В поисках другой, более
приемлемой, схемы модификаций свободы
мы должны попытаться разложить
категорию свободы на составляющие
ее элементы. Это нам удастся,
если мы обратим внимание на
углубленный аналитический подход
к оценке феномена свободы.
Здесь мы должны заметить, что
свобода как самоопределение
личности осуществляется не в
выборе между объектами, а в
самосовершенствовании личности, делающей
выбор. Когда свобода человека
направлена на какую-либо желаемую
конкретную цель, эта свобода предполагает
вполне определенный выбор и является
эмпирической свободой. Но если человек
на основе произведенного выбора осознает
выбор как акт своего самоутверждения
и в этом акте открывает самого себя, то
эта возможность открыть себя для самого
себя является состоянием трансцендентальной
свободы.
В то время как
эмпирическая свобода выявляет
и объясняет поведение человека,
трансцендентальная свобода помогает
нам постичь глубокий этический
и экзистенциальный смысл нравственного
самоопределения личности.
Борьба мотивов в ситуации
морального выбора.
Для объяснения механизма
эмпирической свободы вводится
понятие “борьба мотивов.” Под мотивом
имеется в виду побуждение, отвечая на
которое человек должен сделать тот или
иной нравственный выбор.
Побуждение возникает
в сфере сознания и обладает
способностью заинтересовать сознание
своей привлекательностью. При этом
побуждение вступает в согласие
или в конфликт с доминирующими
в личном сознании ценностями.
Чем большей привлекательностью
обладает возникшее побуждение,
тем более интенсивным будет
ценностное переживание.
Сознание констатирует
возникшее побуждение, анализирует
и оценивает ситуацию. Перед фактом
возникшего мотива, представляющего
собой новую ценность, сознание
уясняет собственные старые ценности,
пересматривает сложившуюся иерархию
ценностей и оценивает достоинство
пришедшего мотива. Если пришедший
мотив несет в себе идейное
противоречие основным принципам,
идеалам и устремлениям личности,
он ценностно дискредитируется и отвергается
сознанием принципиально. Если же пришедший
в сферу сознания мотив обладает суммой
ценностно привлекательных моментов,
он, заняв доминирующее положение в сфере
сознания, переходит в сферу чувства и
вызывает влечение и желание. Влечение
возникает на основе неудовлетворенности
чувства настоящим и вызывает желание,
в котором планируется будущее и в котором
обсуждаются пути и средства достижения
желаемой цели. Последней ступенью в реализации
свободы является склонение воли. Воля
мобилизует силы души в направлении поставленной
цели, решается на преодоление всех препятствий
и проверяет общую готовность к действию.
В состоянии эмпирической
свободы дается объективная возможность
предпочесть тот или иной мотив,
избрать то или иное решение,
поступить так или иначе, но
субъектом морального выбора
всегда остается сам человек,
его открытая для разных возможностей
личность.
Детерминизм и индетерминизм.
Детерминизм в этике
— это концепция, отрицающая
нравственную свободу выбора
и рассматривающая нравственное
поведение человека с точки
зрения причинно-следственной обусловленности.
Противоположностью детерминизма
является индетерминизм, объявляющий
безусловную независимость нравственной
свободы как основного выражения
личности. Проблема детерминизма
и индетерминизма в этике предполагает,
таким образом, существенно важный
и принципиальный вопрос: что является
основанием нравственного выбора — предопределенная
необходимость или свобода.
Детерминисты отрицают
свободу. Одни из них утверждают,
что все в мире подчиняется
законам Вселенной, в том числе
и мораль. Зная законы, можно предсказывать
явления. Если в настоящее время
человеческое поведение предсказывать
пока невозможно, то в будущем,
когда о нем узнают больше,
предсказание станет возможным.
Человек поступает согласно действующим
во Вселенной законам, которые
направляют мировое развитие
к всеобщей разумной цели. Это
этика космической телеологии.
Другие детерминисты
утверждают, что мораль определяется
биологической эволюцией и есть
результат эволюционного развития
человека. Это так называемая
эволюционная этика.
Некоторые детерминисты
сходятся на том, что нравственный
выбор определяется безотчетным
стремлением человека к наслаждению
и счастью. Это этика гедонизма
и эвдемонизма.
Представители фрейдизма
пытаются обосновать мораль на
бессознательных влечениях человека,
которые лишают его свободы
выбора. Общий смысл концепции
свободы у Фрейда глубоко пессимистичен.
Свобода человека находится под
двойным гнетом: со стороны его
собственной природы и со стороны
культуры. Человеческая культура
не в состоянии искоренить
первичные инстинкты в человеке,
а человек с его инстинктами
не может вынести ограничений,
налагаемых на него обществом
и культурой.
Наконец, свобода выбора
отрицается в глубинной психологии,
предметом исследования которой
стали глубинные силы личности,
ее влечения и тенденции. В
трактовке мотивов поведения
человека глубинная психология
отводит активную динамическую
роль бессознательным мотивациям.
Эта роль настолько значительна,
что сам человек не может
заранее знать, как он поступит
в тот или иной момент, в
той или иной ситуации.
Таким образом, с
точки зрения всех детерминистских
концепций, человек осуществляет
нравственный выбор не свободно,
а под воздействием определенных
космологических, биологических
и психологических законов, которые
господствуют над человеком и
определяют его нравственное
поведение.
Детерминисты могут
сказать, что человек считает
себя свободным лишь потому, что
он сознает срои желания и свои действия,
но причины, которые их вызвали, он не сознает.
Например, в ситуации выбора человек избирает
ту цель действия, для которой разница
между суммой привлекательных моментов
и суммой неприятностей будет максимальной,
но при этом он может забывать о том, что
есть определенные природные и культурные
факторы, которыми обусловлена ценность
избираемой им цели. Следовательно, его
выбор не является внутренне свободным,
а предопределен внешними условиями.
В индетерминизме, наоборот,
нравственный выбор и поведение
человека всецело основаны на свободе.
Свобода объявляется главным выражением
личности. Хотя все в мире подчинено становлению,
человек не подчинен ему окончательно.
Он субъект своего становления, так как
обладает свободой, и в его власти изменять
процесс своего становления. Человек не
обладаем миром, а, наоборот, является
его обладателем. Он преодолевает детерминизм
и сообщает смысл процессу своего становления,
предпочитая тот или иной закон существования.
Он сознательно делает выбор и созидается
в процессе становления как совершенная
личность. Всякое человеческое решение
имеет смысл, если оно связано с тем, что
составляет самобытность личности. Свобода
— самая существенная основа личности,
ее фон и ее глубина.
В индетерминизме личность
свободна, во-первых, от предопределения
природой, во-вторых, от предопределения
условиями среды и, в-третьих,
от собственного прошлого. В свободе
личности открывается глубина,
богатство и динамика ее многообразных
проявлений, которые нельзя вывести
ни из каких причинно-следственных
предпосылок, до конца объяснить
и тем более предвидеть и
предсказать. На основе творческого
самоопределения личности формируется
структура личности, осуществляется
процесс ее самовыявления и
самоосуществления.
В православном богословии
интерпретация нравственного выбора
в равной степени свободна
от крайностей как детерминизма, так
и индетерминизма. Православное богословие
признает объективное значение природных
и культурных факторов в нравственном
выборе человека, но при этом оно воздерживается
от преувеличения роли внешних детерминант
в процессе формирования личности. Если
детерминизм имеет в виду преимущественно
эмпирический аспект человеческой свободы,
то в индетерминизме подчеркивается ее
трансцендентальный аспект.
Личность человека
есть структура устойчивая, самобытная
и оригинальная, но, вместе с тем,
структура динамичная, открытая
для выбора и осуществления
различных возможностей, структура,
всегда находящаяся в процессе
развития и совершенствования.
Становление личности совершается
в диалектическом единстве внешней
обусловленности и внутренней
свободы, причем основной тенденцией
в становлении личности является
ее восхождение в направлении
от эмпирической свободы к
свободе трансцендентальной.
Проблема понимания в
межкультурной коммуникации
Сущность и механизм процесса
восприятия.
Для непонимания и возникновения
конфликтов существует довольно много
причин. Все они так или иначе связаны
с психологическим процессом восприятия
и формирования межкультурной компетенции.
Восприятие мира человеком
определяется многими факторами:
воспитанием, социально-культурной
средой, образованием, характером, мировоззрением,
личным опытом и тд. Обычно выделяют
несколько видов восприятия - обыденное,
осознанное, чувственное восприятие (когда
речь идет о том, что человек воспринимает,
понимает и познает).
Процесс коммуникации
начинается с наблюдения за
человеком, его внешностью, голосом,
особенностями поведения, в ходе
которого по ряду внешних проявлений
мы пытаемся понять внутренний
мир и особенности личности, логику
поступков и мышления.
Вся информация поступает
в через органы чувств мозг в виде ощущений.
Этой информации придается то или иное
значение, т.е. она интерпретируется на
основании прошлого опыта, мотивации,
эмоций. Полученную информацию человек
систематизирует и упорядочивает в удобной
для себя форме, разделяя вещи на классы,
группы, виды и тд. Этот процесс называется
категоризация и позволяет сделать действительность
понятной и доступной, а также справиться
с растущим объемом информации. Кроме
того, она дает возможность строить предположения
и предсказания, поскольку, по сути, любая
категория представляет типичный образец
явления или предмета. Между классами
и группами устанавливаются связи, благодаря
которым возможно сравнение разных объектов.
Если явление или
предмет не поддаются категоризации,
то у человека возникает чувство
неопределенности и тревоги, следовательно,
чтобы справиться с с меняющейся
действительностью, границы между категориями
должны быть гибкими.
Обычно выделяют четыре
главных фактора влияющих на
восприятие одного человека другим:
фактор первого впечатления, фактор
«превосходства», фактор привлекательности
и фактор отношения к нам.
Фактор первого впечатления.
Первое впечатление
помогает выбрать стратегию дальнейшего
общения. Важным является вопрос
о его верности или неверности.
Первое впечатление часто бывает
обманчивым, иногда его бывает
трудно изменить. Внешний вид (опрятность,
одежда) может служить информацией о социальном
статусе человека, его профессии (китель,
офисный костюм, роба, белый халат), событиях
жизни (подвенечное платье, больничная
одежда...). Одежда может привлечь внимание,
создать благоприятное впечатление, помочь
затеряться в толпе, все испортить (футболка
и рваные джинсы – на собеседование/ вечернее
платье – в магазин и тд).
В невербальном общении
имеют значение цвет одежды
и манера ее носить.
Исследования показывают,
что почти каждый взрослый
человек, имеющий достаточный
и разнообразный опыт общения,
способен более или менее точно
определить почти все характеристики
партнера — его психологические
черты, социальную принадлежность
и т.п.
Фактор превосходства.
Первое впечатление
создает только основу для
дальнейшего общения, но его
оказывается недостаточно для
постоянного и длительного общения.
В этой ситуации начинает действовать
фактор «превосходства», в соответствии
с которым происходит определение
статуса партнера по коммуникации.
Для его определения служат
два источника информации:
• одежда человека, включающая
все атрибуты внешности человека (силуэт
(высокое социальное положение - «строгий»,
классический покрой, много вертикальных
линий), цену одежды, очки, прическу, драгоценности
и т.п.);
• манера поведения (как
сидит, ходит, разговаривает, смотрит человек
– высокомерно, уверенно (расслабленная
поза), взгляд в окно/на руки – скука, превосходство,
много иностранных слов, спец. терминов
– стремится перетянуть внимание на себя,
не важно, чтобы его поняли).
В настоящее время,
когда практически во всех
культурах исчезли столь жесткие
предписания и ограничения, роль
одежды в кодировании социального
положения человека все же остается
значимой. Можно, вероятно, говорить о
существовании неофициальной знаковой
системы одежды и внешних атрибутов человека,
элементы которой одновременно являются
признаками, определяющими формирование
первого впечатления о статусе человека.
Фактор привлекательности.
Существуют объективные
основания для восприятия и
понимания человека по его
внешности. Детали внешнего облика
человека могут нести информацию
о его эмоциональном состоянии,
отношении к окружающим людям,
о его отношении к себе, состоянии
его чувств в данной ситуации общения.