Религия и архитектура Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Оглавление

Введение 3
Религия Древней Индии. 5
Ведизм 6
Индуизм 7
Буддизм 8
Индийская архитектура. 24
Заключение 47
Список литературы. 48

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

В поздней ваджраяне, особенно в Тибете, наметилась своеобразная тенденция мифологизировать реальную жизнь. Так, определённые люди, по большей  части высокопоставленные духовные иерархи, были объявлены земными воплощениями мифических персонажей, прежде всего бодхисатв (Авалокитешвары, Манджушри и др.).

С распространением буддизма в Китае, Тибете, Корее, Японии, Монголии, Бурятии, Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме существовавшие у многих местных народов развитые религиозно-мифологические системы испытывали существенные изменения в концепциях и догматах. При этом общая основа буддизма и Б. м. осталась такой же, как в Индии. Нововведения в Б. м. касались прежде всего переосмысления некоторых второстепенных аспектов и включения в пантеон местных божеств, которых нередко отождествляли с буддами и бодхисатвами. Из основных течений Б. м. большим изменениям подвергались мифологии махаяны и ваджраяны, распространявшиеся главным образом в странах, которые находятся к северу и к северо-востоку от Индии. Наибольшее влияние на Б. м. в Китае оказали даосизм и связанные с ним народные верования. Процесс ассимиляции китайских мифологических концепций и образов шёл особенно быстрыми темпами во времена династии Сун (960—1279). Будды и бодхисатвы наделялись атрибутами местных божеств, иногда изменялся и их внешний облик (ср., например, Кшитигарбха) и даже пол (Авалокитешвара превратился в богиню Гуань-инь). Мифологические персонажи отчасти утратили своё религиозное значение в качестве символов достижения нирваны. Вместо этого в поклонении им видят средство достижения земных целей. В Китае намечается стремление связывать мифологические персонажи с историей и географией Китая. Так, бог Яма был идентифицирован с неким чиновником, который умер в 592, а резиденцией бодхисатвы Манджушри была провозглашена гора Утай-шань, крупный буддийский культовый центр.

В Тибете пантеон Буддийской мифологии претерпел особенно интенсивное  расширение за счёт местных божеств из мифологии религии бон и из многих локальных культов (все они были объявлены защитниками буддизма). Так, в пантеон были включены легендарный правитель Тибета Гесер, бог войны Талха, божество Пехар и др. В пантеон вошли постепенно в полумифологизированном виде все основатели и руководители главных буддийских школ (например, Марпа и Миларэпа, Цзонкаба), настоятели монастырей (например, Трунгпа) и многие другие более или менее значительные фигуры. Большинство из них связывали с мифологическими бодхисатвами и буддами. Так, далай-ламы были провозглашены воплощением Авалокитешвары, а панчен-ламы — Амитабхи. Б. м. Тибета распространилась в Монголии, Бурятии, Туве и Калмыкии, где намечались те же самые тенденции в формировании пантеона.

Такие же тенденции характерны для Буддийской мифологии в Корее и Японии (в эти страны буддизм распространился из Китая). В Японии буддизм всё время сосуществовал с национальной религией японцев синто, что оставило заметные следы в мифологии японского буддизма. Боги синто (так называемые ками) были включены в буддийский пантеон в качестве бодхисатв, а в Аматэрасу видели даже воплощение будды Вайрочаны.

На Шри-Ланке и в  странах Юго-Восточной Азии буддизм  распространился главным образом  в форме хинаяны. Поскольку мифология хинаяны была менее способна к ассимиляции местных традиций, мифологии этих стран не оказали на Б. м. заметного влияния. Но всё же и там наблюдается сосуществование местных мифологических представлений с буддизмом: на Шри-Ланке, например, почитается дух горы Адама Махасаман, в Бирме — так называемые наты (местные духи).

Буддийская мифология — одна из самых богатых и разнообразных  в истории мировой культуры. Она  представляет собой интересный пример возникновения и развития мифологических образов и сюжетов во взаимодействии с глубокой философией. Способность Буддийской мифологии к систематическому расширению и обогащению сделала её одной из наиболее распространённых мифологий мира.

Образы и сюжеты Буддийской мифологии  оказали влияние на развитие литературы и искусства как в Индии, так и во многих других странах Азии. Мифологическими реалиями буддизма пользовались великие поэты Индии (Ашвагхоша, Шантидева), Тибета (Миларэпа, Лонгченпа), Китая (Юй Синь, Оан Фань-чжи, Цзо-жань, Ханьшань-цзы, Ван Вэй, Бо Цзюй-и, Ду Фу, Ли Бо). Многочисленные статуи, барельефы и иконы на сюжеты Б. м. украшают древние и средневековые храмы Индии, Непала, Тибета, Китая, Японии, Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Кампучии, Лаоса, Вьетнама, Бутана, Монголии, Кореи.

Буддийская мифология оказала большое влияние на мифологии многих религиозных систем (джайнизм, индуизм, бон, даосизм, синто и др.) и на народные верования.

 

 Индийская архитектура.

 

Истоки индийской художественной культуры восходят возникшим на берегах  рек Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, которые послужили основой и для развития культуры. Первые датированные остатки бронзовой культуры найденные в далине реки Инд, относятся к началу 3-го тысячалетия до нашей эры. На северо-западе полуострова, там, где сейчас проходит граница между Пакистаном и Индией, и далее на запад, в соседствующих с ними районах Ирана и Афганистана, архиологические раскопки последних десятилетий обнаружили большое количество древних оседло- земледельческих поселений ХХΥIII-ХХХIII веков до н.э., которым наследует удивительно высокая городская культура (ХХV-ХХII вв., в некоторых поселениях ХХ-ХIХ вв., упадок её относится к ХVII-ХVвв. до н.э.).

Одной из самых ярких  в истории древнеиндийской культуры является Хараппская цивилизация. Это  высокоразвитая цивилизация складывалась на местной основе.

Хараппская культура имела могущественное централизованное управление, способное  установить на многие века определенный строгий порядок, ввести стандартизацию и типизацию в строительстве, канонизацию в искусстве.

Об уровне развития Хараппской культуры свидетельствует строгая планировка при возведении городов, монументальная архитектура, письменность и т.д. Главные центры строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно друг другу, ориентированные по сторонам света и пересекались под прямым углом; магистральные улицы были довольно широкими – до 10 метров. Вокруг города возводились стены, здания были высотой в 2-3 этажа, из обожженого кирпича, штукатурились глиной и гипсом. Дома строившиеся в несколько этажей имели деревянный верх и по всей вероятности, на оштукатуренных стенах могли быть несохранившиеся росписи и резные деревянные украшения. По сохранившимся развалинам дворцов, общественных зданий и бассейнов для религиозных омовений видно, что система водотоков была самой совершенной в древности. Почти все крупные города состояли из двух частей: крепостного сооружения, которое возвышалось над городом, и «нижнего города». В «нижнем городе» проживало основное население, а в цитаделях находились, видимо, городские имущие слои.

Другой особенностью этих городов, как отсутствие храмов, является отсутствие дворцов или каких- либо других сооружений, которые могли бы служить резиденцией  властителя. Создается впечатление, что здесь, в Индии, речь идет о  больших поселениях примерно равных в материальном и социальном отношении горожан, которые все вместе представляют собой господствующий слой, в то время как подчиненный им трудовой народ -–массы крестьян-земледельцев – проживает вне города в бедных, непрочных жилищах, а какой-то другой подвластный горожанам слой населения, возможно рабы, выполняет в самом городе всю необходимую черную работу.

После расцвета наступил упадок культуры. Жители Хараппы погибли  в середине 2 тыс. до нашей эры  в результате стихийных бедствий или вторжения в долину Инда ариев, стоявших на более низкой ступени развития.

Хотя от этого периода до нас  почти не дошло памятников материальной культуры, мы знаем, в частности из вед, что в северной Индии велось интенсивное строительство. В ведах  повествуется о городах с высокими оборонительными стенами, дворцах из дерева, украшенных резьбой и колоннами, о многоэтажных зданиях.

О планировке поселений начала нашей  эры можно судить по образцам, воспроизведенным в своде архитектурных правил «Манасара», входящим в состав санскритских религиозно-канонических книг «Шильпа-шастра», которые служили руководством для индийских ремесленников, художников и архитекторов. В трактате «Манасара» даются разработанные правила строительства городов и деревень, строго определяются детали, пропорции зданий, их украшения и расцветка.

В трактате «Манасара» описывается  восемь типов планов поселений («дандака», «падмака» и другие). План «Нандиаварта»  свидетельствует о четком расселении по кастам. Это – прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Продольные улицы пересекаются поперечной осевой магистралью. Четверо ворот в середине каждой стороны ограды деревни расположены по сторонам света. К этому времени относится и возникновение надвратных башен - «гопурам» («коровьих ворот»), получивших в дальнейшем широкое распространение.

Вдоль ограды поселения совершала  дозорный обход сельская стража. Впоследствии он лег в основу ритуального шествия  в буддийских культовых сооружениях.

Планировка городов и селений  осуществлялась по древним правилам «Шильпа-шастра» в течение многих столетий. Одним из последних был спланирован по этим правилам город Джайпур, основанный в 1728 году.

Архитектура и искусство древней  Индии достигли подъёма к середине I тысячелетия до нашей эры, когда в нижнем течении Ганга образовалось мощное рабовладельческое государство Магадха. Под покровительством правителей этой державы процветают земледелие, ремесло и торговля, науки и искусства.

В эпоху правления  Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве и для создания больших скульптур. Так, например, в Кумрахане когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение – зал со ста колоннами - напоминает зал дворца царя Дария из династии Ахеменидов в Персеполе. Создается впечатление, что властители династии Маурьев сознательно перенимали у Ахеменидов определенную символику величия царской власти, нашедшую своё отражение в искусстве.

Процветающие города эпохи Маурьев (4-2 вв. до нашей эры) оставили великолепные образцы культовой  архитектуры. Среди них ступы, скальные храмы и «стамбха»- мемориальные столбы. Ступы являлись вместилищем  буддийских реликвий. Были случаи, когда они посвящались отдельному лицу из правителей и жрецов. Их происхождение ведет от погребальных холмов. Чаще всего это сооружение из монолитной массы наподобие полусферы на террасе. На вершине ступы размещался реликварий, предназначенный для хранения буддийских реликвий, оно воздвигалось в честь самого Будды, а иногда лица или событий, чтимых буддистами. Реликвариум обносился вокруг оградой с четырьмя воротами «торана»,ориентированный по сторонам света. Внутри ограды проходила дорожка (называемая прадакшинапатха), по которой совершалась церемония обхода ступа. На воротах обычно сосредотачивались рельефы, изображающие отдельные эпизоды из легендарной жизни Будды. Ступа мог быть любых размеров. Маленькая ступа, чаще цилиндрической формы, ставились внутри храмов – чайтья.Из 84000 ступа, сооруженной лишь Ашокой, уцелели немногие. Наиболее известные из низ ступа в Бхархуте, сохранившийся лишь в фрагментах(2-ой век до нашей эры), в Санчи(2-ой век до н.в.) и в Амаравати (2-ой век до н.э.). Традиции первой ступы в Пиправе продолжили сотни памятников этого типа. Отметим ступу в Санчи (1 век до нашей эры) . Это круглое в плане сооружение, выложенное снаружи красным песчаником. Высота ступы вместе с увенчивающим ее стержнем – 23,6 м, диаметр основания – 36,6 м. Четыре торана, объединивших архитектурно-скульптурные элементы, - это воспроизведение деревянных ворот. Однако форма торанов растворена обильной пластикой, декорирующей памятник. Каменная конструкция тяжела, но смотрится как торжественный портал. Рельеф передает массивность группы слонов и дриадой. Среди круглых скульптур, меньших по размерам, угадываются крылатые животные, всадники, духи природы. По своему содержанию это целое сказание об индийской жизни того времени, причем буддийские сюжеты здесь богато расцвечены фольклором, иллюстрированы множеством бытовых сцен. На одной из них изображена осада города, стены которого окружены кольцом пеших воинов и лучников, восседающих на колесницах. По этим рельефам можно получить полное представление об архитектуре древнего укрепления, изучить вооружение того времени. Боковые кронштейны ворот выполнены в виде фигур якшини, качающихся на ветвях. Весь облик этих здоровых, грациозных и сильных девушек, словно напоенных соками земли, воплощает изобилие силы природы. На волютах архитравов разместились крылатые львы. «Колесо закона» Будды, естественно, в центре композиции. Нашлось место и Леахамайе – матери Будды, сидящей на слонах.

Первые храмы и монастыри  были созданы при Ашоке в холмах Барабара и Нагарджуни. И хотя эти  пещеры еще не велики и просты по отделке, они положили начало развитию монолитной скальной архитектуры. Снаружи пещерные храмы выглядели скромно. Голая скала на каменистой местности, маленькая прорезь с аркой в виде подковы ведет внутрь – такова пещера в Барбаре недалеко от Гайи. Внутри прямоугольный зал, в конце его – помещение с закругленными стенами и выступающими карнизами.

Основное место расположения скальных храмов, точнее, чайтий и вихар  – Западная Индия, где они вырубались в склонах Западных Гат для  буддийских монахов.

Проще всего объяснить  поразительный консерватизм архитектурного оформления тем, что возникающую  потребность в храмовом строительстве  удовлетворяли строители, привыкшие  работать с деревом.

Архитектура чайтья существовала примерно с II века до нашей эры до VIII века нашей эры.

Буддийская чайтья –  это храм-молельня, в которой молящиеся  совершают обряд поклонения ступа.

Форма чайтья, по всей вероятности, была заимствована из гражданского зодчества, в котором большое распространение  получили подобные здания, перекрытые деревянным сводом. В более крупныз зданиях, когда возникала трудность в перекрытии большого пролета, внутри ставились столбы, на которые укладывались деревянные сводчатые перекрытия. Центральная часть, таким образом, могла быть приподнята, чтобы создать дополнительную возможность освещения при помощи верхних боковых световых проемов. О внешнем облике здания типа чайтья дает представление высеченная из монолита скалы так называемая ратха Бхима в Махабалипураме. Продолговатый зал разделенный внутри колоннами на три части, был, как правило закруглен в торце апсидой, в которой ставилась ступа. Перед чайтья обычно размещались открытый вестибюль и внутренний дворик. Перед входом для торжественности нередко ставились колонны со скульптурным завершением. Чайтья сооружалась из кирпича, и других, часто недолговечных строительных матариалов и, как правило, не сохранились, за исключением тех, которые были высечены в скалах Аджанты, Бхадже, Насике, Карли и некоторых других местах.

Чайтья подземного храма в Карли тщательно отделана снаружи, по фасаду у нее широкий центральный и два боковых входа, украшенные небольшими франтонами и рельефными фризами под ними, изображающими влюбленных. Благодаря такому оформлению, ступенчатому входу, портику, коллонадам и т. д., чайтья постепенно приобрела черты надземного храма.

Скальные храмы радуют глаз в регионе современного Бомбея, в западных горных районах Гхат. Пещерные храмы имели деревянную архитектуру со всем богатством деталей. Замысел пещерного храма, высеченного в глубине скалы, отразил представления древних индийцев о слиянии святилища с природой.

Информация о работе Религия и архитектура Индии