Содержание публичной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:54, реферат

Краткое описание

Публичное выступление – это довольно сложная процедура. Для того чтобы выступление удалось, нужен талант, терпение, грамотность и самое главное тщательная подготовка, которую многие выпускают из вида. Необходимо длительное время нарабатывать мастерство, приобретать необходимые навыки для того, чтобы улучшить свою способность к публичным выступлениям. Однако напрямую выступление зависит от проведенного перед ним объема работы. Предварительная подготовка должна превышать объем выступления по времени в 36 раз. Т.е. на каждую минуту выступления должно уходить больше получаса подготовительной работы

Файлы: 1 файл

Содержание публичной речи.docx

— 27.81 Кб (Скачать)

Содержание  публичной речи.

Публичное выступление – это довольно сложная процедура. Для того чтобы выступление удалось, нужен талант, терпение, грамотность и самое главное тщательная подготовка, которую многие выпускают из вида. Необходимо длительное время нарабатывать мастерство, приобретать необходимые навыки для того, чтобы улучшить свою способность к публичным выступлениям. Однако напрямую выступление зависит от проведенного перед ним объема работы. Предварительная подготовка должна превышать объем выступления по времени в 36 раз. Т.е. на каждую минуту выступления должно уходить больше получаса подготовительной работы.

Методы  выстпления.

Метод зауивания. Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию.

Осмысливание  материала осуществляется разными  приемами. Это прежде всего выделение  в изучаемом материале главных  мыслей и группирование их в виде плана. Каждое наименование плана —  это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной  части плана к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении  текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к  ним, что облегчает процесс припоминания. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

Установлено, что учащиеся, которые при запоминании текстов составляли план, обнаружили более прочные знания, чем те дети, которые запоминали без плана.

Повторение— важнейшее условие  овладения знаниями, умениями, навыками,  чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. При активном повторении происходит оживление второсигнальных связей. Оно связано с осмысливанием материала.

Очень важно при заучивании делать попытку  воспроизводить материал. Это важно  на всех этапах усвоения. Такие попытки  помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении  и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Когда ученик читает материал, ему может показаться, что он все знает. Он не делает никаких  попыток воспроизводить, и в результате при ответе обнаруживает пробелы.

Метод  чтения выступления.

Этот  способ подразумевает, что все выступление будет прочитано по бумаге (или суфлеру). Например, у вас есть готовый текст, но нет достаточного времени на подготовку, и если вы будете лишены текста, то вам просто нечего будет сказать. Самый яркий пример: речь президента на каком-нибудь собрании. Для того чтобы президент мог более эффективно использовать свое время, для него пишут тексты специальные люди – спичрайтеры, поэтому часто он не знает в точности, о чем будет говорить, так как времени на подготовку перед очередным выступлением мало. На помощь приходят телесуфлеры.

Или еще  один пример – чтение лекции. Даже если профессору есть о чем сказать, он хочет пересказать все в точности так, как написал собственноручно, чтобы ничего не упустить.

Для того, чтобы успешно применять данный способ, нужно уметь читать с бумаги. Необходимо читая с бумаги сохранять контакт с аудиторией, т.е. переводить взгляд то на текст, то на зал. Иначе контакт будет потерян, эффект выступления снизится.

Метод импровизации.

Импровизация - выступление без подготовки. Это может показаться самым сложным способом, на первый взгляд, потому что выступление то без подготовки! Но если посмотреть глубже, то если у человека есть, что сказать по данной теме, значит у него есть хороший опыт – т.е. фактически он хорошо подготовлен (хоть он и не готовился именно к этому выступлению). Минус может заключаться в отсутствии структуры выступления: одна тема может заскочить на другую, можно отступить от темы и т.д.

Советы  для ведения переговоров бесед  или выступлений

Подготовка  речи 
 
Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Выделите  главную идею вашей речи. Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько  составных частей.  
Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.  
Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание). Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.  
Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.  
Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная  часть публичного выступления предусматривает  подведение итогов. В окончании нужно  напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить  все основные идеи. Удачность конструкции  последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет  аплодисменты слушателей, но и превратит  их в ваших приверженцев.

Место выступления.  
 
Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.  
 
Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.  
 
Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

Одежда 
 
Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно д Успешное публичное выступление — несколько секретов. 
 
Успешное публичное выступление — несколько секретов. 
 
Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и  вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно  займите место в центре или  же хотя бы направляйте в центр  свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного  наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз  потом повторить. 
 
Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно  осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые  станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно  большему количеству людей, но обязательно  пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого  к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова  переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить. 
 
Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями. 
 
Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. 
 
Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте. 
 
Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию. 
 
Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику. 
 
У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы. 
 
Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории. 
 
Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор. 
 
Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи. 
 
Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.  
 
Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

При подготовке доклада педагогу необходимо ответить самому себе на несколько вопросов.

1. Цель  выступления и ради чего оно  затевается?  

 Например:

- хочу  информировать слушателей и что-то  объяснить;  
- обсудить со слушателями проблему, решение, ситуацию и т. п.;  
- спросить у слушателей совета;  
- пожаловаться на что-то.

2. Какова  аудитория? Выступление рассчитано:

- на  учащихся;  
- родителей;  
- коллег-профессионалов;  
- конкурентов в конкурсе педагогического мастерства?  

 Текст  доклада должен отвечать интересам  аудитории. 

3. Что  представляет собой объект выступления?  О чем доклад, что является  его "ядром":

- одно  или несколько новшеств;

- условия  применения новшеств;

- методика  освоения новшества; 

- ошибки  внедрения новшества; 

- прогнозы, обзор, сравнительный анализ и  т. п.?   

 Качественный  доклад может касаться нескольких  пунктов из приведенного списка.

4. Насколько  актуален доклад для специалистов? Почему сегодня нужно говорить  именно об этом?

5. В  чем заключается новизна темы?    

 Стоит  заметить, что новизна и актуальность  – не одно и то же. Новизна  характеризует, насколько ново  содержание выступления по сравнению  с известными аналогами, а актуальность  – в какой мере выступление  отвечает запросам времени. Оптимальный  вариант, когда доклад обладает  новизной и актуальностью. Если  доклад актуален, например, поднимает давнюю, но до сих пор не решенную проблему, он тоже заслужит внимания слушателей. Если информация докладчика не актуальна, но нова, она может заинтересовать слушателей, которые постоянно стремятся быть на "передовой" педагогических новшеств.

6. Разработан  ли автором план (структура, логика) выступления? 

7. Нужны  ли раздаточные материалы?  

 Раздаточные  материалы, помогающие отразить  логику выступления, проиллюстрировать  сложные места доклада, готовятся  по мере необходимости. Доказано, что материал усваивается лучше,  если зрительная и слуховая  память подкрепляются моторной. Следовательно, слушателям надо дать возможность записывать, а не только пассивно впитывать материал. Не стоит раздавать полный текст выступления, поскольку в таком случае пропадает надобность слушать доклад.

Информация о работе Содержание публичной речи