Религия и архитектура Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Оглавление

Введение 3
Религия Древней Индии. 5
Ведизм 6
Индуизм 7
Буддизм 8
Индийская архитектура. 24
Заключение 47
Список литературы. 48

Файлы: 1 файл

Готовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Храмы создавались на склонах гор, на отвестных скалах из плотного однородного гранита. Большая  часть такого склона после обработки  выглядела совершенно вертикальной. Внизу расчищалась площадка, имевшая очертания основания фасада. Затем вынималась основная масса породы. Таким образом, строители не нуждались в строительных лесах, поскольку до тех пор, пока не заложен свод работа не продвигалась. Процесс создания храма совершался руками одних и тех же мастеров. Нет сведений о разделении труда архитектора и скульптора. Авторов- архитекторов можно считать скульпторами и строителями резчиками.

Вестибюль перед входом выделяется своим богатым декором. Весь внутренний фасад украшен деревянными решетками с резьбой. На боковых стенах вестибюля множество рельефных декоративных арочек. Это был распространенный прием украшения плоскостей стен храмов. Стена с входами, идущими внутрь храма, декорирована рельефами. Среди них выделяются две обнаженные фигуры,изображающие покровителей храма.

Главный зал производит таинственное и величественное впечатление. Вглубь идет могучая колоннада. В  колоннах повторяется выразительная  декоративная деталь – скульптурная капитель.Скульптурная группа каждой капители состоит из коленопреклоненных слонов. На них находятся мужская и женская фигуры. Большое значение в архитектурном решении объема внутреннего зала имеет эффект освещения. Он являет собой решетчатый фильтр, дающий мерцающий и таинственный свет.

По мере того как буддизм  все больше становился на службу интересам  господствующих классов, в целях  усиления его идеологического воздействия  на народные массы все шире привлекались вместе с архитектурой средства изобразительного искусства.

Ранние дошедшие до нас памятники пластического искусства, которые исследователи относят к периоду расцвета Маурийского государства, представляют собой отдельно стоящие, мемориальные колонны, завершенные скульптурой ( В.А. Смит – известный специалист по индийскому искусству, насчитывает столбов Ашоки по различным упоминаниям 36), круглые статуи, выполненные из камня (серого песчанника из Чунара ), отличающиеся зеркальным блеском полированной поверхности, и терракотовые статуэтки.

Именно в этот период правления Ашоки, судя по уцелевшим памятникам, началось массовое строительство сооружений буддийского культа: ступа, монастырей (называвшихся сангхарама, или вихара ) – новый тип сооружений, появившийся вместе с возникновением сангха и представлявший собой комплекс жилых и хозяйственных, а позднее культовых зданий, чаще всего предназначенный для монахов, уединенный от населенных мест или изолированный от окружающего высокими крепостными стенами.

Такие сооружения буддийского  культа, как ступа и чайтья, возникли в Индии с тех пор, как личность Будды стала обожествляться и появился предмет особого поклонения.

Ступа ведет свое происхождение  от могильных холмов.

Другим видом буддийской архитектуры были стамбхи – каменные мемориальные колонны, которые возводились при Ашоке на местах, отмеченных какими-либо значительными событиями в истории буддизма. Уцелело лишь десять столбов, некоторые из них частично разрушены. Отдельные стамбхи достигают 15 м высоты и свыше 50 тонн веса. На стволе обычно высекались тексты царских указов, пропагандирующих религиозно-этические принципы буддизма, а капители были украшены скульптурными символами в виде цветка лотоса, фигур животных и т. д

 К ранним произведениям  пластического искусства, связанного  с Буддизмом, относятся рельефы на оградах и воротах ступа в Бхархуте ( II в. до н.э. ), Санчи(I в. до н.э. ) и на многочисленных сооружениях пещерного зодчества в Бхадже, Насике, Карли и др. В этих памятниках, не утративших связей с народным искусством резьбы по дереву и по слоновой кости, особенно ярко проявляются черты самобытности индийского искусства. Более плоские ( по сравнению с рельефами Санчи ) рельефы Бхархута отличаются той же силой обобщения образа и монументальностью форм, которые характерны для статуй маурийского периода. В изображениях на сюжеты из легендарной жизни Будды, наряду с жанровыми бытовыми сценами, встречаются знакомые нам мифологические фигуры якшей и якшинь. Фигуры и предметы показаны как бы с птичьего полета.

С образованием в северных и центральных районах Индии мощного государства Гуптов ( IV – VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Длительный период относительного мира, наступивший тогда в Индии, привел к развитию городов и расцвету придворной культуры. В правлении Гуптов были достигнуты такие успехи в архитектуре, пластике и живописи, что этот период обычно называют классическим периодом индийского искуства. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников – ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм V в.) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тесаного камня, составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую завершенную форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе-5 в.) Фигура Будды школы Матхуры, начало которой относится к кушанскому периоду, с грубым и широким крестьянским лицом, теперь, в период правления Гуптов, изменяется и приобретает отпечаток несколько отрешенный придворной утонченности.

Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в  раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, 6-12 века; Раштракутов, 8-10 века), юга (Паллавов, расцвет в 7в., существовало по 9 век.) и севера Индии (Харши, 7век.). Еще продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господственных идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалось, по существу, в храм. Около 6 века появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.

Наиболее значительное скальные сооружения этого периода  находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (2 век до нашей эры -7 век нашей эры). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни Индии, создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Содержание росписей – эпизоды из жизни Будды и их джатак, то есть из истории о прежних существованиях Учителя. Часто они трактованы как сцены придворной жизни: принцы проводят время в роскошных аппартаментах, нежно обнимая своих жен, окруженные прислужниками, или же принимают гостей, выезжают на войну или на охоту. Таким образом, здесь можно увитеть не только внутренние помещения дворца, но и сады и улицы города. Домашняя утварь, повозки на улицах, любопытные зрители, стоящие на балконах и у открытых окон, - все это изображено в росписях Аджанты. Они позволяют легко реконструировать городскую архитектуру, в большинстве случаев деревянную – ворота и дворцы, дома богатых горожан, - все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

Храмовые комплексы Эллоры (созданные между 6-10 вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развернуты барельефные компазиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов – пластически сочные, исполненные напряженной динамики. Величием образов и компазиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трехликого Шивы Махадео в скальном храме на острове Элефанта (8век).

Архитектура периода  Гуптов имеет большое значение для  всего дальнейшего развития индийской архитектуры. Наряду с продолжением и развитием существовавших в ранне-буддийские времена архитектурных типов, таких, как ступа и скальные храмы, в тот период происходит быстрая эволюция наземного индуисского храма. Однако полное развитие они получили только теперь, в период Гуптов и их преемников.

Первоначально это был  храм кубической формы с плоским  покрытием, к которому в последствии  добавляется башенная надстройка. Форма  целлы индуисстского храма восходит к раннебуддийским сооружениям, прямоугольным в плане, расширенным за счет примыкающей к целле мандапы (залы для собраний), а также других сооружений – выступающего портика ардхамандапы и антаралы (промежуточного помещения).

Два наиболее древних  храма-башни периода Гуптов –  это храм Дашаватары и большой  кирпичный храм-башня в Бхитаргаоне.

Храм в Деогархе, сложенный  из искустно вытесанных каменных плит, стоит на квадратной платформе, к  которой со всех сторон ведут небольшие  лестницы. В центральную часть  его, занимаеую целлой, можно попасть  только с одной стороны, на других трех сторонах вместо ворот с фигурными украшениями помещаются на том же уровне на наружней стене глубокие ниши (ложные входы). В них находятся три великолепных рельефа, изображающих сцены из жизни Вишну. Первоначально в храме Деогарха с четырех сторон находились еще и вестибюли с четырьмя колоннами, которые соответствовали нынешним лестницам, ведущим к террасе, и превращали план храма-башни в крестообразный. Сама башня сохранилась лишь частично. Отдельные горизонтальные ступени сужались, переходя в слегка закругленную башенную часть, причем вертикали преобладали над горизонталями. Создавая общее направление ввысь. Высота башни, очевидно, первоначально достигала 13 метров. Храм-башня в Деогархе был построен около 500 года н.э.

Примерно тоже самое  можно сказать и о храме-башне в Бхитаргаоне. Он сложен из кирпича и сохранился хуже. Самый древний сохранившийся буддийский храм-башня – это знаменитый храм в Бодх-Гае, сооруженный в 526 году. Здесь на террасе возвышается башня высотой в 51 метр в форме сужающейся кверху пирамиды. Этот храм, построенный на месте просветления Будды, - одна из величайших святынь буддизма.

После эпохи Гуптов в VI веке начинается новая фаза в развитии индийской культуры. Произведения крупных масштабов, целые города памятники отличают эту эпоху: постройки со скульптурными украшениями в Махабалипураме, пещерные монастыри в Эллоре и на острове Элефанта, храмовые города Бхуванешвар и Кхаджурахо.

В 6-7 веках определились 2 основных типа наземного храма: северный (индо-арийский) и южный (дравидийский). Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем – «шикхара» в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных – шикхара параболических очертаний с диском –«амалака» наверху. Принципы храмовой архитектуры южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы «ратхи» – прототипы святилища надвратной башни – «гопурам» южноиндийского храма, а также шедевр южноиндийской скульптуры – гигантский многофигурный барельеф «Нисхождение Ганга» (7век). Прежде всего, упомянем здесь вырубленные из скалы пять ратх, названных по именам эпических героев и богов: ратха Аджуны, ратха Бхимы, ратха Дхармараджи, ратха Сахадевы и ратха Ганеши. Из этой же скалы высечены и большие фигуры священных животных: слона, льва, быка, связанных с культом Шивы.

В Канчипураме был  сооружен храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я половина 8 века), который лег  в основу развития композиции южноиндийского храма в целом. Соотношение различных частей этой постройки своей соразмерностью напоминает Прибрежный храм. Здесь главное здание тоже имеет покрытие пирамидальной формы в виде сужающихся кверху горизонтальных ярусов, которые заканчиваются куполом. Его прямоугольный двор, опоясанный внутри рядами ниш со статуями божеств, включая выделенное шикхарой святилище и многоколонный зал для молящихся – «мантапам».

Подьем экономики укрепившегося  феодального строя, развитие ремесленного производства и внешней торговли вызвали с 10 – 11 века быстрый рост городов и невиданный размах храмового строительства, поглащавшего огромные средства. При всем разнообразии форм средневековой архитектуры ей были свойственны определенные черты стандартизации и типизации. Причиной этому было существование с давних пор цеховых строительных организаций – «шрени» (закрепленных кастовой системой), которые передвигались по всей стране, от одной постройки к другой, а иногда, оседая на одном месте, посвящали всю свою жизнь и даже жизнь нескольких покалений созданию какого-либо одного грандиозного сооружения. Другой причиной явилась освященная религией единая система канонов и правил строительного дела и прикладного искусства «Шилпашастра», долгое время не фиксировавшаяся письменно, а передававшаяся потомкам изустно. Из сохранившихся текстов по вопросам архитектуры наиболее известен написанный в южной Индии в 11 веке труд «Манасара», являющейся подробным руководством в вопросах градостроительства, конструкций, строительных материалов, соблюдения пропорций в архитектуре и скульптуре, а также применения цвета в росписях и т.д. Есть основание полагать, что градостроительство и гражданская архитектура этого времени развивалась, следуя в основном тем же принципам (изложенным в «Шилпошастра»), которые применылись и ранее. В растущих городах большинство построек создавалось из тех же не долговечных материалов - дерева и кирпича, тростниковой соломы, глины и т.д. По-прежнему роскошными оставались дворцы и усадьбы городской и помещичьей знати и убогим – жилище трудового крестьянина или горожанина, зачастую вынужденного довольствоваться одним помещением для своей семьи, а также и для скота. Однако сведения о градостроительстве и гражданском зодчестве того времени скудны. Редким примером хорошо сохранившихся крепостных городских стен являются укрепления города Дабхая (созданы около 12 века) с четырьмя воротами, богато орнаментированными типичной гуджаратской резьбой по камню, имитирующей резьбу по дереву.

Информация о работе Религия и архитектура Индии