Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа
На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики
Введение………………………………………………………………………………………………….…3
1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй…………………………………..…..…4
2. Ведийская литература…………………………………………………………………..……....7
3. Религии Древней Индии……………………………………………………………….……....8
4. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура…………11
5. Мировое значение индо - буддийского типа культуры……………………..13
Заключение……………………………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй…………………………………..…..…4
2. Ведийская литература…………………………
3. Религии Древней Индии………………………
4. Древнеиндийская философия,
5. Мировое значение индо - буддийского типа культуры……………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На протяжении многих веков Индия
привлекает внимание европейских историков,
философов, этнографов, оставаясь при
этом едва ли не самой загадочной и
экзотической страной со сложной
и самобытной культурой, в которой
соединились различные
Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать основные черты индо - буддийского типа культуры.
1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры.
Индия - государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо - буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.
В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:
первобытнообщинный строй
протоиндийская цивилизация
первобытнообщинные племена
арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I-го тысячелетия до н.э.;
период возвышения государства Магадха (середина I тысячелетия до н. э);
период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н. э).
Характерная черта древнеиндийского общества - распадение его на четыре Варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. За каждой Варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией Варны брахманов, воинская деятельность, а также правление - Варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля - Варны вайшьев; а низменный труд - Варны шудр.
Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи - из его бедер; шудры - из его ног.
Соответственно касты
Кастовость сильно повлияла на самобытность древнеиндийской культуры. Отделение умственного труда от физического, безусловно, подтолкнуло к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.
Особенностью культуры Древней Индии явилась неразвитость исторического сознания. Отсутствовало летоописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.
Точное время возникновения письменности здесь определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н. э). Основные элементы древнеиндийской культурной традиции нашли свое отражение в Ведах.
Происхождение Варн. Сословно-кастовый строй
Существование каст и кастовой организации обычно связывают только с Индией, но это представление не совсем точно соответствует данным истории и этнографии.
Отдельные признаки каст и некоторые
элементы кастовой организации
Вопрос о происхождении Варн
весьма сложен, но закономерно появление
сословий - Варн связывать с разложением
первобытнообщинного строя и
развитием общественного и
Варны не были порождением ведийской эпохи. Известно, что в древнем Иране существовали социальные группы — тиштра (как и Варна, термин означает цвет), которые можно сопоставить с индийскими Варнами: жрецами — брахманами, военной знатью — кшатриями и общинниками — вайшьями. Это говорит, очевидно, о появлении тройственного сословного деления общества в индоиранский период, а некоторые данные позволяют предполагать возможное его существование еще раньше. В «Ригведе» не раз упоминаются три высшие Варны, и только в поздней, X части (мандале) содержится легенда о происхождении всех четырех Варн от первочеловека Пуруши. Это религиозное освящение сословного деления свидетельствует о наличии системы сословий в более ранний период. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер и шудры — из ступней.
В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, по рождение Варн связывается уже с главным богом Брахмой. Появление вари и их положение освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство брахманского сословия и придать божественный характер своему положению. Неудивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят первыми в списке Варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в культе, свои права на совершение священных церемоний и знание текстов. В действительности же реальная власть находилась в руках военного сословия — кшатриев.
Как правило, царями становились представители кшатрий - окой Варны, кшатрии стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздно ведийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.
Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения.
Самой многочисленной была Варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В (ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.
Три высшие Варны считались «дважды
рожденными», их представители имели
право на посвящение (упанаяна); шудры
же рассматривались как «однажды
рожденные» и были лишены этого права.
Поэтому шудрам запрещалось участвовать
в культе, изучать священные тексты.
Шудрами, как правило, были бедные, экономически
зависимые люди, низшие разряды ремесленников,
обслуживающий персонал. Хотя шудры
не являлись рабами, естественно, что
именно они в любой момент ли попасть
в рабскую зависимость. Представители
высших сословий стремились превратить
Варны в замкнутый
Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало некоторым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покоренных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов, которых превратили в шудр. При этом защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «Варна» обозначает цвет. Однако следует иметь в виду, что это значение никак не связано с обозначением цвета кожи. В древней Индии, как и в древнем Иране, существовала цветовая символика: с каждой Варной ассоциировался определенный цвет.
В поздневедийскую эпоху внутри Варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст.
2. Ведийская литература
Веды относятся к числу
Самхит существует четыре: Ригведа (содержит гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа (веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все случаи жизни). Мировоззрение, сформированное на основе Вед, было мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более трех тысяч богов. Эти боги - антропоморфны. Они олицетворяли явления природы, выступая скорее не их творцами, а организаторами. Основу культа составляли жертвоприношения, большое значение имели и магические обряды. Среди наиболее почитаемых богов ведического пантеона: Варуна (олицетворение ночного неба и правитель ночи), Митра (правитель дня), Индра (устроитель мира, громовержец), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка).
Человек рассматривался как творение богов и вместе с тем как часть живой природы. Различие между растениями, животными и человеком не имело существенного значения: люди, подобно всему живому, имеют тело и душу. Тело смертно, а душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, а поселяется в другом теле. Причем она может вселиться не обязательно в человеческое тело, а в животное или растительное. Странствие души по различным телам - сансара. Закон переселения душ - закон дхармы. Переселение души человека зависит от его поведения, благочестия, следования предписаниям своей Варны. Каждая Варна имела собственную дхарму. Исполнение дхармы вело к перерождению в более высокую Варну, а нарушение - в низшую. Так действовал закон возмездия - карма.
Исполнение дхармы представителями высшей Варны освобождало их души от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Такое освобождение называлось мокшей. Получалось, что рождение в низшей касте - это наказание за прошлые проступки, а рождение в высшей касте - шанс достижения мокши.
В Ригведе, и особенно в Упанишадах,
наблюдаются переходные формы от
мифологического мировоззрения
к философскому. Так, в ведийской
мифологии зарождается
Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады образуют священный канон брахманизма. Это религия, верховный бог которой - Брахма (Брахман). Впервые о нем упоминается в позднейшей Веде - в Атхарваведе. Брахма - самосущий, владыка. Однако культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии. Брахма - лишь первое лицо в брахмаистской Троице. Два других - Вишну и Шива. Брахма - бог-творец, Вишну - бог-хранитель, Шива - бог-разрушитель. Впоследствии брахманизм распался на вишнуизм и шиваизм.
В пятом периоде истории Древней Индии складываются различные формы антибрахманского движения кшатриев. Среди них "Бхагавадгита", джайнизм и буддизм.