Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении многих веков Индия привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной и самобытной культурой, в которой соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные этнические и общественные отношения, художественные практики

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….…3

1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй…………………………………..…..…4

2. Ведийская литература…………………………………………………………………..……....7

3. Религии Древней Индии……………………………………………………………….……....8

4. Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура…………11

5. Мировое значение индо - буддийского типа культуры……………………..13

Заключение……………………………………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………………………….…3

 

1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн.  Сословно - кастовый строй…………………………………..…..…4

 

2. Ведийская литература…………………………………………………………………..……....7

 

3. Религии Древней Индии……………………………………………………………….……....8

 

4. Древнеиндийская философия, мифология,  правовая культура…………11

 

5. Мировое значение индо - буддийского типа культуры……………………..13

 

Заключение……………………………………………………………………………………………...14

 

Список литературы………………………………………………………………………………..…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении многих веков Индия  привлекает внимание европейских историков, философов, этнографов, оставаясь при  этом едва ли не самой загадочной и  экзотической страной со сложной  и самобытной культурой, в которой  соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные  этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает  особенного внимания, потому что в  ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это  должно наоборот дать толчок к глубокому  изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о  индо - буддийском типе культуре как о самостоятельном явлении, не имеющем прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии говорит об актуальности этой темы для европейской науки. Конечно, наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Палийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.

Цель данного реферата - рассмотреть  и проанализировать основные черты  индо - буддийского типа культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры.

 

Индия - государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо - буддийского типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические слои относятся к середине III тысячелетия до н.э.

В древнеиндийской истории можно  выделить шесть периодов:

первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;

протоиндийская цивилизация Хараппы  и Мохенджо - Даро в долине Инда (III-II тысячелетия до н. э);

первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II-го тысячелетия до н.э.;

арийские раннеклассовые государства  века бронзы первой половины I-го тысячелетия  до н.э.;

период возвышения государства  Магадха (середина I тысячелетия до н. э);

период возвышения государства  Маурья (322-185 гг. до н. э).

Характерная черта древнеиндийского общества - распадение его на четыре Варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. За каждой Варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией Варны брахманов, воинская деятельность, а также правление - Варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля - Варны вайшьев; а низменный труд - Варны шудр.

Мифология отразила кастовое деление  следующим образом: брахманы произошли  изо рта Брахмы, одного из главных  Богов Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи - из его бедер; шудры - из его  ног.

Соответственно касты закрепили  правовое и социальное неравенство  в обществе. Бесчисленные предписания  регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным текстам, вайшьи содержали своим трудом брахманов  и кшатриев. Вайшьи формировались  в общины.

Кастовость сильно повлияла на самобытность древнеиндийской культуры. Отделение  умственного труда от физического, безусловно, подтолкнуло к более  быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем вело к ее ограниченности, которая явилась следствием кастовости социального строя.

Особенностью культуры Древней  Индии явилась неразвитость исторического  сознания. Отсутствовало летоописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.

Точное время возникновения  письменности здесь определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н. э). Основные элементы древнеиндийской  культурной традиции нашли свое отражение  в Ведах.

 

Происхождение Варн. Сословно-кастовый строй

 

Существование каст и кастовой организации  обычно связывают только с Индией, но это представление не совсем точно  соответствует данным истории и  этнографии.

Отдельные признаки каст и некоторые  элементы кастовой организации засвидетельствованы  у многих народов. Индия же дает наиболее яркий пример развития кастовой организации, приобретшей в специфических  условиях индийского общества крайнюю  форму замкнутости. Само слово «каста» в португальском языке означает «род, качество»; оно вошло в европейские языки для наименования замкнутых групп индийского общества после того, как португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. В самой Индии эти группы обозначаются санскритским термином «джати». Наряду с джати в древнеиндийском обществе существовали Варны — сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно сословия- Варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) все больше становились замкнутыми и как бы напоминали по своей форме «касты», что и привело к частому обозначению Варн поздним термином «каста».

Вопрос о происхождении Варн весьма сложен, но закономерно появление  сословий - Варн связывать с разложением  первобытнообщинного строя и  развитием общественного и имущественного неравенства. Военная знать составила  Варну кшатриев, жрецы — брахманов, свободные общинники образовывали Варну вайшьев, (затем оформилась Варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии.

Варны не были порождением ведийской  эпохи. Известно, что в древнем  Иране существовали социальные группы — тиштра (как и Варна, термин означает цвет), которые можно сопоставить  с индийскими Варнами: жрецами —  брахманами, военной знатью — кшатриями  и общинниками — вайшьями. Это  говорит, очевидно, о появлении тройственного  сословного деления общества в индоиранский период, а некоторые данные позволяют предполагать возможное его существование еще раньше. В «Ригведе» не раз упоминаются три высшие Варны, и только в поздней, X части (мандале) содержится легенда о происхождении всех четырех Варн от первочеловека Пуруши. Это религиозное освящение сословного деления свидетельствует о наличии системы сословий в более ранний период. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер и шудры — из ступней.

В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, по рождение Варн связывается уже с главным  богом Брахмой. Появление вари и  их положение освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство  брахманского сословия и придать  божественный характер своему положению. Неудивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят  первыми в списке Варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в  культе, свои права на совершение священных  церемоний и знание текстов. В  действительности же реальная власть находилась в руках военного сословия — кшатриев.

Как правило, царями становились представители  кшатрий - окой Варны, кшатрии стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздно ведийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.

Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную  и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения.

Самой многочисленной была Варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В (ведийскую  эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые  политические права и даже участвовали  в решении ряда государственных  дел.

Три высшие Варны считались «дважды  рожденными», их представители имели  право на посвящение (упанаяна); шудры  же рассматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать  в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры  не являлись рабами, естественно, что  именно они в любой момент ли попасть  в рабскую зависимость. Представители  высших сословий стремились превратить Варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с представителями низших групп  и переходу последних в разряд «дважды рожденных».

Поскольку в ранних частях «Ригведы»  нет упоминаний о шудрах, это дало некоторым ученым основание рассматривать  их как аборигенов, покоренных ариями. Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о подавлении арийцами цветных аборигенов, которых превратили в шудр. При этом защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «Варна» обозначает цвет. Однако следует иметь в виду, что это значение никак не связано с обозначением цвета кожи. В древней Индии, как и в древнем Иране, существовала цветовая символика: с каждой Варной ассоциировался определенный цвет.

В поздневедийскую эпоху внутри Варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст.

 

 

 

 

2. Ведийская литература

 

Веды относятся к числу древнейших литературных памятников (они начали формироваться в III-м тысячелетии  до н. э). "Веда" означает "знание". Собственно Веды - Самхиты, или сборники гимнов в честь богов. Самхиты - первый слой Вед. Второй слой - Брахманы. Они содержали мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам. Третий слой - Араньяки (благочестивые размышления). Заключительный, четвертый, слой Вед (Веданта) назывался Упанишады, где было сформулировано сокровенное знание.

Самхит существует четыре: Ригведа (содержит гимны разным богам); Самаведа; Яджурведа (веда жертвенных формул) и, наконец, Атхарваведа (содержит более 700 заговоров на все случаи жизни). Мировоззрение, сформированное на основе Вед, было мифологично и многобожно. В Ригведе названы имена более  трех тысяч богов. Эти боги - антропоморфны. Они олицетворяли явления природы, выступая скорее не их творцами, а организаторами. Основу культа составляли жертвоприношения, большое значение имели и магические обряды. Среди наиболее почитаемых богов ведического пантеона: Варуна (олицетворение ночного неба и  правитель ночи), Митра (правитель  дня), Индра (устроитель мира, громовержец), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка).

Человек рассматривался как творение богов и вместе с тем как  часть живой природы. Различие между  растениями, животными и человеком  не имело существенного значения: люди, подобно всему живому, имеют  тело и душу. Тело смертно, а душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, а поселяется в другом теле. Причем она может вселиться не обязательно  в человеческое тело, а в животное или растительное. Странствие души по различным телам - сансара. Закон  переселения душ - закон дхармы. Переселение  души человека зависит от его поведения, благочестия, следования предписаниям своей Варны. Каждая Варна имела собственную дхарму. Исполнение дхармы вело к перерождению в более высокую Варну, а нарушение - в низшую. Так действовал закон возмездия - карма.

Исполнение дхармы представителями  высшей Варны освобождало их души от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Такое освобождение называлось мокшей. Получалось, что рождение в низшей касте - это наказание за прошлые проступки, а рождение в высшей касте - шанс достижения мокши.

В Ригведе, и особенно в Упанишадах, наблюдаются переходные формы от мифологического мировоззрения  к философскому. Так, в ведийской  мифологии зарождается представление  о безличном законе, содержатся гимны  о сотворении мира и пр.

Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады  образуют священный канон брахманизма. Это религия, верховный бог которой - Брахма (Брахман). Впервые о нем  упоминается в позднейшей Веде - в Атхарваведе. Брахма - самосущий, владыка. Однако культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии. Брахма - лишь первое лицо в брахмаистской  Троице. Два других - Вишну и Шива. Брахма - бог-творец, Вишну - бог-хранитель, Шива - бог-разрушитель. Впоследствии брахманизм распался на вишнуизм и шиваизм.

В пятом периоде истории Древней  Индии складываются различные формы  антибрахманского движения кшатриев. Среди них "Бхагавадгита", джайнизм и буддизм.

Информация о работе Предпосылки формирования древнеиндийской культуры. Происхождение Варн. Сословно - кастовый строй