Древние индийские религии: индуизм,буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:04, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты Индуизма и Буддизма.
Задачи:
Дать характеристику Индуизму
Дать характеристику Буддизму
Раскрыть особенности отличия Буддизма от Индуизма

Оглавление

Введение 3
Индуизм 4
Буддизм 10
Отличие Буддизма от Индуизма……………………………………….
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.83 Кб (Скачать)

      Проблема  смысла жизни, полной горечи и страданий, так овладела Гаутамой, что однажды  он сел под дерево в лесу и решил  не вставать до тех пор, пока не найдет, ее разгадки. /По буддийским преданиям, он сидел так 49 дней и наконец  достиг состояния просветления (бодхи) и стал Буддой.

      Вскоре  после этого Будда начал проповедь  своего учения, у него появились  последователи, которые образовали первую в мире монашескую общину (сангха). Заповеди, которые должен был соблюдать  каждый монах, и правила, по которым  должна была жить вся община, были также  провозглашены Буддой. Сорок лет  он странствовал вместе со своими учениками  по многолюдным селениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение! В возрасте восьмидесяти лет Будда  умер, оставив своим ученикам последнюю  заповедь - не разделяться на группировки  относительно толкования его учения. Как показывает дальнейшее развитие буддийской общины, ученики поступили  прямо противоположным образом. Уже на пором общем собрании буддийской общины (сангити), проходившем в городе Вайшали через сто лет после  смерти первоучителя, произошел ее раскол. С этого момента начинается бесконечное дробление сангхи на многочисленные школы и направления, в пределах которых создана необъятная комментаторская, философская, художественная и другая литература. Эта литература писалась на самых разных языках, поскольку  разделению общины способствовали не только теоретические споры, но и  территориальное распространение  буддизма.

      Согласно  традиции, в III веке до н.э. третий царь династии Маурьев Ашока (268.231 гг. до н. э) объявил себя покровителем и защитником буддизма. Для прекращения всех разногласий и наведения порядка Ашока приказал собрать третий собор, который состоялся в Паталипутре в 253 г. до н.э. На этом соборе были унифицированы основы учения старейшей школы в буддизме - тхеравады, а те, кто отказался следовать ее доктрине, были изгнаны из сангхи как еретики. На этом же соборе было решено послать миссионеров за пределы Индии для пропаганды буддийского учения. Группы монахов были отправлены во многие страны Востока. Миссионерская деятельность при Ашоке положила начало становлению буддизма как мировой религии. Учение тхеравады до настоящего времени распространилось на Шри-Ланке, в Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Непосредственное вмешательство Ашоки во внутренние дела сангхи на какое-то время сгладило разногласия между сторонниками различных толкований учения. Но эти разногласия неуклонно ширились и углублялись, оформляясь в новые школы и направления.

      Существенной  частью изначального буддийского учения считается "трилакшана" (санскр), или "тилакхана" (пали) - "три  признака" буддизма, отличающие его  от других религий: признание непостоянства (анитья - санскр., аничча - пали) мира, несуществование  вечной души (анатман - санскр., анатта - пали) и определение жизни как  страдания (духкха - санскр., дуккха - пали). Именно из-за непостоянства бытия  ему присуще страдание и отсутствие самости. Понимание того что все  в жизни непостоянно, подвержено изменениям разрушается и исчезает, является первой стадией достижения нирваны (сотапатти).

      Догматический центр буддизма составляют т. н. "четыре благородные истины" (санскр. арья-сатья, пали арья-сачча) - положения, изложенные Буддой в его первой проповеди  известной как Бенаресская проповедь. Первая истин заключается в том, что существует дуккха - неудовлетворенность, страдание; вторая - что дуккха имеет  причину; третья - что дуккху можно  прекратить; четвертая - что имеется  путь к прекращению дуккхи. Причина  дуккхи - в желаниях, стремлениях  к чему-либо, например, в желании  чувственных наслаждений, материального  благополучия, нематериального, духовного  существования. Избавление от стремлений прекращает дуккху. К прекращению  дуккхи ведет срединный, или восьмеричный (благородный) путь спасения (маджджхима-патипада). Это путь, который, избегая двух крайностей - чувственного сладострастия и самоистязания, ведет к просветлению и освобождению от страданий. Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или достоинств: правильное (праведное) понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.

      Восьмеричный  путь должен привести человека к нирване. Нирвана (санскр., пали - ниббана) в буквальном смысле означает отсутствие паутины  желаний (вана), соединяющей одну жизнь  с другой. Переход в состояние  нирваны Сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания  топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха). Нирваны достигается  только человек, ставший буддой. Слово "Будда" является производным  от санскритского корня "будх" (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию.

      Буддизм заимствует из предшествовавшей ему  индийской религиозно-философской  традиции учение о карме - законе справедливого  воздаяния, осуществляющемся в каждой последующей жизни за каждую предыдущую. Действие данного закона основывается на представлениях о переселении  душ, согласно которому живая личность (или, по буддизму, иллюзия живой  личности) не умирает с гибелью  конкретного тела, но вселяется в  новое тело - то, которое определяется соотношением заслуг и преступлений прошедшей жизни. Перерождения (сансара) могут длиться бесконечно, если существо не осознает четыре благородные истины и не станет на путь спасения. Для  того чтобы такое осознание стало  возможным, должен был появиться  проповедник Закона (Дхармы), несущий  погрязшим в тьме страданий и  невежества людям свет истинного  учения.

      Уместно сравнить идеал свободы от стремлений в буддизме 11 в эпикурействе. Очевидно, что нирвана представляет собой  значительно более радикальный  и строгий отказ от стремлений, чем атараксия. Чем определяется такая разница? Суть в том, что  Эпикур и его последователи могли  рассчитывать на то, что после смерти страдание жизни окончательно прекращается, поэтому достаточно достичь безмятежности и спокойно встретить смерть. Будда же и eго последователи на это рассчитывать не могут, поскольку, по их воззрениям, смерть ни в коем случае не является избавлением, но за ней следует новая жизнь и новое страдание, поэтому свобода от стремлений должна обеспечить человеку не просто успокоение, а выход из цепи перерождений. Чтобы выйти из цепи перерождений, надо выйти из подчинения закону кармы; чтобы выйти из подчинения закону кармы, надо прекратить всякие усилия, которые может последовать кармическое воздаяние; чтобы прекратить всякие усилия, надо отказаться от каких бы от ни было стремлений, которые могут вызвать эти усилия. Поскольку же в буддизме малейшее движение сознания или даже подсознания уже вызывает соответствующее действие кармы и поддерживает существование иллюзорного мира страданий, задачей человека становится максимально полное и строгое очищение от всех и всяческих стремлений.

      Таким образом, причиной человеческой жизни-страдания  является карма, т.е. закон справедливого  воздаяния, осуществляющийся в перерождениях, а целью - нирвана, т.е. состояние  свободы от стремлений. В итоге  вероучение буддизма сводится к следующей  формуле: человеческая жизнь определяется справедливостью, осуществляемой в  каждой последующей жизни за каждую предыдущую, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы  каждая последующая жизнь приближала его к состоянию свободы от стремлений.  
 
 
 
 
 
 
 

      ОТЛИЧИЕ БУДДИЗМА ОТ ИНДУИЗМА

      Буддизм развивался в Индии в общем  контексте индийской философии  и религии, включавшей также индуизм  и джайнизм. Хотя буддизм имеет  некоторые общие черты с этими  религиями, тем не менее существуют принципиальные различия.

      Прежде  всего в буддизме в отличие  от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки  зрения обладания ими одинаковыми  возможностями. Как и индуизм, буддизм  говорит о карме, но сама идея кармы  здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской  идее кизмата, или божьей воли. Этого  нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в. современном  популярном индуизме она иногда приобретает  такое значение вследствие влияния  ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных  и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются  женщинами. Их карма, или долг, - в  специфических жизненных ситуациях  следовать классическим образцам поведения, описанным в "Махабхарате" и "Рамаяне", великих эпических произведениях  индуистской Индии. Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или  совершенный слуга, тогда в будущих  жизнях его положение, вероятно, будет  лучше.

      Буддийская  идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает "импульсы", которые побуждают  нас что-либо делать или думать. Эти  импульсы возникают как результат  предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку  нет необходимости следовать  каждому импульсу, наше поведение  не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

      И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она  по-разному. В индуизме мы говорим  об атмане, или "я", перманентном, неизменном, отдельном от тела и  ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти "я", или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное "я", или атман, переходящее из жизни в жизнь: "я" существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме "я" можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия "я" со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

      В буддизме большое значение придается  не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это  видно на примере таких выражений, как "развитие доброго сердца", "развитие мудрости для видения  реальности" и т. д. Это различие проявляется также о подходе  к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе  акцент делается на воспроизведение  звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей  собственной огромной силой. В противоположность  этому в буддийском подходе к  медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности  к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому. 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Подводя итог можно сказать, что Буддизм и Индуизм, сыграли важную роль в культурно-историческом развитии Индии. Эти религии принципиально отличаются друг от друга. Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает "импульсы", которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы. В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце

     Главная религия Индии - индуизм, он исповедуется приблизительно 80 % населения. Если в  тезисах, то это самая большое  религиозное направление и одна из самых старых мировых существующих вер. Индуизм имеет обширный пантеон  богов, множество святых книг и постулатов.

     Буддизм был основан в северной Индии  приблизительно в 500 г. до н.э.и быстро распространился. Сегодня Индусы расценивают  Будду, как иное воплощение индусского бога Вишну. Сейчас насчитывается только 6.6 миллионов буддистов в Индии. 

Информация о работе Древние индийские религии: индуизм,буддизм