Театр французского Классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:14, контрольная работа

Краткое описание

Главной задачей классицизма было возвеличение французского государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — все приносилось в жертву во имя патриотического долга. В основе классицизма лежал принцип героической гражданственности. Особенностью классицизма как литературного направления было его обращение к античности. В классическом искусстве Древней Греции и Древнего Рима французские классицисты видели непревзойденные художественные образцы воплощения высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Они наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних взяли классицисты и правила трех единств (времени, места и действия).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЛАССИЦИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
И РОЛЬ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. 5
ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ. 9
2.1. Признаки французского классицизма. 9
2.2. Драматурги эпохи классицизма. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22

Файлы: 1 файл

контрольная МХК.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

      Шумный  успех «Сида» вызвал недовольство всесильного министра кардинала Ришелье, который считал, что тема торжества долга над личным чувством была решена в трагедии недостаточно четко. Академия наук Франции составила отзыв о «Сиде», в котором осудила пьесу как не отвечающую всем обязательным правилам классицизма. Корнель уехал в Руан и занялся сочинением новых трагедий. В 1640 г. он пишет свою трагедию «Гораций», строго классическую по форме, развязка которой уже не вызывала споров. Здесь соблюдены правила трех единств и нет ничего, нарушающего каноны классицизма.  

      Второй  трагический драматург эпохи  классицизма - Жан Расин (1639-1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия  после премьеры "Сида". Если Корнель  писал преимущественно героические, историко-политические трагедии, то Расин  обращает свое внимание на внутренний мир человека и создает трагедии психологические, изображающие борьбу человеческих страстей. Это объясняется тем, что французы, пережившие бедствия Фронды, смутной поры войн и восстаний против абсолютизма, уже не хотят больше жертв во имя государства, гражданские доблести их интересуют меньше, чем драмы любви.

Жан Расин 

     Выразителем этих новых запросов общества становится Жан Расин. Расин родился в  Ферте-Милон, небольшом городке в 70 километрах от Парижа. Потеряв родителей  в раннем возрасте, Расин был взят на воспитание в монастырь Пор-Рояль, где приобрел отличные познания в древних языках. Позже он перешел в парижский коллеж для изучения философии. В Париже Расин знакомится с Лафонтеном, Буало и Мольером, попадает в актерский мир и увлекается театром.

      Его первая блистательная трагедия —  «Андромаха» — была поставлена на сцене в 1667 г. и принесла Расину славу  первого трагического поэта Франции. Ее успех был равен успеху «Сида». Трагедия отличалась глубиной и тонкостью  психологических характеристик  и высоким поэтическим мастерством. Тема трагедии была взята из греческой мифологии. Расина привлек образ Андромахи, жены троянского героя Гектора. В душе Андромахи происходит жестокая борьба между ее материнским чувством и верностью памяти убитого мужа. Ради спасения сына Андромаха дает согласие на брак с Пирром, сыном убийцы Гектора, но тут же решает покончить с собою.

      Расин с такой силой и правдивостью изобразил страдания этой женщины  и показал ее высокую душу, что  вызывал у зрителей слезы. Образ  Андромахи открыл целую галерею прекрасных женских образов: мягких, нежных, преданных долгу (Береника, Аталида, Монима, Ифигения), которым противостоят сильные, властные, часто жестокие женские натуры (Гермиона, Роксана, Федра, Агриппина).

      Пушкин  метко назвал Расина «певцом влюбленных женщин и царей». В последние годы жизни Расин отходит от любовных тем и создает большую политическую трагедию «Гофолия» (1691). В этой трагедии он показывает столкновение между монархией, церковью и народом. И хотя трагедия была написана на материале древней религиозной борьбы в Иудее, она живо напоминала современникам Расина о религиозной войне во Франции, о недавних преследованиях протестантов. Трагедия оправдывала право народа на сопротивление деспотическому режиму и поэтому не могла рассчитывать на официальный успех. Впрочем, она и не попала на большую сцену. Сыгранная при дворе для избранной публики, она была встречена королем холодно, церковью — резко враждебно. И Расин, талант которого достиг в ту пору высшего расцвета, после «Гофолии» замолк. Он больше не писал для сцены. Говорили, что король окончательно разгневался на Расина за то, что тот составил «Записку о народной нищете», в которой ярко описал страдания французского народа.

Сцены из трагедий Ж. Расина «Андромаха»

(слева) и «Береника» Гравюра. 1678 г 

     Основоположником  европейской классической комедии  является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства  Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622-1673). Жан-Батист Мольер был прежде всего писателем глубоко народным. В отличие от Корнеля и Расина Мольер обратился в своем творчестве к современности. Он понимал страшную, губительную силу церкви, видел социальные пороки своего времени и осудил их с позиций народных. В ярких сатирических образах он запечатлел типы своих современников — лицемерных святош, развратных аристократов, скупцов, тщеславных мещан. Эти обобщенные образы, явившиеся выражением общечеловеческих пороков, сделали сатиру Мольера бессмертной. Тартюф, Дон Жуан, Гарпагон стали именами нарицательными.

Жан Батист Мольер 

Мольер  был создателем «высокой комедии» классицизма. Это была комедия реалистическая, жизнерадостная, полная народного юмора  и вместе с тем комедия серьезная, философская, отражающая передовые  идеи века.

      Жан-Батист Поклен (Мольер — это его актерский  псевдоним) происходил из среды потомственных  ремесленников. Его дед и отец принадлежали к старинному цеху обойщиков. Старый Крессе, дед поэта, часто брал мальчика с собой, и они вместе посещали шумные ярмарки, где на площадях, в балаганах, разыгрывались веселые фарсы и импровизации комедиантов. Возможно, интерес Мольера к театру зародился еще в те далекие дни.

      Отец  мальчика, владелец обойной лавки  и мастерской, рассчитывающий на чин  королевского камердинера, поместил сына в Клермонский коллеж, где юный Мольер получил хорошее знание древних языков и даже перевел на французский язык поэму «О природе вещей» античного философа-материалиста Лукреция. Выдержав при Орлеанском университете экзамен на лиценциата прав, Мольер мог стать адвокатом. Но ни юридическая карьера, ни тем более дело его отца не привлекали юного Мольера. У него было иное призвание. Единственная, непобедимая, всепокоряющая страсть к театру владела им всю его жизнь.

      Мольер  выбирает трудную, презираемую в те времена профессию актера и уходит из дома на поиски счастья. Он примыкает к труппе бродячих комедиантов и в течение тринадцати лет скитается по дорогам Франции. За годы скитаний Мольер хорошо знакомится с жизнью народа и начинает сам писать пьесы. Его ранние произведения отличаются жизнерадостностью, стремительностью действия, но больших проблем они еще не ставят.

      В 1658 г. Мольер со своей труппой приезжает  в Париж. 24 октября 1658 г. труппа Мольера  впервые выступает перед королем  и ставит сочиненный Мольером фарс «Влюбленный доктор». После спектакля король предоставляет Мольеру помещение придворного театра Пти-Бурбон и назначает ему ежегодную пенсию в 1500 ливров. Отныне Мольер будет пользоваться благосклонностью молодого Людовика XIV. Король считает его весельчаком, остроумцем, мастером на забавные увеселения, но отнюдь не грозным сатириком, который предаст осмеянию привилегированные сословия и поколеблет авторитет церкви. И когда враги Мольера под предлогом расширения Луврского дворца разрушат театр Пти-Бурбон, Людовик даст ему второе дворцовое помещение — роскошное здание театра Пале-Рояль. Еще на сцене Пти-Бурбон с огромным успехом, давая тройные сборы, прошла комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659). Комедия эта была направлена против модной тогда «прециозности», т. е. мнимой изысканности в искусстве и в жизни.

      Две комедии — «Школа мужей» (1661) и  «Школа жен» (1662) — увеличили число  недоброжелателей Мольера, но настоящие  бои были еще впереди. И вот  в 1664 г. Мольер создает свою первую великую комедию «Тартюф, или Лицемер», которая наносит сокрушительный удар католической церкви. Пьеса была поставлена при дворе и вызвала резкое возмущение королевы-матери, рьяной католички, и всех клерикалов, которые немедленно потребовали у короля ее запрета.

      Сила  этой комедии была не просто в том, что Мольер создал сатиру на хитрого  и жадного монаха. Понимая, что  церковь всесильна, он не побоялся заявить  во всеуслышание, что власть эта  преступна, ибо церковная мораль лжива и нельзя именем бога прикрывать гнусности, совершаемые подлецом.

      Белинский о «Тартюфе» сказал: «Человек, который  мог страшно поразить, перед лицом  лицемерного общества, ядовитую гидру  ханжества, — великий человек! Творец «Тартюфа» не может быть забыт!» 

      На  комедию был наложен запрет. Чтобы спасти комедию, Мольер снял с Тартюфа его духовный сан, оставив его просто святошей и ханжой, сделал кое-какие смягчающие переделки и даже заменил название пьесы на «Обманщик». Комедия с триумфом начала свою новую сценическую жизнь и тут же была запрещена. Запрет был снят лишь в 1669 г., после смерти королевы-матери, когда Людовик XIV, польщенный новой развязкой пьесы, в которой Тартюфа разоблачает сам король, разрешил наконец комедию к постановке.

      В 1665 г. Мольер поставил на сцене парижского театра свою вторую великую комедию — «Дон Жуан, или Каменный гость». Дон Жуан Мольера — это убежденный безбожник и развратитель, который творит зло, чувствуя при этом свою полную безнаказанность. В довершение всего он решает действовать по примеру святош с помощью лицемерия и убежден, что в глазах всех останется прав. Эта иезуитская мораль, проповедуемая вельможей, навлекает на него небесную кару, и он, превысив меру злодеяний, проваливается в ад. Для Мольера этот финал был справедливым возмездием аристократам.

      Через год, в 1666 г., Мольер создает свою третью великую комедию — «Мизантроп». На этот раз он не высмеивает, не прибегает  к сатире. Всю силу своего гражданского негодования Мольер передает своему герою — умному, честному Альцесту, и тот обличает открыто и гневно, высказывая противникам всю правду в глаза.

      Резкость  разоблачений Мольера, убежденность его  критики, его бесстрашие сделали  великого писателя страшным даже после  его смерти. Церковь отказалась хоронить Мольера. Его похоронили друзья поздно вечером, при свете факелов, на кладбище св. Иосифа в Париже, в той заброшенной его части, которая отведена для самоубийц.

      Этот  человек, столь ненавидимый церковью, составляет славу французского народа.

    Представление

    в Версале. Пьеса  Ж. Б. Мольера

    «Мнимый больной». 
     
     

       

    Сцена из спектакля

    «Школа жён»

    (комедия Ж.  Б. Мольера).

    Гравюра. XVII в. 

    Сценическая плошадка

    «Комеди Франсез».

    Гравюра. XVII в.

    Актёр в костюме

    персонажа пьесы

    Ж. Б. Мольера

    «Плутни Скапена» 
     
     

     

    Представление в Версальском парке комедиибалета

    Ж. Б. Мольера  «Удовольствия

    на очарованном

    острове». Гравюра. XVII в.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Классицизм - это прежде всего жесткая система правил. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» - времени, места и действия.

        В классицистических произведениях  общегосударственное должно преобладать  над частным, изображать следует  не сущее, а должное, ориентироваться  нужно на античность и облагороженную  природу, необходимо соблюдать  принцип соответствия формы и  содержания.

      Под влиянием рационалистической философии  великого французского мыслителя Рене Декарта принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.

      Основной  эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

      Вместе  с новыми принципами в литературе, классицизм принес свои идеалы и на сцены театров. Благодаря единству места, времени и действия, классические произведения идеально подходили для  постановок, а актерское искусство  стало инструментом пропаганды и просвещения.

      Эта эпоха по праву может быть наречена "золотым" веком театрального искусства, оно становится более  интеллектуальным, возвышенным, и в  тоже время, в основном благодаря  комедиям, ближе к простому народу. Именно комедии Мольера лучше всего высмеивали все пороки современного ему (да и теперешнего) общества. Простые и понятные, они заставляли зрителей за частую смеяться над самими собой. И даже сегодня сатирические Мольеровские образы имеют право на существование.

      Что касается трагедии, она воспевала величие народа, героизм и патриотизм, став мощным инструментом воспитания нового мыслящего поколения. Драмы Расина во Франции оказали огромное влияние на мировоззрения всей Европы. Они оказались настолько сильным оружием, что созданные по их мотивам постановки 1940-х гг. вызвали всплеск движения сопротивления и крайнее негодование нацистских властей.

Информация о работе Театр французского Классицизма