Понимание культуры в эпоху Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

К V веку н. э. культура Античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами "варваров" - народов, ещё не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки, Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества.

Файлы: 1 файл

культорология димчеее.docx

— 60.08 Кб (Скачать)

 Например, стереотипны  представления о вежливости и  худобе англичан, об эксцентричности  итальянцев, легкомысленности французов  или «загадочной славянской душе».

Причины возникновения стереотипов  разнообразны. Однако самой главной  из них, вероятно, является защитная реакция  сознания на перегрузку мозга от постоянно  увеличивающегося объема информации (с  целью сохранения целостности и  здоровья всего организма).

 

 Механизмы формирования  стереотипов связаны с особенностями  человеческого мышления и психики.

 Склонность делать  умозаключения на основе собственного  культурного опыта (мы считаем,  что есть руками неприлично, а  в арабских странах это в  порядке вещей).

 Логические ошибки, ведущие  к неверным выводам:

 Все, кто много пьют  – алкоголики

 Русские много пьют

 Все русские – алкоголики (правила логики соблюдены, но  вывод не соответствует действительности).

 Приписывание личных  характеристик одного носителя  культуры всем ее представителям  при ограниченных контактах и  нехватки информации.

 Многократное повторение  одних и тех же установок  - значение оседает на подкорке  головного мозга, его восприятие  происходит без участия сознания, автоматически (повторение стиха  по 1 разу в день в течение  недели, а затем через день  в течение 3 недель позволяет  запомнить его на всю жизнь). Представьте, как действует реклама.

 В процессе социализации  и инкультурации, «привычка» думать о других определенным обра­зом мы «всасываем с молоком матери» (цыганам нельзя смотреть в глаза - они воруют детей).

 Средства массовой  информации. Для большинства людей  пресса, радио и телевидение весьма  авторитетны, а главное, вездесущи.  Мнение средств массовой коммуникации  становится мнением людей, вытесняя  из мышления их индивидуальные  установки. Влияние средств массовой  коммуни­кации сравнимо с массовым гипнозом.

Функции стереотипов. Стереотипы выполняют свои разнообразные функции  и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

 объясняют человеческие  поступки путем предоставления готовой и простой информации

 позволяют предвидеть  различные формы поведения партнеров  по коммуникации;

 формируют основы собственного  поведения по отношению к собеседникам  и партнерам (в стереотипы необходимо  вносить коррективы исходя из  собственного опыта);

 защищают традиций, обычаев, привычек, своей культуры, делят мир на своих и чужих (что русскому хорошо, то немцу – смерть, незванный гость – хуже татарина и тд.);

 обеспечение членов  общества соответствующими эталонами  моделями, стандартами поведения;

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

 расхождение авто- и гетеростереотипов создают помехи в общении;

 могут влиять на  неверное толкование поведения  собеседника;

 повторяют и усиливают  ошибочные представления;

Значение стереотипов  для межкультурной коммуникации.

 В ситуации межкультурных  контактов стереотипы бывают эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

 

 Стереотипы становятся  неэффективными и затрудняют  коммуникацию, когда, ориентируясь  на них, ошибочно относят людей  не к тем группам, некорректно  описывают групповые нормы, когда  смешивают стереотипы с описанием  определенного индивида.

 Люди сохраняют свои  стереотипы, даже если реальная  действительность и их жизненный  опыт им противоречат. Поэтому  в ситуации межкультурных контактов  важно также уметь от них  отказываться при их несоответствии  реальной действительности.

Предрассудки в межкультурной  коммуникации

 Результатом контактов  являются не только стереотипы, но и предрассудки.

 Предрассудок – это  психологическую установку предвзятого  и враждебного отношения к  чему-либо без достаточных для  такого отношения оснований или  причин. Объектом предрассудка обычно  являются люди или общности, резко  отличающиеся от своей собственной.

 Главным фактором возникновения  является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях  жизни различных этнических общностей.  Предрассудки возникают как следствие  неполного или искаженного понимания  объекта, по отношению к которому  формируется установка. 

 Если стереотип это  обобщенный, собирательный образ  представителей соответствующей  группы, который, содержит возможность  позитивных суждений, то для предрассудков  характерно бездумное негативное  отношение ко всем членам группы  или большей ее части. Наиболее  известными формами предрассудков  являются ксенофобия (неприязнь  к иностранцам), расизм, дискриминация  по возрастному, половому признаку  и т.д.

Механизм формирования предрассудков. Многочисленные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которого возможно направить свою эмоциональную реакцию  на человека, причинно не связанного с  возникновением этой реакции. Данный механизм называется психологическим процессом  перемещения. Может осуществляться бессознательно — в качестве защитного  механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения». Процесс универсален для всех культур.

 Самым распространенным  видом предрассудков являются  этнические. Их возникновению способствуют социально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей доминирующей этнической группы найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу социальной лестницы из-за сложного материального положения. Отсутствие действительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей Расе». В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней.

 Одной из теорий  происхождения предрассудков является  теория фрустрации и агрессии. Негативные эмоции создают психологическое  состояние напряжения — фрустрации. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать  любой человек. Когда причины  трудностей и невзгод видятся  в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против  этой группы, по отношению к  которой, как правило, уже имеется  негативная установка или враждебное  предубеждение.

 Каждым отдельным индивидом  предрассудки усваиваются в процессе  социализации и возникают не  из личного опыта межкультурного  общения, а в результате усвоения  сложившихся ранее предрассудков.

Типы предрассудков. В  психологии принято выделять шесть  основных типов предрассудков:

 • яркие необоснованные  предрассудки, в содержании которых  открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей собственной группы;

 • символические предрассудки - чужая группа воспринимается  как несущая угрозу культурным  базовым ценностям собственной  группы (для Америки исламский  мир - угроза демократии);

 

 • скрытые предрассудки - создается видимость хорошего  отношения для создания социальной  справедливости;

 • предрассудки «длинной  руки» - хорошее отношение к  членам чужой группы только  в определенных обстоятельствах  (случайное знакомство, формальные  встречи). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение;

 • фактические антипатии  - наличие открытого негативного  отношения к членам чужой группы  в случае, если их поведение  действительно не устраивает  доминирующую общность;

 • предрассудки типа  «знакомое и незнакомое» - отказ  от контактов с чужаками, взаимодействие  с людьми собственной группы, поскольку такое взаимодействие  не вызывает нервных и эмоциональных  переживаний (в современном мире  практически невозможно, сознательная  изоляция, некоторые племена).

 В повседневной жизни  человека предрассудки играют  весьма значительную роль.

 Заставляют видеть  определенные группы в "черном  цвете", затмевая объективные  положительные черты.

 Вызывают необоснованное  чувство тревоги и страха перед  объектом предрассудка.

 Искажают самооценку, навязывают объекту предрассудка  чувство неполноценности. Как  реакция на это чувство возникает  готовность к утверждению личностной  полноценности через межэтнические  и межкультурные конфликты. Предрассудки  с трудом поддаются корректировке,  так как информация, которая их  поддерживает более устойчива, чем та, которая их опровергает (негатив помнится дольше).

 Изменению предрассудков  могут способствовать средства  массовой информации (годы) и личное  общение. Предрассудок нельзя  вычеркнуть из сознания людей  «совсем», его можно лишь сделать  более обоснованным, доступным для  понимания, модифицировать и описать.

Межкультурные конфликты  и пути их преодоления

 В силу различий  норм и правил общения, ценностных  ориентаций и мировосприятия  люди вступают в противоречия  и конфликты друг с другом.

 Культурные различия  служат основной причиной межкультурных  конфликтов, которые бывают нескольких  видов:

 • между этническими  группами и их культурами (грузинами  и абхазцами, басками и испанцами  и т.д.);

 • между представителями  различных религий (католики и  протестанты в Северной Ирландии, православные и униаты на Западной  Украине, сунниты и шииты в  Ираке, католики и христиане  в Африке);

 • между поколениями  и носителями разных субкультур;

 • между традициями  и новациями в культуре;

 • между различными  лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.

 Согласно теории позитивного  конфликта, конфликты понимаются  как неизбежная часть повседневной  жизни. Конфликт - любой вид противоборства  или несовпадения интересов, нарушение  коммуникации, которое имеет динамический  характер, не означает прекращения  отношений, а лишь переход к  новой модели отношений; дальнейшее  развитие отношений возможно  как в позитивном направлении. 

 Часто причиной конфликта  бывают ошибки атрибуции –  необходимо знание культурных  особенностей, что является желательным  и на что накладывается табу  в конкретной культуре (четное  количество цветов).

 

 Существуют 3 основных  причины коммуникационных конфликтов:

 Личностные - ярко выраженное  своенравие и честолюбие, низкая  способность к адаптации, подавленная  злость, несговорчивость, карьеризм,  жажда власти, пессимизм. 

 Социальные - соперничество,  недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или  готовность к компромиссам, цели  и средства, противоречащие друг  другу.

 Организационные - перегрузка  работой, неточные инструкции, неясная  ответственность, постоянные изменения  правил и предписаний для отдельных  участников коммуникации, смена  привычных ролей.

 Наиболее вероятны  между людьми, находящимися между  собой в зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу,  друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее и ближе отношения,  тем вероятнее возникновение  конфликтов.

 В реальной жизни  «чисто» межкультурные конфликты  не встречаются, не стоит преувеличивать  значение культурных различий. Любой  конфликт затрагивает вопросы  статуса, власти, взаимоотношений  людей разных поколений.

Стратегии разрешения конфликтов.

 Любой конфликт можно  урегулировать или значительно  ослабить, если придерживаться одного  из следующих стилей поведения:

1.Соревнование — «прав  тот, кто сильнее» — агрессивный,  не стремящийся к сотрудничеству  стиль. Когда одна из сторон  с большим рвением добивается  своих целей и стремится действовать  в своих интересах независимо  от того, какое воздействие это  оказывает на других. Подчинение  одной стороны другой.

Информация о работе Понимание культуры в эпоху Средневековья