Золотой век русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

В период XVIII-XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоёванные территории включались как составная часть в единое государство. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали всё лучшее, что было в многонациональной культуре.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Золотой век русской культуры: общая характеристика……………....5
2. Духовность русской литературы……………………………………….9
3. Театр и музыка…………………………………………………………12
4. Изобразительное искусства и архитектура………………………..…16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 


 


План

Введение…………………………………………………………………….3 

1. Золотой век русской  культуры: общая характеристика……………....5

2. Духовность  русской литературы……………………………………….9

3. Театр и музыка…………………………………………………………12

4. Изобразительное искусства и архитектура………………………..…16

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории тысячелетней культуры с «пяти Россий» (Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! ХIХ век уникален, прежде всего, своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.

Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась «хрестоматийным глянцем», либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, «усеченного» представления о нем. Значительные «материки» культуры изымались, уходили под воду забвения как «чуждо-классовые», «ненужные». Настало время объемного, научного подхода к русской культуре.

В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий «узел» в «колесе» русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности.

В-четвертых, XIХ век – и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее, со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной «знаковой» системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов.

В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно - собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу.

В-шестых, ХIХ век - и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Золотой век русской  культуры: общая характеристика

В период XVIII-XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоёванные территории включались как составная часть в единое государство. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали всё лучшее, что было в многонациональной культуре.

XIX век явился  временем окончательного формирования  русской национальной культуры. Национальная культура - это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом её формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантной. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей1.

Каждая эпоха требует определенного уровня культуры в сфере материального производства, демократизации культуры в целом. Отличительной чертой этой эпохи было широкое распространение просвещения. Необходимо было ликвидировать сословно-крепостническую систему народного образования. К концу века уровень грамотности увеличился с 6% до 21%. Сложилось несколько типов школ. Открывались земские, городские школы, в городах существовали классические и реальные гимназии. Появились новые университеты в Томске, Харькове, Казани, Одессе. Открываются высшие учебные заведения - горные, лесные, сельскохозяйственные институты. Под давлением общественности правительство вынуждено открыть высшие учебные заведения для женщин. Развивается книгоиздательское, журнальное, газетное дело. Издательства ориентируется на массового читателя.

К началу XX века в России издавалась 1131 газета на 24 языках. Крупные издательства И.Сытина, А. Суворина, «Знание», выпускали книги, доступные по цене для всего населения, сыгравшие огромную роль в просвещении и распространении произведений русских и зарубежных авторов. Открывались научные, общественные библиотеки, шло становление музейного дела. Культурные потребности и интересы различных городских и сельских слоев, конечно, отличались, но происходил процесс их сближения благодаря распространению грамотности, печатного слова2.

Если в начале XIX века ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия А. Грибоедова «Горе от ума», опера М. Глинки «Жизнь за царя». В 60-90-е годы - оперы на исторические сюжеты М. Мусоргского, А. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Мировое признание получил выдающийся композитор П. Чайковский. К началу века расцвел талант А. Скрябина, С. Рахманинова.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир.

Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX века был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 году открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. В театре сложился прекрасный ансамбль, утверждались новые принципы режиссуры и актерской игры. XIX-XX век дали блестящую плеяду артистов - М. Щепкина, П. Молчалова, М. Ермолову, Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевскую.

«Ученые России в XIX веке сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение, Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы - периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков - П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировое признание. В начале XX века первую Нобелевскую премию в России получил физиолог И. Павлов»3.

В начале XIX века опережающими темпами развивается архитектура - искусства абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы ордерной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор - А. Воронихин, ансамбль Биржи - Тома де Томон, Адмиралтейство - А. Захаров.

Плодотворно развивалась в XIX веке живопись. На рубеже XVIII-XIX веков работали портретисты О. Кипренский, В. Тропинин. С 70-х годов внимание художников было сосредоточено на искании социальной справедливости. В живописи началась деятельность «передвижников». Их картины - народническая публицистика в красках и лицах. Среди них были талантливые художники - В. Перов, Н. Крамской, В. Верещагин4.

«В последние десятилетия века началось движения против «односторонности» передвижников. Явились художники, понимающие, что кроме « гражданских мотивов» и все другие стороны бытия могут быть содержанием художественного творчества. Увлекаясь красотой красок и линий, заботясь о художественном стиле своих произведений и индивидуальности в области искусства, они положили начало чрезвычайному развитию русской живописи»5. Русский импрессионизм был представлен работами В. Серова, М. Грабаря. Заметную роль сыграло художественное направление «Мир искусства».

С. Дягилев открыл Европе русскую музыку, балет, театральную живопись. Большим успехом пользовались его «Русские сезоны». Выдающимися художниками этого периода были К. Малевич, П. Кончаловский, М. Шагал. Огромное значение в поддержке творчества художников, писателей, певцов имела деятельность российских меценатов. Наиболее известные - С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Мамонтов. Особой популярностью среди различных слоев городского населения на рубеже XIX века в России пользовался кинематограф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Духовность  русской литературы

Особенностью русской культуры было стремление к высшим, духовным, ценностям. Это же нашло отражение и в литературе. Ведь не к богатству и знаменитости стремятся герои А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и многих других авторов. Они находятся в постоянном поиске чего-то, о чем не имеют даже ясного представления, но продолжают жадно искать как в своей душе, так и в окружающем мире. Они постоянно задаются вопросами: а зачем они пришли в этот мир, в чем заключается их предназначение. А высшее предназначение для русского человека как раз и заключается в том, чтобы «жить по совести», которая, как известно, и является голосом Божьим в нашей душе6.

Классическая русская литература пронизана глубоким психологизмом, вскрывающим душевные переживания героев, их внутренний мир. Таких героев в русской литературе очень много: это целая галерея «лишних» людей (Онегин, Печорин, Рудин, Обломов, Базаров), «маленькие люди» в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Но никакие духовные муки не являются оправданием их поступков. Они только позволяют читателю лучше представить себе характер героя. Так, личность героя выходит в произведениях русской классики на первое место, но только для того, чтобы продемонстрировать ничтожность низменных желаний или стремление к высшим ценностям.

Вот только теперь, приняв как данность «три обязательных слагаемых классической русской литературы: духовность, основанную на православии, психологизм и философское осмысление мира - можно понять, почему для русского народа она не потеряла своей актуальности и сегодня, а для иностранцев и являлась и является загадкой»7. Дело в том, что за жизненными ситуациями и характерами героев русских классических произведений всегда стоит обобщенный образ России, ее истории, мировоззрения и культуры. Ведь «лишние» люди в России наверняка были и до XIX века, они есть и сейчас. Но именно в тот момент пришло время сказать об этом, и именно в тот момент об этом было сказано все.

«Для русской литературы всегда была характерна христианская тематика, ведь и сама русская литература началась с религиозных книг. И даже в произведениях советских писателей, вполне искренне объявлявших себя атеистами, часто прослеживаются христианские образы и мотивы, но именно тогда одухотворенность и религиозность стала отличительным признаком русской литературы»8. Поэтому и сегодня, читая классические произведения, мы понимаем переживания героев и их проблемы, может быть, по-своему, перенося их в современный мир, но не исключая их существования и в наше время. А для иностранцев же они остаются признаками исторического прошлого, которое нужно принять как данность исторической эпохи. А историю, как известно, нельзя ни судить, ни исправить.

Итак, отличительными чертами русской классической литературы являются: глубокий психологизм; духовность, основанная на православии; философичность; связь с русской культурой и историей.

Исторически сложилось, что все в России не так, как в остальных развитых странах: и русская душа - потемки, и путь развития - свой, особенный, и классическая русская литература - уж слишком серьезная, проникнутая тайным смыслом. Часто можно услышать такую фразу: «Чтобы понять Россию, нужно в ней родиться». Но и просто родиться в России - мало. Нужно знать историю страны, мировоззрение народа, традиции и обычаи, пронесенные до наших дней из глубины веков, культурное наследие, наконец. Но даже детально изучив все это, остается еще загадочная русская душа с ее терзаниями и стремлениями, объяснить которые практически невозможно. Но все-таки русские писатели и поэты неоднократно пытались это сделать.

Период классической русской литературы приходится на XIX - начало XX века и связан, в первую очередь, с господствовавшим в то время литературным направлением - реализмом, для которого было характерно правдивое изображение действительности. Русскими писателями, пришедший с запада реализм был осмыслен по-своему: как направление, призванное указать обществу на существующие проблемы, задуматься о них. Другими словами, отличительной чертой русского реализма был его воспитательный характер. Классическая литература - это не просто чтение на досуге, а настоящий «учебник жизни», по высказыванию Н.Г. Чернышевского.

Прежде, чем попытаться понять тайну русской литературы, нужно обратить внимание на то, как сами писатели и поэты понимали свое предназначение. Это очень точно подмечено у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк». Все мы помним, что в нем говорится о томимом «духовной жаждою» поэте, который перерождается в пророка, наделенного Всевышним даром «глаголом жечь сердца людей». И это не просто слова.

Информация о работе Золотой век русской культуры