Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….…3

1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй…………………………………..…..…4

2. Ведийская литература…………………………………………………………………..……....7

3. Религии Древней Индии……………………………………………………………….……....8

4. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура…………11

5. Мировое значение индо - буддийского типа культуры……………………..13

Заключение……………………………………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

 

 

 

3. Религии Древней Индии.

 

Результатом дальнейшего развития ведической религии и брахманизма  стал индуизм, сформировавшийся в I-м  тысячелетии до н.э. От ведической религии  индуизм унаследовал представления  об иерархии неравных групп людей, о  роли брахмана как посредника в общении  людей с богами, авторитет Вед  в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными  комментариями), а также учение о  дхарме, карме и сансаре. Социальные отличия индуизм стал объяснять  ритуальной чистотой индивида, родившегося  в соответствующей касте. Центральное  место в пантеоне богов занимает Тримутри (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование  и гибель) - Брахма, Вишну и Шива.

Исторически индуизм оформился  в два основных направления - вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемое божество - Шива, главная его функция - использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных воплощениях: Рама и Кришна. Сочетание в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует "Международное общество сознания Кришны", в которое входит большое количество людей из многих стран.

Индуистская духовная практика предполагает изучение философии, ритуал, этику, йогу. Гуру - духовный учитель является опорой в достижении успеха во всех видах  духовной практики.

К индуистским ритуалам относятся  почитание божественного в природных  стихиях (прежде всего, в священном  огне), важнейшей формой поклонения является Агнихотра (огненное жертвоприношение); почитание божественного в храмовых изображениях; почитание божественного  в человеке (любая жизнь священна, должна быть любима и почитаема). Отсюда важнейший принцип индуистской  этики - ахимса – не причинение вреда. Своими поступками, мыслями и словами человек создает свою судьбу, которая формируется на основе кармы.

Йога обозначает систему освобождения от страдания. Йога имеет ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного  знания, размышление и медитация); Бхакти (йога любви и преданности  Богу); Хатха (упражнение тела); Раджа (упражнение ума).

Целью всех видов духовной практики является непосредственное мистическое  переживание того, что дано как  интеллектуальное знание.

В XIX-XX веках индуизм претерпел  серьезную трансформацию. Толчком  послужило распространение культуры и религии британских завоевателей. Индуизм активно включился в  борьбу индийского народа против колонизаторов.

Сейчас последователей индуизма в  мире насчитывается более 700 миллионов  человек, 83% населения Индии исповедуют эту религию.

Еще одной религией, сформировавшейся в Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается кшатрий  Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское  содержание ведийско - брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона прежней религии, традиционные ритуалы были во многом восприняты новым учением.

Центральной идеей вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских  религий концепцию кармы и  конечного освобождения - нирваны, является самосовершенствование души. В джайнизме  не признается бог-творец, а душа и  мир считаются вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь  всеведения, всесилия и вечного блаженства. Однако достичь нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала. Путь этот таков: совершенное воззрение (убежденность в абсолютной истинности мира), совершенное знание, совершенное поведение (преодоление желаний и соблюдение религиозных правил). Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов.

Джайны имеются в Индии и  сейчас, хотя они немногочисленны (0,5% населения современной Индии), но достаточно влиятельны.

Среди религиозно-философских учений Древней Индии был и тантризм. Первоначально это учение связывалось  с культом женских божеств  и магическими обрядами, связанными с плодородием. Позднее тантризм видоизменялся, создавал новые формы. В тождественности макро - и микрокосмосов  тантристы пытались найти разгадку природы и человека. Любовь была провозглашена творческим принципом  бытия. Мир, полагалось, существует как  результат эротической деятельности, а прекращение этой деятельности приводит его в состояние пустоты. Важной особенностью тантризма являлась его обращенность ко всем людям, независимо от касты.

В середине I тысячелетия до н.э. в  Индии возникает буддизм. В этот период индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис (распадались родовая организация, социальные связи). Становление классовых  отношений происходило в условиях полиэтничности и господства брахманизма. Индия изобиловала аскетами, проповедниками. Необходима была иная система духовных верований. Из предлагаемых новых направлений  наибольшее влияние приобрел буддизм. Основатель его - принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, семьи, богатства  и ставший Буддой - "просветленным". Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди  которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака"), что означает "Три корзины (закона)".

Основу вероучения составляют "четыре великие истины":

жизнь есть страдание;

причина всех страданий - желания;

страдания можно прекратить путем  избавления от желаний;

необходимо для этого вести  добродетельную жизнь по законам "правильного  поведения" и "правильного знания".

Религиозная цель буддизма - достижение запредельного внутреннего состояния - нирваны. Нирвана вырывает человека из бесконечной цепи жизненных перерождений, освобождая от власти кармы. В возможности  воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Нирвана - это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей.

Будда призывал к умеренности. Путь к спасению был назван им восьмеричным. Он представляет собой постепенную  трансформацию сознания, его перерождение, движение к состоянию нирваны - правильные взгляды, стремления, речь, поведение, образ жизни, самоконтроль и т.д.

В III веке до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии  Индии. Ранний буддизм отличался, прежде всего, своей этической направленностью, более поздний - преобладанием философской и религиозной проблематики.

В I веке н.э. буддизм распался на хинаяну ("малая колесница") - путь спасения для избранных, и махаяну ("большая  колесница") - путь спасения для всех. В средние века буддизм стал одной  из мировых религий (Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и другие страны). Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается  около 700 миллионов человек.

Культурная значимость буддизма связана  с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм  стал символом духовной культуры Древней  Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, непричинение зла живому, личная ответственность за собственные  поступки, созерцательность, приоритет  духовности.

 

 

 

 

4. Древнеиндийская философия, мифология,  правовая культура.

 

Древнеиндийское название философии - "даршана". Характеризуя древнеиндийскую  философию в целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное  влияние оказали идеи религиозно-мифологического  комплекса, где были сформулированы основные идеалы и ценностные ориентации индийцев. Во-вторых, характерны сосуществование  разных школ, их умозрительность, слабая связь с наукой, традиционализм. В-третьих, преобладало идеалистическое  видение мира, а вульгарный материализм  здесь нередко сочетался со сверхидеализмом.

Философия в Древней Индии не была дополнением к другим наукам или искусствам, а занимала собственное  место и для прочих областей знания являлась питательным источником. Созерцательность как черта мировоззрения не могла  не привести к пышному расцвету философской  культуры. Искания духа, вера в разум, склонность к исследованию мироздания на уровне предельных оснований бытия  привели к тому, что многие аспекты философской проблематики оказались в центре внимания древнеиндийских мыслителей.

Проблемы этики, вопросы смысла жизни и смерти, единства макро - и микрокосмосов и многие другие волновали людей того времени  и ответы на них они получали из философского знания. Философские идеи были неразрывно связаны с жизненным  поведением человека. Полагалось, что  знания, внутренние помыслы человека и его поведение должны представлять единое целое. Знания нельзя обретать без внутреннего изменения, без  соответствующих поступков. Поэтому  любое усвоение философских идей означало, прежде всего, работу над  собой, внутреннюю жизнь человека.

В Древней Индии развивались  и многие другие отрасли знания - астрономия, математика, языкознание. Была создана грамматика санскритского  языка, а в математике введены  понятия минуса, нуля.

Индийская мифология дала огромный материал для изобразительного искусства. Вера в чудодейственную силу природы, ощущение единой жизни человека и  Вселенной стали основой всей индийской культуры. Памятники древнеиндийского искусства настолько самобытны, что их нельзя спутать ни с какими другими. Соприкасаясь с шумерской, иранской и греческой культурами, Индия восприняла и по-своему осмыслила  многие художественные традиции.

С распространением буддизма началось широкое строительство храмов и  культовых памятников: ступ (мемориальных сооружений, хранящих останки Будды); стамбх (огромных колонн); скальных храмов. В III-II веках до н.э. начали строить  буддийские пещерные храмы - чайтьи и  монастыри - вихары. Буддийские монастыри все более превращались в центры науки и искусства.

В Древней Индии формировалась  и правовая культура. "Законы Ману" (Манава Дхармашастра) - один из древнейших памятников юридической литературы. Он был составлен между II в. до н.э. и II в. н.э. в одной из брахманских  школ. Источником "Законов Ману" стали более ранние "Руководства  к Закону". Нормы, говорящие о  поведении людей, изложены в книгах - шастрах. Шастры учат людей, как они  должны вести себя, чтобы быть угодными богу, - это дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть и руководить (артха), третьи - как получать удовольствия (кама). Все три шастры - дхарма, артха  и кама - легитимны. Однако шастра рисует лишь модель, как себя вести, но допускает  отклонения, что говорит о ее гибкости.

 

 

 

 

 

5. Мировое значение индо - буддийского типа культуры.

Письменные древнеиндийские памятники  стали известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся мир  высокой духовности этой культуры. "Загадочность", "мистицизм", "сокровенность" - вот как говорили о ней европейцы. Гегель назвал ее "Грезящий дух". Карамзин, Никитин, Шиллер, Гейне, Гете, Гюго, Кант, Шопенгауэр, Гессе, Бальмонт, Верещагин, Н. Рерих  и многие другие проявляли огромный интерес к этой культуре. Оценки же были во многом противоречивые - созерцательность, пассивность, застойность, с одной  стороны, и восхищение, преклонение - с другой. Сторонники европоцентризма  возражали даже против самого термина "цивилизация" применительно к  Индии в древности, полагая, что  все наиболее значительные достижения индо - буддийская культура получила под влиянием греко-римского мира.

Но существует и иная позиция - востокоцентризм. Ее сторонники преувеличивают роль восточной  культуры в развитии мировой цивилизации  и рассматривают Восток как единственный источник высших духовных достижений.

Здесь необходимо отметить, что европоцентризм и востокоцентризм - крайности в  оценках этой культуры. Разные типы культур должны не противопоставляться, а дополнять друг друга.

Культура Древней Индии оказала  сильное влияние на русскую культуру. Известны памятники русской литературы, в которых обнаруживаются заимствования  из древнеиндийской традиции. Например, "Повесть о Варлааме и Иоасафе" представляет собой переработку  жития Будды в христианско-догматическом  духе. Через византийскую культуру происходило влияние древнеиндийской  культуры на русскую. В более позднее  время некоторые исследователи  даже делали предположение о единых корнях индийской и русской культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Завершая работу можно прийти к  выводу, что в самом названии индо - буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии.

В основе системы ценностей индо - буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени - действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо - буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой.

Информация о работе Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй