Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:59, контрольная работа
Несмотря на незыблемость "извечного правила жизни четырех варн" с течением времени в их положении происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус.
Вопрос 1. Укажите особенности варнового и кастового строя Древней Индии.
Какое влияние он оказал на развитие Индийского государства и права? 3
Вопрос 11. Сравните общественный и государственный строй у франков и англосаксов. Каковы основные черты варварского общества и государства? 6
Тестовое задание 9
Список использованной литературы 10
Обязательственные отношения получили в законах ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения и т.д.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин не наказывалось.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.
В древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные.
Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права, драхмы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.
Судя по Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли «надзор за ворами». Большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах.
Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.
Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Царю переходила большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.
Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие «дважды рожденные» могли носить оружие лишь тогда, когда для них «наступает время бедствий».
Армия
выполняла и функции охраны общественного
порядка. Она бдительно должна стоять
на защите государственной целостности.
Воинские отряды помещались в связи
с этим среди «двух, трех, пяти, а также
сотен деревень».
Вопрос
11. Сравните общественный
и государственный строй
у франков и англосаксов.
Каковы основные черты
варварского общества
и государства?
Прогрессирующее «слияние племен» времен Великого переселения народов привело к значительному усилению власти «военных королей», что в свою очередь, стало важнейшей предпосылкой генезиса государственности у франков и англосаксов, т.е. происходит переход к единым политическим образованиям и ранним государствам. Рассмотрим общие и особенные черты в структуре управления у франков и англосаксов, а главное роль и функции короля в управлении, наличие или отсутствие каких-либо властных структур (ограничивающих правителя), выделим общее и особенное.
Необходимо
начать с того, что и во франкском,
и в англосаксонских
Значимая роль в становлении династий как у франков, так и у англосаксов принадлежит легендарному и мифическому происхождению предков правителей. Важный моментом в становлении и укреплении королевской власти является обращение к Риму, через принятие христианства. Сначала Рим отправляет священнослужителей во Франкское королевство и Британию для склонения франкских и англосаксонских королей в веру. Повсеместное принятие христианства приводило к тому, что короли обретали «истинную» власть перед лицом народа, церкви и Рима, и перед соседними государствами. Теперь право издавать законы, творить верховный суд, вводить налоги, принадлежало королю. Во франкском государстве при Каролингах это осуществлялось на «майских полях». Верховная власть в государстве формально принадлежала «майским полям», которые по традиции избирали короля, издавали законы, вершили правосудие. Такое собрание не решало ничего, только обсуждало вопросы, окончательное решение по которым принимал глава государства, т.е. носило не ограничительный, а совещательный характер. На этих собраниях именно Карл издавал указы и особые сборники распоряжений - капитулярии. Подобно «майским полям» в Британии принятие законов осуществлялось в уитенгамоте при согласии «мудрых», в котором король являлся верховным официальным охранителем прав народа и спокойствия государства.
Подобно франкскому совету уитенгамот избирал либо смещал короля, издавал законы. Как и в «майских полях» в уитенгамоте участвовали клирики и светские феодалы находящиеся в подчинении короля. Надо подчеркнуть, что со временем англосаксонские короли считают необходимым отмечать роль своих уитанов в издании законов, только в силу традиций. Он являлся высшим судебным трибуналом, выносившим решения по гражданским тяжбам привилегированных лиц (из королевской семьи или других магнатов) и в последней инстанции разбиравшем уголовные дела по апелляциям от сотенных собраний и сотенных графств. Таким образом, можно сделать вывод, что король являлся «верховным судьей», поскольку возглавлял уитенгамот. Прямых же указаний на закрепление за королем англосаксов (в отличии от королей франков) данной функции нет. Причем, особое внимание нужно обратить на то, что решение король выносит по своему усмотрению, т.е. нет адресации даже на закон изданный им самим.
Франкские и англосаксонские короли, как и короли древних германцев опирались изначально на войско, благодаря чему и выдвигались на государственной лестнице. Расплатой за службу была земля, которая несет в себе основное богатство. И здесь сила королевской власти заключалась в том, и франкские и англосаксонские короли являлись крупными землевладельцами, (благодаря военным успехам) располагавшим обширными доменами, свободными, полусвободными и несвободными крестьянами, которые подвозили оброк, а тж. доход с «фирм».
Но необходимо заметить, что если в англосаксонских королевствах эта практика постоянна, то с правления Карла Великого во Франкском государстве происходит замена дарения и пожалования на назначение управлением территории «и собрал король Карл Великое собрание своего войска в Саксонии в Липпшпринге и установил над ней графов из числа знатнейших саксов»
На основе всего вышеизложенного можно сказать, что короли франков и англосаксов являлись не только крупными землевладельцами, но и главами административного аппарата. Но в отличии от Британии, в государственном строительстве Карл Великий создал такую систему, при которой несмотря на незначительное количество ступеней власти, все нити управления находились в руках только императора Карла. Центром управления был двор, в котором на смену старой службы Карл из числа клириков ввел канцлеров. Они занимались записью указов и распоряжений, вели переписку и т.д. Вводятся такие должности при дворе как: кубикулариев (ответственный за сохранность королевских сокровищ), конюших и коннетаблей, маршалов. Карл вводит иерархию имперских сановников (архикапелланы, епископы, аббаты) и сам занимается их назначением. Отправной точкой государственного управления, как в англосаксонских королевствах, так и у франков являлась деревня или сельская община. Регулирующим центром, которой был сельский сход. Он обладал юридическим и полицейским воздействием на все стороны жизни общины, а т.ж. контролировал хозяйственные распорядки. Община избирала должностных лиц и старосту. Старосты являлись членами сходов округов (более крупные территориальные деления) – сотен. Сотни или сотенные собрания представляли структуру «организованную государством для военных, судебных и фискальных целей». Во главе сотни стоял сотенный старшина, позднее граф. Он занимался сбором всех видов штрафов, особенно за невыполнение натуральных повинностей и принятие собранных сотней налогов. В документах Каролингов встречаем и другие обязанности графа, такие как: возглавление ополчения и ведение учета рекрутов, созыв и проведение суда совместно с судьями и присяжными, учет рынков. Круг полномочий самых разных должностных лиц (вицеграфы, сацебароны, центенарии.у франков; шерифы, тэны и возвышающиеся над ними элдормены у англосаксов) был в принципе одинаков.
В заключении хотелось бы отметить наиболее явное различие, заключающееся в сути и титуле правителей во Франкском государстве Каролингов и королевствах Британии. Благодаря своим завоевательным походам и налаживанию дипломатических отношений, Карл Великий получил титул «светлейший, августейший, коронованный Богом великий миротворец, правитель Римской империи, по милости Бога король франков и лангобардов». У англосаксов же правили просто короли, а не императоры.
Таким образом, рассматривая становление королевской власти и администрации у франков и англосаксов можно выделить следующие общие черты. В ходе завоеваний явно прослеживается сильная и самостоятельная линия власти короля, который по традиции избирается из наиболее знатного (как правило, одного) рода. Происходит становление династий. Одновременно с этим ведется формирование государственно-королевского фонда земель, из которого будет происходить раздача наделов формирующемуся аппарату чиновников со схожей структурой, которая заключается в «преемственности с позднеантичными политическими институтами».
Христианство и законодательство, землевладение, военная мощь, монополизация чеканки монет и многое другое, стали основой в становлении и укреплении власти. Наиболее важное различие заключается во взаимодействии светского правителя с высшими иерархами церкви. Карл стоял над клириками, назначал на места, а в Британии короли в определенной степени зависели от епископов, которые получали палий из рук папы.
Временными рамками обозначить данные процессы не возможно, поскольку мы рассматривали не однотипные государственные образования. Как говорилось ранее в Британии, в отличии от франкского государства, данные процессы шли не в одном королевстве, объединяющем территории вокруг, а о множестве королевств. Однако, в дальнейшем, на основе тех же самых факторов будет происходить укрепление королевской власти, что обеспечит в Британии возвышение Уэссекской династии и объединение всего государства под ее эгидой. А во франкском государстве, Карлом Великим будет возведена имперская власть. Тем самым произойдет подчинение всего управленческого аппарата королю, как единовластному правителю.
Раннефеодальные государства, или как их еще называли «варварские королевства» зародились сразу с падением Западной Римской Империи. Причиной исчезновения Римской Империи послужило так называемое «великое переселение народов». В результате чего в Западной Европе образовались многие новые государства. С началом развития раннефеодального строя, в истории человечества наступает эпоха раннего средневековья.
Особенностями феодальной государственности в Западной Европе являются:
- Преобладание монархической формы правления;
- Политическая и правовая автономия городов;
- Сочетание публично - правовых и частноправовых начал в управлении. На определенном этапе развития государство делегирует ряд властных полномочий крупным землевладением на местах, следствием чего стал сильнейший территориальный сепаратизм.
- Связь между религией и государством;
- Слабость государственного начала компенсировалась развитым сельским самоуправлением, основу которого составляла соседская община, которая выполняла административные, судебные, хозяйственные функции.
- Основным политическим конфликтом феодального общества является конфликт между государством и римско-католической церковью. Последняя претендовала на суверенитет в государстве. Церковь в Западной Европе была богатейшей корпорацией на содержание которой население платило калы - десятину; была крупнейшим землевладельцем, пользовались правовой автономией и многочисленными привилегиями.
В чистом, классическом виде абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах абсолютная монархия имела местные особенности так, например, в Англии укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах и княжествах, при том что власть императора Священной Римской Империи германской нации оставалась. На определенном этапе своего развития выделяется такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия).
Концепция
просвещенного абсолютизма
Союз германских племен, имеющих общее название - франки, сложился в 3 в. н.э. на северо-восточных границах Галии, провинции Римской империи. Среди других варварских королевств на территории Галии к концу Vв. возвышается королевство салических франков во главе с Хлодвигом, которое подчиняет другие племена. На процесс создания Франкского государства оказало влияние:
Информация о работе Особенности варнового и кастового строя Древней Индии