Театральное искусство Башкортостана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Работа о нелегком, но славном пути появления театра, о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его подмостках.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...……..3
ГЛАВА 1. История возникновения театрального искусства в Башкортостане…………………………………………………………4
ГЛАВА 2. Театры Башкортостана……………………………………7
2.1 Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури……………………………………………………....7
2.2 Башкирский государственный театр оперы и балета…………..10
2.3 Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан……………………………………...…....13
2.4 Уфимский государственный татарский театр «Нур»……….....16
ГЛАВА 3. Выдающиеся деятели театрального искусства Башкортостана……………………………………………..…...…….19
3.1 Рудольф Нуриев………………………………………………......19
3.2 Федор Иванович Шаляпин……………………………………….20
3.3 Котлоахметов Арслан Мубарякович…………………………….23
3.4 Сахибжамал Гизатуллина-Волжская……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 7.12 Мб (Скачать)

Творчество  татарского театра «НУР» - неотъемлемая часть культуры и искусства нашей  многонациональной республики. Его  богатое и многогранное творчество обогащает театральное искусство Башкортостана своим неповторимым лицом и уникальной историей.

 

ГЛАВА 3. ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА БАШКОРТОСТАНА

3.1 Рудольф  Нуриев

Рудольф Хаметович  Нуриев родился 17 марта 1938 года в поезде, увозившем его мать Фариду и маленьких сестёр на Дальний Восток к месту службы отца – политрука Советской Армии. По воспоминаниям его родных, в момент рождения Рудольфа они подъезжали к Иркутску6.

 В июле 1939 года семья переехала в Москву, а позже во время войны была вынуждена эвакуироваться в Уфу, где и начались первые танцевальные занятия маленького Рудольфа.

 Первыми  шагами стало знакомство с  народными танцами в детском  саду и выступления в составе  самодеятельного детского ансамбля. В 1949 году Рудольф начинает заниматься в танцевальной студии Дома Учителя под руководством Анны Ивановны Удальцовой (бывшей танцовщицы Мариинского театра).

 В 1953 году  он поступает в балетную студию  при Уфимском оперном театре  и устраивается статистом, позже  ему удаётся повысить свой ранг до артиста.

25 августа 1955 года Рудольф Нуриев поступает  в Вагановское училище, где  ему предстоит проучиться 3 года  в классе замечательного педагога  Александра Ивановича Пушкина.

В апреле 1958 года Рудольф Нуриев блистательно танцует в Москве на Всесоюзном конкурсе балетных учеников. Успешно сдает выпускные экзамены в июне того же года и становится солистом Кировского театра. На сцене этого театра Нуриев выступает в ролях Фрондосо («Лауренсия»), Армена («Гаянэ»), Альберта («Жизель»), Солора («Баядерка) в дуэте с ведущими балеринами.

16 июня 1961 года  во время гастролей Кировского  театра в Париже Рудольф Нуриев  принимает решение остаться на  Западе. Его карьера там складывалась  вполне успешно. 

 Рудольф  Нуриев умер 6 января 1993 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

3.2 Федор  Иванович Шаляпин

Фёдор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в семье крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего вятского рода Шаляпиных.

Началом своей  артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год7, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года  состоялось первое сольное выступление  Шаляпина — партия Зарецкого  в опере «Евгений Онегин», в  постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в  Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно  случайно пришлось из хориста преобразиться  в солиста, заменив в опере  Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Этот дебют  выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие  оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894—1895 гг. — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Годы, проведенные  в Русской Частной опере, созданной  С. И. Мамонтовым — блистательный  взлёт артистической карьеры  Шаляпина. Он был солистом РЧО в  течение четырёх сезонов —  с 1896 по 1899. В автобиографической книге  «Маска и душа», написанной в эмиграции (1932), Шаляпин характеризует этот краткий отрезок своей творческой жизни как важнейший: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». В постановках мамонтовской Частной оперы певец вырос в подлинного художника сцены. Вот еще фрагмент его воспоминаний, где говорится о его начальных шагах в московском оперном коллективе: «С. И. Мамонтов сказал мне: — Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

Скончался Фёдор  Иванович Шаляпин 12 апреля 1938 года в  Париже. Был похоронен на парижском  кладбище Батиньол, а в 1984 году его  прах перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

3.3 Котлоахметов  Арслан Мубарякович

Арслан Котлыахметович Мубаря́ков (настоящее имя — Котлоахметов Арслан Мубарякович) (1908—1975) — башкирский советский актёр, режиссёр, драматург8. Народный артист СССР (1955), прославившийся исполнением роли Салавата Юлаева в драмах и кинофильмах, в том числе в фильме режиссёра Я. А. Протазанова по сценарию С. П. Злобина «Салават Юлаев». Член ВКП(б) с 1941 года.

А. К. Мубаряков  родился 2 декабря 1908 года в деревне  Ассы (ныне Белорецкого района Башкортостана). В 1933—1934 годах служил в РККА. Депутат ВС БАССР 1—4 созывов.

Дебютировал в 1928 году в заглавной роли в трагедии Ф. Сулейманова-Инана «Акшан-батыр» и в роли Буранбая в мелодраме  М.Бурангулова «Башкирская свадьба» (оба спектакля режиссёра В. Г. Муртазина-Иманского).

В 1931 году возглавил  межрайонный передвижной 2-й Башкирский государственный театр драмы  с базой в Стерлитамаке.

С 1934 года и до конца жизни работал в Башкирском академическом театре драмы (БАТД) актёром  и режиссёром, а также худруком (1937—1938), главным режиссёром (1950—1951), директором (1949—1955).

А. К. Мубаряков  умер 5 мая 1977 года в Уфе.

Звания и  награды: орден Ленина (1949 год), орден Трудового Красного Знамени (1955), орден «Знак Почета» (1944), народный артист СССР (1955 год); народный артист РСФСР (1949 год), заслуженный артист РСФСР (1944 год), заслуженный артист Башкирской АССР (1935 год), Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева (1989 год) (посмертно) — «за выдающиеся заслуги в развитии башкирского советского театрального искусства».

3.4 Сахибжамал  Гизатуллина-Волжская

Гиззатуллина-Волжская Сахибжамал (родилась 14 мая 1892, Казань), татарская советская актриса, режиссёр, театральный деятель, заслуженная артистка Татарской АССР (1926). Первая татарская актриса. С 1907 выступала в первой татарской профессиональной труппе "Сайар". В 1912 организовала в Уфе труппу "Hyp", на основе которой впоследствии создан Башкирский драматический театр. Играла роли: Гайни ("Несчастный юноша" Г. Камала), Катерина ("Гроза" Островского), Луиза ("Коварство и любовь" Шиллера) и др. Поставила ряд спектаклей, воспитала группу актёров татарского театра (Ш. Шамильский, Г. Казанский, Е. Сыртланова, Ф. Латыпов и др.). В годы Гражданской войны 1918—20 организовала фронтовую труппу при 2-й армии Восточного фронта (большая часть актёров этой труппы вошла в Уфимский татаро-башкирский театр). В 1920 возглавляла Татарский драматический театр (Ижевск), в 1922—24 работала в театре им. Красного Октября (Казань), затем руководила самодеятельными драматическими кружками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Театральное искусство  в Башкортостане развивалось  в течение трех веков. В настоящее  время театральное искусство  достигло очень высокого уровня. Многие башкирские театры могут похвастаться тем, что знаменитейшие актеры выступали на их сценах, талантливейшие режиссеры и композиторы работали в них. Среди жителей Башкортостана не найти ни одного человека, который хоть раз не был в театре.

Театр — это  синтез всех искусств, он включает в  себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Краткая энциклопедия «Башкортостан» (Уфа, 1996).
  2. «У истоков башкирского театра» Г. Коваленко (Уфа, Ватандаш, 2003).
  3. В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II   (1834-1841 гг.)
  4. Резолюция о развитии башкирского национального театра (1931г.)
  5. Н. Я. Надеждин. «Рудольф Нуриев». (Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011).
  6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  7. Сергей Синенко. «Рудольф Нуреев: Истоки творчества, превратности судьбы».
  8. «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» (автобиография, Ф.И.Шаляпин).
  9. Әхмәтшин F. «Арслан Мөбәрәков».  (Өфө, 1963.)

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

 

Башкирский государственный академический  театр драмы имени Мажита Гафури.

 


 

 

 

Башкирский государственный  театр  оперы и балета.

 

 

 

 

 

 


Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан.

 


 

 

 

 

Уфимский государственный татарский  театр «Нур».

 

 


 

Рудольф Нуриев.


 

 

 

Федор Иванович Шаляпин.

 

1  В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II   (1834-1841 гг.)

2 «У истоков башкирского театра» Г.Коваленко (Ватанлаш, 2003)

3 Резолюция о развитии башкирского национального театра (1931г.)

4 Н. Я. Надеждин. Рудольф Нуриев. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011

5 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

6 Сергей Синенко. «Рудольф Нуреев: Истоки творчества, превратности судьбы».

7 «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» (автобиография).

8 Әхмәтшин F. Арслан Мөбәрәков. — Өфө, 1963.


Информация о работе Театральное искусство Башкортостана