.94 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3

1. История классицизма  ………………………………………………………5

2. Эстетика классицизма…………………………………………………….…7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается.

 Во-первых, практически не подвергается сомнению то обстоятельство, что классицизм — это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие классицизма как творческого метода предполагает своим содержанием исторически обусловленный способ эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах: картина мира и концепция личности, наиболее общие для массового эстетического сознания данной исторической эпохи, находят свое воплощение в представлениях о сути словесного искусства, его отношениях с реальностью, его собственных внутренних законах.

Во-вторых, столь же бесспорным является тезис о том, что классицизм возникает и формируется в  определенных историко-культурных условиях. Наиболее распространенное исследовательское  убеждение связывает классицизм с историческими условиями перехода от феодальной раздробленности к  единой национально-территориальной  государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит  абсолютной монархии. Это — необходимая  историческая стадия социального развития, поэтому третий неопровержимый тезис  исследователей классицизма сводится к тому, что классицизм — это  органичная стадия развития любой национальной культуры при том, что классицистическую  стадию разные национальные культуры проходят в разное время, в силу индивидуальности национального варианта становления общей социальной модели централизованного государства.

Степень изученности темы. Данная работа была написана с использованием исследований авторов, которые полностью дают определение эпохи классицизма его структуру, а так же эстетики классицизма в целом.

Цель работы: изучить эстетику классицизма.

Структура работы. Работа состоит  из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История классицизма

 

Хронологические рамки существования  классицизма в разных европейских  культурах определяются как вторая половина XVII — первое тридцатилетие XVIII в., при том, что ранние классицистические веяния ощутимы на исходе эпохи Возрождения, на рубеже XVI—XVII вв. В этих хронологических пределах эталонным воплощением метода считается французский классицизм. Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих литераторов — Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического искусства — Никола Буало-Депрео. Будучи и сам практикующим литератором, заслужившим прижизненную славу своими сатирами, Буало главным образом прославился созданием эстетического кодекса классицизма — дидактической поэмы «Поэтическое искусство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества, выведенную из литературной практики его современников. Таким образом, классицизм во Франции стал наиболее самосознающим воплощением метода. Отсюда и его эталонное значение.

Исторические предпосылки  возникновения классицизма связывают  эстетическую проблематику метода с  эпохой обострения взаимоотношений  личности и общества в процессе становления  единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной  жизни и отношения между личностью  и государством. 1Это определяет содержательный аспект литературы. Основные же принципы поэтики мотивированы системой философских взглядов эпохи. Они формируют картину мира и концепцию личности, а уже эти категории воплощаются в совокупности художественных приемов литературного творчества.

Возникший во Франции в  XVIIв., классицизм стал для мировой культуры второй эпохой Возрождения. Это направление быстро распространилось по Европе, а в конце XVIII-начале XIXв. вошло и в русскую культуру. А началось все с французского живописца Никола Пуссена, находившего вдохновение в образах античности, в четких пропорциях и рациональности. Собственно, эти три составляющие и стали теми «китами», на спинах которых уверенно покоилась «земля» классицизма.

Это по истине эпоха просвещения, сравнимая разве что с открытиями Ренессанса. В период классицизма происходит всплеск философской и литераторской мысли, новый виток в развитии архитектуры, скульптуры и живописи, науки. Кстати, научный подход присутствует здесь во всем, отражаясь, главным образом, в предпочтении четких геометрических форм – квадрата, окружности и полуокружности, строгой симметрии и пропорциональности.

В классицизме все стремится  к рациональному использованию  пространства, здесь нет места  случайному излому линий, или искажению, мешающему равномерному восприятию произведения.

    В литературу  эпохи классицизма так же входят  четко прописанные, почти шаблонные,  но вместе с тем обладающие  своими индивидуальными чертами  образы героев. При чем для каждой страны периода классицизма характерны собственные типы литературных персонажей. Если Мольер становится великим насмешником над буржуазной культурой, то Гете создает более мистические, высокие образы. Однако, общим для всех литераторов того времени становится торжество разума.

 

 

 

 

2. Эстетика классицизма

 

Эстетика классицизма  ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и  гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в  античной художественной культуре. Для  них разум и античность — синонимы.

Рационалистический характер эстетики классицизма проявился  в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации  античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.2

Представления о законах  творчества и структуре художественного  произведения в той же мере обусловлены  эпохальным типом мировосприятия, что  и картина мира, и концепция  личности. Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом  творчества, и источником эстетического  наслаждения. Один из самых ярких  лейтмотивов «Поэтического искусства» Буало — рациональная природа эстетической деятельности: По скользкому как лед опасному пути

Вы к смыслу здравому всегда должны идти.

Кто путь покинул сей —  немедля погибает:

Путь к разуму один, другого не бывает .

 

Отсюда вырастает совершенно рационалистическая эстетика, определяющими  категориями которой являются иерархический  принцип и нормативность. Вслед  за Аристотелем классицизм считал искусство  подражанием природе:

Невероятным нас не мучьте, ум тревожа:

И правда иногда на правду непохожа.

Чудесным вздором я  не буду восхищен:

Ум не волнует то, чему не верит он .

 

Однако природа понималась отнюдь не как наглядная картина  мира физического и нравственного, предстающая органам чувств, а  именно как высшая умопостигаемая сущность мира и человека: не конкретный характер, а его идея, не реально-исторический или современный сюжет, а общечеловеческая конфликтная ситуация, не данный пейзаж, а идея гармоничного сочетания природных  реалий в идеально-прекрасном единстве. Такое идеально-прекрасное единство классицизм нашел в античной литературе — именно она была воспринята классицизмом как уже достигнутая вершина эстетической деятельности, вечный и неизменный эталон искусства, воссоздавшего в своих жанровых моделях ту самую высокую идеальную природу, физическую и нравственную, подражать которой должно искусство. Так получилось, что тезис о подражании природе превратился в предписание подражать античному искусству, откуда произошел и сам термин «классицизм» (от лат. classicus — образцовый, изучаемый в классе): Пусть от природы вас ничто не отдалит.

 

Примером будет вам  Теренция картина:

Седой отец бранит влюбившегося сына <...>

Нет, это не портрет, а  жизнь. В такой картине

Живет природы дух — в седом отце и сыне .

 

Таким образом, природа в  классицистическом искусстве предстает  не столько воспроизведенной, сколько  смоделированной по высокому образцу  — «украшенной» обобщающей аналитической  деятельностью разума. По аналогии можно вспомнить так называемый «регулярный» (т. е. «правильный») парк, где деревья подстрижены в  виде геометрических фигур и симметрично рассажены, дорожки, имеющие правильную форму, посыпаны разноцветной галькой, а вода заключена в мраморные бассейны и фонтаны. Этот стиль садово-паркового искусства достиг своего расцвета именно в эпоху классицизма . Из стремления представить природу «украшенной» — вытекает и абсолютное преобладание в литературе классицизма стихов над прозой: если проза тождественна простой материальной природе, то стихи, как литературная форма, безусловно, являются идеальной «украшенной» природой».

Во всех этих представлениях об искусстве, а именно как о рациональной, упорядоченной, нормированной, духовной деятельности реализовался иерархический  принцип мышления XVII—XVIII вв. Внутри себя литература тоже оказалась поделена на два иерархических ряда, низкий и высокий, каждый из которых тематически  и стилистически был связан с  одним — материальным или идеальным  — уровнем реальности. К низким жанрам были отнесены сатира, комедия, басня; к высоким — ода, трагедия, эпопея.3 В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях (при этом, разумеется, и человек, и реальность — это все те же идеальные понятийные категории). В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными основами вопросами бытия. Поэтому для высоких и низких жанров оказалась актуальной не только тематическая, но и сословная дифференциация по признаку принадлежности персонажа к тому или иному общественному слою. Герой низких жанров — среднесословный человек; герой высоких — историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж — как правило, властитель.

В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и пр.); в высоких  жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр.). 4И если бытовые страсти однозначно неразумны и порочны, то страсти бытийные подразделяются на разумные — общественные и неразумные — личные, причем этический статус героя зависит от его выбора. Он однозначно положителен, если предпочитает разумную страсть, и однозначно отрицателен, если выбирает неразумную. Полутонов в этической оценке классицизм не допускал — ив этом тоже сказалась рационалистическая природа метода, исключившего какое-либо смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Поскольку в жанровой теории классицизма были узаконены в  качестве основных те жанры, которые достигли наибольшего расцвета в античной литературе, а литературное творчество мыслилось как разумное подражание высоким образцам, постольку эстетический кодекс классицизма приобрел нормативный характер. Это значит, что модель каждого жанра была установлена раз и навсегда в четком своде правил, отступать от которых было недопустимо, и каждый конкретный текст эстетически оценивался по степени соответствия этой идеальной жанровой модели.

Источником правил стали  античные образцы: эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла, Еврипида и Сенеки, комедия Аристофана, Менандра, Теренция и Плавта, ода Пиндара, басня Эзопа и Федра, сатира Горация и Ювенала. Наиболее типичный и показательный случай подобной жанровой регламентации — это, конечно, правила для ведущего классицистического жанра, трагедии, почерпнутые как из текстов античных трагиков, так и из «Поэтики» Аристотеля.

Для трагедии были канонизированы стихотворная форма («александрийский стих» — шестистопный ямб с  парной рифмой), обязательное пятиактное построение, три единства — времени, места и действия, высокий стиль, исторический или мифологический сюжет и конфликт, предполагающий обязательную ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью, причем сам процесс выбора должен был составлять действие трагедии. Именно в драматургическом разделе эстетики классицизма рационализм, иерархичность и нормативность метода выразились с наибольшей полнотой и очевидностью: Но нас, кто разума законы уважает,

Лишь построение искусное пленяет <...>

Но сцена требует и  правды, и ума.

Законы логики в театре очень жестки.

Вы новый тип взвести  хотите на подмостки?

Извольте сочетать все  качества лица

И образ выдержать с начала до конца .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все, что сказано было выше об эстетике классицизма и поэтике  классицистической литературы во Франции, в равной мере относится практически  к любой европейской разновидности  метода, поскольку французский классицизм был исторически наиболее ранним и эстетически наиболее авторитетным воплощением метода. Но для русского классицизма эти общетеоретические  положения нашли своеобразное преломление  в художественной практике, так как  были обусловлены историческими  и национальными особенностями  становления новой русской культуры XVIII в.

Информация о работе Эстетика классицизма