Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Работа о нелегком, но славном пути появления театра, о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его подмостках.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...……..3
ГЛАВА 1. История возникновения театрального искусства в Башкортостане…………………………………………………………4
ГЛАВА 2. Театры Башкортостана……………………………………7
2.1 Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури……………………………………………………....7
2.2 Башкирский государственный театр оперы и балета…………..10
2.3 Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан……………………………………...…....13
2.4 Уфимский государственный татарский театр «Нур»……….....16
ГЛАВА 3. Выдающиеся деятели театрального искусства Башкортостана……………………………………………..…...…….19
3.1 Рудольф Нуриев………………………………………………......19
3.2 Федор Иванович Шаляпин……………………………………….20
3.3 Котлоахметов Арслан Мубарякович…………………………….23
3.4 Сахибжамал Гизатуллина-Волжская……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
Впервые на сцене БАТД
8 ноября 2007 года навсегда впишется в летопись БАТД как день открытия (впервые в истории театра ) Малой сцены.
В 2008 году прошли обменные гастроли БАТД с Шанхайским центром драматического искусства (КНР)
2010 год - спектакль БАТД им. М.
Гафури «Мастер и Подмастерье»
(по З.Биишевой) стал лауреатом
Российской Национальной
В 2009 году Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури отметил свое 90-летие.
2.2 Башкирский государственный театр оперы и балета
Башкирский государственный театр оперы и балета принял первых зрителей 14 декабря 1938 года. Газиз Альмухаметов и Файзи Гаскаров - яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана направили студентов для обучения в национальных студиях при Ленинградском хореографическом училище и Московской консерватории.
В годы войны в Уфу был эвакуирован Киевский академический театр оперы и балета им.Т.Шевченко. Плодотворное творческое содружество молодых башкирских и опытных украинских артистов способствовало формированию исполнительской культуры и художественного вкуса, эстетической позиции молодого музыкального театра.
Зрелое мастерство коллектива БГТОиБ ярко проявилось во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Около 70 артистов были удостоены высоких правительственных наград и почетных званий, Зайтуна Насретдинова стала народной артисткой СССР, третьей в стране после Галины Улановой и Ольги Лепешинской.
С историей БГТОиБ неразрывно связано имя гениального танцовщика XX века Рудольфа Нуреева. Именно в Уфе, на этой сцене он сделал первые шаги на пути к мировой славе4. С 1993 года по инициативе Юрия Григоровича проводятся фестивали балетного искусства им. Р.Нуреева. Авторитет нуреевских торжеств и их известность вышли далеко за пределы республики. В разные годы на сцене БГТОиБ выступали ведущие солисты Большого и Мариинского театров, танцовщики из Бразилии, Аргентины, Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, США, творческие коллективы «Григорович-балет», «Русский балет» В.Гордеева, Каирский балет, балетная труппа Пермского театра оперы и балета им.П.Чайковского и др.
В 2008 году «Золотой маски» в номинации «За честь и достоинство» удостоена народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова. За выдающийся вклад в культурные достижения Совет международного биографического центра (Кембридж, Великобритания) присудил З.А.Насретдиновой почетное звание «Международный профессионал». В 2005 году редакционной коллегией и творческим советом журнала «Балет» она удостоена приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца». В 2007 году призом «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» награжден заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Шамиль Терегулов.
В 2006 года театру присуждена Премия Правительства России имени Ф.Волкова в номинации «Лучший творческий коллектив». В 2008 г. в составе делегации мастеров искусств РБ артисты театра выступили в штаб-квартире Юнеско в Париже на выставке-презентации «Башкортостан: «450 лет вместе с Россией».
Башкирский государственный театр оперы и балета стал победителем X Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2009» в номинации «Лучшее предприятие сферы культуры и искусства России» (Москва). БГТОиБ также был удостоен почетного статуса - «Национальное достояние России – 2010» (Москва).
Творческие принципы, формировавшиеся в течение семи десятилетий, живут и развиваются: это бережное отношение к традициям, заложенное предыдущими поколениями, и постоянное совершенствование мастерства. Залог успеха театра – высокопрофессиональные творческие коллективы. Артисты БГТОиБ – лауреаты, дипломанты республиканских, российских и международных конкурсов, обладатели государственных и республиканских премий. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинного мастерства.
2.3 Государственный
академический русский
Республики Башкортостан
История развития просветительской, художественной, театральной культуры Уфы и бывшей Уфимской губернии, безусловно, накрепко связана с именами выдающихся деятелей российской истории, живописи, литературы и театра, такими, как Сергей Тимофеевич Аксаков, который посвятил большую часть своей жизни российской театральной критике, а также Михаил Васильевич Нестеров, великий русский художник, живший в Уфе долгие годы и любивший ее всем своим сердцем, устраивавший не такие частые, но запоминающиеся домашние спектакли-мистерии с расписными декорациями, сделанными своей собственной рукой для семейного круга в традиционные российские праздники.
Эти люди как
художники и личности являются
не просто значительными для
всей России, но и уникальными
для становления театрального
искусства современной
Справедливости ради, следовало бы отметить, что самый первый драматический спектакль в Уфе, «Пан Бронислав», был сыгран еще в 1772 году польскими ссыльными и оставил неизгладимое впечатление у жителей Уфы.
Поэтому ничего нет удивительного в том, что Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан (Постановление от 23 декабря 2005 года Правительства республики, тем же Постановлением обозначен день рождения театра – 27 марта) ведет свою историю со второй половины девятнадцатого века, а именно с 1861 года. Тогда заботами жены уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, сына знаменитого писателя, Софьи Александровны было построено первое театральное здание в городе Уфе5. С тех пор театральная жизнь здесь не прекращалась ни на один сезон.
К сожалению, зимнее здание театра в Уфе несколько раз сгорало, но его настойчиво восстанавливали меценаты и преданные зрители.
Зато городу повезло со зданием летнего театра, который построил В.И. Видинеев. Поэтому многие десятилетия уфимцы имели возможность видеть в своем родном городе артистов московского Малого и ряда петербургских театров. О постоянной труппе тогда говорить было рано, но не было недостатка в антрепренерах, в числе которых были П.П. Струйский, П.П. Медведев и другие. Актеры их коллективов играли здесь много сезонов подряд.
Мемориальная доска в фойе первого этажа нынешнего здания театра – дань памяти тем выдающимся в своем благородстве людям.
Именно здесь впервые вышел на профессиональную сцену Федор Шаляпин, который дебютировал в Уфе и как оперный солист и как драматический актер.
В своем становлении труппа русского драматического театра претерпевала, пожалуй, все те трудности становления и творческие перипетии, что были свойственны многим российским провинциальным театрам той эпохи. При этом путь его развития имел глубоко специфические особенности. Прежде всего, это многолетнее периодическое сосуществование с труппой национального башкирского драматического театра, в прямом смысле слова, под одной крышей. Как свидетельствует история, оно принесло свой положительный результат для обеих трупп.
Формирование
коллектива театра было достаточно сложным
и продолжительным. Его основу составили
в разные годы и участники фронтовых
театров времен Гражданской войны,
талантливые участники самодеят
Таким образом,
к началу тридцатых годов
Годы шли. Театр набирал творческую силу. Труппа, пополняемая выпускниками театральных учебных заведений страны, Уфимского училища искусств, затем Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, стала отличаться стабильностью, своеобычностью и неповторимостью, спектакли – заметным явлением в театральной жизни республики и всей страны.
В 1981 году театр награждается орденом Трудового Красного Знамени, в 1998 году за серьезный вклад в развитие культуры и искусства Российской Федерации - высоким званием «Академический».
Сложной административной структурой коллектива руководил все эти годы директор театра заслуженный работник культуры РФ и РБ Леонид Владимирович Левитин, передавший затем эту деятельность Вячеславу Александровичу Стрижевскому, заслуженному работнику культуры РФ и РБ.
С 1984 года,
сначала в качестве главного
режиссера, а затем художествен
В ноябре
1994 года театр успешно
Государственный
академический русский
2.4 Уфимский государственный татарский театр «Нур»
Впервые занавес театра открылся в городе Уфе в 1912 году. Организатором татарской труппы с поэтичным названием "Нур", что в переводе значит "луч", была юная 19-летняя Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская. Смелая девушка, разрушившая вековые каноны исламской религии, стала первой Артисткой татарской сцены и всех тюркоязычных народов. В работу труппы была вовлечена творчески воодушевленная и просвещенная молодежь. А сама Сахибжамал стала и режиссером, и первой профессиональной артисткой. С 1912 по 1918 годы молодая театральная труппа активно работает, ставит спектакли и гастролирует по всему Уралу и Поволжью, Средней Азии и Северному Кавказу, Крыму и Западной Сибири. Но из-за тяжелых условий для творческой работы, в годы гражданской войны труппа распалась. Однако ''Луч'' зажженный однажды, не погас. Искорка ждала своего часа, чтобы разгореться настоящим пламенем большого творчества.
Время настало,
когда повеяли ветры
Несмотря на то, что театр ''НУР' является самым молодым коллективом, он уже успел занять достойное место на театральном небосклоне республики и завоевать истинную любовь зрителей. Сегодня творчество татарского театра, работающего в столице благодатного Башкортостана и, вступившего в свой XVIII сезон, широко известно не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Подлинный успех коллективу принесла постановка «Осени» по одноименной повести классика Г.Исхаки. Единодушно этот спектакль был признан образцом яркого воплощения высокого сценического мастерства и безукоризненного художественно-эстетического вкуса театральными деятелями России и тюркоязычных народов.
Труппа постоянно пополняется выпускниками театрального факультета Уфимской государственной академии искусств. Выпускники первого целевого набора и последующих курсов для татарского театра – ныне заслуженные артисты Республики Башкортостан М.Саетова-Гиззатуллина, Р.Мударисов, ,Р.Зарипова З.Шарафутдинова, И.Ганиева сегодня являются ведущими артистами театра. Творческий талант Р. Салихова, А. Фатыхова, А. Шарафутдинова отличается бескорыстной преданностью сцене и успехами на этом поприще.
В 2005 году впервые в коллектив пришла творческая молодежь, окончившая Казанский государственный университет культуры и искусств. Сегодня самые яркие из них А. Габдуллина, Г. Биктимирова, Л. Ибрагимова успели набрать богатый репертуар и завоевать любовь зрителей. Не отстают от своих старших коллег и молодые актеры - выпускники УГАИ им.З.Исмагилова А.Арсланов, В.Мисбахов.
Творческое лицо театра определяют постановки главного режиссера – основоположника студии «НУР», заслуженного деятеля искусств РБ А.К.Сафиуллина и режиссера-постановщика - много лет успешно рисующего на сцене живыми красками искрометные и проникновенные человеческие страсти - заслуженного артиста РБ И.И.Валеева. Недавно в театра пришла режиссер Гюзель Акбердина и успела заявить о себе как о талантивой личности. Ее спектакли успели завоевать популярность у зрителей, они представляют театр на фестивалях.
Еще одним из главных составляющих успешной деятельности театра, являющегося маленькой моделью государства, предстает его руководитель – директор У.Р.Гирфатуллин, возглавляющий коллектив практически с младенческого возраста. Благодаря грамотной организации им театрального дела, коллектив сегодня испытывает свои силы в освоении новых творческих граней и развитии новых сценических возможностей, благо для этого созданы крепкая материально-технологическая база и все сопутствующие условия. Театр поступательными шагами движется вперед, достигая при этом новых ступеней развития театрального искусства в условиях современного мира. Полноценная эксплуатация огромного театрального комплекса открыло перед коллективом широкие перспективы, сопряженные интересными замыслами и встречами.