Фонетика. Графика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Сравнив программы, мы пришли к выводу, что наиболее полно раздел представлен в программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыжинской. В данной программе кроме фонетики изучается и графика, которая в программе М.М. Разумовской не представлена вообще. А также изучается орфография и орфоэпия, которая не представлена в программе В.В. Бабайцевой. Поэтому наиболее лучшей является программа М.Т. Баранова и Т.А. Ладыжинской.

Оглавление

1. Сопоставительный анализ программ по русскому языку по разделу «Фонетика. Графика»
2.Сопоставительный анализ учебников по русскому языку
3. Сопоставительный анализ школьного курса русского языка и вузовского
4. Тематическое планирование по теме «Фонетика. Графика»
5. Конспекты уроков
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Семестровая. Фонетика.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

                        Министерство образования Российской  Федерации

                    Государственное образовательное  учреждение высшего     

         профессионального образования 

         «Волгоградский государственный  педагогический университет» 
 
 

         Филологический факультет

         Кафедра русского языка и методики его преподавания 

  •               Семестровая контрольная работа
  •          по курсу «Теория  и методика обучения русскому языку» 
     

    Фонетика. Графика 
     

                                       Выполнил:

                                   студент группы Л-35

                                   филологического факультета

                                   А.П.Рыжова

                                   Руководитель:

                                   к. ф. н., доц. Н.О. Крамаренко

  • Волгоград
  • 2011
  • Содержание
  •  

    1. Сопоставительный  анализ программ по русскому  языку по разделу «Фонетика.  Графика» 

    2.Сопоставительный анализ учебников по русскому языку 

    3. Сопоставительный  анализ школьного курса русского языка и вузовского 

    4. Тематическое  планирование по теме «Фонетика.  Графика» 

    5. Конспекты  уроков 

    6. Список литературы

  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  • I. Сопоставительный  анализ программ по русскому языку (по разделу «Фонетика. Графика») 

    Программа М.Т. Баранова, Л.А. Ладыженской(15ч+3ч) Программа В.В.Бабайцевой(15ч) Программа М.Т. Разумовской(10ч)
    Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

    Фонетика

    Гласные звуки

    Согласные звуки

    Позиционные чередования гласных и согласных

     Согласные  твёрдые и мягкие

    Повествование

    Согласные звонкие и глухие

    Графика

    Алфавит

    Описание  предмета

    Обозначение мягкости согласных с помощью  мягкого знака

    Двойная роль букв е, ё, ю, я

    Орфоэпия

    Фонетический  разбор слова

    Повторение 
     

             
    Фонетика. Графика

    Звуки речи

    Звуки речи и буквы

    Алфавит

    Гласные и согласные звуки

    Слог. Правила  переноса слов

    Ударение

    Звонкие и глухие согласные

    Твёрдые и мягкие согласные

    Обозначение мягкости согласных с помощью  ь

    Значения  букв я, ю, е, ё

    Гласные после шипящих

    Ь после  шипящих

    Гласные после ц

             
    Фонетика. Орфоэпия

    Что изучает  фонетика

    Звуки гласные  и согласные

    Слог, ударение

    Что изучает  орфоэпия. Произношение ударных и  безударных звуков

    Произношение  согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

     
     

        Вывод: Сравнив программы, мы пришли к выводу, что наиболее полно раздел представлен в программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыжинской. В данной программе кроме фонетики изучается и графика, которая в программе М.М. Разумовской не представлена вообще. А также изучается орфография и орфоэпия, которая не представлена в программе В.В. Бабайцевой. Поэтому наиболее лучшей является программа М.Т. Баранова и Т.А. Ладыжинской.

    II. Сопоставительный анализ учебников по русскому языку

    Русский язык. 5 класс. Учебник для 5 кл./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. М., 2004 Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл. М., 2001 Русский язык. 5 кл./ Разумовская М.М., Львова М.М. и  др. М., 2000
    Теория
    В учебнике в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» школьникам предлагается изучать такие темы, как Фонетика, Гласные звуки, Согласные звуки, Позиционные чередования гласных и согласных,

     Согласные  твёрдые и мягкие, Повествование,

    Согласные звонкие и глухие, Графика, Алфавит, Описание предмета, Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, Двойная роль букв е, ё, ю, я, Орфоэпия,

    Фонетический  разбор слова, Повторение.

    В учебнике в  разделе «Фонетика. Графика» предлагают к изучению такие темы, как звуки речи, звуки речи и буквы, алфавит,

    гласные и согласные звуки,

    слог, правила  переноса слов, ударение,

    звонкие и глухие согласные,

    твёрдые и мягкие согласные,

    обозначение мягкости согласных с помощью  ь,

    значения  букв я, ю, е, ё,

    гласные после шипящих,

    ь после шипящих,

    гласные после ц.

    В учебнике в  разделе «Фонетика. Орфоэпия» изучаются следующие темы: предмет изучения фонетики,

    звуки гласные  и согласные, слог, ударение, что  изучает орфоэпия, произношение ударных  и безударных звуков, произношение согласных звуков, орфоэпический разбор слова.

             Количество  и характер упражнений
    В разделе  «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» представлено 61 упражнение, из них 3 – на развитие речи. Тип упражнения зависит от темы, в которой оно представлено. В разделе «Фонетика. Графика» представлено  92 упражнения, многие из которых связаны с орфографией, много упражнений вынесено на повторение. В разделе «Фонетика. Орфоэпия» представлено 61 упражнение. Учебник Разумовской имеет особенность: в нём много упражнений на пересказ лингвистического текста.
    Оформление
    Учебник довольно ярко оформлен, теоретический материал выделен жирным шрифтом, применяются условные обозначения, в рамочке даны словарные слова, много иллюстраций. В учебнике основные правила и орфограммы даны в рамочке, детям предлагаются портреты учёных-лингвистов, а также фотографии различных словарей русского языка. Применяются условные обозначения. Теория и  практика в учебнике практически  не различаются по шрифту, много  синего цвета, учебник не отличается красочностью и оригинальностью оформления.

     

         Вывод: На наш взгляд, наиболее удобным и практичным является учебник под ред. В.В Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, так как теоретический материал представлен в простой и доступной форме для школьников, к каждому правилу дается пример, упражнения направлены на закрепление теории, имеются иллюстрации.

    Ш. Сопоставительный анализ школьного курса  русского языка и  вузовского

    Школьный  курс русского языка (учебники В.В. Бабайцевой, М.Т. Баранова и Л.А. Ладыженской, М.М. Разумовской) Вузовский курс русского языка (учебник под редакцией Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова)
    В школьных учебниках русского языка для 5 класса в разделе «Фонетика. Графика» изучаются:

    фонетика  как раздел науки о языке, звуки  речи, звуки речи и буквы, гласные звуки, согласные звуки,

    позиционные чередования гласных и согласных,

     согласные  твёрдые и мягкие, согласные звонкие  и глухие, графика, алфавит, обозначение  мягкости согласных с помощью  мягкого знака,

    двойная роль букв е, ё, ю, я, гласные после шипящих, ь после шипящих,

    гласные после ц, слог, правила переноса слов, ударение,

    орфоэпия, орфоэпический разбор слова, произношение ударных и безударных звуков,

    произношение  согласных звуков, орфоэпический  разбор слова, фонетический разбор слова. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     

    В учебнике под  редакцией Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова в раздел «Фонетика. Графика» рассматриваются следующие темы: понятие о сегментных фонетических единицах (звуках) и об артикуляционной и акустической  характеристике звуков русского языка, гласные звуки русского языка, согласные звуки русского языка, ассимиляционные явления в области согласных звуков, понятие о сильных и слабых позициях для согласных звуков,  классификация звуков по звучности, понятие о чередовании, понятие о фонемах и фонологии, ударение, интонация, фонетическое членение речевого потока, слогоделение и типы слогов в русском языке, орфоэпия, предмет графики, алфавит, буквы и звуки, звуковые значения русских букв, соотношения между буквами и звуками, звуковые значения буквы и её позиция, фонетико-позиционный принцип русской графики, отклонения от фонетико-позиционного принципа русской графики при некоторых написаниях.
     

         Вывод: В вузовском курсе русского языка раздел «Фонетика. Графика» представлен очень подробно и широко, включение всех тонкостей и нюансов этого большого раздела в школьный учебник было бы, по нашему мнению, нецелесообразно и нарушало бы принцип доступности изучения русского языка. Но нам кажется, что в школьный курс фонетики и графики можно включить такие разделы, как Исторические чередования звуков, Обозначение на письме фонемы <j>, а также Интонацию. Школьный курс фонетики и графики для 5 класса представлен достаточно объёмно и широко. 
     
     
     
     
     

      IV. Тематическое планирование по теме “Фонетика”

      (По учебному комплексу В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 кл. М.: Дрофа, 2001 и Русский язык. Практика. 5 кл/Под ред. А.Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2000) 

    Название  раздела Тема  урока Введение  новых терминов Формы организации обучения Требования  к ЗУНам Средства контроля Д/з Дата  урока
    Фонетика. Графика Звуки речи.  Звуки речи и буквы. Алфавит  Звук, фонетика, орфоэпия, орфоэпическая норма, графика, буква, непроизносимые согласные, алфавит, азбука Беседа, слово  учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать, что изучает  фонетика, что такое звуки речи, что изучает орфоэпия, уметь различать  звуки и буквы, уметь правильно  произносить буквы алфавита Опрос, работа учеников у доски,проверка тетрадей. п. 31-33(из у.к. Бабайцевой) упр. 390 20.09.

    09

    Фонетика. Графика Гласные и согласные  звуки Гласный звук, согласный  звук Беседа, слово  учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать, сколько  в русском языке гласных и  согласных звуков и чем они  отличаются, уметь различать гласные  и согласные звуки Опрос, проверка тетрадей, работа с карточками п. 34 (из у.к. Бабайцевой) упр. 402 21.09.

    09

    Фонетика. Графика Слог. Правила  переноса слов Слог, правила  переноса Беседа, слово  учителя, работа с учебни ком, выполнение упражнений Знать, что такое  слог, из чего он состоит, уметь правильно осуществлять перенос слов Опрос, взаимопроверка тетрадей учениками п. 35(из у.к. Бабайцевой) упр. 405 22.09.

    09

    Фонетика. Графика Ударение Ударение, ударный/безударный гласный, ударный/безударный слог, сигнал орфограммы Беседа, слово учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать, что такое  ударение, уметь различать ударные  и безударные слоги Опрос, проверка тетрадей, работа по карточкам  п. 36(из у.к. Бабайцевой) упр. 412 23.09.

    09

    Фонетика. Графика Гласные после  шипящих Шипящие согласные Беседа, слово  учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать историю  шипящих в русском языке, знать, какие гласные не следует употреблять  после шипящих Опрос, проверка тетрадей, работа учеников у доски п.  41(из у.к. Бабайцевой) упр. 443 24.09.

    09

    Фонетика. Графика Гласные и-ы после ц   Беседа, слово  учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать историю  согласного ц в русском языке, уметь выбирать правильную букву после ц в разных морфемах Опрос, проверка тетрадей, работа по карточкам п. 36(из у.к. Бабайцевой) упр. 412 25.09.

    09

    Фонетика. Графика Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме Парные согласные, шипящие согласные, оглушение, озвончение согласных Беседа, слово  учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать, чем отличаются глухие и звонкие согласные, знать  сильные и слабые позиции согласных Опрос, работа учеников у доски,проверка тетрадей. п. 37   (из у.к. Бабайцевой) упр. 468 26.09.

    09

    Фонетика. Графика Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью ь Твёрдые согласные, мягкие согласные Беседа, слово  учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать, как различаются  твёрдые и мягкие согласные, знать  пары твёрдых и мягких согласных, знать, как обозначается мягкость согласных на письме, знать, в каких случаях мягкий знак обозначает мягкость согласных Опрос, работа учеников у доски. п. 38-39   (из у.к. Бабайцевой) упр.476 27.09.

    09

    Фонетика. Графика Значения букв я, ю, е, ё. Разделительные ь и ъ Разделительные ь и ъ Беседа, слово  учителя, работа с учебником, выполнение упражнений Знать, какие  значения имеют гласные е, ё, ю, я, уметь распознавать условия, при которых эти буквы обозначают два звука Опрос, работа учеников у доски,проверка тетрадей. п. 37   (из у.к. Бабайцевой) упр. 489 28.09.

    09

    Фонетика. Графика Повторим изученное  в разделе «Фонетика. Графика»   Беседа, слово  учителя, написание диктанта Знать все основные понятия фонетики и графики, уметь  применять изученные правила  при написании диктанта Написание диктанта   01.10.

    09

     

    V. Конспекты уроков

    Конспект  №1

    Тема  «Звуки речи»

         Цели:

         1. Образовательная: продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с  языковым материалом по теме «Фонетика», продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

         2. Развивающая: развитие памяти и  мышления (уметь выделять общие  и единичные признаки, делать обобщающие выводы); развитие умения аргументировать свои высказывания; развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме; развитие умения работать в заданном темпе;

         3. Воспитательная: воспитание интереса  к предмету; воспитание положительного отношения к знаниям;

         Тип урока: Урок изучения нового материала

         Методы: Беседа, слово учителя, ознакомительное чтение, работа с учебником.

         Оборудование: Учебник по русскому языку, словари, тетради, ручки, карандаши, линейки.

         Методическое  обоснование: использованные методы и приемы позволяют познакомить детей с новой темой. 

         Ход урока

             1.Организационный  момент, объявление  и запись новой  темы на доске.  Постановка и определение  целей урока (30 сек). Здравствуйте, Ребята! Садитесь! Проверим присутствующих в классе. Запишем число и тему урока. Сегодня мы будем изучать звуки речи. 2. Проверка домашнего задания (5 мин). Проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы изучали понятие о литературном языке (устный опрос). 3. ФНЗ (10 мин). Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Это самые маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое: дым – дом – том. Слова могут состоять из одного, двух и более звуков. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, называется фонетикой. С фонетикой тесно связана орфоэпия. Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков в речи, постановка ударения и т.д.   4. Первичное закрепление. Последующая проверка (15 мин). Упражнение №384. Прочитайте пары слов. Произнесите звуки, благодаря которым различаются значения данных слов. Упражнение №386. Произнесите слова. Какие звуки вы слышите? Проверьте себя по звуковой записи слов. Упражнение №387. Составьте звуковую запись данных слов. 5. Физминутка “Буратино” (30 сек).  Буратино потянулся, / Раз нагнулся, два нагнулся, / Руки в стороны развёл, / Видно ключик не нашел, / Чтобы ключик нам достать, / Надо на носочки встать. 6. Отработка умений и навыков (10 мин). Упражнение №388. Прочитайте выразительно стихотворение. Для этого сначала прочитаем на странице 131 что такое выразительное чтение. Сделайте звуковую запись слов рябины, что, минут, песнях. Упражнение №390. Давайте определим основную мысль текста и подготовимся к выразительному чтению на оценку. 7. Итоги урока. Рефлексия (2 мин). Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Сделаем вывод. Ребята делают выводы 8. Объяснение домашнего задания (2 мин). Упражнение № 391.

    Информация о работе Фонетика. Графика