Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:03, контрольная работа
Еще в 19 веке в ходе исторического процесса в Европе закладывались причины для будущей Первой Мировой войны. В 1871 году закончилась война двух больших европейских государств – Франции и Германии. Война окончилась победой немцев, а Франция понесла большие территориальные потери. С момента подписания мирного договора во Франции, обществом все больше и больше овладевали реваншистские настроения. Франции, с ее многовековой великой историей тяжело было смириться с унизительным поражением. Общество жило мыслью о реванше, не отставали от общества и политики, которые делали все для успеха своего государства в будущей войне.
1. Особенности исторической ситуации в Европе ХIХ века. Становление индустриального общества, развитие науки и возрастание влияния на все сферы жизни.
2. Характеристика основных течений в искусстве: классицизм, неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
3. Осмысление проблем культуры в философии и общественно-политической мысли ХIХ века
Заключение
Первоначально философия культуры вызревала внутри грандиозных философских систем, которыми был богат XIX в. (особенно первая его половина), и не была видна «невооруженным» глазом. В самых значительных из них все относящееся к культуре дедуцировалось из абсолютного первоначала — им могла быть абсолютная идея, отчуждающая себя в Природу и в общество в форме
Духа (Гегель, Шеллинг), Воля (Шопенгауэр), бессознательное (Эд. фон Гартман и его эпигоны). Каждая часть реальности, понимаемой как реальность духовная, конструировалась путем выведения особенного из всеобщего. Формы особенного — право, мораль, религия, искусство, сама философия — ипостаси всеобщей субстанции. Духовный порядок восстанавливался за счет лишения личности автономии существования.
Критика подобных всеохватывающих
систем, развернувшаяся к середине
века, была сопряжена с поиском
смысловых оснований
Но какой бы прекрасной
ни была видимость, она все
равно остается видимостью и
не может стать основанием
жизни. Последнее должно быть
реальным и вместе с тем
идеальным, сопрягающим
Мыслительную практику второй половины XIX в. стало отличать от философии начала XIX в. внимание к смысловому назначению жизни, можно сказать — к экзистенциальной идее человека, избираемой свободно, т. е. к миру ценностей и смыслов. Этот мир — сфера автономного, свободного бытия личности — и есть культура в отличие от сферы, где действует механизм внешнего воздействия (природа) или принуждения (экономика, политика и др.).
Поскольку практически ни одна философская школа конца XIX — начала XX в. не могла избежать обращения к данной проблематике, то можно сказать, что крен в сторону культуры стал всеобщим и большинство философских школ превратились в культурфилософские. Но для этого они должны были в корне поменять принципы и методологию философствования, так как классические системы не поддавались такой трансформации. Так, по убеждению Гегеля, личность свободна только там и тогда, где и когда она приобщена к целому. Во всеобщем снимается ее дурная единичность, ограниченность, все то, что характеризует всякое косное, в том числе материальное, бытие. Гегель педантично проводил мысль о том, что поскольку государство является истинной целостностью, постольку оно «снимает», «идеализирует» право, мораль, нравственность. Таким образом, в его системе целостность, тотальность получала абсолютный приоритет.
Наследником «тотального
идеализма» Гегеля выступил «
На основе критики
философских спекулятивных
Основатель позитивизма О. Конт, заявивший, что времена философии (метафизики) миновали, провозгласил создание новой науки, построенной по образцу естественнонаучного знания (конкретнее — биологии), науки об обществе — социологии. Его последователи, прежде всего в двух европейских странах — Франции и Англии, — стали создавать по образцу социологии науку о культуре, или культурологию. Позитивистский сциентизм ориентировался на поиск функциональных связей между отдельными компонентами культуры, не ставя никаких философских вопросов. На этом пути были основаны органическая школа в культурологии, структурно-функциональная теория и эволюционизм. Для них не существовало субъективных переживаний, свободного волеизъявления: все, на что направлялся их взгляд, превращалось в «сугубо научный» объект исследования, подчиняющийся общим закономерностям. Однако человеческая жизнь (как и смерть) не может трактоваться лишь как биологическое явление — она имеет и ценностную окраску.
Неокантианство и философия жизни были ориентированы более аксиологически, чем гносеологически, т. е. во главу угла своих исследований ставили задачу постижения высших человеческих ценностей — истины, добра и красоты, — хотя и понимали их по-разному. Неокантианство сохраняло в себе остатки кантонского рационализма, допуская, однако, «иррациональный остаток» в познании мира, иначе говоря, мысль о том, что мир нельзя адекватно описать и исчерпать в сетке понятий. Вот за этот «иррациональный остаток» и хваталась с жадностью философия жизни, находя в нем прибежище от спрямляющей и нивелирующей мир сциентистской идеологии. Именно этот «иррациональный остаток» она и трактовала как мир культуры, допуская, что здесь человек свободен от воздействия внешних сил, власти общества, осуществляемой через общественно-нормативные установления и через власть языка.
Сближение культурологии
позитивизма с культурфилософие
опредмеченных форм — одновременно сознания и бессознательного. Это мир мифов, или символов, выражающих как ценности социального общения, так и самые глубокие верования и идеалы народов, растворившиеся в системах их коммуникации. Отныне язык, понятый в самом широком смысле, не только как язык дискурса, но и как все символические структуры, образующие семиосферу общества, стал предметом культурологических исследований. Можно сказать лишь, что в науке о культуре (культурологии в узком смысле) больший акцент делался на объективной, независимой от психики стороне существования символических структур, а в философии культуры (культурфилософии) — на необходимости поиска субъективных смыслообразующих составляющих бытия-существования человека.
Заключение
Девятнадцатый век начался с Наполеоновских войн. Великий завоеватель свергал с тронов королей одного за другим и сумел перекроить всю карту Европы. После падения Наполеона его победители собрали в Вене Священный конгресс (1815 год). Они попытались вернуть все обратно. Но возвращенный насильно старый режим продержался недолго.
Наиболее бурным
был 19 век во Франции. В 1830
году Июльская революция
В 1851 году
он совершил переворот и
Стремясь сохранить
лидирующее положение в Европе,
Франция попыталась помешать
объединению Германии. Так началась
Франко-прусская война (1870-
Для Германии
вопросом века был вопрос ее
объединения. Объединение
Объединение было
важным и для Италии. К началу
19 века часть итальянских земель
была под властью Австрии.
В 1861 году Италия
смогла объединиться вокруг
Британская империя
в 19 веке была самой большой
империей в мире. Начав промышленную
революцию раньше других
Большинство стран
Восточной Европы и Балкан
боролись за государственную
независимость. В 1830 году добилась
независимости Греция. В 1878 году
народы Балкан с помощью
Во всех странах Европы бурное развитие промышленности сопровождалось усилением борьбы рабочих за свои права. Растущий слой интеллигенции боролся за свободу слова и другие свободы.
Многие революционные общества действовали по всей Европе. Но по мере того, как правительства расширяли круг свобод, революционеры выходили из подполья. Они создавали свои партии, становились членами парламентов.
Список использованной литературы
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и Государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч. — 2 изд. — Т. 21.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч. — 2 изд — Т.З.
5. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. — М., 1993.
6. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
7. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.
8. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М., 1995.
9. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М., 1995.
10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998.
11. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998.
12. Ильина Т.В. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М., 1993.
13. Кассире Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.
14. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.
15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.
16. Антология исследований культуры. — T.I. — М., 1997.
17. http://www.finteoria.ru/