Речевая деятельность, ее значение для человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы, виды, и структурные компоненты этого процесса.
Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
1. Сущность речевой деятельности…………………………………..5
2. Виды речевой деятельности………………………………………..7
3. Структура речевой деятельности………………………………...12
4. Речевая деятельность, ее значение для человека.............................16
Заключение……………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

речевая деятельност ее значение для человека.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

Слушание-это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

Причиной такого разрыва  является ряд типичных недостатков слушания:

  • бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;
  • обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;
  • узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

 

 

3. Структура речевой деятельности.

 

Речевая деятельность как  один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью  и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля.

 

Ориентировка

 

Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие: Во-первых – ситуации, в которой будет осуществляться деятельность, а во-вторых, источника, побуждающего индивида к активности. Под ситуацией принято понимать совокупность условий, как речевых, так и неречевых, необходимых и достаточных для осуществления речевой деятельности.

Исследователи различают  предметную и речевую ситуацию. В первой отражен фрагмент действительности в виде уже заданной информации, во второй описывается сложившаяся обстановка общения, поэтому участниками предметной ситуации являются предметы и явления, изображенные в тексте. Участниками речевой ситуации являются – люди, коммуниканты. В учебном процессе речевая ситуация создается искусственно, поэтому одна из важных задач учителя приблизить процесс речетворческтва к естественным жизненным условиям. Благодаря стилистике в процессе обучения создается речевая ситуация, когда учащиеся отвечают на вопросы: где, для кого, и с какой целью продуцируется ими текст. Источником побуждения индивида к активности являются человеческие потребности. Как только предмет будет осознан индивидом потребность перерастает в мотив. Затем меняется характер деятельности: от инстинктивной, импульсивной к последовательной, направленной.

На этапе ориентировки необходимо:

  • Правильно оценить коммуникацию, чтобы в дальнейшем правильно подобрать адекватные средства общения.
  • Осознать мотив речетворчества.
  • Определить цель порождения высказывания, т.е. ответить на вопрос: зачем я это буду говорить?

В целом на этапе ориентировки учащийся знает, о чем он будет говорить, но еще не знает, как он будет это делать.

Следовательно, первый этап речевой деятельности характеризуется не столько лингвистическим фактором, сколько социальным, так как возникновение речевой деятельности, прежде всего, обусловлена возникновением речевой ситуации, в соответствии с которой уже определяется и мотив, и цель созданием текста.

 

Планирование

 

На этом этапе актуализируется  механизм «упрежденного синтеза». В  соответствии с этим. Жинкин отмечал, что коммуникант при планировании своего текста выполняет 2 базовые операции: операцию выбора слов и операцию размещения слов. Т. Е. коммуникант отбирает ключевые слова и их синтезирует, т.е. располагает в определенной последовательности. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренне речи, т.к. программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи коммуниканта.

Планирование занимает важное место в структуре речевой  деятельности. Скованность коммуниканта в изложении ведет к появлению  текстовых недочетов и ошибок, связанных с неумением отобрать ключевые слова, их систематизировать и упорядочить при планировании.

                                                                                                                                        Внешняя реализация

 

Деятельность понятие  сложное и многоуровневое. В ее составе обязательно наличие  внутреннего и внешнего плана, которые  соотносится между собой, и дополняют друг друга. При отсутствии одного из них деятельность существовать не может.

На этом этапе текст  подвергается лексико-грамматической оформленности, т.е. мысль передается в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.

 

 Контроль

 

Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности. Для того чтобы текст был адекватно-воспринят, необходимо, чтобы реципиент настроился на ту же волну, что и автор. На этом этапе могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватна и целесообразно подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения, нет ли избыточных предложений – все это осуществляет этап контроля.

В соответствии с этими  фазами осуществляется каждое отдельное  речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию)[6;c.272]. Как примеры речевых ситуаций можно рассмотреть: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

1. Подготовка высказывания. На этом этапе происходит осознание мотива высказывания, целей, потребностей, осуществляется вероятное прогнозирование результатов речи на основе прошлого опыта и учета обстановки. Эти подготовительные решения протекают с большой скоростью почти на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания.

2. Структурирование высказывания. На этом этапе осуществляется выбор слов, их грамматическое оформление. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок. При этом в оперативной памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.

3. Переход к внешней речи. На этом этапе осуществляется звуковое оформление высказывания. Это самый ответственный этап.

О результатах речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. по обратной связи.

Восприятие речи связано  с пониманием замыслов, мотивов высказывания, а также с оценкой содержания высказывания, его идеи, позиции самого говорящего и т.п.

Понимание передаваемого  сообщения зависит от целого комплекса  факторов, включающих в себя явный  и скрытый контексты высказывания. Явный контекст включает то, что  подлежит как бы непосредственному  наблюдению. Этот вид контекста делится на вербальный (словесный) и невербальный (жесты, поза, мимика). Скрытый контекст представляет собой ту часть коммуникации, которая не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки участников процесса общения, их личностные характеристики, среди которых можно отметить уровень образования, возраст, характер, принадлежность к определенной группе и др. В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

 

4.Речевая деятельность, ее значение для человека.

         Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной.

Особенность речевой  деятельности состоит в том, что  она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности. Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, брокер, менеджер, продавец, выполняя свою основную работу, вынуждены что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

        Речевая деятельность имеет социальный характер, так как для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два Человека). В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.

        Помимо непосредственных участников - говорящего (А, - адресант) и слушающего (А? - адресат), обычно меняющихся ролями, во-первых, необходим предмет речи (D), т. с. то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией; во-вторых, необходимо знание языка (L); в-третьих, необходимо само высказывание (V). Именно оно оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные составляющие речевой деятельности. Представим это наглядно:

L (язык)

A, V A:

(адресант) (высказывание) (адресат)

D

(предмет речи, объект  действительности)

        Как же осуществляется речевая деятельность, из каких этапов она состоит? Речевая деятельность есть процесс, который складывается из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Например, необходимо устроиться на работу; реализовать изготовленную продукцию; принять участие в конференции. Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации.

         В первом случае необходимо подготовиться к собеседованию, во втором - продумать агитационную речь (диалог), в третьем - написать доклад.

         Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. Действительно, в какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, он должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. В русском языке есть глаголы обдумывать, придумывать, рассуждать, соображать. Все они называют действие, характерное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности.

       На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, строятся предложения.

 

Третий этап - самый ответственный. Начинается говорение, субъект речевого действия повествует, доказывает, рассказывает, иными словами творит звучащую речь.

        Речь, высказывание - продукт речевой деятельности. По речи можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, грубая, льстивая, лаковая), ее целевое назначение (речь убеждающая, информативная, агитационная), ее коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, оригинальная), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвастливая, угрожающая).

       Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют на сказанное.

       Реагирование может быть выражено словесно. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое мнение, понимание. Оно может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице удовлетворения; кивок головой в знак согласия; пожимание плечами как выражение сомнения и др.). Оно может быть выражено поведением адресата / адресатов (аплодисменты, топание ногами, свист, демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь - очень важный компонент любого вида общения.

        В заключение следует сказать: речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение - среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.         Общение и общество - родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение, как и общество, восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть;

- общая необходимость  и заинтересованность в передаче  и получении информации;

- общая тема разговора;

- общий язык, с его  системой звуков и знаков, с  особым «голосом», позволяющим  передать тончайшие оттенки мыслей  и чувств человека.

      Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь I высокого уровня цивилизации.

 

 

Заключение.

 

В своей работе я постаралась подробно рассмотреть вопрос о сущности речевой деятельности, как одного из основных видов деятельности. Также подробно осветила виды, формы речи, и ее структурную организацию.

Таким образом, я пришла к выводу о том, что речевая  деятельность – это сложный процесс, который может быть представлен как активная речь – экспрессивная, и как речь воспринимаемая – импрессивная. Также речь может быть как внешней, так и внутренней, представлена в виде письма, говорения, слушания и чтения.

 

Список литературы

 

  1. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990.
  2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3кн. Кн.1.М.:Просвещение,1995.
  3. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. -М., 1969.
  4. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 1985.
  5. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Соловьева Н.Н. Учусь общаться: читаю..., слушаю..., говорю..., пишу... Учебное пособие по культуре речи и речевому общению. -М., 1996.
  6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М.,1997.

Информация о работе Речевая деятельность, ее значение для человека