Японская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

На протяжении тысячелетий Япония оставалась чуть ли не самой большой загадкой для европейского сознания. Ее таинственность и недосягаемость (как географического положения, так и психологически-нравственного поведения) действовали на западный мир подобно магниту. Сотни путешественников, ученых и просто искателей приключений пытались сначала просто пробраться на острова, а затем, проникнув на территорию, – понять образ и смысл жизни этого непонятного народа.

Файлы: 1 файл

япония1.docx

— 115.39 Кб (Скачать)

О древней живописи можно  судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Самые ранние из сохранившихся  выдающихся произведений относятся  к периоду Хэйан. Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Живопись того времени, получившая впоследствии название ямато-э, передавала не действие, а состояние души.

XVI столетие открывает  эпоху так называемого  позднего  Средневековья, продолжавшегося  три с половиной столетия. В  это время получили распространение  настенные росписи, украшавшие  дворцы правителей страны и  крупных феодалов.

Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-XIX вв., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укие-э (картины повседневного мира). Самым известным мастером гравюры был гениальный художник Кацусика Хокусай. Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жизни, интерес ко всем ее проявлениям - от незатейливой уличной сценки до величия природных стихий. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений – серию "Тридцать шесть видов Фудзи", позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ Японии - из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве. Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, ─ последняя вершина в художественной культуре Японии, ее замечательный итог.

 

                                                                          КАЛЛИГРАФИЯ    

Каллиграфия (с яп. сёдо - "путь письма") - самый распространенный вид искусства в Японии. Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Это - национальное пристрастие, общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с самых малых лет. Прекрасные картины, музыка и стихи встречаются не так уж часто, но блестящая каллиграфия встречается в Японии в любом месте и в любой исторический период.

Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской  письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии, выдающиеся каллиграфические способности были неотъемлемым средством для достижения наивысшей карьеры, прекрасный почерк был одним из самых основных и самых высоких требований, предъявляемых на государственных экзаменах.                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Каллиграфическая живопись  в значительной мере связана с философскими и поэтическими изречениями, крылатыми словами, пословицами и поговорками. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием этих стилей занимались буддийские монахи.

Искусство каллиграфии, в  котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Каллиграфия в дзэн является и средством медитации, и путем познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в каждом случае - это образец высшей искренности и самоотдачи, гармоничной экспрессии и безыскусности. Иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия.

Восприятие каллиграфии  требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно  не просто понять написанное, чрезвычайно  важно увидеть и почувствовать, как написано. Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил громадное распространение культ каллиграфии.

 

                                                                           АРХИТЕКТУРА

Японская архитектура  имеет столь же длинную историю  как любая другая составляющая часть  японской культуры. Первоначально испытав  сильное влияние китайской архитектуры, японская архитектура разработала  множество отличий и собственных  подходов, присущих лишь Японии. В качестве примеров традиционной японской архитектуры  можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото  и Наре. В целом, для японской архитектуры  характерно стремление к простоте.

 В IV–VI вв. нашей эры  в Японии уже возводились громадные  усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид. 

Прототипом японской культовой  архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.

Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Замок, таким образом, зачастую утрачивал свой военный характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура  буддистских храмов повлияла на архитектуру  синтоистских святилищ. Постройки стали  красить в голубой, красный и  другие яркие цвета, использовать металлические  и деревянные резные украшения, к  главному сооружению святилища стали  пристраивать крытые помещения для  молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена для представлений театра  Но, другие сооружения.

            Использование дерева в качестве  основного строительного материала  определялось рядом причин. Даже  в наше время Япония — одна  из самых густо покрытых лесами  стран мира, а в прошлом лесов  было еще больше. Заготовка материалов  и строительство из камня требовали  значительно больше усилий, чем  использование дерева. Выбор строительного  материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

            Практически все японские постройки  представляют собой комбинации  прямоугольных элементов. Окружности  появляются только в верхней  части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.

            Даже сейчас огромные масштабы  древних буддистских храмов поражают  их посетителей. Зал, в котором  размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.

            Особенности японской архитектуры  (принцип горизонтальности, слияние  архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в  жилых постройках — как тех,  что строились для знати, так  и в жилищах простого люда. Широко использовалась ячеистая  планировка помещений, где мельчайшей  единицей пространства, ставшей  объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу— комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные домики. Чайная церемония, как принято  считать, должна отражать дух «суровой простоты» и «примирения», поэтому  излишества считались невозможными. Насчитывается свыше 100 типов чайных домиков, начиная от имитирующих  простую хижину и кончая напоминающими красиво оформленную шкатулку.

            Важным аспектом традиционной  архитектуры Японии является  взаимоотношение дома и окружающего  пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее  и внешнее пространство как  две отдельные части, скорее  оба перетекали друг в друга.  Другими словами, нет той границы,  где кончается внутреннее пространство  дома и начинается внешнее.  Конкретное выражение этой концепции  — веранда традиционного японского  дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

 Присущим только Японии видом ландшафтной архитектуры являются японские сады, как пейзажные при дворцах и храмах, так и «философские», символические «сады камней».

Японский садик в обычном  жилом доме обязательно включает в себя небольшой искусственный  водоем причудливой формы (через  водоем обычно перекинут легкий бамбуковый или деревянный мостик), карликовые деревца-бонсаи, несколько камней, мох, а также традиционные японские цветы — хризантемы, азалии, ирисы, камелии. Японский садик одновременно прост и сложен. Сложна его внутренняя философия (понятная только самим японцам) и планировка (так в саду камней один камень всегда остается невидимым, откуда б на него ни смотрели). Существует особый язык камней, например, обвязанный черной веревкой камень, лежащий на дороге, обозначает запрет проходить дальше. Сад прост тем, что отсутствует пышная растительность или особые украшения.

Традиционная японская архитектура  в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В  период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия  для развития искусства архитектуры  были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила  свои лучшие достижения, а кое в  чем и превзошла их.

 

                                                                              ИНТЕРЬЕР

В японском интерьере изначально преобладает утонченный этнический минимализм, основанный на философии  дзэн, которая утверждает, что все  лишнее — безобразно. Японская эстетика исполнена лаконизма и изящества. «Красота в малом» — эта японская мудрость как нельзя лучше отражает главный принцип оформления японского  интерьера. В своем очень сдержанно  обставленном интерьере японцы всегда ценили некоторую «недосказанность», незавершенность формы и близость к природе, подчеркивавшую естественную красоту материала. Японцы издавна  умели находить скрытую от поверхностного взгляда красоту в самых простых  вещах: струящейся воде, цветущей вишне, простом сером камне на зеленой  траве, воздушной белизне облаков. В то же время все в японском интерьере продумано до мелочей, организовано скорее по принципам искусства, чем ремесла. Небольшое количество деталей интерьера обычно отличается большой смысловой и декоративной значимостью.

Информация о работе Японская культура