Особенности варнового и кастового строя Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на незыблемость "извечного правила жизни четырех варн" с течением времени в их положении происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус.

Оглавление

Вопрос 1. Укажите особенности варнового и кастового строя Древней Индии.
Какое влияние он оказал на развитие Индийского государства и права? 3
Вопрос 11. Сравните общественный и государственный строй у франков и англосаксов. Каковы основные черты варварского общества и государства? 6
Тестовое задание 9
Список использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубеж. стран.docx

— 51.75 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Новосибирская государственная  академия экономики  и управления

Номер группы: _ЮРО12С                                                                     __________

Наименование  специальности: __Юриспруденция   ______________________

Студент: _Антоновский Андрей Сергеевич______________________________

                                       (фамилия, имя,  отчество)

Номер зачетной книжки (студенческого  билета): 113601                  ________

Учебная дисциплина: _История государства и права зарубежных стран ч.1__

Кафедра: __Государственно правовых наук  _____________________________

Номер варианта контрольной  работы: ____I                           ______________

Дата  регистрации институтом:  «___» __________ 200 ___ г.

Дата  регистрации кафедрой:  «___» ____________ 200 ___ г.

Проверил: __________________________                               ________________

                         (фамилия, имя,  отчество преподавателя) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Оглавление
 

Вопрос 1. Укажите  особенности варнового и кастового  строя Древней Индии.

Какое влияние  он оказал на развитие Индийского государства  и права?                    3

Вопрос 11. Сравните общественный и государственный  строй у франков и англосаксов.                   Каковы основные черты варварского общества и государства?   6

Тестовое задание                                                                                                                9

Список использованной литературы       10        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. Укажите особенности  варнового и кастового  строя Древней  Индии.

Какое влияние он оказал на развитие Индийского государства и  права? 

     Несмотря  на незыблемость "извечного правила  жизни четырех варн" с течением времени в их положении происходили  некоторые изменения, суть которых  сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус. Можно считать, что к середине 1 тысячелетия до н.э. две высшие варны знати уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим варнам простонародья, что адекватно отражало реальность жизни: сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы, снизу - труженики, производители, слуги.

     На  устойчивость существующей системы  варн оказывали влияние следующие  процессы. Индианизация южных районов Индостана, а также оседание в Северной Индии и ассимиляция представителей побежденных захватнических армий, вторгавшихся на индийскую территорию (греки, бактрийцы, парфяне, гунны, юэчжи и др.) привела к разрастанию варны шудр. Однако, среди побежденных также были жрецы, правители, чиновники, воины. Некоторые из них в ограниченных близких им социальных группах продолжали исполнять свои привычные функции и по образу жизни и социальному статусу явно не соответствовали обычным индийским шудрам.

     Кроме того, внутри самих варн начался  процесс дифференциации и объединения  их членов по признакам близости рода занятий и квалификации. С ростом населения все чаще возникали  конфликты на почве браков или сожительства представителей разных варн и не урегулированности вопроса относительно варновой принадлежности детей от смешанных браков. Возникала объективная потребность в дифференциации членов варны на чистых и смешанных, а смешанных на тех, одним из родителей которых был представитель более высокой или более низкой варны, а то и лицо, вообще стоявшее вне варновой системы.

     Наличие в обществе некоторого количества неполноправных, в том числе стоявших вне варн рабов-иноплеменников, а также тех, кто занимался преимущественно  тяжелыми и нечистыми работами, тоже вело к образованию групп людей, связанных общностью их нелегкой доли, близостью их социального положения и профессиональных занятий. К этому стоит добавить, что в отсталых районах Индии, в ее джунглях продолжали существовать племена, еще не знакомые с земледелием и скотоводством, промышлявшие охотой, рыболовством и собирательством. Всем им тоже нужно было найти какое-то место в генеральной системе замкнутых сословных групп.

     Все эти и некоторые другие факты  сыграли свою существенную роль в  трансформации древней системы варн и превращении ее в более сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста (джати, т.е. род) - это обособленная замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности, обладающих схожими родовыми и религиозными признаками, занимающих определённое место в социальной иерархии. Именно в такого рода касты и консолидировались как все мелкие специализированные группы внутри старых варн, так и вновь индианизировавшиеся жители юга либо представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Будучи неизмеримо более гибкой, она позволяла безболезненно включать в себя все новые и новые касты, предоставляя каждой из них определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии.

     Кастами могли стать и становились  племена, секты, группы лиц сходных  занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями (убой животных и выделка кож; уборка мусора; работа с трупами; профессия знахарей, палачей, актеров и т.п.). Они находились на низшей ступеньке социальной лестницы и составляли касты неприкасаемых (чандалов, парий, швапачей), не входившие ни в одну из варн и не принадлежащие ни к одной касте являлись изгоями. Законы Ману предписывали: "место жительства чандалов и швапачей должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы", "одеждами - одеяния мертвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшения их должны быть из железа, и они должны постоянно кочевать", "днем они, отмеченные по приказу царя знаками., пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников", "им полагается, умерщвлять приговоренных к казни, они могут забирать одежды казенных, ложа и украшения", "их дела должны решаться между ними, браки - с подобными им". Закон запрещал представителям четырех варн общаться с неприкасаемыми.

     Принципиальным  отличием новых каст от старых варн было то, что касты имели четкую внутреннюю организацию - органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы  и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, а региональными и локальными группами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, давала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получать обусловленную нормой плату за нее и т.п. Все перечисленные новые черты и признаки достаточно заметно отличают касту от варны. Но главный принцип пожизненной принадлежности человека к касте по рождению при трансформации варн в касты остался неизменным. С возникновением системы каст в Индии резко уменьшилось и практически сошло на нет рабство иноплеменников, но не потому, что общество будто бы преодолело этап рабовладения, а просто вследствие того, что все иноплеменники отныне включались в какую-либо из низших каст или в число внекастовых неприкасаемых. Что же касается рабов-должников, то их статус продолжал оставаться практически без изменений.

            Цивилизационная особенность  Древней  Индии  связана  с  рядом исторических причин, главнейшие из которых  заключались  в  варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая  система   с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым  конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением  религиозно-нравственных  установок поведения   человека   была   своеобразной   альтернативой   принудительного характера   государственной   власти.   Бесспорно,   способствовала    этому замкнутость, автономность индийской общины и ее  натуральным  хозяйством,  с патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины  с  ее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани».

     С   усилием   общественного   неравенства   военный   вождь   племени (раджа), который ранее выбирался собранием и  не  мог  быть  смещен  им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного  управления, а  должность  раджи  велась   борьба   между   представителями   знатных   и могущественных родов  в  племени.  Со  временем  эта  должность  становиться наследственной.

     Наиболее  многочисленные  и   разнообразные   исторические   сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду  (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I  века  н.э.),  периоду  складывания  и существования самого крупного не только  в  Древней  Индии,  но  и  на  всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев.

     Магадхско-Маурийская эпоха  характеризуется  усилением  монархической власти. Основой государства считался царь. Принцип  наследования  соблюдался очень  строго.  Еще  при  жизни  царь  назначал  одного  из  своих   сыновей наследником престола. Территория государства в  эпоху  Маурьев  делилась  на провинции. Во главе  четырех  главных  провинций  находились  царевичи.  Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией.

     Одним  из  важнейших   компонентов   социального,   общественного   и экономического  строя  в  Маурийский  период  являлась  община.   В   общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы.

     Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в  остальных районах империи еще  существовали  примитивные  родовые  общины.  В  течении долгого времени общины были изолированные друг от друга, но  постепенно  эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

     Индусская   политико-религиозная   концепция   «богоугодного    царя» (девараджи) предписывала ему  выполнение  особой  драхмы.  Одна  из  главных обязанностей  -  охрана подданных. «Защищая» народ, царь мог  заставить  его платить налог  -  бали.  Наряду  с  основным  налогом,  существовали  другие многочисленные поборы в пользу центральной власти.

     Царю  вверялось  также  осуществление  правосудия  с  помощью  опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов,  должен  был возглавлять борьбу со стихийными  бедствиями,  голодом.  Важнейшей  функцией царей  была  организация  публичных  работ,  освоение  и  заселение  царских земель, строительство ирригационных сооружений.

     Согласно  религиозным воззрениям,  как  и  во  всех  странах  Древнего Востока, царская власть обожествлялась.

         Царь являлся главой  административного  аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и  контроль  за  их  деятельностью.  Все  царские чиновники делились на группы центрального  и местного управления. Особое место занимали советники царя. Из советников царя  состоял  и  совещательный коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления.

     Особой  сложностью  в  империи  Маурьев  отличалось  административное деление и связанная с ним система местного управления.

     Лишь  часть  территории  империи  находилась   под   непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной  единицей  была провинция.  Среди  них   выделялось   пять   наиболее   крупных   провинций, управляемых  царевичами,  и  пограничные  провинции,   управляемые   другими членами царской семьи. В  функции  правителя  провинции  входила  защита  ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

           Наиболее известными являются Законы Ману (Ману-мифический бог). Точное время  составления  этих  законов  неизвестно.   Предполагается,   что   они появились в период между II в. до н.е. и II в.  н.э.  они  состоят  из  2685 статей,  написанных  в  форме  двустиший  (шлок).  Непосредственно  правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном  в  главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

     В период создания Законов ману  в  Индии уже хорошо  понимали  разницу между собственностью и владением при  этом.  Законы  указывают  7  возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение  в  виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы,  а так же  получение  милостыни.  Среди  основных  видов  собственности  Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли  земли  царские,  общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как  собственника  всей  земли  в государстве. Царь  получал  налоги  с  землевладельцев  не  как  собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное  присвоение чужой собственности  (чужого  участка  земли)  накладывался  большой  штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.     

Информация о работе Особенности варнового и кастового строя Древней Индии