Театр французского Классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:14, контрольная работа

Краткое описание

Главной задачей классицизма было возвеличение французского государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — все приносилось в жертву во имя патриотического долга. В основе классицизма лежал принцип героической гражданственности. Особенностью классицизма как литературного направления было его обращение к античности. В классическом искусстве Древней Греции и Древнего Рима французские классицисты видели непревзойденные художественные образцы воплощения высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Они наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних взяли классицисты и правила трех единств (времени, места и действия).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЛАССИЦИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
И РОЛЬ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. 5
ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ. 9
2.1. Признаки французского классицизма. 9
2.2. Драматурги эпохи классицизма. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22

Файлы: 1 файл

контрольная МХК.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Белорусский Государственный  Педагогический Университет имени  Максима Танка» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по мировой художественной культуре 

Тема: «Театр французского Классицизма» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнили студентки           факультета эстетического          образования 4 курса 407         группы заочного отделения:

                      Неборская Д. А.

                      Ярошевич Т.Н. 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск 2011 

    СОДЕРЖАНИЕ 
     
     

ВВЕДЕНИЕ          3 

ГЛАВА 1. КЛАССИЦИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

            И РОЛЬ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.     5 

ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ.   9

2.1. Признаки  французского классицизма.     9

2.2. Драматурги  эпохи классицизма.      12 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          20 

ЛИТЕРАТУРА          22

ВВЕДЕНИЕ 

      Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной системой в истории европейской культуры.

      И хотя закат классицизма произошёл  в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.

      XVII век во Франции был периодом  расцвета абсолютной монархии  и установления официального, общегосударственного стиля в искусстве и литературе — классицизма.

      Главной задачей классицизма было возвеличение французского государства и подчинение интересов отдельного человека интересам  государства. Любовь, дружба, родственные  связи — все приносилось в  жертву во имя патриотического долга. В основе классицизма лежал принцип героической гражданственности. Особенностью классицизма как литературного направления было его обращение к античности. В классическом искусстве Древней Греции и Древнего Рима французские классицисты видели непревзойденные художественные образцы воплощения высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Они наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних взяли классицисты и правила трех единств (времени, места и действия).

      Пышная  античная оболочка характерна для искусства  Франции той эпохи. Но это искусство  было содержательным и глубоким: оно  поднимало большие общегосударственные  вопросы, ибо в тот период абсолютизм решал, по словам К. Маркса, прогрессивную историческую задачу. Отсюда широкое распространение классицизма за пределы Франции и то огромное значение, которое имели в мировой литературе его великие драматурги — Корнель, Расин и  Мольер.

      В истории французской культуры театр  занимал одно из первых мест. Он выдвинул плеяду выдающихся драматургов и  актеров. На французской сцене сложились  и достигли совершенства практически  все художественные направления  и разработаны все театральные жанры. Здесь также получили развитие и новые формы организации театрального дела, например, новый частновладельческий, антрепренерский, коммерческий театр. 

ГЛАВА 1. КЛАССИЦИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И РОЛЬ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. 

      Классицизм (от лат. classicus - образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

      Иными словами, классицизм стремился все  разложить по полочкам, для всего  определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма  устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.) Герой низких жанров — среднесословный человек; герой высоких — историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж — как правило, властитель. В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и пр.); в высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр.). И если бытовые страсти однозначно неразумны и порочны, то страсти бытийные подразделяются на разумные — общественные и неразумные — личные, причем этический статус героя зависит от его выбора. Он однозначно положителен, если предпочитает разумную страсть, и однозначно отрицателен, если выбирает неразумную. Полутонов в этической оценке классицизм не допускал — и в этом тоже сказалась рационалистическая природа метода, исключившего какое-либо смешение высокого и низкого, трагического и комического.

      Поскольку в жанровой теории классицизма были узаконены в качестве основных те жанры, которые достигли наибольшего расцвета в античной литературе, а литературное творчество мыслилось как разумное подражание высоким образцам, постольку эстетический кодекс классицизма приобрел нормативный характер. Это значит, что модель каждого жанра была установлена раз и навсегда в четком своде правил, отступать от которых было недопустимо, и каждый конкретный текст эстетически оценивался по степени соответствия этой идеальной жанровой модели.

      Источником  правил стали античные образцы: эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла, Еврипида и Сенеки, комедия  Аристофана, Менандра, Теренция и Плавта, ода Пиндара, басня Эзопа и  Федра, сатира Горация и Ювенала. Наиболее типичный и показательный случай подобной жанровой регламентации — это, конечно, правила для ведущего классицистического жанра, трагедии, почерпнутые как из текстов античных трагиков, так и из «Поэтики» Аристотеля.

      Для трагедии были канонизированы стихотворная форма («александрийский стих» — шестистопный ямб с парной рифмой), обязательное пятиактное построение, три единства — времени, места и действия, высокий стиль, исторический или мифологический сюжет и конфликт, предполагающий обязательную ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью, причем сам процесс выбора должен был составлять действие трагедии.

      Литература  классицизма развивалась под  знаком господства рационализации художественной мысли, поскольку содержанием литературного  процесса стало освобождение чувств, мыслей и представлений человека от гипноза иррациональной соборности прошлого. Новое сознание  было противопоставлено окружающей действительности, косному и неподвижному миру вещей, Разум просвещенного человека утверждается как начало, превосходящее объективную действительность. Поэтому герои литературы классицизма погружены в глубокие раздумья, рассуждают и спорят. Поэзия строилась на гармонической соотнесенности между человеком и миром, на их соответствии друг другу, на безграничности познания. Писатели классицисты (яркими представителями были Никола Буало, Пьер Корнель) сходили в своих представлениях о человеке из определенной нормы. яркими представителями былиГерой должен соотносить свои поступки с нормой, только при этом условии он может ориентироваться и в искусственном мире поэзии и в естественном мире природы. Искусство призвано формировать идеалы, стоящие выше преходящего и изменчивого.

      Читатель  эпохи классицизма постепенно приобщается  к античной поэзии, истории, которые  наряду с философией, архитектурой стали противостоять библейским легендам, житиям.

      Для театрального искусства классицизма  характерны торжественный, статичный  строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.

      Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини.

        

Никола  Буало.        Памятник Пьеру Корнелю на

Бюст  работы Ф. Жирардона.      Площади Часов в Авиньоне,

Париж, Лувр.        Франция. 

    

       Никола Пуссен.

                      «Танец  под музыку времени» Антонио Канова. Амур и Психея (1787—1793, Париж, Лувр) 
                       

ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

2.1. Признаки  французского классицизма. 

      Европейский театр в XVII - первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы  двух главных стилей эпохи - классицизма  и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме. 

      Характерными  признаками французского классицизма  являются: ориентация на античность, рационалистическое построение отвлеченных и обобщенных идей и образов, приведение их в логическую систему, подчинение лит-ры строгим правилам композиции, трактовка событий вне определенной исторической среды и обрисовка характеров вне их индивидуализации.

      Поэтика классицизма была тесно связана  с искусством сцены. Этот стиль начал  формироваться во Франции - в театральном сообществе, которым руководил актёр Мондори (настоящие имя и фамилия Гийом Дежильбер, 1594-1651). Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д'Обиньяк (1604-1676) в книге "Практика театра". Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д'Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать закону трёх единств - иначе публика не воспримет сценическое представление, не "насытит" свой разум и не получит никакого урока.  

      Первое  требование - единство места: события  пьесы должны происходить в одном  пространстве, никакой перемены декораций  не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. Второе требование - единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток. Наиболее серьёзным оказалось последнее требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке. К теории классицизма во Франции XVII в. относились со всей серьёзностью. Позже новые драматургические правила разрабатывались Французской Академией (учреждена в 1635 г.).  Театральному искусству придавалось особое значение. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина. Одна из основных идей классицизма - идея "облагороженной природы" на театральной сцене могла быть проиллюстрирована и представлена с необходимой наглядностью.  

    

Внутренний вид  театра     Театральные представления времён

«ПалеКардиналь»,      Людовика XIV в одном из залов Париж. XVII в.      Версаля

 

 
 

 

Театр эпохи  классицизма

2.2. Драматурги  эпохи классицизма. 

      В конце 1637 г. в театре Маре была впервые  поставлена трагедия Корнеля «Сид», после которой о Корнеле заговорила вся Франция. Весь Париж восхищался «Сидом» и повторял корнелевские стихи. Родилась крылатая фраза: «Это прекрасно, как Сид». Помимо прекрасных стихов трагедия пленяла возвышенностью темы и благородством образов.

      Молодой кастильский дворянин Родриго (он же Сид), мстя за поруганную честь своего отца, убивает на поединке дона Гомеса. Дон Гомес — отец его возлюбленной Химены, и Родриго, убив его, лишается своей невесты: Химена не может отдать свою руку убийце ее отца; теперь она взывает к мести и на коленях молит короля о смертном приговоре Родриго. Сцена встречи двух влюбленных, между которыми отныне пролегла пропасть, потрясала зрителя. Конфликт между любовью и долгом решался в пользу последнего, но Корнель дал своей трагедии неожиданно счастливый конец. Король Кастилии, олицетворяющий идею разумной государственной власти, дарует Родриго жизнь, ибо он спаситель отечества, отразивший мавров, и его подвиг во имя родины выше феодального культа чести.

Информация о работе Театр французского Классицизма