Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:39, реферат
На протяжении тысячелетий Япония оставалась чуть ли не самой большой загадкой для европейского сознания. Ее таинственность и недосягаемость (как географического положения, так и психологически-нравственного поведения) действовали на западный мир подобно магниту. Сотни путешественников, ученых и просто искателей приключений пытались сначала просто пробраться на острова, а затем, проникнув на территорию, – понять образ и смысл жизни этого непонятного народа.
Японская культура и искусство, нашедшие отражение в специфическом убранстве жилища, были долгие века практически изолированы от влияния других народов. Основными материалами для создания интерьера были шелк, бумага и тростник.
Пропорции японского дома
математически точны и
Японский интерьер традиционно составляют прямые линии и прямые углы мебели, стен, ширм и окон. Этим прямым линиям пытаются соответствовать начертанные в разных местах жилища иероглифы, а роспись тканей отличается плавными линиями в совокупности с незавершенными короткими штрихами. Даже современная мебель, используемая японцами, должна иметь абсолютно гладкие поверхности и не быть осложненной различной фурнитурой. Японцы пользуются низкими столами с еще более низкими сиденьями. Нередко на ночь эти сиденья гостям заменяют на футоны — матрасы для сна.
Перед некоторыми столиками японцы предпочитают просто сидеть на полу. Нередко легкий поднос или коробочка для палочек может заменять японцу обеденный стол. Различные крышки от коробочек и шкатулок служили когда-то японцам тарелками. Японская посуда очень своеобразна по своей форме и внешнему виду.
Вместо письменного стола японцы использовали изящные шкатулки-тушечницы, в которых хранились принадлежности для письма (тушь, бумага и кисти).
В японских квартирах до сих пор нет традиционных европейских шкафов. Раньше все необходимые предметы хранились в сундуках или в особых шкафчиках. Такие шкафчики — дзуси — украшались резьбой и перламутром. В домах делали несколько ниш в стене, одна из этих ниш — токонома — пустая, но к праздникам или к приходу гостей в ней размещают икебану или статуэтки.
Традиционным покрытием пола в японских домах служит татами, которое изготавливают из рисовой соломы, обтягивают травой игуса, а затем обшивают темной каймой. Размер татами по традиции составляет 180×90 см и не меняется. С его помощью можно измерить жилое помещение и соотнести пропорции предметов интерьера. Кроме того, что татами служит покрытием для пола, оно еще и очищает воздух в закрытых помещениях, так как внутри татами живут простейшие микроорганизмы.
Полы в японских домах всегда сияли чистотой, ведь они служили людям и местом для сидения, и для сна, и даже для приема пищи. Тростниковые циновки, покрывающие пол, были выполнены в светлых тонах — белом, сливочном или желтом. Иногда в тростниковую основу вплетали цветные нити, и такие циновки становились праздничными. На эти циновки японцы укладывали подушки для сидения. При сидении на подушке можно было опираться на специальные скамеечки-подлокотники.
Японские подушки исполняют несколько иные функции, чем европейские. Во время сна японцы обычно подкладывают под затылок жесткий валик. Такие валики в былые времена делали из дерева или фарфора. Они служили для сохранения причесок и для массажа мышц шеи. А подушки служат для сидения или для опоры во время лежания. Многие старинные подушки оригинально расшиты стеклярусом и вышиты шелком.
Для освещения традиционного японского дома использовались свечи в керамических и каменных подсвечниках и лампы под абажурами из рисовой бумаги. Такие абажуры нередко украшались узорами или иероглифами.
Внутри традиционного японского дома помещения разделяют легкие раздвижные перегородки — фусума. С их помощью в жилом помещении образуется несколько функциональных зон — спальня, гостиная, кухня. Поскольку в традиционном японском доме нет обычных европейских дверей, вместо них используются ширмы и портьеры. Традиционная японская портьера норен выполняется из хлопка и бывает украшена вышивкой или росписью.
Декор стен — это тонкие узоры и рисунки. Живописные произведения выполнены на свитках и изображают картины природы — цветущую сакуру, ветви ивы, гору Фудзи, прилет журавлей и т.п.
_Хотя японский интерьер
очень сдержанно использует
Нежными узорами расписана и японская фарфоровая посуда. В Японии фарфор получил распространение в XVII веке. Плавные линии рисунка и многоцветные узоры — характерные черты японского фарфора.
Широко применялось крашение стеклярусом. Стеклянными бусинками расшивали подушки, украшали красивые подвесные подсвечники, которые издавали приятный мелодичный звон при легких колебаниях ветра.
Одной из особенностей традиционного японского дома было непременное наличие чайного павильона (тясицу) для чайных церемоний. Традиционная японская церемония происходила в миниатюрном чайном домике, который обычно находился в саду. Чайный павильон имел вид простой хижины с крышей из бамбука. В домике на полках хранились ритуальная посуда и чай в ящичках, стоял чан с водой. Экраны на окнах поднимались и во время церемонии можно было созерцать сад.
Большое место в традиционном
японском интерьере занимает икебана
— древнее японское искусство
составления букетов. Такой букет
представляет собой незамысловатую
внешне, но очень сложную по своей
организации цветочную
Не менее, чем икебана, в Японии популярны бонсаи. Это древнее искусство разведения «деревьев на подносах» необычайно популярно: такие крошечные садики из миниатюрных деревьев украшают интерьер почти в каждой семье. Садовые бонсаи вносят в дом перед приходом гостей, таким образом украшая строгий аскетический интерьер жилища и одновременно демонстрируя гостям свои успехи в садоводстве. Комнатные бонсаи представляют собой миниатюрные фикусы, гардении, тамариски, гибискусы, жасмин. Летом комнатные бонсаи держат вне помещения, а зимой их вносят в комнаты.
Вокруг своего дома
японцы нередко создают мини-
Несколько столетий японский дом даже не имел стационарной отопительной системы, хотя зимой в Японии идет снег и температуры достаточно низкие, хотя и нет морозов. В старину обитатели «бумажных домиков» согревались с помощью жаровни (низких металлических сосудов, в которых тлели угли). От постоянного холода в домиках спасали многослойные одежды. В них японцы и спали, не имея постельного белья, прямо на циновках, вместо покрывала укрывшись длинными широкими рукавами. Причем так спали даже знатные люди. Иногда вокруг того места, где спал какой-нибудь аристократ, ставили шелковые экраны, и это становилось своеобразной опочивальней.
Во всех деталях интерьера традиционного японского дома чувствуется строгость, легкость и изящество, имеющие философское обоснование: естественность и близость к природе, отказ от излишеств и простота предписываются японцам религиозной традицией.
Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.
В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.
История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи.
Х–XII вв. — эпоха культуры придворной аристократии; главной политической силой стали представители рода Фудзивара. В искусстве это период внедрения и расцвета национального стиля — стиля ямато (древнее наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой начали создаваться и изображения божеств древней национальной религии синто. Одним из шедевров конца Х в. является сидящая фигура Нёирин Каннон из храма Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций, выполнена в мягкой спокойной манере.
С конца периода Камакура и в период Муромати (1333–1568) в большом количестве вырезались маски, используемые в театре. На первый взгляд, они просты, но на самом деле обладают внутренним содержанием и глубоким смыслом того классического образа, который положен в основу роли. Важнейшей особенностью масок является выражение лица, переданное в высшей степени экспрессивно. В них схвачено то, что можно назвать концентрацией человеческих чувств.
В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась камень, глина, бронза или другие металлы.
Окимоно - миниатюрная японская скульптура. Слово окимоно (дословно - "поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. Окимоно возникли в XIX веке и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцке.
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, РЕМЁСЛА
Существует множество видов японских кукол, некоторые из них изображают детей, другие — императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и демонов. Большая часть кукол изготавливается для обычных подарков или для праздников, таких как Хинамацури — Праздник девочек. Другие куклы изготавливаются с целью продажи в качестве сувениров для туристов.
Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены к периоду Дзёмон. Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов. Период расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения. С 1936 года в Японии искусство изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище». Материалами для изготовления японских кукол служат дерево, бумага, ткань, глина или даже живые хризантемы.
Нэцкэ - небольшие резные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии ХVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.
Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ" - "не-цуке" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.
Значительная часть нэцкэ конца XIX и все нэцкэ XX века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба нэцкэ. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более).
Орига́ми — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой .