Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:03, контрольная работа
К V веку н. э. культура Античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами "варваров" - народов, ещё не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки, Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества.
2. Сотрудничество - «давайте
решим это вместе» - стремление
решить проблему, выяснить разногласия,
в конфликте видят стимул к
конструктивным решениям. Итоговое
решение устраивает обе
3. Уход от конфликта
— «оставьте меня в покое»
- один из участников конфликта
надеется, что он разрешится сам
собой. Конфликтная ситуация
4. Уступчивость — «только
после вас» — одна из сторон
конфликта ставит интересы
5. Компромисс — «давайте
пойдем друг другу навстречу»
— обе стороны конфликта идут
на взаимные уступки, путем
переговоров, взаимовыгодных
Общие правила поведения в конфликтных ситуациях:
• не спорить по мелочам;
• не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
• обходиться без резкостей и категоричности;
• стараться найти истину (истина одна, правда у каждого своя);
• учиться признавать свою неправоту;
• не быть мстительным;
• использовать юмор, если это уместно.
Межкультурная компетенция и ее основные компоненты: коммуникативная и культурная типы компетенции.
Результаты межкультурной коммуникации
Межкультурная компетенция
в межкультурной коммуникации. Главная
цель любого коммуникативного
процесса — желание быть
Предполагает готовность
вести диалог на основе знания
своей и чужой культуры, умение
ориентироваться во времени и
пространстве партнера, его социальном
статусе, в межкультурных
Считается, что МК можно овладеть в процессе межкультурного общения. Необходимые знания делятся на специфические (знания о конкретной культуре) и общие (толерантность, эмпатия, знания общекультурных универсалий). Основными и обязательными признаками МК являются следующие:
• открытость к
познанию чужой культуры и
восприятию психологических,
• психологический
настрой на кооперацию с
• умение разграничивать коллективное и индивидуальное в коммуникативном поведении представителей других культур;
• способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы;
• владение набором
коммуникативных средств и
• соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации.
Составные элементы МК можно разделить на:
- аффективные (толерантность, эмпатия);
- когнитивные (культурно-специфические знания, которые способствуют взаимопониманию);
- процессуальные ( коммуникативные стратегии – начало разговора, речевые клише и тд., свойственные другой культуре).
Выделяют след пути формирования МК:
- осознать особенности своей и чужой культуры
- пополнять знания о других культурах
- приобретать знания о социокультурных формах взаимодействия в чужой культуре.
В МК выделяют языковой, коммуникативный и культурный уровень.
Языковая компетенция - правильный выбор языковых средств, адекватных ситуации общения, способность применять прошлый коммуникативный опыт в новых ситуациях. Языковая компетенция в родном языке всегда выше, чем в иностранном. Недостаток вербальных средств при необходимости общаться на иностранном языке является сильным стимулом к совершенствованию языковых навыков. Фактор языковой компетентности в межкультурной коммуникации имеет относительный характер, поскольку:
• в оценке языковой компетентности представителей разных культур используются неодинаковые критерии;
• в разных культурах
могут не совпадать
• оценка уровня
компетенции различается в
Коммуникативная компетенция– приемы и стратегии, необходимые для эффективного общения. Составными элементами являются следующие умения:
• интерпретировать
специфические для данной
• определить долю
говорения и слушания в
• адекватно выразить свою мысль и понять мысль собеседника;
• направить беседу в нужное русло;
• подавать и
• сохранять принятую
для данной культуры
• использовать вербальные и невербальные средства, приемлемые для данной культуры;
• приспособиться
к социальному статусу
• корректировать
собственное коммуникативное
Культурная компетенция - понимание фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для культурной среды общения. Предполагает умение извлечь необходимую информацию из различных культурных источников (книги, фильмы, периодика, политические явления и т.д.) и дифференцировать ее с точки зрения значимости для межкультурной коммуникации.
За достаточный уровень
межкультурной компетенции
Толерантность как результат межкультурной коммуникации
Большинство научных
направлений рассматривают «
В основе – позитивный
образ своей культурной группе
с позитивным ценностным
Т. в широком смысле присуща разным народам, но в разной степени. Русское "терпение" не является адекватным синонимом – способность безропотно переносить жизненные трудности. Американцы считаются более терпимыми. Основы их толерантности заключаются в том, что большому числу эмигрантов с разными культурными традициями, привычками, религиозными верованиями приходилось уживаться в мире и согласии. Часто кажущаяся - равнодушие.
Т. НЕ является врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступчивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодействующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценности другой личности.
Проявления толерантности в межкультурпой коммуникации носят относительный характер. Например, американцы никак не могут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нарушение прав потребителей, невыполнение законов со стороны должностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Русские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляющие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают альтернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.
Противоположность - интолерантность, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. Проявляется в широком диапазоне форм поведения — от невежливости, пренебрежительного отношения до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
В условиях многообразия
культур и растущего числа
контактов актуальной является
проблема целенаправленного
Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.
I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:
• осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации;
• поиски возможностей
приобрести опыт
II. Языковая подготовка:
• обязательное
• развитие языковых
навыков с помощью
• накопление индивидуального
словарного запаса, необходимого
для начального этапа
• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.
III. Специализированная культурная подготовка:
• сбор и изучение
информации о культурном
• подготовка к неизбежному культурному шоку;
• получение необходимых
практических советов от людей,
• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.
Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл выработали практические рекомендации, которые способствуют выработке толерантного отношения к чужой культуре. Некоторые из них:
Относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей.
Пытаться понимать и уважать эту религию.
Уважать обычаи приготовления и принятия пищи, способы одеваться, не демонстрировать отвращения к непривычным запахам.
Не судить людей по цвету и акценту.
Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру.
Информация о работе Понимание культуры в эпоху Средневековья