Древние индийские религии: индуизм,буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:04, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты Индуизма и Буддизма.
Задачи:
Дать характеристику Индуизму
Дать характеристику Буддизму
Раскрыть особенности отличия Буддизма от Индуизма

Оглавление

Введение 3
Индуизм 4
Буддизм 10
Отличие Буддизма от Индуизма……………………………………….
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.83 Кб (Скачать)
 
 

РЕФЕРАТ

на тему

"Древние  индийские религии:  индуизм,буддизм".  
 
 
 

              Выполнил:

              студент  1 курса

              факультета  менеджмента и                           макеркетинга

              Еремеев Владимир Валерьевич  

              Проверила: 

              Стародубцева  Татьяна  Валентиновна  
               
               
               
               

Воронеж 2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение 3

      Индуизм 4

      Буддизм 10

      Отличие Буддизма от Индуизма……………………………………….

      Список литературы 16

 

Введение

Индия – уникальная в религиозном плане страна. Такого количества и разнообразия религий, которое мы находим в индии, пожалуй, нам не удастся повстречать ни в одном другом государстве. Практически  все жители индии глубоко религиозны. Религия и духовность пропитывает  их повседневную жизнь и является неотъемлемой частью быта. Индийские религии – это совокупность вероучений, сложившихся в рамках индийской культурной традиции – ведическая религия, индуизм (включавший в себя брахманизм, вишнуизм и шиваизм), джайнизм, буддизм и сикхизм. Все индийские религии принадлежат к язычеству, поскольку каждая из них признает верховным принципом мироздания и человеческой жизни карму – вариант закона мировой справедливости, осуществляющейся в каждой последующей жизни человека за каждую предыдущую, т.е. в перерождениях.. Еще одна уникальная черта индии – ее веротерпимость. Несмотря на всю пестроту представленных в стране религий и мелких верований, в индии никогда не возникало крупных религиозных конфликтов. По конституции индия является светским государством и в ней разрешается исповедовать любую религиЮ

      Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты Индуизма и Буддизма.

      Задачи:

      Дать  характеристику Индуизму

      Дать  характеристику Буддизму

      Раскрыть  особенности отличия Буддизма от Индуизма

 

Индуизм

 

      Индуизм – древнейшая религиозная система  Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Он распространен также  в сопредельных областях – Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке; переселившиеся из Индии и этих областей последователи  индуизма компактно проживают также  в Гайане (Южная Америка), на островах Фиджи (Тихий океан), а также на Юге Африки (ЮАР и остров Мавридий). Исторически термин "индуизм" означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т. н. ведическая эпоха – рубеж  II и I тысячелетий до н. э) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней.

      Индуистские священные и авторитетные тексты формировались на протяжении примерно трех тысячелетий. К ним относится  комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский  эпос (Махабхарата и Рамаяна), а  также шастры, пураны, сутры и  карики – более поздние тексты философского мифологического содержания. Памятники индуистского канона и  классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной является двучленная классификация, подразделяющая тексты на две группы: шрути ("услышанное") и смрити ("запомненное"). Вся  совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется  текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды – "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т.е. текстов, различных по объему, составу, времени создания, жанру и назначению. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих  их отдельные стороны – брахманы, араньяки и упанишады.

      На  всем протяжении своей истории индуизм  представляет собой комбинированный  политеизм. В индуистском пантеоне насчитывают 3333 бога. Принцип справедливого  воздаяния (карма) может осуществляться совокупной волей богов, всемирным  законом (драхма) либо всемогущим верховным  богом (Ишвара), являющимся посюсторонним  проявлением высшей, потусторонней  реальности (сагуна-брахман); с другой стороны, осуществление этого принципа может быть ограничено противоборством  добрых и злых богов (дева и асуры), игрой переменчивых и стоящих  над справедливостью богов (лила) либо всемирным законом чистой причинности (рита).

      Пантеон индийских богов был сформирован  в рамках т. н. ведической религии  – в глубочайшей древности, когда  соединялись религиозные представления  арийских племен, завоевавших долину Ганга, и дравидских племен, живших в этой долине до завоевания. Вторая ступень в развитии религиозных  учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму, - брахманизм. Она названа  по имени жреческой варны –  брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно  примыкающих к Ведам. Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с 8 по 2 в. До н.э. в двуречье между Джамной и Гангой как  результат взаимодействия ведийской  религии с местными верованиями. Центральным моментов вероучительных изменений было последовательное возведение множественности явлений природы  и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочение религиозной  доктрины. В пантеоне на первый план выходит праджапати – бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной  творческой силой, первоосновой всего  сущего, порождающей весь мир и  хранящей его. Эта идея получила дальнейшее развитие в концепции индуистской  верховной божественной триады тримурти, включающей Брахму, Шиву и Вишну.

      Брахма - один из трех верховных богов индуизма, творец и отец других богов, прародитель (Питхама) небожителей, демонов и  смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и других древних богов. В эпосе Брахма выступает как  всеведущий и мудрый глава богов, которым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и  хранитель космического и морального порядка, установивший основные социальные институты на земле. Брахма выступает  также персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет  все желания великих подвижников, подчиняясь магической силе аскезы (тапаса). В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Брахмы, так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Брахму на второй план. Брахма воплощает священное  слово Вед и рассматривается  как персонификация Брахмана, Мировой  Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную  сущность Вишну. В концепции Тримурти, характерной для уже сформировавшегося  индуизма Брахма теряет функции значимого  для человеческой судьбы воздаяния, что ведет к свертывания поклонения ему. Брахма остается творцом мира и  блюстителем этически нейтральной  космической меры, тогда как Шива и Вишну берут на себя функции  соответственно наказания проступков и поощрения праведности, благодаря  чему поклонение им формирует отдельные  направления внутри индуизма-шиваизм  и вишнуизм.

      В период брахманизма формируется  и центральная индуистская доктрина о тождестве атмана и брахмана и об обнаружении этого тождества  как конечной цели человека. Брахман (от санскр. корня "расти") в упанишадах есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую  человек достигает джняны (высшего  знания, фюсиса) и мокши. Брахман  оказывается в духовном опыте  тождественным Атману, т.е. индивидуальному  духу. Описывается исключительно  апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, не становящееся, немыслимое, невидимое и пр., т.е. в итоге "не то, не то" (нети, нети). Атман (санскр. возвратное местоимение "сам", "себя" и др.) - подлинное человеческое "я", понимаемое в отрыве от преходящих наслоений социальных, психологических, физиологических и т.п. В самом широком смысле атман чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собой, т.е. его сущность. В основных религиозно-философских школах индуизма (даршанах) атман понимается как духовная субстанция, т.е. сверхчувственная вещь, при этом обычно и нетождественное сознанию. В вайшешике - это вечная, всепроникающая субстанция, носитель ощущений, желаний, волевых усилий, познания, праведности и неправедности: в санхьее и йоге - это вечный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание; в адвайта-веданте - абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самоуглубления и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. Одно из "великих речений" упанишад – "тат твам аси" (ты еси то). Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием мироздания, атмана с брахманом.

      Индуизм представляет собой весьма сложное  учение, на протяжении своей истории  ставящее перед человеком сам  разнообразные задачи. Вместе с тем, он, хотя и предписывает различные  жизненные цели, направляет эти предписания  не на одного и того же человека, а  на разные общественные группы людей - касты, признавая за каждой из них  особую миссию, которая должна дополнять  миссии других каст. Эта концепция  изложена в наиболее важной в вероучительном отношении части эпоса "Махабхараты" - "Бхагаватгите" ("Божественная песнь"), построенной в форме  диалога перед началом великой  битвы между великим воином Арджуной и богом Кришной (воплощение Вишну), выступающим в образе колесничего. В соответствии с излагаемым Кришной  вероучением, санкционируемое религией жизненное призвание определяется кастой: если вы родились в низшей варне (вайшья), ваша жизненная цель - не более чем приятное покой обыденного опыта, поэтому занимайтесь исключите хозяйственной деятельностью; если вы родились в варне воинов (кшатрии), ваша жизненная цель - радикально приятное или радикальное отсутствие неприятного в этом либо в загробном мире, поэтому совершайте подвиги и честно исполняйте свой долг мирской власти; если вы родились в варне брахманов, ваша жизненная цель - слияние с абсолютом, поэтому занимайтесь аскезой и самоуглублением. При этом специфика действия закона кармы позволяет рассчитывать, что достойное исполнение низшей миссии станет условием перехода в будущей жизни к исполнению миссии более высокой, а исполнение самой высокой мисси к (брахманской) вообще приведет к выходу из перерождений.

      Пути  достижения поставленных целей определяется соотношением мировых сил. Если силы богов плотно опутаны многочисленными  и тончайшими нитями причинно-следственных связей (рита), в силу вступает оккультная версия индуизма - тантризм, предписывающая в качестве наиболее эффективного пути спасения сложные магические манипуляции. Если же силы богов ничем не связаны, главным залогом спасения становится личная преданность и самозабвенная  любовь к богу - бхакти. Культ божественных сил (энергий), понимаемых в качестве женских ипостасей отдельных  божеств (шакти) также привел к формированию отдельного течения внутри индуизма - шактизма. Разработкой и систематизацией  всех способов освобождения занималась одна из шести ортодоксальных школ религиозной философии индуизма - йога.

Буддизм

 

      Буддизм - одна из крупнейших по численности  последователей религий мира, а также  древнейшая из мировых религий; он возник приблизительно в VI в. до н.э. Буддийское учение зафиксировано в священных текстах – так называемом палийском каноне "Типитака". Основное число последователей буддийской религии живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии. Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе, в Южно - Сибирскиих областях России - Бурятии и Туве, а также в Калмыкии. В древние времена буддизм охватывал также районы Средней Азии и Малайского архипелага, однако в ходе истории он был вытеснен оттуда исламом. Свое название буддизм получил от прозвища его основателя Сиддхартхи Гаутамы, сына царя шакьев (племя южного Непала), названного Буддой ("просветленным"), в связи с тем, что он открыл истинный смысл человеческой жизни.

      Возникновение буддизма связано с деятельностью  исторической личности – царевича небольшого Южно-Непальского государства  Сиддхархи Гаутамы, которому были даны прозвища Шакьямуни (отшельник из шакьев - племени южного Непала), Будда (Просветленный), а также много других. Согласно официальному буддийскому летоисчислению, Будда Гаутама родился в 623 г. и  умер в 544 г. до н.э., однако большинство  исследователей считают датой его  рождения 564 г., а смерти – 483 г. до н.э.

      Будда был сыном царя Шуддоханы, который  хотел, чтобы его отпрыск стал величайшим на земле правителем. Царь делал для этого все, что было в его силах. С раннего детства  Гаутама знал только радости жизни, переезжая из одного роскошного дворца в другой. Его всячески оберегали  от неприятных сторон жизни; любимая  жена и маленький сын довершали  картину безоблачного счастья. Однако во время одного из переездов царевичу повстречались по очереди прокаженный, старик, мертвец и отшельник. Таким  образом, будущий Будда узнал  о существовании в человеческой жизни страданий, болезней, старости и смерти. Это знание так поразило его, что в поисках ответа на внезапно возникшие вопросы о смысле такой  жизни он покинул прежнюю счастливую жизнь в родительском доме и отправился в скитания.

Информация о работе Древние индийские религии: индуизм,буддизм