Японская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

На протяжении тысячелетий Япония оставалась чуть ли не самой большой загадкой для европейского сознания. Ее таинственность и недосягаемость (как географического положения, так и психологически-нравственного поведения) действовали на западный мир подобно магниту. Сотни путешественников, ученых и просто искателей приключений пытались сначала просто пробраться на острова, а затем, проникнув на территорию, – понять образ и смысл жизни этого непонятного народа.

Файлы: 1 файл

япония1.docx

— 115.39 Кб (Скачать)

 

                                                                                  ИКЕБАНА       

Икеба́на  (в пер. с яп. «цветы, которые живут») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

В европейском искусстве  составлением букета демонстрируется  мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икебаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям.

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого —  вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икебаны, а душевная тренировка.

Растительный материал —  собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икебане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икебаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икебаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Различают два стиля икебаны: морибана и нагеире, предписывающие немного иные правила составления букетов. Стиль морибана предписывает размещать цветы в низких и широких вазах, а стиль нагеире — в высоких и узких. Для размещения икебаны используют различные вазы — керамические и стеклянные. Икебана очень строга и сдержанна. Строгая композиция составлена из заранее подобранных элементов. Из небольшого количества веток и цветков складывается композиция, которая по традиции представляет собой модель мира. Автор композиции отражает свое отношение к миру при помощи цветов и трав. Самое высокое растение символизирует небо, самое низкое - землю, а среднее (3/4 высокого) — человека. Составные части композиции размещают под различными углами, чтобы придать букету объемность. Углы наклона цветов и веток по отношению к основе также заранее спланированы и несут смысловую нагрузку.

Букет может «говорить» о  радости или о скорби, выражать озадаченность проблемой или  торжество. Цветы держатся на специальной  основе, которая затем маскируется  с помощью травы или мха. Традиционно  японцы используют для икебаны различные  цветы: хризантемы, камелии, ирисы. Кроме  цветов для икебаны нередко берут  ветви цветущей вишни или сливы, могут также использовать веточки  хвойных деревьев. Различные травы, мох и сухое дерево дополняют композицию.

Искусство икебаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

 

                                                                                  БОНСАЙ

Бонса́й (с яп. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае. Только в XII в искусство бонсаи появляется в Японии. Интерес к нему особенно возрос в период Эдо (XVII-XIX вв). В это время бонсаи становятся украшением дворцов императоров и домов обычных граждан. В целом, японские бонсай, в отличие от традиционных китайских, характеризуются большим изяществом.

Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии — не просто набор операций по выращиванию миниатюрного дерева в сосуде. Это целая философия, требующая от человека, занимающегося бонсай, определенных личностных качеств: справедливости, мудрости, доброжелательности, деликатности. При правильном и заботливом уходе бонсай может прожить сотни лет и стать символом, связующим поколения.

В очертаниях классического  бонсаи видна форма треугольника, символизирующего гармонию трех основных понятий японской философии “небо”, “земля”, “человек”. Бонсаи являются символом вечности и мудрости, они олицетворяют гармонию человека и природы, воплощают принцип “в малом увидеть большое”. Миниатюрное деревце должно было повторять формы естественного дерева, растущего на морском берегу или горном склоне. Самые маленькие бонсаи находили на крышах дворцов или в расселинах скал, куда ветер заносил семена деревьев.

Существует несколько  стилей бонсаи, каждый из которых передает особое настроение. Стили определяются по форме ствола: вертикальный стиль - ствол прямой; наклонный стиль – ствол отклонен от вертикали (такие деревья обычно растут на берегу моря, сопротивляясь ветру и воде); каскадный стиль – дерево, выросшее из маленького семени, занесенного ветром на скалы (растущее над пропастью, оно символизирует мужество, силу и несгибаемость). Остальные стили (“полукаскадный”, “дерево с обнаженными корнями”, “на камнях”, “на скале”) считаются производными от основных стилей. Бонсаи имеют иногда причудливые формы — ствол дерева может быть изогнут до такой степени, что вершина располагается над основанием ствола, дерево все может быть повернуто в одну сторону. Дерево может иметь также настоящий узел на стволе или охватывать корнями камни.

Многообразие сортов бонсаи поражает — это садовые бонсаи-деревья хвойные (сосна, можжевельник, туя, кипарисовик, лиственница, криптомерия японская), листопадные (клен, вяз, дуб), плодовые (вишня, персик, слива), цитрусовые, а также красивоцветущие кустарники (роза, азалия, магнолия). Бонсаи из сосны, к примеру, символизирует долголетие, неизменность, постоянство и надежность, семейную гармонию, слива — бессмертие и стойкость, бамбук — жизнелюбие, умение постоять за себя. Для садов-бонсаи выращивают также бонсаи-травы.

Существует самостоятельный  жанр искусства бонсаи – “бонкеи”, это пейзажи на блюде или подносе. Для их выполнения используют камни, песок и сезонные растения. При составлении таких композиций бонсаисты издавна обращались к китайскому пособию по изобразительному искусству “Слово о живописи из сада с горчичное зерно”, написанному еще в XVII в.

                                                                         ТЕАТР И ТАНЕЦ

Одним из ранних видов театра стал театр но (с яп. «талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках. Театр считается «маскированной» драмой, актёры в основном выступают в масках и роскошных костюмах, иногда танцуют во время представления. В пьесе выступает несколько актёров, в ней один главный герой (ситэ) и один вспомогательный персонаж (ваки). Хор (дзиутай) исполняет вокальные партии, а ансамбль (хаяси-ката) обеспечивает музыкальное сопровождение.

В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (с яп. «песня, танец, мастерство»). Вначале это были упражнения для развития техники исполнения женского танца (Кабуки одори), но вскоре развились в постановки пьесы для сцены, в которых все роли исполняли мужчины. Он во многих отношениях уникален — поразительный грим, пышные одежды, тщательно разработанное сценическое оснащение, экзальтированный стиль исполнения. Высоко ценится искусство оннагата – актёров, исполняющих женские роли.

Кёгэн — самая древняя форма устного театрализованного представления в Японии. Она тесно связана с театром Но и поначалу исполнялась в перерывах между действиями пьесы. Но тогда как большинство тем театра Но серьёзны, кёгэн представляет бытовые ситуации с комической или сатирической точки зрения, и смотрится легче.

Бунраку — кукольный театр Японии, зародился в Осака в начале XVIII века. В кукольном представлении бунраку певчий (таю) ведёт повествование под аккомпанемент сямисэн. Сюжеты историй бунраку ведут своё начало от самурайских легенд и реальных событий, участниками которых были простолюдины. Куклы одеты в пышные костюмы, и каждая театральная сцена напоминает прекрасную картину. Но рассказы в большинстве своём печальны — женщина изнывает от неразделённой любви, ребёнок решает умереть за хозяина, а самурай, испытывая муки, хвалит верность ребёнка, пытаясь скрыть слезы. Бунраку передаёт чувства людей, связанных противоречиями жизни.

Гагаку зародилось около 1300 лет тому назад как вид исполнительского искусства для Императорского двора  и сочетает в себе различные музыкальные  и танцевальные стили — некоторые  из них пришли из континентальной  Азии через Китай и Корейский  полуостров, другие из Японии. За прошедшие  века гагаку очень мало изменилось, это одно из уникальнейших традиционных исполнительских искусств мира.

Искусство традиционного  танца Японии уходит своими корнями  в глубокое прошлое и насчитывает  почти полторы тысячи лет. До наших  дней оно развивалось в симбиозе с различными видами музыкального искусства. Японский танец разделяют на «май», сдержанный и спокойный, и «одори», резкий и грубоватый.

 «Май» - направление  хореографии, возникшее в глубокой  древности из ритуальных синтоистских  танцев. Слово «май» переводится  как вращение. Основой ему послужили  древние танцевальные мистерии  «Кагура», в память о которых в синтоистских храмах до сих пор сохранилось некое подобие театральных подмостков. Служительницы культа «синто» вращались в масках и с ветвями бамбука в руках. Со временем бамбук был заменен веерами, а танец «май» положил начало хореографическому направлению театра «но».

«Одори» - танец, в котором музыке уделяется больше внимания, чем жестам. Это хореографическое направление появилось благодаря буддистской секте дзёдо, очень популярной в простонародье. Несколько человек повторяли несложную молитву и в ходе этого ритуала иногда прыгали на месте. Сопровождавшийся колокольчиками танец называется «нэнбуцу одори».

Танец «кабуки» изначально не был отдельным театральным жанром, а представлял собой лишь одну из разновидностей «одори». Где-то около 7-го века этот танец представила публике группа танцовщиц, и до 17-го века он исполнялся женщинами. В тридцатых годах 17-го века участие женщин в танцевальных постановках было запрещено, и в «кабуки» стали участвовать только мужчины. Развивался танец «кабуки» в симбиозе с различными направлениями танца «май», вбирая в себя речитатив, законченный драматический сюжет, и, наконец, предстал пред нами в современном, известном нам, образе театра.

Буе, или точнее «нихон буе», - японский классический танец, однако по своим особенностям он всё-таки ближе более молодому «кабуки», чем породившим его древним видам японского танца.

Традиционный японский танец  символичен и строг. Актер обязан исполнять его, следуя определённым канонам и согласуя свои жесты и движения с устоявшимся веками символизмом. Зритель неискушенный вряд ли поймет смысл действа, но непременно насладится красотой и экзотичностью масок и костюмов.

Новые направления японского  танца можно увидеть в хореографии  танца «буто», возникшего всего лишь в середине прошлого столетия. «Буто» обрел невероятную популярность в мире. Он экспрессивен и эмоционален. Но именно «буто» помогает нам понять другую Японию – молодую, сильную, тянущуюся вверх подобно ростку бамбука.

 

                                                                       КИНЕМАТОГРАФ

Первые японские киноленты  начала XX века имели простые сюжеты, кинематограф этого периода развивался под влиянием театра, игра актеров  была театральной, женские роли исполнялись  актёрами-мужчинами, использовались театральные  костюмы и декорации. До появления  звукового кино демонстрацию фильмов  сопровождал бэнси — живой исполнитель, японский вариант тапёра.

Поначалу кинематограф считался низким искусством, бытовало презрительное  отношение к людям, занимавшимся кино. Признание и авторитет этот вид искусства получил лишь в  конце 30-х годов прошлого века.

В 50-е-60-е годы прошлого века приходится активное развитие японского  кинематографа. Эти годы считаются  «золотым веком» японского кинематографа. В этот период появляются жанры исторического, политического кино, боевики и  фантастика, по количеству выпущенных фильмов Япония занимала одно из первых мест в мире. Известные кинорежиссёры  этого периода — Акира Куросава («Расёмон», «Семь самураев», «Дерсу Узала»), Кэндзи Мидзогути( «Гейша», «Район красных фонарей», «Преданность в эпоху Гэнроку»), Сёхэй Имамура( «Свиньи и броненосцы», «Легенда о Нараяме», «Угорь»). Известным за пределами страны становится актёр Тосиро Мифунэ, сыгравший почти во всех кинокартинах Куросавы.

Во время кризиса киноиндустрии 60-х годов популярными жанрами  становятся фильмы о якудза и недорогие порнографические фильмы.

В 1990-х актёр и режиссёр Такэси Китано( «Сцены у моря», «Ребята возвращаются», «Банзай, режиссёр!», «Ахиллес и черепаха») получает широкую известность как в Японии так и за её пределами.

 

                                                                      АНИМЕ, МАНГА

Аниме ( от англ. animation — анимация) — японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Для аниме характерно дополнительное разделение на жанры для конкретной целевой группы. Критериями разделения служат пол, возраст или психологический тип зрителя. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японские комиксы), ранобэ (лайт-новел), или компьютерные игры (как правило, в жанре visual novel). При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала. Реже используются другие источники, например, произведения классической литературы. Есть также аниме, имеющие полностью оригинальный сюжет (в этом случае уже само аниме может послужить источником для создания по нему книжных и манга-версий).

Информация о работе Японская культура