Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:43, реферат
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Классицизм (от
лат. classicus - образцовый) - художественный
стиль европейского искусства XVII-XIX
вв., одной из важнейших черт которого
было обращение к античному
Расцвет русского
классицизма относится к
Особенность русского классицизма
в архитектуре — небывалый
масштаб организованного
Рубеж 18—19 вв. - крупнейшие градостроительные
достижения в обеих столицах. Сложился
грандиозный ансамбль центра Петербурга
(А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де
Гомон, позже К. И. Росси). На иных градостроительных
началах формировалась "классическая
Москва", застраивавшаяся в период её
восстановления и реконструкции после
пожара 1812 небольшими особняками с уютными
интерьерами. Начала регулярности здесь
были последовательно подчинены общей
живописной свободе пространственной
структуры города. Виднейшие зодчие позднего
московского классицизма — Д. И. Жилярди,
О. И. Бове, А. Г. Григорьев. Русские архитекторы
успешно решали важнейшие задачи градостроительства;
их постройки отличаются ясностью и логичностью
замысла: строгость и лаконизм сочетались
в их творчестве со стремлением к монументальным
торжественным образам.. Патриотической
гордостью, идеями триумфа и мощи России
проникнуты ансамбли и общественные здания,
созданные русскими архитекторами второй
половины XVIII в., например здание Сената
в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический
дворец в Петербурге (И. Е. Старев). Величественная
простота и оригинальность композиции
совмещаются в них с компактностью объемов,
светлой окраской, богатством отделки
фасада здания и ограды.
Скульптура В изобразительном искусстве развитие русского классицизма тесно связано с петербургской Академией Художеств (основана в 1757). Скульптура русского классицизма представлена "героической" монументально-декоративной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, исполненными гражданского пафоса памятниками, элегически-просветлёнными надгробиями, станковой пластикой (И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновскии, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв).
К простоте, естественности,
человечности стремились и другие виды
искусства. В скульптурных портретах замечательного
русского мастера Федота Ивановича Шубина
нет пышности портретов Карло Растрелли.
Он видит значительность человека не в
богатой одежде и не в гордой позе, а в
характере человека, умеет подчеркнуть
в каждом главные, существенные для него
черты. Конечно, герои Шубина – знатные
люди, и это ощущается не только в надменности
графини Паниной или самодовольстве графа
Орлова, но и в
энергичном Завадовском, первый портрет
- в Третьяковской галерее в Москве,
два других в Русском музее в Петербурге.
Все они уверены в себе, полны
достоинства, и это придаёт таким разным
не только по внешности, но и по
характеру людям что-то общее. В историю
искусств вторая половина 18 века вошла
как время портретов, особенно живописных.
Портреты были нужны всем - от царицы до
небольшого провинциального чиновника.
В художественных или краеведческих
музеях многих городов нашей страны можно
увидеть портреты того времени
– важных господ в цветных кафтанах, задумчивых
или кокетливых дам с
высокими причёсками, с волосами напудренными
до седины. Иногда эти портреты
написаны легко и живо, тающими серебристыми
краскам, иногда – грубоватой
рукой крепостного живописца-самоучки.
Три имени знаменуют вершину русского
живописного портрета 18 века: Рокотов,
Левицкий и Боровиковский. Портрет неизвестной
молодой женщины с задумчиво прищуренными
глазами, в лёгком розовом платье (Неизвестная
в розовом), написанный Фёдором Степановичем
Рокотовым, привлекает тонкостью, душевным
богатством. Рокотов пишет мягко, воздушно.
Полунамёком, ничего не вырисовывая до
конца, передаёт он прозрачность кружев,
мягкую массу напудренных волос, светлое
лицо с затенёнными глазами.
Поэзия душевной жизни, внутренняя, часто
скрытая от других красота человека
привлекает Рокотова, и он находит средства
передать её на холсте. В портретах написанных
Дмитрием Григорьевичем Левицким, нет
поэтической дымки, окутывающей образы
Рокотова. Он зорче, трезвее смотрит на
своих героев, его интересует разнообразие
характеров, и он умеет их показать даже
в торжественных парадных портретах. Известный
богач и самодур П. Демидов изображён им
во весь рост, на большом холсте, на фоне
величавой архитектуры, в пышных складках
алого одеяния. Но если присмотреться
– это складки не мантии, а домашнего халата.
Ведь Демидов не состоит ни на какой государственной
службе, он не сановник, не полководец,
он опирается не на
саблю, а всего лишь на садовую лейку, и
торжественный жест указывает не на
дым сражения, а всего лишь на цветочные
горшки знаменитой демидовской
оранжереи. И уж совершенно ничего величественного
нет в его хитром
немолодом лице, любезном и скаредном
одновременно. Владимир Лукич Боровиковский
работал уже в конце 18 века и в первой четверти
19 века. В его портретах задумчивые девушки,
написанные прозрачными, светлыми красками
мечтают на фоне зелени сада. Чувственность
повестей Карамзина, появившихся в эти
годы, отразилась и в образах их
читательниц, которых писал Боровиковский
к его лучшим произведениям
относятся портреты: В. И. Арсеньевой, М.
И. Лопухиной, А. Г. и В. Г.
Гагариных. Русские художники 18 века сумели
воплотить в красках и
мраморе облик, характеры, духовный мир
своих современников. Именно в
портрете создало искусство этого времени
свои лучшие произведения.
В декоративно-прикладном искусстве
русского классицизма выделяются художественная
лепка и резьба в архитектуре,
изделия из бронзы, чугунное литьё,
фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани
и пр.
Со 2-й трети 19 в. для изобразительного
искусства русского классицизма всё более
характерным становится бездушный, надуманный
академический схематизм - так называемый
"упадок", присущий каждому яркому
периоду в искусстве.