Золотой век русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

В период XVIII-XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоёванные территории включались как составная часть в единое государство. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали всё лучшее, что было в многонациональной культуре.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Золотой век русской культуры: общая характеристика……………....5
2. Духовность русской литературы……………………………………….9
3. Театр и музыка…………………………………………………………12
4. Изобразительное искусства и архитектура………………………..…16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Писатели XIX века и в самом деле видели свое предназначение в том, чтобы быть посредниками между истиной, Богом, и народом. Писатель никогда не должен был успокаиваться или примиряться с действительностью, но доносить до сознания людей истину, независимо от того, угодна она была правящему сословию или нет. Без понимания самопожертвования русских писателей ради того, чтобы провозглашать истину, невозможно понять и русской классической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

3. Театр и музыка

Прогрессивное направление русского театра утверждало себя в  постоянной борьбе с  реакционными  тенденциями  в  репертуаре  и  во  всей  организации театрального  дела,  порожденными  правительственной  политикой  в   области искусства. Существовавшая в  Петербурге  и  Москве  монополия  императорских театров ограничивала возможности новаторских начинаний, ставила  драматургов и актеров в зависимость  от  требований  дирекции  и  всего  насаждаемого  в театрах бюрократического режима. 

В  трудных  условиях  развивался  театр  в провинции,  где  процветала  коммерческая  инициатива  антрепренеров  и  где преимущественно только силой актерских талантов театр удерживался на  уровне художественных  требований.  Огромную  поддержку   развитию   прогрессивного направления   в   русском   сценическом   искусстве   оказывала    передовая демократическая критика,  которая  отстаивала  идейные  основы  театра,  его

социальную содержательность, верность принципам  жизненной  правды. 

Идейная борьба проходит через все развитие русского театра XIX в.  Руководящую  роль в  ней  завоевывает  прогрессивное  направление,   опирающееся   на   широко развивающийся  в  эту  эпоху  в  России  процесс  формирования  национальной демократической культуры  и  на  растущие  возможности  яркого  выражения  в драматургии и театре критических,  антикрепостнических  тенденций.  На  этой почве достигает  особого  успеха  сценический  реализм,  и  в  то  же  время утверждается направление прогрессивного романтизма. В  период  от  Фонвизина до Островского складываются основные традиции русской театральной  культуры, определяются черты ее художественного своеобразия.

В конце  XVIII  —начале  XIX  в.  в  русском  театре  ведущее  значение приобретает   просветительский   сентиментализм.    «Просветительская    идея прирожденного  равенства  всех   людей,   идея   «естественного   человека», обращенная в творчестве целого  ряда  драматургов  и  актеров  на  раскрытие противоречий  крепостнического  строя,  помогала  выявить   общественную и нравственную недопустимость рабства»9.  Внимание  драматургов  привлекали  при этом внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы  Н.  И.  Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова  и  др.).  С  другой  стороны,  в  тех сентиментальных драмах, которые были проникнуты охранительными  тенденциями, проявлялось стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты  слащавой идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова,  С.  Н.  Глинки  и др.).

Повышенная «чувствительность»,  искренность  сценического  переживания, часто  обогащаемые  элементами  социальной  и  бытовой  правды  в  обрисовке персонажа, отличали игру Я.  Е.  Шушерина  (1753—1813),  А.  Д.  Каратыгиной (1777—1859) и других актеров этого времени. Сентиментализм  освобождал  игру актеров от власти рационалистических принципов  классицизма  и  содействовал разрушению эпигонских традиций  этой  системы,  развитию  в  исполнительском искусстве романтических и реалистических тенденций.

Развитие  романтизма  в  русском  театре  начала  XIX  в. связано с нарастанием в драме и  актерском  творчестве  мотивов неудовлетворенности существующей действительностью, индивидуалистического протеста,   бурных переживаний свободолюбивой личности.  Эти  романтические  черты  свойственны искусству выдающегося русского актера А. С. Яковлева (1773—1817).

Значительное  воздействие  на  развитие  театра  оказали   эстетические взгляды   писателей-декабристов.   Разрабатываются   темы   борьбы    против национального  и  политического   угнетения,   создаются   образы   сильных, вольнолюбивых героев,  охваченных  жаждой  патриотического  подвига  («Марфа Посадница,  или  Покорение  Новагорода»  Ф.  Ф.   Иванова,   «Вельзен,   или Освобожденная  Голландия»  Ф.  Н.  Глинки,  «Андромаха»  П.А.   Катенина, «Аргивяне» В.К. Кюхельбекера  и  др.).  Исполнительский  стиль  определялся сочетанием  большой  эмоциональности,   искренности   и   естественности в выражении чувств  с  героической  масштабностью  характеров  и  пластической строгостью  внешнего  рисунка  образа.  Наиболее  высокое и законченное выражение этот стиль нашел в творчестве крупнейшей трагической  актрисы  той эпохи Е. С. Семеновой (1786—1849).

Одновременно в комедии и  драме  продолжалось  развитие  реалистических тенденций,  ограниченное,  однако,  узкими  возможностями  водевиля  (А.А. Шаховской,  Н.И.  Хмельницкий,   А.И.   Писарев)   и   семейно-бытовой, консервативной  по  духу  пьесы  (М.  Н.  Загоскин).  Стремление  актеров  к жизненной  правде  опиралось  как  на  искренность  переживания,   простоту, естественность  (молодой  М.  С.  Щепкин),  так  и  на  искусство   внешнего перевоплощения, копировки отдельных ярких типов  (И.И.  Сосницкий,  Е. И. Гусева и др.).

Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое  отражение получила  героико-патриотическая  тема,  воплощенная  в  творчестве  С.   А. Дегтярева—автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д. Н.  Кашина, С. И. Давыдова, И. А. Козловского.  На  основе  народных  мелодий  вырастает богатая и многообразная  песенная  лирика,  глубоко  выразившая  мир  чувств простого человека.  Создаются  «русские  песни»  в  народном  духе,  бытовые романсы, баллады.

В проникновенных романсах А.А. Алябьева (1787—1851),  задушевных  лирических песнях А. Е. Варламова (1801—1848) и А. Л. Гурилева  (1803—1858), обаятельных национально-романтических операх А. Н. Верстовского  (1799—1862) - автора знаменитой «Аскольдовой могилы» — нашли выход яркие,  прогрессивные стремления русского искусства.  Но  только  Глинке  удалось  ввести  русскую музыку в круг мировых явлений, возвысив ее до уровня передовых  идей  своего времени.

Историческая   заслуга   Глинки заключается прежде всего в глубоком понимании задач народности  и  реализма. В  своем  искусстве  он  выразил  коренные  черты   русского   национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески  усвоив передовые достижения западноевропейской культуры,  он  сумел  стать  великим  национальным художником, певцом своей родины10. 

Традиции Глинки продолжил его младший современник  Александр  Сергеевич Даргомыжский. Ученик и друг  Глинки,  он  следовал  его  заветам народности  и  жизненной  правды. Творчество  Даргомыжского  отразило новые, вызревавшие в переломный период 40—50-х годов тенденции  критического реализма. Огромное  значение  приобретает  у  композитора  тема  социального неравенства и бесправия. Рисует ли он Драму простой крестьянской  девушки  в опере «Русалка» пли трагическую гибель солдата в «Старом капрале»,  —  всюду он выступает  как  чуткий  художник-гуманист,  стремящийся  приблизить  свое искусство к запросам демократических слоев русского общества.

В 60-х  годах  русская  музыка  вступает  в  полосу  своей  зрелости  и всестороннего расцвета. В новых исторических условиях  пореформенной  России наступает  подъем   музыкально-общественной   жизни.   Усилиями   выдающихся музыкантов-просветителей — М. А. Балакирева, А. Г. и Н.  Г.  Рубинштейнов  — создаются   музыкальные   организации   нового    типа,    первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и  А. Н. Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.

Идейно-художественные принципы глинкинской школы  находят  плодотворное развитие в творчестве великих композиторов  нового  поколения:  Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Их деятельность, начавшаяся в 60-х  годах,  ознаменовала  высший  подъем  русской  музыки,   кульминацию   ее исторического пути уже в следующий период.

 

 

4. Изобразительное искусства и архитектура.

    «Развитие живописи и графики в начале ХIХ в. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным  наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности.  Сломав старые,  условные   и   ограниченные   рамки   художественного   творчества, установленные  классицистической  эстетикой,  живописцы  и   графики   этого времени подходят к более свободному и широкому, порой  окрашенному  душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека»11.

Большую роль в этом завоевании реального мира  искусством,  в  усилении эмоционального,  лирического  начала  играл  романтизм,   особенно   заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное  развитие  в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные  чертами  романтизма  портреты работы О.  А.  Кипренского  (1782—1836)  выделяются  среди  современных  ему произведений  портретного   искусства   одухотворенностью   и   пленительной простотой образов. Тонкую поэзию умел почувствовать в природе Италии  С.  Ф. Щедрин  (1751—1830).  В  своих  пейзажах,  овеянных   мягким,   мечтательным настроением,  он  стремился  уловить  живую  жизнь  природы,  различные   ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное  передовым  общественным движением, отразилось в творчестве В. А. Тропинина (1776— 1857)  и  особенно А.  Г.  Венецианова  (1780—1847),  в  чьих  жанровых  картинах  и  портретах раскрывались   нравственные   качества   крепостных   крестьян,    рисовался задушевный образ русской природы.

«На   почве   отрицания самодержавного строя и вместе с  тем  разочарования  в  возможности  близких социальных перемен, охватившего многие круги русского общества,  а  также  с появлением  новых   философских   воззрений   значительное   распространение получает романтизм, приобретающий  по  сравнению  с  началом  XIX  в.  более противоречивый характер. Но  уже  к  40-м  годам   происходит   отчетливое   изживание романтических   тенденций,   утверждение   последовательно    реалистических принципов в искусстве»12.

В архитектуре 30—50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают  черты  казенного  холода  и  абстракции.  Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм  и  в ряде случаев  перегружены  декоративным  убранством.  В  скульптуре  заметно усиливаются бытовые черты. 

Пристальный  интерес  к  вопросам  исторического  развития  и   судьбам народов,  который  был  связан  со  всем   характером   передовых   идей  и миросозерцания  людей  той  эпохи,  побуждал   художников   искать   больших обобщающих тем,  в  которых  отразились  бы  значительные  моменты  в  жизни человечества.  На  первое  место  в   искусстве   30-х   годов   выдвигается историческая живопись. К. П. Брюллов (1799—1852) в картине  «Последний  день Помпеи»   изобразил   гибель   людей,   на   которых обрушилась слепая, всеразрушающая  стихия.  Несмотря  на романтический пафос,  Брюллов  в  композиции,  изображении  фигур  людей  не порывал полностью с приемами  классицистической  идеализации,  желая  увлечь зрителя пластической красотой человеческих  тел. 

Глубоко  отразил  в  своем  творчестве  волнующие  идеи   современности Александр   Андреевич   Иванов   (1806—1858).   Более  20 лет художник трудился над  своим  монументальным  полотном  «Явление  Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение  погрязших  в страданиях  и  пороках  людей.  Сложная   религиозно-нравственная идея о необходимости освобождения человечества  от  угнетения  и  рабства  отражала противоречия в мировоззрении художника,  свойственные  в  эти  годы  многим  представителям  дворянской  интеллигенции,  решавшим  социальные  вопросы  в моральном плане.

Задачам изображения окружающей будничной русской жизни,  не  получавшим настоящего отклика  у  мастеров  исторической  живописи,  отвечало  развитие бытового  жанра,   а   также   сатирической   графики.   Проникнутые   живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни  встречаются  в акварелях  и  рисунках  Т.  Г.  Шевченко,  картинах  ряда  учеников  А.   Г. Венецианова.  К   концу   30-х   годов   выступает   группа   рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы.

В середине 40-х годов складывается глубоко  демократическое  по  своему содержанию искусство  Павла  Андреевича  Федотова  (1815—1852),  знаменующее новый  этап  в  развитии  бытового  жанра.  Рисуя  быт  чиновников,  купцов, обедневших, хотя и не  потерявших  своих  претензий  дворян,  Фёдотов  делал достоянием искусства  образы  и  темы,  ранее  не  затрагивавшиеся  жанровой живописью.   Он   показывал   чванство   и   тупость   чиновников,   наивное самодовольство   и   хитрость   толстосумов-купцов,   безнадежную    пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской  реакции,  горькую участь своего собрата-художника13.

В 50-е годы бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако  лишь в 60-е годы, в пору демократического  подъема,  бытовая  живопись  достигает уровня боевого искусства. Необходимость  правдивого  искусства,  обращенного прежде  всего  к  современной  жизни,  глубоко  вскрывающего   и   бичующего социальные  пороки,  борющегося  за  интересы  народа  —   эти   требования, выдвигавшиеся Н.  Г.  Чернышевским  и  другими  революционерами-демократами, находят  свое   отражение   в   творчестве   Василия   Григорьевича   Перова (1834—1882), И. М. Прянишникова (1840—1894), Н.  В.  Неврева  (1830—1904)  и ряда   других   живописцев   и   рисовальщиков   того   времени.   Обличение невежественного духовенства как опоры  самодержавия,  произвола  чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение  тяжелой  доли  крестьянства  и забитости маленьких «униженных и  оскорбленных»  людей  составляют  основное содержание картин этих художников, пробуждающих  в  зрителе  протест  против тогдашнего  общественного  строя. 

Информация о работе Золотой век русской культуры