Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 01:35, курсовая работа
Крайне сложно представить себе не поющего человека. Есть те, кто стесняются петь при других, есть те, кто поет только в особом расположении духа, есть те, кто может петь только по праздникам в кругу самых близких. Однако для многих людей песня – постоянный спутник жизни, неотъемлемая часть повседневности и вечности. И тихое мурлыканье, сопровождающее работу, и летящая вдаль рулада, вырвавшаяся из сердца в минуту блаженства или скорби – все это самые естественные проявления человека, такие же жизненно необходимые, как улыбки, слезы, поцелуи, сны или смены настроения.
Однако следует помнить, что сам Глинка учился пению у итальянцев. «Еще до поездки в Италию он брал уроки у итальянского педагога Беллоли (1824). До этого сиплый и неопределенный голос, с носовым призвуком и неверная интонация (а пел он, по собственному признанию, несмотря на превосходный слух, фальшиво), приобрел звучность, гибкость и драматическую выразительность»22. Следует понимать, что метод М. И. Глинки сложился под влиянием итальянской вокальной школы и является скорее переложением этой школы на язык русской музыки, сближением итальянского метода с русским музыкальным мышлением. Говорить о глобальном новаторстве Глинки в области вокальной методики, несмотря на его огромные заслуги перед становлением русской оперы, все же было бы преувеличением.
Помимо М. И. Глинки, отцом-основателем русской вокальной методики принято считать А. Е. Варламова. В его методе уже чувствуется влияние французской вокальной школы: с самого первого упражнения исполнение гаммы предполагается делать с филировкой звука. Для итальянцев филировка – прием технический сложный, больше подходящий для дальнейших этапов обучения. В общем и целом, однако, «Полная школа пения» Варламова едва ли представляет собой революцию в вокальной педагогике. Для сравнения можно взять труд старшего современника А.Е. Варламова итальянца Николо Ваккаи, чей сборник упражнений до сих пор является авторитетным педагогическим руководством. Как и Н. Ваккаи, Варламов начинает обучение с гаммы, потом предлагает упражнения на интервалы, затем предлагает освоить украшения – трели, группетто, апподжатуры и т.д.
Примечательно, что исследователи указывают на начало обучения со среднего регистра как на отличительную черту русской вокальной школы, воплощенную в методике Глинки и Варламова. Однако следует заметить, что и для итальянской школы обучение начиналась с удобных для ученика тонов, а диапазон расширялся осторожно и постепенно. Более того, если посмотреть на старинные итальянские арии, можно заметить, что они редко идут выше, чем соль второй октавы, располагаясь в основном в конце первой октавы – в начале второй. Вокализы же Варламова очень часто «оседают» в тесситуре ми-ля второй октавы, что делает их неудобными и даже опасными для начинающего вокалиста.
Труды этих двух композиторов стали основой методических наработок русской вокальной школы. Тем не менее, вокальная педагогика продолжала развиваться. Вместе с ней развивались и науки, так или иначе связанные с процессом звукоизвлечения, в первую очередь – акустика и физиология. Двадцатый век, особенно вторая его половина, характеризуется тем, что процесс голосообразования приобретает научное обоснование. В 1955 году в свет выходит книга Л. Б. Дмитриева «Основы вокальной методики», которая дает обобщение вокально-педагогического опыта, подкрепленное сведениями из акустики и физиологии, полезными для певца. Как уже упоминалось выше, именно в этот период стирается понятие национальной школы пения, и на смену ему приходит единый идеал звучания.
Несмотря на это, эмпирически мы до сих пор можем почувствовать национальные черты пения. Например, для российских вокалистов считается допустимым резонанс в области темени, то есть «заваленный» назад звук, тяжелый, величественный, малоподвижный. Главная роль при образовании такого звучания отводится связкам и горлу, то есть природе, а не «механизму». Именно таким звуком будет пародировать оперного певца ребенок или далекий от музыки взрослый. Для итальянской школы подобная позиция недопустима, но в России, особенно в провинции, подобную манеру можно встретить очень часто.
Важным событием для развития вокальной педагогики стал выход в 2002 году книги В. П. Морозова «Искусство резонансного пения», в которой подчеркивается роль резонаторов, высокой позиции и вокальной техники, однако значительное внимание уделяется и психологии пения, эмоциональной стороне. Приведенные в книге беседы с вокалистами из разных стран подчеркивают единство и художественную ценность правильной вокальной техники.
На сцене.
Никогда не следует забывать, что все вопросы техники, методики, педагогики сводятся лишь к тому, чтобы создать настоящий музыкальный инструмент – человеческий голос, а также воспитать артиста, который игру на этом инструменте мог бы превратить в произведение искусства. Технически развить голос до профессионального уровня может каждый, но чтобы стать хорошим певцом нужно гораздо больше: нужна музыкальность, исполнительская одаренность, артистизм, способность жить в музыке, голосом говорить о сокровенном, о вечном, о подлинном.
Для России, где «задушевность» пения всегда считалась главной ценностью для вокалиста, очень важна исполнительская традиция, связь музыки и актерского мастерства. Широко известно, что с конца 19 века стремление соединить музыку и драму охватило все европейские страны. В Италии эта тенденция нашла выражение в творчестве Джузеппе Верди, веристов. В Германии – в музыкальной драме Рихарда Вагнера. В России поиск исполнительской правды начался еще в творчестве композиторов Могучей кучки, однако примечательно то, что вскоре инициатива перешла из рук композиторов в руки артистов.
«Нашим
всем» в области
Вот
как отзывался о творчестве великого
певца известный музыковед Б.
Гений Шаляпина – явление единичное, уникальное, почти волшебное. Возможно, он навсегда остался бы далеким идеалом и примером для подражания, если бы не К. С. Станиславский, который в своей режиссерской и педагогической деятельности не ограничивался драматическим театром, но обратился и к оперному искусству. В 1919 году он открыл Оперную Студию Большого театра, в которой начал свой «крестовый поход» против оперных штампов и бессмысленного поведения оперных певцов на сцене.
Удивительно проницательны слова самого Станиславского: «Был Щепкин. Создал русскую школу, которой мы считаем себя продолжателями. Явился Шаляпин. Он тот же Щепкин, законодатель в оперном деле. Нельзя создавать Шаляпиных, как нельзя создавать и Щепкиных. Но школу Шаляпина создать необходимо. Это особенно важно теперь, когда оперное дело находится в катастрофическом состоянии не только у нас, но и в Европе. Прежняя вампука не имеет шансов на существование и шансов на успех. Все внешние постановочные средства, площадки, конструкции и плакатная живопись, которыми хотели прикрыть недостатки самого искусства, надоели и перестали обманывать зрителя. Пришло время актера. Он – первое лицо в театре, его хочет видеть зритель, ради него он ходит в театр. В опере нужен не только хороший певец, но и хороший актер. Нужно соответствие драматического и вокально-музыкального искусства. Нехорошо, когда драма давит оперу, плохо, когда опера давит на сцене драму».24
Влияние
Шаляпина и Станиславского на русское
исполнительское искусство
Заключение
Пение – природное свойство человека, одна из функций его сознания, души и тела. Оно зародилось тогда же, когда зарождалась сама культура, и, развиваясь с ней вместе, превратилось в подлинное искусство, не утратив при этом своего огромного значения в повседневной жизни человека.
Профессиональное пение всегда берет исток из пения народного, им питается, перенимает его традиции. Ни одно иностранное влияние не смогло искоренить из русского пения его задушевность, внимательность к слову, драматическую напряженность и тонкую лиричность. Освоив совершенную итальянскую технику, русский певец никогда не становился итальянцем. Он не терял исполнительских навыков, особого отношения к музыке, творческого ориентира.
Во многом серьезный, осмысленный подход к вокализации сложился под влиянием церковного пения, которое было, как известно, не только актом творческим, но и духовным. В нем была сокровенность, сосредоточенность молитвы, глубокое, искреннее воззвание души к Богу. В нем не было места виртуозности, чрезмерной напыщенности звучания, внешним эффектам.
Конечно, подобный акцент на актерское исполнение вокальных произведений имеет и свою негативную сторону: пренебрежение к технике, надежда на то, что чувства исполнителя смогут компенсировать недостаток певческих навыков, безжалостная эксплуатация природных богатств голоса без опоры на выработанный механизм. Однако сегодня работы ведущих российских педагогов и методистов вокала все громче и громче призывают вокалистов быть внимательнее к технике, так как это не только способствует здоровью и долголетию певческого аппарата, но и обогащает выразительные возможности певца.
Не будет стыдом признать, что Россия не сделала значительных открытий в области техники вокала, вокальной методики. Существование термина «русская вокальная школа» едва ли обосновано. Все основные методы обучения академическому пению представляют собой заимствования из Италии, Франции и других стран. Но так ли это важно сегодня, когда идеал звучания один, а путь к нему свой у каждого певца не зависимо от его национальной принадлежности?
Гораздо
более важным представляется то, что
художественные традиции исполнения продолжают
жить и передаются из поколения в
поколение, пройдя путь от народной музыки
до профессиональной. Исконно русской
певческой традицией можно
Источники
Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. – М: «Аграф», 2003
Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008
Витвицкий К. З. Одухотворенное бельканто – Пермь: ООО «Типография «Книга», 1999
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - ИП РАН, МГК. им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М., 2002
Никольская-Береговская
К.Ф. Русская вокально-хоровая
Рогачева
М.А. Русская вокальная школа как
феномен культурного синтеза
//http://www.rostcons.ru/
Щуров
В.М. Жанры русского музыкального фольклора:
Учебное пособие для
Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков – «Издательский дом «Золотое Руно», 2004
//www.belcanto.ru
// http://www.cety.ru/devayt%202.
// http://www.stanislavskymusic.