Западноевропейская культура ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Еще в 19 веке в ходе исторического процесса в Европе закладывались причины для будущей Первой Мировой войны. В 1871 году закончилась война двух больших европейских государств – Франции и Германии. Война окончилась победой немцев, а Франция понесла большие территориальные потери. С момента подписания мирного договора во Франции, обществом все больше и больше овладевали реваншистские настроения. Франции, с ее многовековой великой историей тяжело было смириться с унизительным поражением. Общество жило мыслью о реванше, не отставали от общества и политики, которые делали все для успеха своего государства в будущей войне.

Оглавление

1. Особенности исторической ситуации в Европе ХIХ века. Становление индустриального общества, развитие науки и возрастание влияния на все сферы жизни.
2. Характеристика основных течений в искусстве: классицизм, неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
3. Осмысление проблем культуры в философии и общественно-политической мысли ХIХ века

Заключение

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

На первом этапе индустриального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабочих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличения продолжительности рабочего дня. В условиях невысокой производительности труда, полного отсутствия элементарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение последних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин

(движение «луддитов»  в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеологических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и характер взаимоотношений между промышленниками и государственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, — они постепенно начинают открыто претендовать на власть.

Наука к техника. Огромное влияние на развитие общества в XIX веке оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции естествознании. Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Англия, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундаментальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фактологического материала, полученного в результате наблюдений и опытов, проведение которых все более совершенствуется. Во второй половине XIX — начале XX вв. на основе этих данных создаются теории и концепции, являющиеся основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в таких науках, как физика, благодаря открытию Д. Джоулем (Англия) и Р. Майером (Германия) закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; химия, где были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, биология, в рамках которой английский ученый Ч. Дарвин разработал свою революционную концепцию происхождения биологических видов путем естественного отбора. На рубеже XIX — XX вв. американцем Т. Морганом и немцем А. Вейсманом были заложены основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Европейскими учеными разрабатываются вакцины против болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Э. Дженнер создает вакцину против оспы, Л. Пастер в середине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Д. Листер ввел в хирургическую практику антисептику, а Д. Симпсон — обезболивающие средства. Крупнейшим достижением явилось открытие в 1895 г. немецким ученым В. Рентгеном «лучей икс», благодаря которым достигаются значительные успехи в области диагностики и хирургии. Результатом этих и других изобретений стало резкое сокращение смертности, прекращение глобальных эпидемий, увеличение средней продолжительности жизни европейцев. Индустриализация стран Европы и Северной Америки была тесно связана с прогрессом в области техники. Особенность XIX века, по сравнению с предшествующими столетиями, — быстрое внедрение в жизнь различных технических новшеств. Европейские ученые добились значительных результатов в разработке средств коммуникации: в 1835 г. американец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат. в 1876 г. А. Белл — телефон, в начале XX в. А. Попов и Г. Маркони сконструировали первые радиоприемники. Во второй половине XIX века создается первый двигатель внутреннего сгорания, «Отцами» современного автомобиля считаются немецкие конструкторы Г. Даймлер и К* Бенц. Во второй половине XIX в. многочисленные технические новшества становились все более доступными, затрагивая все сферы жизни: уже к началу XX века использование в быту газа, электричества, телефона и так далее стало обыденным явлением.

Литература  и искусство. Начало XIX века было ознаменовано борьбой таких противостоящих друг другу течений, как неоклассицизм и романтизм. Разочарование в идеях просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверенность, вызванные бурными событиями в Европе начала XIX в.,

а также индустриализацией, коренным образом менявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению уйти от повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведениях Ф. Шиллера и И. Гете. Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона, крупнейшая поэма которого «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции. Многих поэтов, композиторов и художников романтизма вдохновляло политическое движение за национальную независимость. Эти тенденции проявлялись в творчестве итальянского композитора Д. Верди, венгерского поэта Ш. Петефи и др. В прозаической литературе течение романтизма нашло отражение в жанре исторического романа, произведениях таких авторов, как В. Скотт, Т. Карлейль, Ж. Санд. Элементы романтизма затронули произведения одного из крупнейших писателей и поэтов Франции данной эпохи — В. Гюго. Романтизм проникает также в архитектуру, что способствовало распространению в Европе в первой половине XIX века неоготического стиля, и в живопись. Крупнейшими художниками, создававшими свои картины в рамках этого стиля, были Ф. Гойя и Э. Делакруа, которые черпали сюжеты произведений из революционных событий в Европе первой половины XIX века.

К концу 30-х годов романтизм  начинает вытесняться реалистическим направлением, основу которого составляла проблема социальной значимости искусства. Сторонники этого течения стремились изображать мир «таким, как он есть». Данная тенденция проявилась в романах Ч. Диккенса, социальных «панорамах» О, Бальзака, объективном реализме Г. Флобера. Переход к реализму в живописи связан, прежде всего, с именами таких французских художников, как Ж. Милле, О. Домье и Г. Курбе, изображавших на своих полотнах реальную повседневную жизнь представителей различных слоев общества. Уже в 40-е гг. реализм приобретает черты острого социального протеста, в частности, в работах О. Домье, посвященных революционным событиям во Франции 30 — 40-х гг.

С середины XIX в. значительные изменения претерпевает архитектура, где начинают широко применяться новые материалы, прежде всего железо и сталь. В 30 — 40-е годы намечается отход от классицизма и неоготики — происходит симбиоз различных стилей предшествующих эпох. Создаются роскошные здания с пышными нагромождениями лепных и скульптурных украшений, преобладанием неровных линий и поверхностей. Этот псевдостиль, демонстрировавший эклектичные художественные вкусы богатевшей буржуазии, был великолепен и пышен, но не отличался величием и изяществом. В конце XIX в. в архитектуру проникают последние достижения технической мысли: в конце 80-ых гг. в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева башня.

Все эти новые явления выступали в качестве своеобразной демонстрации растущего богатства буржуазии, мощи и величия западного мира.

Наиболее крупным явлением в искусстве Европы второй половины XIX века стало формирование нового художественного направления — импрессионизма. Его главной особенностью было стремление выразить моментальное впечатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворенных в свете и красках. В центр сюжета ставились не реальный предмет или явление, а человеческое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Крупнейшими представителями этого течения,

которое долго  не признавалось как искусство и  вызывало осуждение многих критиков, были П. Сезанн, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген и др.

Бурное экономическое  развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это способствовало значительным достижениям в области искусства. В XIX в. искусство становится более демократичным, перестает быть «развлечением для избранных». Рост грамотности населения приводит к тому, что с новейшими произведениями писателей, поэтов, драматургов знакомятся все более широкие круги общества; открываются многочисленные публичные музеи, галереи, выставки. Культура и искусство в XIX веке отражала все важнейшие изменения в жизни западной цивилизации, являясь важнейшим показателем бурного социально-экономического развития, происходившего в это время.

 

2. Характеристика  основных течений в искусстве:  классицизм, неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.

 

Классицизм

Стиль и направление  в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе,

стремился к выражению  большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров -- «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

 

Неоклассицизм

Общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства  античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» -- живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд -- противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В.

 

Жолтовский, И. А. Фомин  в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные  с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая  живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека.

 

Романтизм

Идейное и художественное направление в европейской и  американской духовной культуре кон. 18 -- 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих  моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»),

 Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм -- это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения -- стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс -- новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

Передвижники

Художники, входившие  в российское художественное объединение -- Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители -- И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

 

Реализм

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут  либо от Возрождения («ренессансный  реализм»), либо от Просвещения («просветительский  реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно  реализм»).

Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно -- к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

 

Импрессионизм

Направление в искусстве  последней трети 19 -- нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени, и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский -- Дж. Уистлер, немецкие -- М. Либерман, Л. Коринт, русские -- К. А. Коровин, И. Э. Грабарь),

интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей  форме восприняли скульпторы (французский -- О. Роден, итальянский -- М. Россо, русский -- П. П. Трубецкой).

 

Символизм

Направление в европейском  и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно  на художественном выражении посредством  символа интуитивно постигаемых  сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту,

символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое  предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» -- сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе -- П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров гру

ппы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля  модерн.

 

3. Осмысление проблем культуры в философии и общественно-политической мысли ХIХ века.

Информация о работе Западноевропейская культура ХIХ века