Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:21, шпаргалка
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком
Эмоциональная речь, выразительные рассуждения, наглядные примеры сами по себе могут убеждать. Надо уметь доказать и отстоять свою точку зрения. Для этого надо быть уверенным в правдивости того или иного суждения, тезиса. Чтобы суметь доказать, надо уметь аргументировать свои доводы. Доказательства бывают прямыми и косвенными. При прямом доказательстве приводятся аргументы в поддержку или опровержение тех или иных высказываний.
Аргумент – это теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывается тезис.
В качестве аргументов доказательства могут выступать:
1) ранее доказанные законы наук (химии, физики, биологии, теоремы математики и др.);
2) очевидные положения, не требующие доказательств (аксиомы и постулаты);
3) фактический
материал, при котором приблизительные
сведения недопустимы (
Следует отметить
роль фактов (научных в том числе), которая
очень велика в доказательстве и обосновании
определенных позиций. Существуют различные
классификации аргументов. Основной классификацией
является та, при которой аргументы делятся
на логические и психологические. Логические
аргументы – это аргументы, обращенные
к разуму аудитории, слушателя. Состоятельность
и логика рассуждения зависят от того,
насколько тщательно подобран и проанализирован
исходный материал, насколько четко представлены
аргументы. Каждый тезис выступления должен
быть тщательно аргументирован, недостаточно
сильные, сомнительные аргументы исключаются
как разрушающие доказательства. Часто
оратор использует аргументы, обращенные
к чувствам слушателей, используя тактику
психологического воздействия. Такие
аргументы называются психологическими.
Психологические аргументы – это аргументы,
обращенные к чувствам аудитории, слушателей.
Речь оратора изобилует эмоциональными
сравнениями и красочными примерами. Способы
воздействия на аудиторию не существуют
изолированно друг от друга. Они являются
дополнением друг друга. Логические размышления,
например, могут быть подкреплены приемами,
влияющими на чувства, желания и т. д. И
тот и другой виды аргументов используются
умелым оратором сознательно.
57 Составление текста публичной речи
Слово – это важнейшая единица языка. Многообразие предметов, явлений определяется при помощи слов. Слово выполняет данную роль потому, что оно обладает определенным смыслом (или значением), которое носит название лексического значения.
Слова выражают отражение сложившейся действительности, существующих представлений о предметах, признаках и т. д. Например, лексическое значение слова брошюра таково: «книга небольшого формата в виде скрепленных листов, обычно без переплета». В данном значении отражаются наши представления об отличительных признаках печатного издания такого рода.
Точность употребления слов состоит в том, чтобы соблюдать лексические нормы языка, уметь использовать слова в соответствии с их значением. Поэтому не следует употреблять слова, значение которых неизвестно или непонятно. Особенно это важно, когда в выступлении используются иностранные слова.
Иноязычные слова входят в язык вместе с появлением новых понятий, предметов: например, бутерброд (из нем.), режиссер (из фр.), матч (из англ.).
При выборе слова надо учитывать его сочетаемость с другими словами. Например, слово львиный – «самый большой, самый лучший» сочетается только со словом «доля» – львиная доля, но нельзя сказать львиная часть.
Если слово имеет несколько значений, то можно говорить о его многозначности. У слов, имеющих несколько значений, выделяются прямое и переносное значения. Прямое значение указывает на окружающие явления, определенные предметы, названием которого оно является. Переносное значение связано с прямым по смыслу и мотивировано им. Многозначность слова может быть использована как стилистическое средство для усиления образности речи.
Оратор должен творчески подходить к своему выступлению, подбирая слова и доходчиво излагая материал. Важно, чтобы понимание слова оратором и слушателями совпадало. Слова должны быть тщательно и правильно подобраны. Необходимо избегать многословия – употребления лишних слов, не дополняющих того, что уже было сказано. Подбор слов – это отражение грамотности, свидетельство уровня образованности и логики выступающего. Следует обращать внимание на стиль доклада. Помня, что выступление – это устная форма изложения, оратору необходимо обращать внимание на свои возможности и способности говорить громко, четко и понятно, правильно.
К выступлению надо готовиться заранее, можно прорепетировать его перед близкими людьми, исключить или заменить длинные, иностранные слова, слова, трудные в произношении.
Словесное оформление
– это анализ и разбор выступления,
представление и подбор слов, уместных
в данной коммуникативной ситуации.
58 Этика выступления
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в её различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая выражает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному.
Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошо воздействующая речь должна быть выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере – проговаривать «про себя».
Именно интонация,
ритм речи подскажут, где