Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:03, контрольная работа
Еще в 19 веке в ходе исторического процесса в Европе закладывались причины для будущей Первой Мировой войны. В 1871 году закончилась война двух больших европейских государств – Франции и Германии. Война окончилась победой немцев, а Франция понесла большие территориальные потери. С момента подписания мирного договора во Франции, обществом все больше и больше овладевали реваншистские настроения. Франции, с ее многовековой великой историей тяжело было смириться с унизительным поражением. Общество жило мыслью о реванше, не отставали от общества и политики, которые делали все для успеха своего государства в будущей войне.
1. Особенности исторической ситуации в Европе ХIХ века. Становление индустриального общества, развитие науки и возрастание влияния на все сферы жизни.
2. Характеристика основных течений в искусстве: классицизм, неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
3. Осмысление проблем культуры в философии и общественно-политической мысли ХIХ века
Заключение
На первом этапе индустриального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабочих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличения продолжительности рабочего дня. В условиях невысокой производительности труда, полного отсутствия элементарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение последних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин
(движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеологических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и характер взаимоотношений между промышленниками и государственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, — они постепенно начинают открыто претендовать на власть.
Наука к техника. Огромное влияние на развитие общества в XIX веке оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции естествознании. Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Англия, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундаментальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фактологического материала, полученного в результате наблюдений и опытов, проведение которых все более совершенствуется. Во второй половине XIX — начале XX вв. на основе этих данных создаются теории и концепции, являющиеся основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в таких науках, как физика, благодаря открытию Д. Джоулем (Англия) и Р. Майером (Германия) закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; химия, где были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, биология, в рамках которой английский ученый Ч. Дарвин разработал свою революционную концепцию происхождения биологических видов путем естественного отбора. На рубеже XIX — XX вв. американцем Т. Морганом и немцем А. Вейсманом были заложены основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Европейскими учеными разрабатываются вакцины против болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Э. Дженнер создает вакцину против оспы, Л. Пастер в середине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Д. Листер ввел в хирургическую практику антисептику, а Д. Симпсон — обезболивающие средства. Крупнейшим достижением явилось открытие в 1895 г. немецким ученым В. Рентгеном «лучей икс», благодаря которым достигаются значительные успехи в области диагностики и хирургии. Результатом этих и других изобретений стало резкое сокращение смертности, прекращение глобальных эпидемий, увеличение средней продолжительности жизни европейцев. Индустриализация стран Европы и Северной Америки была тесно связана с прогрессом в области техники. Особенность XIX века, по сравнению с предшествующими столетиями, — быстрое внедрение в жизнь различных технических новшеств. Европейские ученые добились значительных результатов в разработке средств коммуникации: в 1835 г. американец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат. в 1876 г. А. Белл — телефон, в начале XX в. А. Попов и Г. Маркони сконструировали первые радиоприемники. Во второй половине XIX века создается первый двигатель внутреннего сгорания, «Отцами» современного автомобиля считаются немецкие конструкторы Г. Даймлер и К* Бенц. Во второй половине XIX в. многочисленные технические новшества становились все более доступными, затрагивая все сферы жизни: уже к началу XX века использование в быту газа, электричества, телефона и так далее стало обыденным явлением.
Литература и искусство. Начало XIX века было ознаменовано борьбой таких противостоящих друг другу течений, как неоклассицизм и романтизм. Разочарование в идеях просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверенность, вызванные бурными событиями в Европе начала XIX в.,
а также индустриализацией, коренным образом менявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению уйти от повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведениях Ф. Шиллера и И. Гете. Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона, крупнейшая поэма которого «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции. Многих поэтов, композиторов и художников романтизма вдохновляло политическое движение за национальную независимость. Эти тенденции проявлялись в творчестве итальянского композитора Д. Верди, венгерского поэта Ш. Петефи и др. В прозаической литературе течение романтизма нашло отражение в жанре исторического романа, произведениях таких авторов, как В. Скотт, Т. Карлейль, Ж. Санд. Элементы романтизма затронули произведения одного из крупнейших писателей и поэтов Франции данной эпохи — В. Гюго. Романтизм проникает также в архитектуру, что способствовало распространению в Европе в первой половине XIX века неоготического стиля, и в живопись. Крупнейшими художниками, создававшими свои картины в рамках этого стиля, были Ф. Гойя и Э. Делакруа, которые черпали сюжеты произведений из революционных событий в Европе первой половины XIX века.
К концу 30-х годов романтизм начинает вытесняться реалистическим направлением, основу которого составляла проблема социальной значимости искусства. Сторонники этого течения стремились изображать мир «таким, как он есть». Данная тенденция проявилась в романах Ч. Диккенса, социальных «панорамах» О, Бальзака, объективном реализме Г. Флобера. Переход к реализму в живописи связан, прежде всего, с именами таких французских художников, как Ж. Милле, О. Домье и Г. Курбе, изображавших на своих полотнах реальную повседневную жизнь представителей различных слоев общества. Уже в 40-е гг. реализм приобретает черты острого социального протеста, в частности, в работах О. Домье, посвященных революционным событиям во Франции 30 — 40-х гг.
С середины XIX в. значительные изменения претерпевает архитектура, где начинают широко применяться новые материалы, прежде всего железо и сталь. В 30 — 40-е годы намечается отход от классицизма и неоготики — происходит симбиоз различных стилей предшествующих эпох. Создаются роскошные здания с пышными нагромождениями лепных и скульптурных украшений, преобладанием неровных линий и поверхностей. Этот псевдостиль, демонстрировавший эклектичные художественные вкусы богатевшей буржуазии, был великолепен и пышен, но не отличался величием и изяществом. В конце XIX в. в архитектуру проникают последние достижения технической мысли: в конце 80-ых гг. в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева башня.
Все эти новые явления выступали в качестве своеобразной демонстрации растущего богатства буржуазии, мощи и величия западного мира.
Наиболее крупным явлением в искусстве Европы второй половины XIX века стало формирование нового художественного направления — импрессионизма. Его главной особенностью было стремление выразить моментальное впечатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворенных в свете и красках. В центр сюжета ставились не реальный предмет или явление, а человеческое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Крупнейшими представителями этого течения,
которое долго не признавалось как искусство и вызывало осуждение многих критиков, были П. Сезанн, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген и др.
Бурное экономическое развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это способствовало значительным достижениям в области искусства. В XIX в. искусство становится более демократичным, перестает быть «развлечением для избранных». Рост грамотности населения приводит к тому, что с новейшими произведениями писателей, поэтов, драматургов знакомятся все более широкие круги общества; открываются многочисленные публичные музеи, галереи, выставки. Культура и искусство в XIX веке отражала все важнейшие изменения в жизни западной цивилизации, являясь важнейшим показателем бурного социально-экономического развития, происходившего в это время.
2. Характеристика основных течений в искусстве: классицизм, неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
Классицизм
Стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе,
стремился к выражению
большого общественного содержания,
возвышенных героических и
Неоклассицизм
Общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» -- живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд -- противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В.
Жолтовский, И. А. Фомин
в России; скульпторы А. Майоль во Франции,
А. Т. Матвеев в России). Связанные
с неоклассицизмом течения «
Романтизм
Идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 -- 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»),
Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм -- это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения -- стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс -- новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
Передвижники
Художники, входившие в российское художественное объединение -- Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители -- И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.
Реализм
Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»).
Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно -- к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
Импрессионизм
Направление в искусстве последней трети 19 -- нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени, и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский -- Дж. Уистлер, немецкие -- М. Либерман, Л. Коринт, русские -- К. А. Коровин, И. Э. Грабарь),
интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский -- О. Роден, итальянский -- М. Россо, русский -- П. П. Трубецкой).
Символизм
Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту,
символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» -- сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе -- П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров гру
ппы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.
3. Осмысление проблем культуры в философии и общественно-политической мысли ХIХ века.