Западноевропейская культура ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Еще в 19 веке в ходе исторического процесса в Европе закладывались причины для будущей Первой Мировой войны. В 1871 году закончилась война двух больших европейских государств – Франции и Германии. Война окончилась победой немцев, а Франция понесла большие территориальные потери. С момента подписания мирного договора во Франции, обществом все больше и больше овладевали реваншистские настроения. Франции, с ее многовековой великой историей тяжело было смириться с унизительным поражением. Общество жило мыслью о реванше, не отставали от общества и политики, которые делали все для успеха своего государства в будущей войне.

Оглавление

1. Особенности исторической ситуации в Европе ХIХ века. Становление индустриального общества, развитие науки и возрастание влияния на все сферы жизни.
2. Характеристика основных течений в искусстве: классицизм, неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
3. Осмысление проблем культуры в философии и общественно-политической мысли ХIХ века

Заключение

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

Первоначально философия  культуры вызревала внутри грандиозных  философских систем, которыми был  богат XIX в. (особенно первая его половина), и не была видна «невооруженным»  глазом. В самых значительных из них все относящееся к культуре дедуцировалось из абсолютного первоначала — им могла быть абсолютная идея, отчуждающая себя в Природу и в общество в форме

Духа (Гегель, Шеллинг), Воля (Шопенгауэр), бессознательное (Эд. фон  Гартман и его эпигоны). Каждая часть реальности, понимаемой как реальность духовная, конструировалась путем выведения особенного из всеобщего. Формы особенного — право, мораль, религия, искусство, сама философия — ипостаси всеобщей субстанции. Духовный порядок восстанавливался за счет лишения личности автономии существования.

Критика подобных всеохватывающих  систем, развернувшаяся к середине века, была сопряжена с поиском  смысловых оснований подлинного, т. е. свободного бытия личности, не желавшей отныне считать себя «выводной», дедуцируемой из всеобщей субстанции. Нужно было найти тот корень, из которого вырастали все духовные способности, фокус, в котором собирались все духовные «лучи». Таким фокусом Шиллер, как мы видели, предложил считать прекрасную видимость эстетической реальности произведения искусства.

 Но какой бы прекрасной  ни была видимость, она все  равно остается видимостью и  не может стать основанием  жизни. Последнее должно быть  реальным и вместе с тем  идеальным, сопрягающим объективное  и субъективное начала. Ближе всего к удовлетворению этих требований оказывался символ. У Канта символ выполнял функцию соединения морального и познавательного опыта человека, проецируемого, как и у Шиллера, в эстетическую сферу. Символ содержал в себе тайну могущей осуществиться мечты о соединении миров необходимости и свободы — природы и нравственной деятельности, осуществления культурного назначения человека. Поэтому именно символ как то, в чем концентрируется суть культуры, стал продвигаться в XIX в. с периферии философской мысли к ее центру, отодвигая в тень такие категории, как субстанция, идея, дух, воля.

Мыслительную практику второй половины XIX в. стало отличать от философии начала XIX в. внимание к  смысловому назначению жизни, можно  сказать — к экзистенциальной идее человека, избираемой свободно, т. е. к миру ценностей и смыслов. Этот мир — сфера автономного, свободного бытия личности — и есть культура в отличие от сферы, где действует механизм внешнего воздействия (природа) или принуждения (экономика, политика и др.).

Поскольку практически  ни одна философская школа конца XIX — начала XX в. не могла избежать обращения к данной проблематике, то можно сказать, что крен в сторону  культуры стал всеобщим и большинство  философских школ превратились в  культурфилософские. Но для этого они должны были в корне поменять принципы и методологию философствования, так как классические системы не поддавались такой трансформации. Так, по убеждению Гегеля, личность свободна только там и тогда, где и когда она приобщена к целому. Во всеобщем снимается ее дурная единичность, ограниченность, все то, что характеризует всякое косное, в том числе материальное, бытие. Гегель педантично проводил мысль о том, что поскольку государство является истинной целостностью, постольку оно «снимает», «идеализирует» право, мораль, нравственность. Таким образом, в его системе целостность, тотальность получала абсолютный приоритет.

 

 Наследником «тотального  идеализма» Гегеля выступил «тотальный  материализм» К. Маркса и Ф.  Энгельса, вылившийся в материалистическое учение о природе и обществе и тоталитаристскую политическую идеологию. В последней классу придается приоритет над личностью, а партии, как наиболее организованной целостности, — над классом: будучи его частью, она «снимает», «идеализирует» в себе его лучшие силы. Поскольку в центре тоталитарной идеологии находится вопрос о власти, вопрос политический, постольку все формы культуры — право, мораль, искусство, религия, философия — объявляются формами выражения политической идеологии (впрочем, надо оговориться, что тоталитаристскую идеологию в ее самых жестких формах, известных по политическим событиям XX в., нельзя полностью отождествлять с находящимся в непрерывном развитии марксизмом).

На основе критики  философских спекулятивных систем выросли три направления, сыгравшие доминирующую роль в интеллектуальной жизни Европы и Америки во второй половине XIX в., — позитивизм, неокантианство и «философия жизни».

Основатель позитивизма  О. Конт, заявивший, что времена философии (метафизики) миновали, провозгласил создание новой науки, построенной по образцу естественнонаучного знания (конкретнее — биологии), науки об обществе — социологии. Его последователи, прежде всего в двух европейских странах — Франции и Англии, — стали создавать по образцу социологии науку о культуре, или культурологию. Позитивистский сциентизм ориентировался на поиск функциональных связей между отдельными компонентами культуры, не ставя никаких философских вопросов. На этом пути были основаны органическая школа в культурологии, структурно-функциональная теория и эволюционизм. Для них не существовало субъективных переживаний, свободного волеизъявления: все, на что направлялся их взгляд, превращалось в «сугубо научный» объект исследования, подчиняющийся общим закономерностям. Однако человеческая жизнь (как и смерть) не может трактоваться лишь как биологическое явление — она имеет и ценностную окраску.

Неокантианство и философия  жизни были ориентированы более  аксиологически, чем гносеологически, т. е. во главу угла своих исследований ставили задачу постижения высших человеческих ценностей — истины, добра и красоты, — хотя и понимали их по-разному. Неокантианство сохраняло в себе остатки кантонского рационализма, допуская, однако, «иррациональный остаток» в познании мира, иначе говоря, мысль о том, что мир нельзя адекватно описать и исчерпать в сетке понятий. Вот за этот «иррациональный остаток» и хваталась с жадностью философия жизни, находя в нем прибежище от спрямляющей и нивелирующей мир сциентистской идеологии. Именно этот «иррациональный остаток» она и трактовала как мир культуры, допуская, что здесь человек свободен от воздействия внешних сил, власти общества, осуществляемой через общественно-нормативные установления и через власть языка.

Сближение культурологии  позитивизма с культурфилософией неокантианства и философией жизни, произошедшее к началу XX в., привело к выявлению той области, за которой окончательно было закреплено наименование культуры, ибо это — область объективированной субъективности,

опредмеченных форм —  одновременно сознания и бессознательного. Это мир мифов, или символов, выражающих как ценности социального общения, так и самые глубокие верования и идеалы народов, растворившиеся в системах их коммуникации. Отныне язык, понятый в самом широком смысле, не только как язык дискурса, но и как все символические структуры, образующие семиосферу общества, стал предметом культурологических исследований. Можно сказать лишь, что в науке о культуре (культурологии в узком смысле) больший акцент делался на объективной, независимой от психики стороне существования символических структур, а в философии культуры (культурфилософии) — на необходимости поиска субъективных смыслообразующих составляющих бытия-существования человека.

 

Заключение

 

Девятнадцатый век начался  с Наполеоновских войн. Великий завоеватель свергал с тронов королей одного за другим и сумел перекроить всю карту Европы. После падения Наполеона его победители собрали в Вене Священный конгресс (1815 год). Они попытались вернуть все обратно. Но возвращенный насильно старый режим продержался недолго.

   Наиболее бурным  был 19 век во Франции. В 1830 году Июльская революция свергла  короля Карла X. Его сменил Луи-Филипп. В 1848 году началась новая революция.  Она немедленно отозвалась и  в других государствах Европы: Австро-Венгрии, Германии, Италии. Французский король отрекся от престола, но это не устроило часть революционеров, начались восстания рабочих. Президентом был избран Наполеон Бонапарт, племянник великого полководца.

    В 1851 году  он совершил переворот и объявил  себя императором. «Маленький Бонапарт», как его называли, старался подражать своему великому дяде, но был совершенно лишен его талантов. Франция вела много войн, большинство из которых были ей совершенно не нужны. Вместе с тем внутренняя политика Наполеона способствовала экономическому росту.

 Стремясь сохранить  лидирующее положение в Европе, Франция попыталась помешать  объединению Германии. Так началась  Франко-прусская война (1870-1871). Она  закончилась полным разгромом  Франции и падением Второй  империи, то есть правления Наполеона Бонапарта. Во Франции установилась республика. В 1871 году в осажденном Париже произошло восстание, известное как Парижская коммуна.

    Для Германии  вопросом века был вопрос ее  объединения. Объединение произошло  вокруг Пруссии. Ее король Вильгельм I в 1871 году стал императором Германии. В Германии начала бурно развиваться промышленность, особенно тяжелая. Из-за позднего объединения Германия «опоздала» к разделу колоний. Она считала себя обиженной и боролась с Францией за первенство в европейских делах.

   Объединение было  важным и для Италии. К началу 19 века часть итальянских земель  была под властью Австрии. Возрождение  национального духа было присуще  движению Рисорджименто (в переводе  с итальянского возрождение). В  отрядах легендарного Джузеппе Гарибальди сражались и иностранцы, были и русские.

   В 1861 году Италия  смогла объединиться вокруг Савойской  династии.

   Британская империя  в 19 веке была самой большой  империей в мире. Начав промышленную  революцию раньше других европейских стран, она вырвалась вперед, но ее тяжелая промышленность стала отставать от Германии. Своим главным соперником Британия считала не Францию или Германию, а Россию. Чтобы не допустить усиления России, в 1856 году Британия начала Крымскую войну против Российской империи.

   Большинство стран  Восточной Европы и Балкан  боролись за государственную  независимость. В 1830 году добилась  независимости Греция. В 1878 году  народы Балкан с помощью России  освободились от турецкого ига. 

   Во всех странах  Европы бурное развитие промышленности сопровождалось усилением борьбы рабочих за свои права. Растущий слой интеллигенции боролся за свободу слова и другие свободы.

Многие революционные  общества действовали по всей Европе. Но по мере того, как правительства  расширяли круг свобод, революционеры выходили из подполья. Они создавали свои партии, становились членами парламентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч. — 2 изд. — Т .42.

2. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч. — 2 изд. — Т .42.

 

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и Государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч. — 2 изд. — Т. 21.

 

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч. — 2 изд — Т.З.

 

5. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. — М., 1993.

 

6. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.

 

7. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.

 

8. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М., 1995.

 

9. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М., 1995.

 

10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998.

 

11. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998.

 

12. Ильина Т.В. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М., 1993.

 

13. Кассире Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.

 

14. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.

 

15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.

 

16. Антология исследований культуры. — T.I. — М., 1997.

 

17. http://www.finteoria.ru/evropa_19vek.


Информация о работе Западноевропейская культура ХIХ века