Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 11:48, реферат
Вместе с новыми принципами в литературе, классицизм принес свои идеалы и на сцены театров. Благодаря единству места, времени и действия, классические произведения идеально подходили для постановок, а актерское искусство стало инструментом пропаганды и просвещения.
Эта эпоха по праву может быть наречена "золотым" веком театрального искусства, оно становится более интеллектуальным, возвышенным, и в тоже время, в основном благодаря комедиям, ближе к простому народу. Именно комедии Мольера лучше всего высмеивали все пороки современного ему (да и теперешнего) общества.
«Золотой век»
Вместе с новыми принципами в литературе, классицизм принес свои идеалы и на сцены театров. Благодаря единству места, времени и действия, классические произведения идеально подходили для постановок, а актерское искусство стало инструментом пропаганды и просвещения.
Эта эпоха по праву
может быть наречена "золотым"
веком театрального искусства, оно
становится более интеллектуальным,
возвышенным, и в тоже время, в
основном благодаря комедиям, ближе
к простому народу. Именно комедии
Мольера лучше всего высмеивали
все пороки современного ему (да и
теперешнего) общества. Простые и
понятные, они заставляли зрителей
за частую смеяться над самими собой.
И даже сегодня сатирические Мольеровские
образы имеют право на существование.
|
Что касается трагедии,
она воспевала величие народа,
героизм и патриотизм, став мощным
инструментом воспитания нового мыслящего
поколения. Драмы Расина во Франции,
Шиллера и Гете в Германии и
Австрии оказали огромное влияние
на мировоззрения всей Европы. Они
оказались настолько сильным
оружием, что созданные по их мотивам
постановки 1940-х гг. вызвали всплеск
движения сопротивления и крайнее
негодование нацистских властей.
Классический театр надолго пережил всю
эпоху классицизма, оставаясь современным
и по сей день.
Как известно, родиной
классицизма является Франция. Именно
здесь закладывались основные принципы
и идеалы этого направления. Можно
сказать, что пошло все со слов
двух знаменитых людей, Короля-Солнца
(т.е. Людовика XIV), изрекшего "Государство
- это я!" и знаменитого философа
Рене Декарта, сказавшего : "Я мыслю,
следовательно - существую". Именно
в этих фразах кроются основные идеи
классицизма: верность королю, т.е. отечеству,
и торжество разума над чувством.
|
Новая философия требовала
своего выражения не только в устах
монарха и философских трудах,
но и в искусстве, доступном обществу.
Нужны были героические образы, направленные
на воспитание патриотизма и рационального
начала в мышлении граждан. Так началось
реформирование всех граней культуры.
Архитектура создавала строго симметричные
формы, подчиняя не только пространство,
но и саму природу, стремясь хоть немного
приблизиться к созданному Клодом Леду
утопическому идеальному городу будущего.
Который, кстати, так и остался исключительно
в чертежах архитектора.
Живопись, благодаря Пуссену, Давиду, Энгру,
обращается к пропорциям и сюжетам античности,
мотивируя это тем, что перенося зрителя
из привычного окружения в другой мир,
можно достичь наилучших результатов
восприятия и понимания. Но даже картины,
написанные на современные художникам
сюжеты, как «Смерть Марата» Давида, так
же не отходят от идеалов античности, и
прежде всего, от идеалов героизма и патриотизма.
Литература, и прежде всего, поэзия так
же служили высоким идеалам патриотизма,
обобщая в своих героях все прекрасное
и негативное, что они видели в людях своей
эпохи. Почему именно поэзии принадлежит
ведущая роль в создании литературы классицизма?
Красота, четкий размер строф и гармония
– все, почитаемое классицистами - выдвинули
поэзию на первый план, сделав ее весомым
пропагандистским инструментом.
Таким образом, классицизм методично завоевывал
свое место в истории искусства, и не только
французского.
Архитектура французского классицизма
Главным памятником архитектуры
французского классицизма, без сомнения,
можно назвать Версаль – эту
великолепную королевскую резиденцию,
призванную, в соответствии с принципами
классицизма, прославлять монарха,
торжество разума и природу, украшенную
не без его помощи.
Созданный Андре Ленотром Версальский
дворец и парк соответствуют строгим геометрическим
формам – круг с отходящими от него аллеями-лучами.
Вся архитектура Версаля была призвана
воспевать Людовика XIV, Короля-Солнце.
Не даром дворцовые галереи брали свое
начало именно от спальни, или точнее,
от ложа монарха, олицетворяя сияние его
разума и просвещенности. Тот же принцип
действует и в устройстве парка. Кроме
этого Версальский парк – идеальный образец
столь любимой классицистами симметрии:
четко выверенные линии аллей, расположение
прудов, клумб и скульптур, расставленных
в подражание античному стилю.
Построенный в соответствии
с идеалами классицизма Версаль
прекрасен и статичен, словно масштабное
трехмерное воплощение картины неизвестного
художника. Однако самым претенциозным
проектом эпохи классицизма стал
Шо – город будущего, так и
не воплощенный в жизнь Клодом
Леду. Этот город создавался в чертежах
зодчего не просто, как скопление
необходимых административных и
жилых зданий. Для Леду Шо стал настоящей
социальной моделью, в которой царит
мир, просвещение и покой. Эта
идея выражалась в таких предполагаемых
постройках, как Дом образования,
храм, где люди могли бы проводить
свои семейные обряды, Храм Мира и т.д.
Проект города Шо стал утопической
философской моделью целого мира,
выраженной в статичных архитектурных
формах, так и не перенесенных с
чертежей в камень.
Париж, будучи столицей просвещенного
европейского государства, так же не мог
не подвергнуться переменам классицизма.
И по сей день, мы можем наблюдать следы
этой эпохи в архитектурной правильности
площади Согласия, Елисейских полей, в
величии собора Дома Инвалидов, призванном,
в соответствии с идеалами эпохи, показать
не только заботу народа о государстве,
но и государства о тех, кто принес жертву
ради его блага.
Информация о работе «Золотой век» французского театра классицизма